МОНИТОРИНГ_МУЗЫКАЛЬНОГО_РАЗВИТИЯ_ДЕТЕЙ_ОТ_3_ДО_7_ЛЕТ
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Давлеткулова Елена Владимировна

МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

 

Автор методики: Радынова О.П.

 

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

image

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

image

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

image

Диагностика проводится на программном материале.

image

Цель:

 

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

image

  • ладового чувства,
  • музыкально – слуховых представлений,
  • чувства ритма,
  • организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

 

Метод:

 

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

image

Оценка уровня музыкальных способностей:

 

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

 

3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

 

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

 

  1. – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

 

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_muzykalnogo_razvitiya_detey_ot_3_do_7_let.docx64.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

Автор методики: Радынова О.П.

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Цель:

Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

  • ладового чувства,
  • музыкально – слуховых представлений,
  • чувства ритма,
  • организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

  1. – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:


Ладовое чувство

1.Внимание

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2.Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение.

Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

  1. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

  1. Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя

из музыки и её содержания

(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

  1. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

  1. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

1 – Затрудняется с выполнением задания.

  1. Определение окончания мелодии

3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.


2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.

1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.

  1. Определение правильности интонации в пении у себя и у других

  1. – Очень чувствителен к точности интонации

  1. – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.

  1. – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.

Музыкально – слуховые представления

  1. Пение знакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.

1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.

  1. Пение знакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

  1. – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

  1. Пение малознакомой мелодии с сопровождением

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.

  1. – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.

  1. Пение малознакомой мелодии без сопровождения

3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.

2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.

  1. – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.

  1. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне
  1. – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
  1. - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
  1. - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.

  1. Подбор по слуху малознакомой попевки

3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.

2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.

1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.


Чувство ритма

  1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);

  1. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;

  1. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).


Определение уровня развития ладового чувства

Внимание

Просьба

Любимые

Внешние

Высказывания

Узнавание

Определение

Определение

Итог

Параметры

повторить

произ

проявления

о характере

знакомой

окончания

правильности

ведения

(эмоциональные)

музыки

мелодии

мелодии

интонации в

(двухчастная

по

пении у себя

форма)

фрагменту

и у других.

Ф. И.

ребёнка

Вывод: Высокий -

Средний

Низкий


Определение уровня развития музыкально – слуховых представлений

Параметры

Пение знакомой

Пение малознакомой

Воспроизведение хорошо

Итог

мелодии с

попевки (после

знакомой попевки из 3-4

Ф. И. ребёнка

сопровождением

нескольких её

звуков на металлофоне

прослушиваний)

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Вывод: Высокий -

Средний

Низкий


Определение уровня развития чувства ритма

Ф. И. ребёнка

Воспроизведение в

Соответствие

Соответствие ритма

Итог

хлопках

эмоциональной окраски

движений ритму

простейшего ритм.

движений характеру

музыки

рисунка

музыки.

мелодии из 3-4 звуков

Вывод: Высокий -

Средний

Низкий


Сводная таблица по уровням музыкальных способностей детей

Ф. И. ребёнка

Ладовое чувство

Музыкально – слуховые

Чувство ритма

Итог

представления

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Вывод: Высокий

Средний

Низкий


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель и задачи

Виды музыкальной деятельности

программы

Восприятие

Пение

Ритмические

Игра на

Музыкальное

Музыкально-

музыки

движения

музыкальных

творчество

образовательная

инструментах

деятельность.

Цель:

Развивать

Формирование

Формировать

Вызвать интерес к

Поощрять

Сообщить сведения о

Формирование

способность

умения петь с

чувство ритма

данному виду

попытки детей к

жанрах (колыбельная-

эмоциональной

яркого

музыкальным

через сочетание

деятельности.

простейшей

плясовая).

отзывчивости, как

эстетического

сопровождением

ориентировки в

Учить детей

импровизации во

Познакомить со

основы развития

переживания

и голосом

пространстве,

передавать

всех видах

средствами

музыкальности.

ситуации

взрослого.

жести и движения.

метрическую

музыкальной

музыкальной

Задачи:

художественного

Содействовать

Различать

пульсацию на

деятельности.

выразительности

общения;

развитию

характер музыки

ударно-шумовых

(темп и динамика).

Содействовать

певческой

(марш, пляска) и

инструментах.

Познакомить с

развитию интереса к

Развивать

интонации.

согласовывать

детскими

музыке, умение

слуховое

Учить петь без

свои движения в

музыкальными

реагировать на общее

восприятие,

напряжения, не

соответствии с

инструментами.

