Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".
учебно-методическое пособие

Юлия Николаевна Габдрахманова

Методическая разработка - находка "Волшебные круги Эйлера". Использование "кругов Эйлера" в своей работе с детьми для развития логического мышления. Картотека игр с "кругами Эйлера".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г.Туймазы Муниципального района Туймазинского района Республики Башкортостан


Методическая разработка на тему:

«Волшебные круги Эйлера». «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления детей дошкольного возраста».




                                                                                   

                                                                   Выполнил: воспитатель

                                                                     МАДОУ детский сад №4

                                             г.Туймазы

                                                               Габдрахманова Ю.Н.

                                                                 Образование: среднее-

                                                специальное

                                                                            Педагогический стаж: 13 лет

                                                                              Имеющаяся категория: первая


Туймазы, 2024

1. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу начать свой показ моей методической разработки-находки  с загадки : «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития ребёнка?» (Ответы коллег). Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

2. Основная часть.

Предлагаю вам несколько интересных вопросов!

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)

-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)

-Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это есть приемы познавательного логического мышления.

- Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов ( если затрудняются с ответом задать вопрос«Зачем нужна логика нам, взрослым?»).

- Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда. Так как она:

Развивает внимание.

- Учит мыслить ясно и четко.

- И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.

3. Тема моей работы «Волшебные круги Эйлера», их «Использование для развития логического мышления дошкольников».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.

Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. А так же их можно использовать в работе с родителями, на родительских собраниях или спортивных развлекательных мероприятиях.

Используя круги Эйлераребенок овладевает следующими элементами логических действий:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

Круги Эйлера представляют собой от одного и более кругов, в качестве которых могут быть использованы схематические изображения, вырезанные круги из картона и любого другого материала, спортивные кольца разных размеров, обручи.

Существуют несколько моделей кругов :

а) Непересекающиеся круги;

б) Пересекающиеся круги;

в) Один круг вложен в другой

 

4. Работу с кругами необходимо начинать со второй младшей группы, используя в работе один круг. Для начала вы объясняете детям пространственные понятия «внутри круга» и «вне круга». Важно научить ребенка использовать частицу НЕ для обозначения признака предметов вне круга. У каждого ребенка в руке один предмет. Дети по очереди располагают предметы в соответствии с заданием воспитателя. Расположите внутри обруча – все игрушки, а вне обруча – все остальные предметы. Затем проводится беседа по следующим вопросам:

Какие предметы лежат внутри обруча? (игрушки)

Какие предметы оказались вне обруча?

Неправильно, если дети начинают перечислять все предметы вне обруча.

- Выразите свойство всех фигур, лежащих вне круга, одним словом. (Не игрушки)

Важно то, что внутри обруча лежат игрушки, и никаких других предметов там нет.

Далее, дети совместно с педагогом определяют признак предмета и выбирают соответственно карточку с символом, на которой обозначен данный признак (цвет, форма, размер) и располагают ее в круг, проговаривая их признаки, например, положите в круг только синие предметы и т. д. Таким образом, постепенно усложняя, добавляется второй круг(В один фрукты, в другой овощи)

В средней группе используются уже два пересекающихся круга, при этом педагог должен учитывать уровень развитие дошкольников.

Например, задание: (проделать с педагогами)

«У вас есть картинки, положите, пожалуйста, в один круг только желтые предметы, а в другой круг - транспорт».

Часто, дети, не долго думая, выкладывают карточки так же, как и в первый раз - транспорт попадает в один круг, а предметы жёлтого цвета - в другой.

В этом случае, необходимо обратить внимание детей на то, что машина у нас желтого цвета, и поэтому ее тоже следовало бы положить в круг с желтыми предметами. Дети послушно перекладывают машину в указанный круг. Иногда, какой-нибудь наблюдательный ребенок замечает, что теперь машина не попадает в круг с транспортом (если это не произойдет, необходимо самой обратить внимание детей на возникшее противоречие). И разгорается дискуссия. Одни дети снова тянут машину в круг с кораблем и самолетом, на основании того, что все это - транспорт, другие говорят, что надо оставить ее с лопаткой и мячом, поскольку она - желтая. Здесь важно обратить внимание детей, что если положить машину только в один круг, то задача будет решена неверно. Надо разместить карточку с машиной так, чтобы она была и в одном круге, и в другом.

Тогда воспитатель задает вопрос: Как вы думаете, ребята, что же нам делать? Как положить машину одновременно и в один круг, и в другой? Ребята задумываются и начинают выдвигать свои предложения. Одни говорят, что карточку можно разрезать.

- Но тогда в каждый круг попадет не целая машина, а ее половинка. Другие кладут карточку так, чтобы она частично лежала и в одном круге, и в другом.

- Но тогда у нас опять в круге не вся машина, а только ее часть. Ребята, а что если немного сдвинуть круги? Воспитатель медленно придвигает один круг к другому так, чтобы один из них частично наложился на другой, образуя общее для двух кругов пространство. Обычно после этого следует минута молчания. А потом один или несколько детей с горящими глазами хватают машину и кладут ее в пересечение. Ребята бурно радуются сделанному открытию. Если этого не происходит, воспитатель сам кладёт машину в пересечение.

В старшем возрасте вводятся более сложные игры и упражнения с использованием уже трех пересекающихся между собой кругов.

Например, возьмем 24 разных фигуры (примерное количество, можно воспользоваться блоками Дьенеша.

