Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки во 2 мл.гр.
план-конспект занятия по музыке (младшая группа) на тему
Конспекты музыкальных занятий по слушанию музыки во 2 мл.гр.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цикл занятий по слушанию музыки с элементами игрового творчества во второй младшей группе
из опыта работы музыкального руководителя
МКДОУ «Ручеёк», г. Бородино, Ильиной М.В.
Занятие 1. «У Слонёнка день рождения»
Цель занятия: Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку, желание ее слушать.
Задачи:
- Активизация внимания детей образным и художественным словом о животных.
- Привлечение внимания детей к средствам выразительности музыкальных образов.
- Формирование навыка слушания музыкального произведения до конца; умения узнавать знакомые образы в музыкальных произведениях.
Дети входят в зал под веселую музыку, садятся на стулья.
М.р.: У слоника, ребята, сегодня день рождения.
Придут к нему на праздник веселые друзья.
И будут веселиться, петь песни и плясать.
А кто придет сегодня, должны мы угадать!
Угадайте, кто же придет первым к слонику в гости.
Загадка: Кто же скачет в гости к нам
По лесной лужайке,
Длинноухий, быстроногий,
Кто же это… (Зайка).
Послушайте музыку Зайчика.
М.р. играет пьесу Е. Тиличеевой «Зайцы».
Вопросы: Какой Зайка в музыке? (веселый, озорной, прыгучий и .т.д.)
Звучит музыкальная тема Зайчика, воспитатель вносит игрушку Зайца. Он «здоровается» со Слоненком, детьми, дарит подарок, «усаживается» за стол.
М.р. Следующим в гости пришел еще один друг Слоненка. Кто же это?
Загадка: Он большой и косолапый,
Говорят, сосет он лапу.
Громко может он реветь,
А зовут его … (Медведь)
Послушайте музыку Медведя.
М.р. играет пьесу М. Раухвергера «Мишка»
Опираясь на вопросы музыкального руководителя, дети характеризуют Медведя (косолапый, неуклюжий, музыка немного грубая, медленная и т.д.).
Снова звучит музыка, воспитатель вносит Медведя. Он тоже «здоровается» со всеми, «дарит» свой подарок, садится за стол.
М.р. Гости сели пить чай и услышали, как кто-то стучит в дверь. Кто же это?
Загадка: Круглый, как мячик, а не скачет.
Весь в иголках, а не елка.
Он почти как колобок,
У него колючий бок (Ежик).
Послушайте музыку Ежика.
М.р. играет пьесу Д. Кабалевского «Ежик»
Вопросы: Какой Ежик в музыке? (он быстрый, шаловливый, колючий и т.д.).
Звучит музыкальная тема Ежика, под которую «заходит» Ежик. Он «приветствует» именинника и гостей, «дарит» свой подарок.
М.р. Гости попили чаю, попробовали вкусные угощения и решили потанцевать.
Угадайте, кто первым пошел танцевать?
Дети повторно слушают каждую из трех пьес, узнают героев, соответствующим музыке.
М.р. Давайте, и мы походим с вами, как «Зайчата», «Медвежата», «Ежата».
Дети выполняют соответствующие движения под музыку, характеризующую того или иного героя.
М.р. Ребята, как вы думаете, понравились Слоненку подарки его друзей? (Ответы детей).
Давайте, и мы тоже подарим Слоненку свой подарок. Мы для него станцуем.
Пляска «Топ – хлоп» Е. Железнова.
М.р. Ну, ребята, хороши.
Поплясали от души!
Но пришла пора прощаться.
В свою группу возвращаться.
И игрушки мы возьмем,
В свою группу отнесем.
Скажем взрослым: «До свиданья!
И спасибо за вниманье!»
Дети уходят в группу под веселую музыку.
Занятие 2 – 3 «Игрушки из волшебного сундучка»
Цель и задачи: развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на музыкальные образы, развивать чувство ритма, контрастные части в музыке.
Дети входят в зал, садятся на стульчики.
