МОНИТОРИНГ_МУЗЫКАЛЬНОГО_РАЗВИТИЯ_ДЕТЕЙ_ОТ_3_ДО_7_ЛЕТ
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Автор методики: Радынова О.П.
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
Цель:
Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Метод:
Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
- – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_muzykalnogo_razvitiya_detey_ot_3_do_7_let.docx | 64.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Автор методики: Радынова О.П.
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
Цель:
Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Метод:
Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
- – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство
1.Внимание
3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2.Просьба повторить
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение.
Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
- Наличие любимых произведений
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
- Эмоциональность
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя
из музыки и её содержания
(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
- Высказывания о музыке с контрастными частями
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
- Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 – Затрудняется с выполнением задания.
- Определение окончания мелодии
3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
- Определение правильности интонации в пении у себя и у других
- – Очень чувствителен к точности интонации
- – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.
- – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
- Пение знакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
- Пение знакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
- – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
- Пение малознакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
- – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.
- Пение малознакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
- – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
- Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне
- – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
- - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
- - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
- Подбор по слуху малознакомой попевки
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
- Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
- Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
- Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Определение уровня развития ладового чувства
Внимание | Просьба | Любимые | Внешние | Высказывания | Узнавание | Определение | Определение | Итог | |||||||||||||||||||
Параметры | повторить | произ | проявления | о характере | знакомой | окончания | правильности | ||||||||||||||||||||
ведения | (эмоциональные) | музыки | мелодии | мелодии | интонации в | ||||||||||||||||||||||
(двухчастная | по | пении у себя | |||||||||||||||||||||||||
форма) | фрагменту | и у других. | |||||||||||||||||||||||||
Ф. И. | |||||||||||||||||||||||||||
ребёнка | |||||||||||||||||||||||||||
Вывод: Высокий -
Средний
Низкий
Определение уровня развития музыкально – слуховых представлений
Параметры | Пение знакомой | Пение малознакомой | Воспроизведение хорошо | Итог | ||||||||||||
мелодии с | попевки (после | знакомой попевки из 3-4 | ||||||||||||||
Ф. И. ребёнка | сопровождением | нескольких её | звуков на металлофоне | |||||||||||||
прослушиваний) | ||||||||||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | |||||
Вывод: Высокий -
Средний
Низкий
Определение уровня развития чувства ритма
Ф. И. ребёнка | Воспроизведение в | Соответствие | Соответствие ритма | Итог | ||||||||
хлопках | эмоциональной окраски | движений ритму | ||||||||||
простейшего ритм. | движений характеру | музыки | ||||||||||
рисунка | музыки. | |||||||||||
мелодии из 3-4 звуков | ||||||||||||
Вывод: Высокий -
Средний
Низкий
Сводная таблица по уровням музыкальных способностей детей
Ф. И. ребёнка | Ладовое чувство | Музыкально – слуховые | Чувство ритма | Итог | |||||||||||||
представления | |||||||||||||||||
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | ||||||
Вывод: Высокий
Средний
Низкий
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задачи | Виды музыкальной деятельности | ||||||
программы | |||||||
Восприятие | Пение | Ритмические | Игра на | Музыкальное | Музыкально- | ||
музыки | движения | музыкальных | творчество | образовательная | |||
инструментах | деятельность. | ||||||
Цель: | Развивать | Формирование | Формировать | Вызвать интерес к | Поощрять | Сообщить сведения о | |
Формирование | способность | умения петь с | чувство ритма | данному виду | попытки детей к | жанрах (колыбельная- | |
эмоциональной | яркого | музыкальным | через сочетание | деятельности. | простейшей | плясовая). | |
отзывчивости, как | эстетического | сопровождением | ориентировки в | Учить детей | импровизации во | Познакомить со | |
основы развития | переживания | и голосом | пространстве, | передавать | всех видах | средствами | |
музыкальности. | ситуации | взрослого. | жести и движения. | метрическую | музыкальной | музыкальной | |
Задачи: | художественного | Содействовать | Различать | пульсацию на | деятельности. | выразительности | |
общения; | развитию | характер музыки | ударно-шумовых | (темп и динамика). | |||
Содействовать | |||||||
певческой | (марш, пляска) и | инструментах. | Познакомить с | ||||
развитию интереса к | |||||||
