«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРЕМОК»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
На занятии дети закрепляют знания о русских народных инструментах – свирель, бубенцы, деревянные ложки, трещетка, бубен, балалайка, на которых играли их предки. И до сей поры эти музыкальные инструменты известны во всем мире как один самые популярные народные музыкальные инструменты России. Через это познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания в повседневной жизни – в играх, в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shishkina_s.n.gallyamova_zh.f._muzd4.docx | 35.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРЕМОК»
/Методическая разработка музыкального занятия
с использованием музыкальных инструментов/
Составили:
Шишкина Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ-
детский сад №5 г.Агрыз Агрызского муниципального района РТ
Галлямова Жанна Фирозовна, музыкальный руководитель МБДОУ-детский
сад №1 «Золотой ключик» г.Агрыз Агрызского муниципального района РТ
Пояснительная записка
На занятии дети закрепляют знания о русских народных инструментах – свирель, бубенцы, деревянные ложки, трещетка, бубен, балалайка, на которых играли их предки. И до сей поры эти музыкальные инструменты известны во всем мире как один самые популярные народные музыкальные инструменты России. Через это познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания в повседневной жизни – в играх, в самостоятельной деятельности.
Музыкальная образовательная деятельность в детском саду
I. Организационная информация.
1. Доминирующая образовательная область:Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО;
2. Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие музыки и художественной литературы , театрализованная, музыкально-ритмическая, игра на ДМИ.
II. Методическая информация.
1. Тема образовательной деятельности: «Музыкальный теремок»
2. Методы и приемы реализации содержания ОД:
*Наглядные (Показ музыкальных инструментов, видеофрагменты)
*Словесные (Разгадывание загадок, элементы драматизации сказки, беседа, считалка)
*Практические (Упражнение, восприятие музыки, песенка-распевка, песня, игра, музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ)
3. Интеграция образовательных областей :Социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
4. Возрастная группа: Старшая.
5. Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа в процессе ознакомления с народными инструментами.
6. Задачи:
6.1 Закреплять знания детей о русских народных инструментах;
6.2 Развивать умение определять и называть народные инструменты, менять движения в соответствии с характером музыки, побуждать принимать активное участие в игре и оркестре;
6.3 Воспитывать интерес к звучанию русских народных инструментов.
7. Планируемые результаты:
7.1 Сформированы представления об русских народных музыкальных инструментах;
7.2 Способны самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре;
7.3 Способны узнавать и называть по описанию народные инструменты;
7.4. Испытывают потребность в восприятии музыки в исполнении на русских народных инструментах.
8. Организация среды для проведения занятия (музыкальной образовательной деятельности) ДМИ (свирель, бубенцы, деревянные ложки, трещетки, бубны, мулежи балалайки, фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран, напольный плоскостной домик, детский стол, расписной сундучок для инструментов, скамейка, детские стулья (по кол-ву детей), шапочки-маски героев: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
9. Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты) Просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям русских народных музыкальных инструментов, разучивание песни «Расписная ложка» автор Н.И.Сухова,муз. А.Копытова, игры «Передай другому», считалки для выбора персонажей и четверостишья из русской народной сказки «Теремок», танца с балалайками, закрепление умения игры на народных инструментах.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1 Оргмомент : Приветствие «Здравствуй, друг!» 1 мин
1.2.Введение в тему (создание проблемной ситуации) :
*Показ музыкального теремка, загадывание загадок про русские народные инструменты и нахождение для них музыкантов.
1.3 Мотивация деятельности детей:
* Восприятие музыки («Одинокий пастух» Джейм Ласт) определение характера музыки, звучания (на каком инструменте исполняется)- 4 мин
1.4 Целеполагание:(с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Найти и пригласить друзей-музыкантов , чтобы открыть замок, чтобы поиграть на народных инструментах -3 мин
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний:
*Загадывание загадок о народных музыкальных инструментах;
*Пение песенки-распевки и песни -5мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания :
*Знакомство с музыкальным произведением «Одинокий пастух» Д.Ласта в исполнении знакомого народного инструмента-свирели;
*Музыкальная игра «Передай другому» с использованием знакомых русских народных танцевальных движений с использованием бубна - 5 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания:
*Дети самостоятельно выполняют знакомый танец с балалайками;
*Игра в оркестре на детских народных музыкальных инструментах, исполнение пьесы «Светит месяц» р. н. мел. (бубенцы, свирель, ложки, бубны, трещотки)-6 мин
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Дети отвечают на вопросы о том, как нам удалось найти друзей-музыкантов и о значении русских народных инструментах в жизни народа - 1 мин
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Фольклорный праздник «Осенняя ярмарка».
4.2 Фольклорный праздник «Масленица»
Список литературы:
1. Улашенко Н. Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп»/Волгоград:ИТД «Корифей, 2006. – 96с.»