М.Р. Ребята, посмотрите, кто-то нам принес на занятие сундучок и оставил его здесь.
Давайте, посмотрим, что там?
Воспитатель открывает сундучок, достает мячик.
М.Р. Что это, ребята? (Мячик)
М.Р. А что делают с мячиком? (Играют).
Мой славный мяч,
Забавный мяч –
На месте не сидит.
Ловлю его, ловлю его,
И снова он летит.
С помощью вопросов взрослого дети выясняют, что мяч круглый, скачущий, красивый, озорной и т.д.
М.Р. Давайте, послушаем музыкальную пьесу о мячике, и о том, как весело с ним играть.
Звучит пьеса «Игра в мяч»
Музыкальный руководитель проводит беседу по содержанию и характеру музыки.
М.Р. А вы, ребята, хотите поиграть с мячиком?
Проводится музыкальная игра «Мячик» (воспитатель вместе с музыкальным руководителем поют песню под музыку плясового характера).
Песня-игра «Мячик»
Вот какой, вот какой Мячик пестрый, озорной. Никогда не плачет, По дорожке скачет. Мяч в руках я подержу И ребяткам покажу. Кому дать? Кому дать? Кто же будет мяч кидать? Мячик Коленьке я дам. Мячик Коля бросит сам. | Дети сидят на местах и смотрят, как ведущий под песню ударяет мячом об пол и ловит его. Ведущий держит мяч и ходит перед детьми, показывая его малышам. Дает мяч ребенку. Ребенок кидает мяч обратно ведущему. |
М.Р. Давайте, еще раз заглянем в волшебный сундучок. Может быть, там еще что-то есть? Один из вызванных детей достает оставшиеся игрушки: барабан и погремушку.
М.Р. Погремушка, погремушка,
Развеселая игрушка.
Погремушку подниму,
Веселее позвеню!
Вот как звучит погремушка звонко. Послушайте, как музыка расскажет нам о погремушке.
Звучит пьеса Ф. Гершовой «Погремушки».
М.Р. Тра-та-та, тра-та-та!
Барабаню я с утра.
Барабаню целый день,
Барабанить мне не лень.
Послушайте пьесу «Барабан».
Звучит пьеса Ф. Гершовой «Барабан».
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на изобразительность музыки в пьесах, дает их сравнительную характеристику.
М.Р. А вы, ребята, хотите поиграть на музыкальных игрушках?
Воспитатель раздает барабаны и погремушки детям.
Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано произведение «Барабан» и предлагает тем, кто держит барабан, поиграть на барабане. После прослушивания произведения «Погремушки» предлагается сопровождать игру звоном погремушки. Затем детям предлагается отгадать музыкальные загадки: «Чья музыка звучит — тот инструмент и заиграет».
М.Р. А сейчас мы попляшем с погремушками.
Пляска с погремушками
Белорусская плясовая мелодия «Бульба»
Слова А. Ануфриевой.
Пляска развивает ловкость, точность, координацию движений, чувство ритма, умение различать контрастные части в музыке.
1.Ах, как весело сегодня, Веселятся малыши! Деткам дали погремушки, Погремушки хороши! Припев: Дзинь-ля-ля…. 2. Погремушки вверх пошли, Выше, выше, малыши. Покажите погремушки! Погремушки хороши! Припев 3. Где же, где же погремушки? Спрятали их малыши. Покажите погремушки! Погремушки хороши! Припев 4.Сели на пол, постучали Погремушкой малыши. Постучали, поиграли, Погремушки хороши! Припев 5. Побежали с погремушкой Друг за другом малыши. Догоните наших деток – Наши детки хороши! Припев | Отводят руку с погремушкой вправо и влево (размахивают). Звенят погремушкой. Поднимают и опускают ручку с погремушкой. Звенят погремушкой Ручку с погремушкой прячут за спину. Звенят погремушкой Сесть на корточки и стучать погремушкой по полу. Звенят погремушкой Бегут с погремушкой. Звенят погремушкой. |
М.Р. Все сегодня весело играли, слушали музыку, пели и плясали вы тоже хорошо. Теперь, давайте, отнесем наши погремушки и положим в волшебный сундучок. В следующий раз мы еще с ними поиграем и потанцуем.