Развивать | интонации. | согласовывать | детскими | ||||
музыке, умение | |||||||
слуховое | Учить петь без | свои движения в | музыкальными | ||||
реагировать на общее | |||||||
восприятие, | напряжения, не | соответствии с | инструментами. | ||||
настроение и | |||||||
внимание, память, | кричать. | ним. | Способствовать | ||||
характер музыки. | |||||||
умение | Развивать | Учить | усвоению понятий | ||||
Способствовать | дослушивать | правильную | ориентироваться в | (высоко-низко), (долго | |||
произведения до | дикцию. | пространстве зала. | – коротко). | ||||
возникновению | |||||||
конца. | Добиваться | Учить отмечать | |||||
желания заниматься | |||||||
умения | начало и конец | ||||||
музыкальной | |||||||
Учить различать | коллективного | музыки. | |||||
деятельностью. | |||||||
звуки по высоте в | исполнения | Обогащать | |||||
Развивать | пределах октавы. | песни. | разнообразные | ||||
Учить различать | плясовые и | ||||||
музыкально- | |||||||
2-х частную | образные | ||||||
сенсорные и | |||||||
музыку | движения. | ||||||
двигательные | |||||||
контрастного | |||||||
способности детей. | |||||||
характера. | |||||||
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды музыкальной деятельности | |||||||
Цель и задача | Восприятие | Пение | Ритмические | Игра на | Музыкальное | Музыкально- | |
программы | музыки | движения | музыкальных | творчество | образовательная | ||
инструментах | деятельность. | ||||||
Цель: | Развивать у детей | Способствовать | Продолжать | Формировать | Содействовать | Сообщить детям | |
Формировать | способность | овладению детьми | развивать умение | простейшие | творческим | сведения о | |
основы | познания | чистого | двигаться в | ансамблевые | поискам детей в | музыкальных жанрах | |
музыкально- | эмоционального | интонирования | соответствии с | навыки. | различных видах | (марш, пляска, | |
эстетического | состояния своего | мелодии. | характером | Учить передавать | музыкальной | колыбельная). | |
сознания детей. | и другого | Совершенствовать | музыки, | простой | деятельности. | Уточнять | |
человека. | навыки | ориентируясь в | ритмический | Развивать | представления о | ||
Задачи: | Побуждать | правильного | пространстве зала. | рисунок на | творческое | средствах | |
Развивать основы | самостоятельно | дыхания. | Обогащать запас | ударных | воображение. | музыкальной | |
определять | Добиваться | новых | музыкальных | Побуждать давать | выразительности. | ||
музыкального | |||||||
жанры, различать | правильной дикции | танцевальных | инструментах. | музыкальный | Продолжать | ||
вкуса | |||||||
менее | и артикуляции. | движений. | Способствовать | ответ на | знакомить с | ||
дошкольников. | |||||||
контрастную | Учить детей петь | Совершенствовать | развитию умения | музыкальный | музыкальными | ||
Совершенствовать | |||||||
музыку, выделять | выразительно с | технику | согласовывать | вопрос. | инструментами, | ||
слуховое | |||||||
средства | музыкальным | ритмичности | действия с | Поощрять | учить различать | ||
восприятие, | |||||||
музыкальной | сопровождением и | движений. | музыкальным | творческие | звучания знакомых | ||
внимание, | |||||||
выразительности. | без него. | инструментом с | исследования | инструментов. | |||
музыкальную | |||||||
Формировать | характером, | нового | Познакомить с | ||||
память детей. | |||||||
умение слышать | темпом и | инструмента, | понятием «Народная | ||||
Содействовать | |||||||
звуки по высоте в | динамикой пьесы. | попытки | музыка» | ||||
проявлению | |||||||
пределах сексты и | самостоятельно | Расширять словарь | |||||
склонности к | |||||||
учить прохлопать | поиграть на нем. | эмоционально- | |||||
музицированию. | |||||||
ритмический | Побуждать к | образного | |||||
Продолжать | |||||||
рисунок песен. | импровизации с | содержания музыки. | |||||
развивать | |||||||
предметами в | |||||||
музыкальные | |||||||
движении. | |||||||
способности детей. | |||||||
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача | Виды музыкальной деятельности | |||||||
программы | ||||||||
Восприятие | Пение | Ритмические | Игра на | Музыкальное | Музыкально- | |||
музыки | движения | музыкальных | творчество | образовательная | ||||
инструментах | деятельность | |||||||
Цель: | Добиваться | Продолжать | Отрабатывать | Совершенствовать | Способствовать | Продолжать | ||
Формировать | понимания | совершенствовать | технику | умения владеть | продуктивному | знакомить детей с | ||
основы | детьми ключевого | навыки чистого | основных видов | основными | музыкальному | музыкальными | ||
музыкальной | понятия «Жанр». | интонирования с | движений, | приемами игры на | творчеству. | инструментами, | ||
культуры детей. | Способствовать | музыкальным | добиваться | музыкальных | Продолжать | жанрами и | ||
Задачи: | развитию умения | сопровождением и | легкости, | инструментах. | развивать | композиторами. | ||
Продолжать | адекватного | без. | пружинности | Способствовать | музыкально- | Познакомить с | ||
определения | Совершенствовать | танцевальных | переносу способов | творческое | понятиями | |||
накапливать | ||||||||
средств | выразительное | движений. | действия на другие | воображение. | «Вокальная музыка» | |||
интонационно- | ||||||||
выразительности. | пение. | Учить | музыкальные | «Инструментальная | ||||
слуховой и | ||||||||
Содействовать | классическому | инструменты. | музыка». | |||||
интонационно- | ||||||||
навыку оценивания | выражению | Побуждать | Расширять | |||||
пластический опыт. | ||||||||
пения других | музыкальных | передавать в игре | эмоционально- | |||||