2. Минина Е. А. «Музыкальное развитие детей 3-5 лет в детском саду»: Конспекты занятий, репертуар, критерии оценки результатов. /Е. А. Минина. – Ярославль: Академия развития, 2009. -256с.
3.Интернет-ресурсы:
-https://vasar321.jimdo.com/коллегам/региональный-компонент/
- https://yadi.sk/d/xHqUFES1tZ8xp
-https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/27/kartoteka-zagadok-pro-muzykalnye-instrumenty
Ход занятия:
- Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» (Хороводным шагом дети с воспитателем заходят в зал ,образуя круг)
Муз. рук.: -Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! (поет под р.н.п. «Ах, вы сени»)
Приветствие «Здравствуй, друг»
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Пропою я вам «Привет!».
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Дети (поют) Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку
Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный….
Дети: (инструмент.)
Муз. рук.: - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как русские народные инструменты нашли своих музыкантов? (Да) Ну тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно. (дети и муз.рук садятся, восп-ль подходит к домику)
Восп-ль: Дети, посмотрите, какой красивый теремок.
Стоит в поле теремок,
И закрыт он на замок
А в теремке музыкальные инструменты живут
Своих друзей-музыкантов ждут.
Потому что их зверюшки,
Убежали из избушки.
Скучно в сундучке лежать
Хотят с нами поиграть
Что же делать, как нам быть,
Как музыкантов возвратить? (дети вспоминают сказку «Теремок», персонажей сказки и предлагают свои варианты)
Восп-ль: Правильно, их надо пригласить и найдём мы друзей- музыкантов по считалке.(выбрать персонажей по считалке)
Считалка (произносим все вместе(хором)
В теремочке новоселье
Ждет гостей в лесу веселье.
Первый гость узнал об этом
И пришел он к нам с «приветом!» (ребенок пропевает слово «Привет!», восп-ль надевает шапочку героя -мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя )
Вос-ль: И так сказка начинается,
Гости собираются
- Звучит р.н.м. «Калинка»
Вос-ль: Вот по-полю мышка бежит, увидала теремок и говорит (выбегает мышка)
Мышка: Что за музыка звучит?
Что за теремок стоит?
Кто в теремочке живет?
Кто в теремочек зовет?
Вос-ль: Мышка, отадай загадку и узнаешь
Загадка: Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
(Мышка отгадывает загадку, если затрудняется, ей помогают дети)
(Воспитатель даёт ребёнку инструмент, ребёнок присаживается на лавочку около домика)
Муз.рук. Ребята, а теперь я предлагаю послушать и посмотреть, как звучит свирель.
- Видеофрагмент « Одинокий пастух»Джейм Ласт в исполнении Даши Стикиной
Муз.рук. В старину молодые девушки собирались на лугу, чтобы послушать звуки свирели. Она завораживала всех. Почему? Как вы думаете? (Какая по характеру? ) А вам понравилась это музыкальное произведение? Молодцы! А мы продолжаем нашу сказку.
- Звучит р.н.м. «Калинка»
Вос-ль: Вот по полю лягушка бежит, увидала теремок и говорит
(выбегает лягушка)
Лягушка: Что за музыка звучит?
Что за теремок стоит?
Кто в теремочке живет?
Кто в теремочек зовет?
Вос-ль: Лягушка, отадай загадку и узнаешь
Загадка:
На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь.(Бубенцы)
(Лягушка отгадывает загадку, если затрудняется, ей помогают дети)
Вос-ль: Ай-да ,лягушка, молодец! Получай свой бубенец! (Воспитатель даёт ребёнку инструмент, ребёнок присаживается на лавочку около домика, рядом с мышкой)
Муз.рук-ль: Ребята, а давайте мы исполним попевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой. (Дети исполняют песенку)
Муз.рук-ль: Вы ребята молодцы, распевались от души!
Воспитатель: А сказка продолжается, гости в терем собираются
- Звучит р.н.м. «Калинка»
Вос-ль: Вот по полю зайка бежит, увидал теремок и говорит (выбегает заяц)
Заяц: Что за музыка звучит?
Что за теремок стоит?
Кто в теремочке живет?
Кто в теремочек зовет?
Вос-ль: Зайка, отадай загадку и узнаешь
Загадка:
Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт. (Ложка)
(Заяц отгадывает загадку, если затрудняется, ей помогают дети)
Вос-ль: Ай-да ,зайка, молодец! Получи свой инструмент! (Воспитатель даёт ребёнку инструмент, ребёнок присаживается на лавочку около домика, рядом с лягушкой)
Муз.рук: Ложки на Руси всегда были доступным музыкальным инструментом. Люди всегда на них играли, потому что это было забавно, интересно и весело. Так давайте исполним песню
- Расписная ложка. Автор Н.И.Сухова.