настроение и

внимание, память,

кричать.

ним.

Способствовать

характер музыки.

умение

Развивать

Учить

усвоению понятий

Способствовать

дослушивать

правильную

ориентироваться в

(высоко-низко), (долго

произведения до

дикцию.

пространстве зала.

– коротко).

возникновению

конца.

Добиваться

Учить отмечать

желания заниматься

умения

начало и конец

музыкальной

Учить различать

коллективного

музыки.

деятельностью.

звуки по высоте в

исполнения

Обогащать

Развивать

пределах октавы.

песни.

разнообразные

Учить различать

плясовые и

музыкально-

2-х частную

образные

сенсорные и

музыку

движения.

двигательные

контрастного

способности детей.

характера.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды музыкальной деятельности

Цель и задача

Восприятие

Пение

Ритмические

Игра на

Музыкальное

Музыкально-

программы

музыки

движения

музыкальных

творчество

образовательная

инструментах

деятельность.

Цель:

Развивать у детей

Способствовать

Продолжать

Формировать

Содействовать

Сообщить детям

Формировать

способность

овладению детьми

развивать умение

простейшие

творческим

сведения о

основы

познания

чистого

двигаться в

ансамблевые

поискам детей в

музыкальных жанрах

музыкально-

эмоционального

интонирования

соответствии с

навыки.

различных видах

(марш, пляска,

эстетического

состояния своего

мелодии.

характером

Учить передавать

музыкальной

колыбельная).

сознания детей.

и другого

Совершенствовать

музыки,

простой

деятельности.

Уточнять

человека.

навыки

ориентируясь в

ритмический

Развивать

представления о

Задачи:

Побуждать

правильного

пространстве зала.

рисунок на

творческое

средствах

Развивать основы

самостоятельно

дыхания.

Обогащать запас

ударных

воображение.

музыкальной

определять

Добиваться

новых

музыкальных

Побуждать давать

выразительности.

музыкального

жанры, различать

правильной дикции

танцевальных

инструментах.

музыкальный

Продолжать

вкуса

менее

и артикуляции.

движений.

Способствовать

ответ на

знакомить с

дошкольников.

контрастную

Учить детей петь

Совершенствовать

развитию умения

музыкальный

музыкальными

Совершенствовать

музыку, выделять

выразительно с

технику

согласовывать

вопрос.

инструментами,

слуховое

средства

музыкальным

ритмичности

действия с

Поощрять

учить различать

восприятие,

музыкальной

сопровождением и

движений.

музыкальным

творческие

звучания знакомых

внимание,

выразительности.

без него.

инструментом с

исследования

инструментов.

музыкальную

Формировать

характером,

нового

Познакомить с

память детей.

умение слышать

темпом и

инструмента,

понятием «Народная

Содействовать

звуки по высоте в

динамикой пьесы.

попытки

музыка»

проявлению

пределах сексты и

самостоятельно

Расширять словарь

склонности к

учить прохлопать

поиграть на нем.

эмоционально-

музицированию.

ритмический

Побуждать к

образного

Продолжать

рисунок песен.

импровизации с

содержания музыки.

развивать

предметами в

музыкальные

движении.

способности детей.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель и задача

Виды музыкальной  деятельности

программы

Восприятие

Пение

Ритмические

Игра на

Музыкальное

Музыкально-

музыки

движения

музыкальных

творчество

образовательная

инструментах

деятельность

Цель:

Добиваться

Продолжать

Отрабатывать

Совершенствовать

Способствовать

Продолжать

Формировать

понимания

совершенствовать

технику

умения владеть

продуктивному

знакомить детей с

основы

детьми ключевого

навыки чистого

основных видов

основными

музыкальному

музыкальными

музыкальной

понятия «Жанр».

интонирования с

движений,

приемами игры на

творчеству.

инструментами,

культуры детей.

Способствовать

музыкальным

добиваться

музыкальных

Продолжать

жанрами и

Задачи:

развитию умения

сопровождением и

легкости,

инструментах.

развивать

композиторами.

Продолжать

адекватного

без.

пружинности

Способствовать

музыкально-

Познакомить с

определения

Совершенствовать

танцевальных

переносу способов

творческое

понятиями

накапливать

средств

выразительное

движений.

действия на другие

воображение.

«Вокальная музыка»

интонационно-

выразительности.

пение.

Учить

музыкальные

«Инструментальная

слуховой и

Содействовать

классическому

инструменты.

музыка».

интонационно-

навыку оценивания

выражению

Побуждать

Расширять

пластический опыт.

