Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого
консультация по музыке на тему
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сертификат | 21.52 КБ |
Текст доклада | 21.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕРЖА В РУКАХ СКРИПКУ, ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН СОВЕРШИТЬ ПЛОХОГО
И. А. Баевская
музыкальный руководитель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №57 «Бусинка»,
г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее, РФ
Кто музыки не носит в своём сердце,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем, лжецом.
В.Шекспир
Мир вступил в третье тысячелетие. Множество проблем политических, экологических, социальных стоит перед нами. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к самообразованию личности, первый этап воспитания и становления которых ложится на плечи дошкольных учреждений.
В настоящее время духовно-нравственному воспитанию уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где один из важнейших принципов – принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и традициям.
Мысли о необходимости раннего воздействия на формирование личности занимало умы выдающихся философов-воспитателей уже давно. Ещё триста лет назад великий Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил и Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий».
Аристотель считал основным средством духовно-нравственного воспитания музыку. «Ведь даже одна мелодия без сопровождения её словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают»
В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания посредством музыки родился примерно в конце 18 века. Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н.Новиков-просветитель, педагог, писатель-критик. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».
Современная концепция дошкольного образования признаёт, что большие возможности при воспитании в ребёнке общечеловеческих ценностей заложены в содержание работы по музыкальному воспитанию. Ребёнок начинает более глубоко осознавать себя и активно стремится к доброте и красоте. Под влиянием хорошей музыки « дух возносится»,как сказал ещё Ломоносов. Она не может прямо «перенести» нравственность в душу малыша, но через эмоции и чувства может разбудить нравственные силы, которые заложении в каждом из нас. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть для них мир Любви и Доброты. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, пение, слушание, музыкальные игры и театрализация) помогают в этом.
Специфика действия музыки на нравственность человека связана, прежде всего, с эмоционально отзывчивостью. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать всему живому, откликаться сочувствием, нежностью, а так же состраданием или радостью за другого.
Характерной приметой нашего времени стал большой интерес к прошлому. Сегодня, как никогда прежде, сохранение народного искусства, их возрождение необходимо для формирования национального самосознания. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, в защите и восстановлении. Становление и развитие человека как личности неразрывно связано с сохранение в нём национально-самобытного лица.
Для этого мы обращаемся, в первую очередь, к фольклору. Ведь его содержание отражает жизнь народа, его многовековой опыт, мысли, чувства наших предков.
На музыкальных занятиях я использую детский фольклор: колыбельные, потешки, прибаутки, хороводы, игры, сказки. Начиная с ясельной группы, я обращаюсь к «поэзии пестования», или «материнской поэзии» (колыбельные, пестушки и тд). В это время оторванность от мамы и папы для ребёнка становятся стрессом, а маленькие песенки напоминают о теплоте мамы. В них всегда присутствует её образ, образ семьи, взаимоотношение с окружающими, общение со старшими, мир добра и любви, бережное отношение ко всему живому.
Детей старшего возраста знакомим с русской лирической песней. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению («Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «Травушка-муравушка» и многие другие). Они просты, образны, мелодичны и несут нравственное начало.
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольника- игра. Народные музыкальные игры развивают не только силу, ловкость и внимание, но и формируют и развивают духовные качества ребёнка. Например, такие игры ,как: «Горелки», «Как у дяди Трифона», «Тетёра». Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках.
Полезным добавлением служит обращение к народным музыкальным инструментам. Особенно дети любят играть на расписных ложках. Я рассказываю, как их изготавливают мастера-умельцы. Ложки - украшение любой пляски, песни, оркестра.
Фольклорный праздник может стать итогом работы по духовно-нравственному воспитанию (осенние ярмарки, Рождество, Масленица, Пасха, Праздник птиц, праздник «Русской берёзы» и т.д.), это не только увлекательное действо, но и незаметное приобщение ребёнка к русской культуре и традициям, где усваивается бесценный опыт поколений. Ребёнок познаёт эталоны красоты и морали.
Как педагог и музыкант я осознаю свою роль в приобщении детей к вечным духовным ценностям через музыкальные занятия. В своей работе большое внимание уделяю произведениям народного творчества. Их сила действия возрастает, если ознакомление с ними происходит на основе собственной деятельности ребёнка. Дети становятся не только активными слушателями, но и активными исполнителями песен, частушек, игр, хороводов.
Принято говорить о результатах работы. Но как измерить духовность человека, тем более дошкольника? Гораздо позже придёт осознание основ нравственности, заложенных в детстве.
Предварительный просмотр:
ДЕРЖА В РУКАХ СКРИПКУ, ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН СОВЕРШИТЬ ПЛОХОГО
И. А. Баевская
музыкальный руководитель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №57 «Бусинка»,
г. Южно-Сахалинск, с. Дальнее, РФ
Кто музыки не носит в своём сердце,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем, лжецом.