Занятие 3 Игрушки из волшебного сундучка (продолжение темы)
Дети приходят в зал, садятся на стульчики.
М.Р. обращает внимание детей на сундучок, который стоит на столике. Предлагает детям посмотреть, что же на этот раз находится внутри сундучка.
Дети достают игрушку плюшевого Медведя.
М.Р. Вы послушайте, малышки,
Расскажу я вам про мишку.
Мишенька в лесу живет,
Ест малину, любит мед.
Он большой и косолапый,
Любит лапу он сосать,
Сладкоежка он отменный,
А зимой он любит спать.
Очень любит он реветь,
Ведь на то он и медведь.
Музыкальный руководитель с помощью вопросов подводит детей к образной характеристике медведя: большой, косолапый, неуклюжий и т.д.
Послушайте пьесу «Мишка».
Звучит пьеса М. Раухвергера «Мишка»
Опираясь на вопросы музыкального руководителя, дети характеризуют музыку Медведя (музыка немного грубая, медленная и т.д.).
Затем из сундука вызванный ребенок достает игрушку Зайчика.
М.Р. Длинные у зайца уши.
Как удобно ими слушать!
Но раздатся звук шагов, -
Зайка – шмыг и был таков!
Послушайте музыку Зайчика.
Звучит пьеса «Зайчик» М. Старокадомского
Отвечая на вопросы музыкального руководителя, дети дают характеристику музыкального произведения (музыка веселая, бойкая, игривая и т.д.).
М.Р. Наш Зайчонок озорной. Он весело скачет по лесной тропинке и никого не боится.
Давайте познакомим нашего мишку с зайчиком.
Дети с помощью взрослого обыгрывают знакомство зайчика и мишки.
М.Р. Сейчас вы услышите еще одну пьесу «Зайчик дразнит медвежонка».
Звучит пьеса «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что мелодия, изображающая медвежонка и зайчика, одна и та же. Только, рассказывая о медвежонке, она звучит в низком регистре, медленно, громко, а о зайчике – высоко, быстро, тихо и повторяется два раза. Поэтому и получается, что зайчик дразнит медвежонка – он повторяет, передразнивает его мелодию дважды на свой лад – быстренько, дразнясь, зловредно кривляясь.
М.Р. А теперь мы поиграем и попляшем.
Игра «Зайчик и дети»
К деткам зайка прибежал Перед ними прыгать стал: - Прыг да скок! Прыг да скок! Попляши со мной дружок! | Дети стоят в кругу. Ведущий подходит с игрушечным зайчиком к ребенку. Зайчик прыгает на полу перед ним. Ребенок берет зайчика и прыгает вместе с ним. При повторении зайчик останавливается перед другим ребенком. |
«Игра с мишкой» Г. Финаровского
Мишка подзывает к себе детей, они к нему подходят и поют:
Мишка косолапый
Манит деток лапой,
Приглашает всех гулять,
В догонялки поиграть.
В заключение дети убегают от мишки на стульчики.
М.Р. Мишка с нами поиграл,
Мишка деток не догнал.
Хватит деточки играть.
Зимой мишка должен спать.
Спать уложим мишку,
Мишку – шалунишку.
Споем мишке песенку.
Песня «Спи мой мишка» Е. Тиличеевой.
Спать не хочет бурый Мишка – Уж такой он шалунишка. Я Топтыжку покачаю: - Баю-баю, баю-баю! Ты ложись-ка на кроватку, Спи мой Мишка, сладко-сладко. Я ведь тоже засыпаю: - Баю-баю, баю-баю! | Грозят пальцем. Складывают руки друг на друга и покачивают ими из стороны в сторону. Кладут ладошки под щечку. |
М.Р. Нам прощаться уж пора.
До свиданья, детвора!