Углублять развитие | ||||||||
детей. | образов. | на музыкальных | образный словарь. | |||||
музыкальности, | ||||||||
инструментах | ||||||||
пластичности, как | ||||||||
средства | ||||||||
компонент муз. | ||||||||
музыкальной | ||||||||
культуры. | ||||||||
выразительности. | ||||||||
Расширять | ||||||||
использование | ||||||||
инструментального | ||||||||
музицирования, | для | |||||||
выполнения детьми | ||||||||
творческих заданий. | ||||||||
Развивать основы | ||||||||
худож.-муз. вкуса. | ||||||||
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача | Виды музыкальной деятельности | ||||||
программы | |||||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические | Игра на | Музыкальное | Музыкально- | ||
движения | музыкальных | творчество | образовательная | ||||
инструментах | деятельность | ||||||
Цель: | Способствовать | Продолжать учить | Продолжать | Способствовать | Побуждать | Продолжать | |
Формировать | развитию умения | детей | формировать | обобщению понятия | самостоятельно | знакомить с | |
основы | различать характер | выразительному | выразительное и | –«Форма» | инсценировать | музыкальной | |
музыкальной | музыки (внутри | исполнению | непринужденное | Продолжать | игровые песни, | терминологией. | |
культуры. | одного жанра) и | песен. | движение в | закреплять навыки | придумывать | Знакомить с | |
Задачи: | эмоциональное | Добиваться | соответствии с | ансамблевого | новые варианты | приемами и | |
Формировать | отношение к нему. | умения петь | характером | исполнения. | образного | характером | |
Содействовать | звонким голосом, | музыки. | Содействовать | действия. | исполнения | ||
музыкально- | |||||||
развитию умения | напевая легким, | Способствовать | умению -подбирать | Поощрять | (стаккато, легато). | ||
эстетическое | |||||||
определять форму | подвижным | более активной | мелодию на | придумывание | Расширять сведения | ||
восприятие, | |||||||
музыкального | звуком. | реакции на музыку | фортепиано. | нескольких | о классической, | ||
сознание, | |||||||
произведения (3-х | Продолжать | (эмоциональность, | Стимулировать | композиций | народной музыке, о | ||
оценку, | |||||||
частную, | развивать умение | образность в | получение | танцев, | композиторах, о | ||
потребности, | |||||||
вариативную) | брать правильно | передаче | эстетического | комбинировать | взаимосвязи видов | ||
интересы. | |||||||
Побуждать активно | дыхание | движений в | удовлетворения от | элементы | искусств. | ||
Развивать | |||||||
высказываться о | Совершенствовать | сюжете игры и | музицирования. | танцевальных | Учить использовать | ||
творческую | |||||||
музыке, используя | навыки чистого | действиях | Развивать | движений. | музыкальную | ||
активность в | |||||||
разнообразные | интонирования, | персонажей). | координированность, | Содействовать | терминологию | ||
различных | |||||||
определения, в | правильной | Развивать | согласованность | активному | (мелодия, | ||
видах | |||||||
соответствии с | дикции и | пластичность | движений рук в игре | проявлению себя | аккомпанемент, | ||
музыкальной | |||||||
музыкальным | артикуляции. | моторного | на музыкальных | в придумывании | форма, части и т.д.) | ||
деятельности. | |||||||
образом и | Закреплять навык | аппарата, | инструментах. | интонаций | Расширять понятие о | ||
Формировать | |||||||
содержанием. | коллективного | изящность | различного | средствах | |||
эмоционально- | |||||||
Продолжать | исполнения. | движений и | характера и | музыкальной | |||
положительное | |||||||
развивать | Способствовать | слитность их с | жанра. | выразительности. | |||
отношение к | |||||||
музыкально- | развитию умения | музыкой. | Поощрять | Продолжать | |||
произведениям | |||||||
сенсорные | петь без | проявления | знакомить с | ||||
музыкального | |||||||
способности. | музыкального | фантазии при | музыкальными | ||||
искусства. | |||||||
Совершенствовать | сопровождения. | выборе | инструментами. | ||||
целостное и | интонации на |
дифференцированное | заданный текст и | |||||
музыкальное | на свой текст. | |||||
восприятие. | Развивать | |||||
способности | ||||||
творческого | ||||||
воображения при | ||||||
восприятии | ||||||
музыки. | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица по мониторингу музыкального развития детей
Диагностика...
Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет по Радыновой О.П.
МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ по Радыновой О.П....
Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет по Радыновой О.П.
Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет по Радыновой О.П....
Система педагогического мониторинга музыкального развития детей дошкольного возраста
Педагогический мониторинг позволяет определить уровень развития музыкальных способностей детей, проанализировать динамику развития и эффективность педагогического воздействия в течение года....
Сообщение "Результаты мониторинга музыкального развития детей"
Сообщение на итоговом Педсовете[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21056113","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Аналитическая справка по результатам мониторинга музыкального развития детей на начало и конец 2018-2019уч.г.
Аналитическая справка по результатам мониторинга музыкального развития детей на начало и конец 2018-2019уч.г. Дата проведения: Сентябрь 2018год; май 2019год. Цель: Обследование п...
Аналитическая справка по результатам мониторинга музыкального развития детей 21-22 уч.год
Мониторинг музыкального развития детей дошкольного возраста, автор методики Радынова О.П....