В.Шекспир
Мир вступил в третье тысячелетие. Множество проблем политических, экологических, социальных стоит перед нами. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к самообразованию личности, первый этап воспитания и становления которых ложится на плечи дошкольных учреждений.
В настоящее время духовно-нравственному воспитанию уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где один из важнейших принципов – принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В документе отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и традициям.
Мысли о необходимости раннего воздействия на формирование личности занимало умы выдающихся философов-воспитателей уже давно. Ещё триста лет назад великий Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил и Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий».
Аристотель считал основным средством духовно-нравственного воспитания музыку. «Ведь даже одна мелодия без сопровождения её словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают»
В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания посредством музыки родился примерно в конце 18 века. Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н.Новиков-просветитель, педагог, писатель-критик. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».
Современная концепция дошкольного образования признаёт, что большие возможности при воспитании в ребёнке общечеловеческих ценностей заложены в содержание работы по музыкальному воспитанию. Ребёнок начинает более глубоко осознавать себя и активно стремится к доброте и красоте. Под влиянием хорошей музыки « дух возносится»,как сказал ещё Ломоносов. Она не может прямо «перенести» нравственность в душу малыша, но через эмоции и чувства может разбудить нравственные силы, которые заложении в каждом из нас. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам детей и раскрыть для них мир Любви и Доброты. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, пение, слушание, музыкальные игры и театрализация) помогают в этом.
Специфика действия музыки на нравственность человека связана, прежде всего, с эмоционально отзывчивостью. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать всему живому, откликаться сочувствием, нежностью, а так же состраданием или радостью за другого.
Характерной приметой нашего времени стал большой интерес к прошлому. Сегодня, как никогда прежде, сохранение народного искусства, их возрождение необходимо для формирования национального самосознания. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, в защите и восстановлении. Становление и развитие человека как личности неразрывно связано с сохранение в нём национально-самобытного лица.
Для этого мы обращаемся, в первую очередь, к фольклору. Ведь его содержание отражает жизнь народа, его многовековой опыт, мысли, чувства наших предков.
На музыкальных занятиях я использую детский фольклор: колыбельные, потешки, прибаутки, хороводы, игры, сказки. Начиная с ясельной группы, я обращаюсь к «поэзии пестования», или «материнской поэзии» (колыбельные, пестушки и тд). В это время оторванность от мамы и папы для ребёнка становятся стрессом, а маленькие песенки напоминают о теплоте мамы. В них всегда присутствует её образ, образ семьи, взаимоотношение с окружающими, общение со старшими, мир добра и любви, бережное отношение ко всему живому.
Детей старшего возраста знакомим с русской лирической песней. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению («Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «Травушка-муравушка» и многие другие). Они просты, образны, мелодичны и несут нравственное начало.
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольника- игра. Народные музыкальные игры развивают не только силу, ловкость и внимание, но и формируют и развивают духовные качества ребёнка. Например, такие игры ,как: «Горелки», «Как у дяди Трифона», «Тетёра». Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках.
Полезным добавлением служит обращение к народным музыкальным инструментам. Особенно дети любят играть на расписных ложках. Я рассказываю, как их изготавливают мастера-умельцы. Ложки - украшение любой пляски, песни, оркестра.
Фольклорный праздник может стать итогом работы по духовно-нравственному воспитанию (осенние ярмарки, Рождество, Масленица, Пасха, Праздник птиц, праздник «Русской берёзы» и т.д.), это не только увлекательное действо, но и незаметное приобщение ребёнка к русской культуре и традициям, где усваивается бесценный опыт поколений. Ребёнок познаёт эталоны красоты и морали.
Как педагог и музыкант я осознаю свою роль в приобщении детей к вечным духовным ценностям через музыкальные занятия. В своей работе большое внимание уделяю произведениям народного творчества. Их сила действия возрастает, если ознакомление с ними происходит на основе собственной деятельности ребёнка. Дети становятся не только активными слушателями, но и активными исполнителями песен, частушек, игр, хороводов.
Принято говорить о результатах работы. Но как измерить духовность человека, тем более дошкольника? Гораздо позже придёт осознание основ нравственности, заложенных в детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы "МЧС - люди века в их руках судьба человека"
Сценарий посвящен службе МЧС....
Исследовательский проект "Воздух - это волшебник, который способен совершать много чудес"
Раскрыть понятие "воздух", его свойства, роль воздуха в жизни человека, животных и растений....
«Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка»
Кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не и...
Консультация для родителей "Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка "
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр...
Педагогическая гостиная «Книга — это мечта, которую ты держишь в руках»
Вы помните себя в детстве, когда просили мамы или папу почитать книжку? Какие красочные и красивые были там картинки. И как сильно хотелось научиться читать и самим узнать, о чём же написано в книгах....
Консультация. " Почему на дороге ребёнка надо держать за руку"
Психофизические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах.Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиол...
Рисование предметное «Я флажок держу в руке»
Задачи: Продолжать учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы. Уточнить представление о геометрических фигурах. Вызвать интерес к изображению флажков разной формы по своему за...