Тихо-тихо вы идите,
Мишку вы не разбудите.
Дети на носочках под музыку выходят из зала.
Занятие 4 – 5: «Домик – крошка»
Дети входят в зал, садятся на стульчики. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на внесенный заранее домик. Читает стихотворение:
Стоит в поле домик – крошка,
Покосился он немножко.
Никто в доме не живет,
Дом к себе хозяев ждет.
Крошка дом пустой стоит,
Но кто-то к домику спешит.
Наверное, кто-то хочет поселиться в нашем домике. Кто же это? Отгадайте загадку.
Ушки длинные торчат,
Глазки шустрые блестят.
Кто же это, угадай-ка,
По дороге скачет … (зайка).
Появляется зайчик. (Здесь и далее всех персонажей-зверей из-за ширмы достает воспитатель, обыгрывает их).
Зайка: Угадали, это я!
Зайцем все зовут меня.
Прыгать я умею ловко.
Ем капусту и морковку.
М.Р. Здравствуй, Заинька, посмотри какой домик стоит. Хочешь, поживи в нем.
Зайчик соглашается.
М.р. А вы, ребята, послушайте музыку Зайчика.
Исполняется пьеса «Зайчик» Е. Тиличеевой
Затем детям задаются вопросы о характере музыки. Зайчик весело скачет и никого не боится. Он быстрый, ловкий, озорной.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Давайте, ребятки, поможем зайчику лапки погреть, попляшем вместе с ним.
Пляска с Зайчиком
(под музыку Е. Тиличеевой «Зайчик»)
До чего же вы, ребята,
Замечательный народ!
Только тихо, что я слышу?
Кто-то к нам еще идет.
Отгадайте загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее… (Лиса)
Звучит музыка, из-за ширмы появляется Лиса.
Здравствуй, Лисонька! (Лисичка здоровается с детьми)
М.Р. Лисонька, хочешь послушать о себе музыку?
Звучит песня «Лиса» М. Мильмана
Лисичка говорит, что ей песенка понравилась, она хочет остаться жить в домике.
М.Р. Лисонька, а хочешь ли ты поиграть с нашими детками? А с зайчиком?
Лисичка соглашается.
Проводится игра «Лисичка догоняет зайчика»
Дети встают в круг. У двоих детей игрушки зайчика и лисички. Под музыку дети передают друг другу по кругу игрушки. Цель игры – догнать Зайчика.
М.Р. Лисонька, ты не будешь Зайчика обижать? Будете ли вы жить в нашем домике дружно?
Лиса обещает детям, что обижать Зайчика не будет.
Звери «заселяются в дом».
М.Р. Под травинкой у пруда
Кто-то спрятался, да-да!
Шевелится там трава,
Слышишь громкое «ква-ква»?
Если подойду к пруду,
То кого я там найду? (Лягушку)
Послушайте песню композитора В. Ребикова «Лягушка».
Исполняется музыкальное произведение В. Ребикова «Лягушка»
При помощи вопросов, дети характеризуют музыку. Лягушка движется прыжками, и музыка, изображая лягушку, тоже как будто подпрыгивает и приостанавливается.
А как похоже композитор передает кваканье лягушки!
Появляется лягушка. Она здоровается с детьми, обращает внимание на домик.
Лягушка: Ква-ква-ква! Красивый дом.
Можно поселиться в нем.
Я – Лягушка, я – квакушка,
Буду всем я вам подружка.
Вместе дружно будем жить,
Будем жить и не тужить.
Лягушка «заселяется» в дом.
М.Р. Ребятки, давайте, мы превратимся все в маленьких лягушат.
Ритмическое упражнение «Лягушата и ребята»
Лягушата все по лужам Шлеп-шлеп-шлеп, шлеп-шлеп-шлеп, А ребята все по дорожке – Топ-топ-топ, топ-топ-топ! Рядом весело идут, Вместе песенку поют. Эта песня хороша Далеко она слышна. | Дети делают шлепки по коленям. Делают перетопы ногами. Хлопают в ладоши. |
М.Р. Отправим Лягушку в домик. Ну, вот и заселили мы его. Кто же теперь живет в нем?