пения других

музыкальных

передавать в игре

эмоционально-

Углублять развитие

детей.

образов.

на музыкальных

образный словарь.

музыкальности,

инструментах

пластичности, как

средства

компонент муз.

музыкальной

культуры.

выразительности.

Расширять

использование

инструментального

музицирования,

для

выполнения детьми

творческих заданий.

Развивать основы

худож.-муз. вкуса.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель и задача

Виды музыкальной деятельности

программы

Восприятие музыки

Пение

Ритмические

Игра на

Музыкальное

Музыкально-

движения

музыкальных

творчество

образовательная

инструментах

деятельность

Цель:

Способствовать

Продолжать учить

Продолжать

Способствовать

Побуждать

Продолжать

Формировать

развитию умения

детей

формировать

обобщению понятия

самостоятельно

знакомить с

основы

различать характер

выразительному

выразительное и

–«Форма»

инсценировать

музыкальной

музыкальной

музыки (внутри

исполнению

непринужденное

Продолжать

игровые песни,

терминологией.

культуры.

одного жанра) и

песен.

движение в

закреплять навыки

придумывать

Знакомить с

Задачи:

эмоциональное

Добиваться

соответствии с

ансамблевого

новые варианты

приемами и

Формировать

отношение к нему.

умения петь

характером

исполнения.

образного

характером

Содействовать

звонким голосом,

музыки.

Содействовать

действия.

исполнения

музыкально-

развитию умения

напевая легким,

Способствовать

умению -подбирать

Поощрять

(стаккато, легато).

эстетическое

определять форму

подвижным

более активной

мелодию на

придумывание

Расширять сведения

восприятие,

музыкального

звуком.

реакции на музыку

фортепиано.

нескольких

о классической,

сознание,

произведения (3-х

Продолжать

(эмоциональность,

Стимулировать

композиций

народной музыке, о

оценку,

частную,

развивать умение

образность в

получение

танцев,

композиторах, о

потребности,

вариативную)

брать правильно

передаче

эстетического

комбинировать

взаимосвязи видов

интересы.

Побуждать активно

дыхание

движений в

удовлетворения от

элементы

искусств.

Развивать

высказываться о

Совершенствовать

сюжете игры и

музицирования.

танцевальных

Учить использовать

творческую

музыке, используя

навыки чистого

действиях

Развивать

движений.

музыкальную

активность в

разнообразные

интонирования,

персонажей).

координированность,

Содействовать

терминологию

различных

определения, в

правильной

Развивать

согласованность

активному

(мелодия,

видах

соответствии с

дикции и

пластичность

движений рук в игре

проявлению себя

аккомпанемент,

музыкальной

музыкальным

артикуляции.

моторного

на музыкальных

в придумывании

форма, части и т.д.)

деятельности.

образом и

Закреплять навык

аппарата,

инструментах.

интонаций

Расширять понятие о

Формировать

содержанием.

коллективного

изящность

различного

средствах

эмоционально-

Продолжать

исполнения.

движений и

характера и

музыкальной

положительное

развивать

Способствовать

слитность их с

жанра.

выразительности.

отношение к

музыкально-

развитию умения

музыкой.

Поощрять

Продолжать

произведениям

сенсорные

петь без

проявления

знакомить с

музыкального

способности.

музыкального

фантазии при

музыкальными

искусства.

Совершенствовать

сопровождения.

выборе

инструментами.

целостное и

интонации на


дифференцированное

заданный текст и

музыкальное

на свой текст.

восприятие.

Развивать

способности

творческого

воображения при

восприятии

музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет по Радыновой О.П.

МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ по Радыновой О.П....

Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет по Радыновой О.П.

Мониторинг музыкального развития детей от 3 до 7 лет по Радыновой О.П....

Система педагогического мониторинга музыкального развития детей дошкольного возраста

Педагогический мониторинг позволяет определить уровень развития музыкальных способностей детей, проанализировать динамику развития и эффективность педагогического воздействия в течение года....

Сообщение "Результаты мониторинга музыкального развития детей"

Сообщение на итоговом Педсовете[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21056113","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Аналитическая справка по результатам мониторинга музыкального развития детей на начало и конец 2018-2019уч.г.

Аналитическая справка по результатам мониторинга музыкального развития детей на начало  и конец 2018-2019уч.г. Дата проведения: Сентябрь 2018год; май  2019год. Цель: Обследование п...

Аналитическая справка по результатам мониторинга музыкального развития детей 21-22 уч.год

Мониторинг музыкального развития детей дошкольного возраста, автор методики Радынова О.П....