(Воспитатель раздаёт ложки Дети исполняют стоя, на проигрыш стучат ритмично ложками)
Муз. рук- Замечательно, как весело и дружно вы пели. А сказка наша продолжается….( воспитатель собирает ложки)
- Звучит р.н.м. «Калинка»
Вос-ль: Вот по полю лисонька бежит, увидала теремок и говорит(выбегает лиса)
Лиса: Что за музыка звучит?
Что за теремок стоит?
Кто в теремочке живет?
Кто в теремочек зовет?
Вос-ль: Лиса, отгадай загадку и узнаешь
Загадка:
Есть пластиночки на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий …(Бубен)
(Лиса отгадывает загадку, если затрудняется, ей помогают дети)
Вос-ль: Ай-да ,лисонька, молодец! Получи свой инструмент! (Воспитатель даёт ребёнку инструмент)
Муз.рук: Бубен, бубен ты звени, и народ наш весели
Становитесь все в кружок, начинай игру дружок.
- Музыкальная игра « Передай другому»
Текст:
Ты беги-весёлый бубен быстро-быстро по рукам
У кого весёлый бубен, тот сейчас станцует нам.( бубен передаётся по кругу, с остановкой музыки игрок с инструментом танцует в кругу)
Муз.рук. Ребята, вам понравилась игра(Да) Поиграем ещё раз?(Да)
Вос-ль Вот закончилась игра, сказку продолжать пора!
- Звучит р.н.м. «Калинка»
Вос-ль: Вот по полю волк бежит, увидала теремок и говорит (выбегает волк)
Волк: Что за музыка звучит?
Что за теремок стоит?
Кто в теремочке живет?
Кто в теремочек зовет?
Вос-ль: Волк, отгадай загадку и узнаешь
Загадка:
Интересная подружка
Деревянная игрушка
Тараторит, словно тётка.
Называется….(Трещотка)
(Волк отгадывает загадку, если затрудняется, ему помогают дети)
Вос-ль: Ай-да ,волк, молодец! Получи свой инструмент! (Воспитатель даёт ребёнку инструмент, он садиться рядом с лисой.)
Муз.рук: Вот оркестр у нас собрался и инструмент у нас остался
Восп-ль: Кто же к нам ещё , инструмент свой заберёт?
- Звучит р.н.м. «Калинка»
Вос-ль: Вот по полю мишка бежит, увидала теремок и говорит (выбегает медведь)
Медведь: Что за музыка звучит?
Что за теремок стоит?
Кто в теремочке живет?
Кто в теремочек зовет?
Вос-ль: Миша, отгадай загадку и узнаешь
Загадка:
Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок – тонкий, голосок – звонкий.(Балалайка)
(Медведь отгадывает загадку, если затрудняется, ей помогают дети)
(Воспитатель даёт ребёнку инструмент)
Вос-ль: Ай-да ,миша, молодец! Получи свой инструмент!
Ты на месте не сиди и плясать к нам выходи
«Танец с балалайками»
Восп-ль:Музыкантов пригласили
Теремочек мы открыли
Инструменты все раздали
Все их правильно назвали
Муз.рук-ль :В теремочке новоселье
Ждет друзей в лесу веселье
Оркестр начинай играть
Гостей наших развлекать(воспитатель раздаёт остальным детям муз. инструменты)
- Оркестр «Ах, вы сени, мои сени (рус. нар .мел)
Муз.рук-ль: Вот умолкли инструменты
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты
Все выходят на поклон (аплодисменты, дети кладут музыкальные инструменты в расписной сундучок и садятся на стульчики)
Беседа музыкального руководителя с детьми (Дети отвечают на вопросы о том, как удалось найти друзей-музыкантов и о значении русских народных инструментах в жизни народа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-дидактической игры «Музыкальный теремок»
Музыкальный руководитель: Екатерина Леонидовна ХудяковаВозрастная группа детей: средняяЦель: развитие умений определять музыкальные инструменты по звуку.Задачи:Образовательные:Познакомить детей ...
Программа по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРЕМОК»
Рабочая программа по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности «Музыкальный теремок» составлена с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандарт...
Музыкально-дидактическое пособие "Музыкальный теремок"
Музыкально-дидактическое пособие...
Музыкально-дидактическая игра "Музыкальный теремок"
Электронное музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный теремок» способно в игровой форме развивать музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста.Пособие предназначен...
Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию, музыкальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста «Музыкальный теремок»
Цель: развивать музыкальные способности детей младшего дошкольного возраста через музыкально – игровую деятельность, в непроизвольной форме сохранять и укреплять здоровье....
Конспект музыкального занятия в средней группе «Музыкальный теремок»
Музыкальное занятие для детей средней группы в соответствии с ФГОС. Данное занятие поддерживает интерес к музыкальной и театрально-игровой деятельности. Развивает у детей внимание, память, способ...
Конспект музыкальной ОД "Музыкальный теремок" в младшей группе
Материал содержит описание проведения музыкальной ОД в младшей группе....