Дети отвечают, что живут теперь там Зайчик, Лисичка, Лягушка.
Занятие 5: «Домик-крошка» (продолжение темы)
Дети проходят в зал, садятся на стульчики. Музыкальный руководитель обращает их внимание на домик, в котором живут звери.
Звери в домике живут
И гостей, наверно ждут.
Музыка подскажет нам
Двери кто откроет нам.
Звучит пьеса «Зайка» Е. Тиличеевой.
М.Р. Ребята, вы узнали, кто первым вышел из домика? Да, это Зайчик. Какая музыка была в пьесе? (отрывистая, игривая, бойкая).
М.Р. Здравствуй, зайка-побегайка,
Ты не бойся, Зайка, нас!
Выходи ты к нашим деткам
И пустись в веселый пляс.
Похлопайте зайчику, а он попляшет.
Звучит еще раз пьеса «Зайчик», дети хлопают, зайчик танцует.
М.Р. Послушаем и отгадаем, кто же следующим выйдет из домика.
Звучит песня «Лиса» М. Мильмана
Дети отгадывают произведение, определяют характер музыки.
Музыка ласковая, неторопливая. Мы в ней услышали, как мягко ступает лиса.
М.Р. предлагает детям поиграть с лисичкой и зайчиком.
Песня-игра «Зайчики и Лисичка» Г. Финаровского
По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки – побегайки Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот какие зайки, Зайки – побегайки Вдруг бежит Лисичка, Рыжая сестричка, Ищет – где же зайки, Зайки - побегайки | Дети-зайчики прыгают на двух ногах, держа «лапки» перед собой. Приседают на корточках и «роют корешок». «Зайчики» сидят, не шевелясь. Вокруг них бегает «лисичка». По окончании песни «зайцы» убегают на места. |
М.Р. Поиграли, теперь – отдохнем. Кто же еще остался в домике? Послушайте музыку.
Исполняется музыкальное произведение В. Ребикова «Лягушка»
При помощи вопросов, дети характеризуют музыку. Она четкая и отрывистая. Лягушка движется прыжками, и музыка, изображая лягушку, тоже как будто подпрыгивает и приостанавливается.
Появляется лягушка. Она здоровается с детьми.
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Дождик я люблю всегда!
Но настали холода.
Где же мокрая трава?
М.Р. Лягушка, на улице снег. Сейчас зима. Трава теперь появится только весной.
Лягушка: Что ж поделаешь, буду ждать весну. А сейчас, давайте, поиграем.
Перед игрой на роль аиста приглашается воспитатель, затем, когда дети освоят игру, роль аиста может сыграть ребенок.
Игра «Аист и лягушата»
Скачут, скачут лягушата – Скок-поскок, скок-поскок. Скачут бойкие ребята – Прыг на кочку под листок. Аист вышел на болото Погулять, погулять. Прячьтесь живо, лягушата, Чтоб не смог вас отыскать! | Дети-«лягушата» прыгают на двух ногах в произвольном направлении. Приседают на корточки и не шевелятся. Аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся. |
М.Р. Ну вот, поиграли, а теперь пора в группу.
Дети прощаются с игрушками-зверями, уходят.
Занятие 6: «На бабушкином дворе»
Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей, развивая эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, расширять двигательный опыт детей.
В зал входят дети, музыкальный руководитель приветствует их, задает вопросы:
- У кого из вас есть бабушка?
- У кого из вас бабушка живет в деревне?
- Хотите поехать к бабушке Арине в деревню?
Музыкальный руководитель предлагает детям поехать на машине. Дети под музыку двигаются топающим шагом, производя звукоподражания.
М.Р. Вот мы и приехали. Здравствуй, бабушка!
Бабушка (воспитатель с шалью на плечах) здоровается с детьми, обращает их внимание на то, что она очень ждала к себе гостей и очень рада им.
