Квинтовый круг и все вокруг
статья по музыке на тему

Налимова Елена Анатольевна

О взаимосвязи ритмики, сольфежио и специальных дисциплин на занятиях дошкольного музыкального воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvintovyy_krug_i_vse_vokrug.docx21.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Квинтовый круг и все вокруг (о взаимосвязях ритмики,

сольфеджио и специальных дисциплин на уроках

дошкольного музыкального воспитания)

В процессе педагогической работы на уроках специальных дисциплин нередко сталкиваешься с непониманием речи преподавателя со стороны детей. Желание помочь ребёнку услышать тональную окраску музыкального произведения и особенности интервального строения мелодии наталкиваются на невозможность принять помощь педагога. Дальнейшие размышления и анализ данного явления приводят к пониманию того, что зачастую педагог и ученик общаются на разных языках.

Вследствие неразвитости слухового восприятия музыкальная ткань для ученика может выглядеть серым размытым пятном, подобно тому, как с детства незрячий человек не способен зрительно различить красный помидор и зеленое яблоко. Осознание данного факта положило начало исканиям автора в области связей теоретических и инструментальных дисциплин в музыкальном воспитании.

Почему же урок сольфеджио не всегда способен помочь ребенку «прозреть»?

Для того, чтобы начать слышать, надо захотеть слышать. Иногда нежелание освоить азы сольфеджио вызвано несколькими причинами: неинтересно, потому что непонятно; непонятно, потому что скучно; скучно, потому что не знаешь, зачем сидишь на уроке сольфеджио…  Сначала ребенок не берет то, что ему неинтересно, а взяв, не знает, что с этим делать.

Здесь мы в очередной раз подходим к неизбежности осознания истины «Теория без практики мертва». В лучших учебных заведениях мира банковское дело, маркетинг, менеджмент преподают маститые банкиры и предприниматели, те, кто сами владеют делом, кто, когда-то даже обанкротившись, сумел подняться после падения. Так и музыкальная теория неразрывно связана с процессом формированием музыканта-исполнителя.

В исполнителе мы ценим не теоретические познания, а его высокий уровень владения инструментом: будь то голос, фортепиано, скрипка или баян. Приведя ребенка в музыкальную школу, родители хотят услышать в его исполнении «Лунную сонату» и «Полонез Огинского». Но в миру всегда ценили человека, который мог сыграть все, что его попросят на Дне рождения, свадьбе или проводах. Таким образом, мы приходим к выводу, что одной из важных составляющих в процессе воспитания юного музыканта является развитый слух, умение подбирать и играть по слуху все, что душа пожелает.

В связи с этим важно помнить о результативности раннего музыкального воспитания, что подтверждается опытом всей мировой музыкальной педагогики. Пребывая в раннем возрасте в изолированной от общения с людьми среде, ребенок теряет возможность овладения человеческой речью. Так же и музыкальную речь, сходную по своей интонационной структуре с человеческой, ребенок должен осваивать в раннем детстве.

Сольфеджио - это и есть предмет, призванный открыть ворота в царство свободного владения инструментом, уверенного ориентирования в ладу, возможности купаться в море разных тональностей. По-настоящему осознать тональность можно, только наслаждаясь ею на инструменте. Почему до мажора - чистый, как сверкающая в белом невеста? Почему Бетховен ассоциируется с до минора? Почему Траурный марш b-moll’ный, а печальный си минор - это Шестая симфония Чайковского?

Мы часто забываем, что сольфеджио и ритмика - предметы, призванные помочь исполнителю более глубоким и наилучшим образом овладеть его ремеслом. В связи с этим уместно поговорить о тесном взаимном сотрудничестве инструменталистов и теоретиков в процессе воспитания музыкантов.

Овладение искусством музыканта-исполнителя - достаточно сложный процесс. Исполнитель за инструментом вынужден решать одномоментно несколько задач мышечной, зрительной и слуховой координации. В силу особенностей возраста маленький ученик

- может путать правую и левую ручки;

- не знает, с какого пальчика вести счет;

 -с трудом различает верхнюю и нижнюю строчки в нотах;

- не всегда представляет движение мелодии вверх и вниз не только нотографически, но и на клавиатуре;

- не всегда может зрительно отличить ноты «на» и «между» линеечками;

- открывает для себя, что звуки (и их обозначения - ноты) могут повторяться;

может с трудом решать задачу организации ритма и размера;

- сталкивается с проблемой дифференциации штриха;

- иногда вынужден решать проблему нарушенной зрительной координации, когда нотный текст считывается им не слева направо, а наоборот.

К вышеозначенным трудностям примыкают задачи организации пианистического аппарата, звукоизвлечения.

Решить задачи маленького музыканта призвана комплексная образовательная программа воспитания дошкольников «Здравствуй!», включающая в себя уроки ритмики и сольфеджио для 4-5-6-летних детей, Рабочая тетрадь (в двух частях), а также «Альбом фортепианных пьес» с одноименным названием.

Проблемы мышечной, зрительной и слуховой координации данная программа помогает решать при помощи разных видов деятельности на уроке.

  1. Навык дифференциации правой и левой рук прививается детям во время разучивания танцевальных элементов, групповых построений, пальчиковых игр.
  2. Проблему развития мелкой моторики, развития речи, осознания нумерации пальчиков призваны решить пальчиковые и двигательные игры.
  3. Значительную часть урока занимает формирование и накопление ребенком простейших мелодических формул зрительно и на слух, т.е. происходит формирование начал ладо высотного слуха и зрительно-слуховых связей.

Благодаря постепенному и бережному накоплению метроритмических, координационных, двигательных навыков ребенок более успешно преодолевает все трудности, возникающие на пути маленького исполнителя.

Работе с квинтовым кругом автор придает большое значение.

Практически весь фортепианный сборник «Здравствуй!» является начальным этапом в освоении квинтового круга. Квинтовый круг - лес бемолей и диезов - не выдумка взрослых теоретиков, а музыкальная реальность, возникающая в процессе подбора и транспозиции. Тональность появляется не как данность, а как открытие: например, как путешествие героев, населяющих сборник, в разные страны.

Хочется отметить важный аспект в сотрудничестве преподавателей музыкально-теоретических и специальных дисциплин. Речь идет о ценности взаимопосещений уроков теоретиков и инструменталистов. Педагоги по специальности способны сделать ошеломляющие открытия, наблюдая своих учеников на уроках теоретических дисциплин. Порой неусидчивый на индивидуальных занятиях, ребенок вдруг открывается как неординарный, ярко эмоциональный, инициативный на уроках теоретических дисциплин.

Важно, чтобы все разделы сольфеджио находили свое достойное продолжение на уроках по специальности, будь то аппликатура в трезвучии, переживание бурных перипетий интервального романа или осознание планетарно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг!

Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг! ...

Конспект занятия по математике во второй младшей группе по теме "Круг.Свойства круга"

Конспект занятия по математике во второй младшей группе...

Компьютерная игра для дошкольников 6-7 лет с применением кругов Дьенеша "Распредели круги по лугу"(в кругах)

Игра делается в презентации. Чаще  нужен  один слайд, а предметы появляются на экране путём щелчка компьютерной мыши.  Предметы сканируются и помещаются в презентацию, с использованием ...

"Кругом зима, кругом бело...!"

МАОУ Пудинская средняя общеобразовательная школа   Конспект интегрированного занятияв старшей группе...

Проект "Треугольник, квадрат, круг - все они живут вокруг"

Создание условий для усвоения дошкольниками представлений о геометрических фигурах....

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Э...