Бабушка: Хотите узнать, кто живет у меня во дворе? Но сначала отгадайте мои загадки.
Из яичка он явился вдруг –
Клювик, глазки, легкий желтый пух.
Из последних пыжится силенок.
Угадали? Правильно…цыпленок!
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает (курочка)
Живу на дворе, пою на заре,
На голове – гребешок,
- Я горластый … (Петушок).
По ходу отгадывания детьми загадок, перед ними выставляются игрушки: цыпленок, курочка, петушок.
Бабушка: Вот какие домашние птицы живут у меня во дворе.
М.Р. Ребятки, послушайте, как музыка нам расскажет о петухах и курах без слов.
Дети слушают музыкальное произведение К. Сен-Санса «Куры и петухи».
М.Р. Музыка изображает настоящий переполох в курятнике: громкое кудахтанье кур и кукареканье петушка. В конце слышно, как одна курица всех перекричала.
Бабушка: Есть у меня во дворе и другие животные. Показ игрушки лошадки.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок!
Я копытцами стучу.
Если хочешь – прокачу!
М.Р. Послушайте, какие звуки издает лошадка.
Включается фрагмент записи фырканья и ржания лошади.
М.Р. А теперь, послушайте музыку лошадки. Что делает лошадка под эту музыку?
(Включается пьеса С. Рахманинова «Итальянская полька»,кассета «Малыш в деревне»).
Звучит произведение С. Рахманинова «Итальянская полька».
Далее музыкальный руководитель предлагает детям подвигаться «как лошадки» под музыку этой же пьесы, комментируя при этом:
«У лошадки хорошее настроение, она идет и улыбается, смотрит в одну сторону, в другую. Кивает головой всем знакомым. Колокольчик, привязанный к ее шее, позванивает. Копытца лошадки позванивают: «цок-цок, цок-цок».
Взяли вожжи с бубенцами,
Запрягли лошадок сами.
Едут, едут молодцы,
Все отважные бойцы.
Гоп, лошадка, не лениться,
Выше ножки поднимай!
В гости надо торопиться,
Поскорее ты шагай.
Но-о, но-о, но-о!
Дети под музыку двигаются по залу, подражая бегу лошадки.
Ну, шагай опять, лошадка,
Мы теперь домой идем.
Причешу тебя я гладко,
Мы с тобою отдохнем.
Тпр-р-р!
М.Р. А теперь сядем, отдохнем и поиграем: послушаем голоса домашних животных и угадаем, чей же голос мы услышим.
Включается запись с голосами домашних животных (кассета «Малыш в деревне»)
М.Р. Ну, что, ребятки, пора нам домой собираться. А на бабушкин двор мы еще не один раз придем. А сейчас, скажем всем животным «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие по слушанию музыки. «Болезнь куклы П.И.Чайковский»
Музыкальное занятие по слушанию музыки, классическое по типу. Ососбое внимание на занятии уделяется слушанию музыки и высказыванию детей о музыкальном произведении. Занятие проходит в игровой форме...
Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки в средней группе
Конспекты музыкальных занятий по слушанию музыки в средней группе...
Цикл музыкальных занятий по слушанию музыки в старшей группе
Конспекты интегрированных музыкальных НОД по слушанию музыки для детей старшей группы...
Музыкальное занятие по слушанию музыки с использованием ИКТ "Музыка вокруг нас"
Цель:Формирование эмоционально-чувственного восприятия музыки средствами ИКТ.Задачи:Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу;Развивать зрительное и слуховое внимание;Развивать ...
Тематическое музыкальное занятие по слушанию музыки "Три чуда"
Цель занятия: Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе....
Морское путешествие Тематическое музыкальное занятие по слушанию музыки
Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детейпосредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре:искусству (музыкальному, изобразительному), литературе....
Доминантное музыкальное занятия по слушанию музыки в старшей группе дошкольного учреждения «Мир ребенка в музыке «Детского альбома»
В музыкальных пьесах «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского (1840-1893) описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам композ...