(Работа с педагогами) Перед нами три пересеченных между собой круга. В один нужно положить только красные фигуры, в другой только квадраты, в третий все маленькие фигуры. Даем время, когда начинается дискуссия, обращаем внимание, что делать нужно все по порядку (Выстраивается логическая цепочка, и тогда в результате на пересечении у нас остается предмет, соответствующий всем трем критериям. А так же предметы не подходящие под эти признаки вне круга.

Хотелось бы показать вам пример и круг внутри круга. (проделать с педагогами)

Например, задание положить в круг картинки с изображением игрушки. Но при внимательном рассматривании, обнаруживаем, что на трех картинках изображены самолетик, кораблик и машинка, а это у нас транспорт, забрать и вынести в отдельный круг мы их не можем, так как задание разместить все игрушки, если положим на пересечении, то один круг остается пустой. Отсюда напрашивается вывод, вложить внутрь круга еще один.

                                   

  Пример  Сравнительного описания  кошки и собаки.

для начала мы выделяем   сходные признаки: 

Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их

кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы 

а затем выделяем различия

У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка бело-черного

цвета, а собака – рыжего. Кошка  мяукает, а собака – лает. Кошка   любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку.  Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.

  Используя круги Эйлера ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Пример: классификация "Животный мир"

1.На большой круг (из ватмана, картона) кладут

картинки представителей животного мира: зверей, птиц,

насекомых, рыб  (вперемешку).

2. Дети берут в руки все картинки и раскладывают в

круги меньших размеров, которые располагаются в

большом круге: (цвет кругов определяете сами) в

коричневый – насекомых, зеленый - зверей, голубой –

птиц, синий - рыб и определяете кого в какой круг класть схематичным

изображением. 

3. Вы определили группы животных. Зверей можно разделить на: животных леса, животных севера, животных жарких стран. А значит в круг, где находятся звери кладете 3 круга и размещаете животных.4. Птиц можно разделить на зимующих и перелетных. А значит в круг, где расположены птицы кладете 2 круга и помещаете туда птиц.

5. Насекомых можно разделить на ползающих и летающих

Эту игру можно предложить детям даже 2-ой младшей группы, чтобы классифицировать домашних и диких животных, овощи и фрукты.

Также можно классифицировать растительный мир, предметный мир, геометрические фигуры, и даже звуки.

5. ВЫВОДИспользуя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Картотека игр

«Круги Эйлера»

                 

                                                                          Выполнил: воспитатель 1й квалификационной категории

                                                                Габдрахманова Ю.Н.

Туймазы, 2024г

1. Игра «Разложи, не спеши»

Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круга.

                 

 

2. Игра «Подумай и разложи»

Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование

операций классификации, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет

(размер, форму, толщину) фигур.

 

3. Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие

логического мышления.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети

помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.

4.Игра«Маленький - большой»

Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие

логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.

5. Игра «Толстый - тонкий»

Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций

классификации по нескольким признакам.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый – все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие красные фигуры.

6. Игра «Не большой, не маленький; не круглый не квадратный… »

Цель: формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием,

развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.

7. Игра «Что внутри?»

Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам,

развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга разного цвета. Детям даётся задание

разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.

8. Игра «Повтори!»

Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам,

развитие логического мышления.

Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)

9. Д.И.  « Раскрась точно так же»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение». Закрепить знание названий цветов; учить детей отбирать одинаковые цвета, развивать внимание и логическое мышление.

Материал: Два одинаковых круга. Содержимое первого: раскраски- контуры с изображением предметов. Содержимое второго: карточки с изображением тех же предметов, что и в первом круге, но в цвете, фишки.

Ход игры: Играют два или более детей. Каждый выбирает по карточке с изображением предмета в цвете и его раскраску- контур. Начинают раскрашивать. У кого получится быстрее и качественнее, тот получает фишку.

10. Д.И.  « Сложи два других числа и получи то же самое число».

Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера- совпадение»; понятие состава чисел; учить производить математическое действие « сложение»; развивать внимание и логическое развитие.

Материал: Два одинаковых круга. Карточки с изображением чисел от 1 до 20, карточки с парой чисел, в сумме не превышающей число 20, фишки.

Ход игры:

Играют два ребенка. Один берет карточку с изображением числа и кладет в первый круг. Затем выбирает карточку с набором двух других чисел, которые составляют в сумме то самое число, и кладет во второй круг. За правильный ход получают фишку. Побеждает тот , у кого больше фишек.

11. Д. И. « Найди фигуру»

Цели:  Закрепить понятие «круги Эйлера- совпадение»; учить выделять общий признак фигур, развивать внимание.

Материал: Два одинаковых круга, карточки с названием  фигуры и ее цветом с описанием некоторых свойств фигуры; карточки с изображением различных фигур.

Ход игры: Играют два ребенка. Один берет карточку с описанием фигуры и кладет в один круг, а другой должен без ошибки найти карточку с изображением этой фигуры и положить во второй круг. Каждый правильный выбор карточки с фигурой приносит очко. Побеждает тот, у которого больше очков.

12. Д. И. « Найди животное»

Цели:  Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение»; закрепить знание животных, развивать внимание и логическое мышление.

Материал: два одинаковых круга, карточки с надписью животного; карточки с изображением разных животных.

 Ход игры: Играют два ребенка. Один ребенок выкладывает в первый круг карточку с надписью определенного  животного, а другой находит карточку с изображением этого животного  и выкладывает во второй круг. Если в ходе игры выкладывается не то животное, то ход не зачитывается. Побеждает тот, у которого больше правильных ходов.

         

             

13. Д. И.  « Подбери слово, с таким же значением»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- совпадение»; формировать словарь, учить находить синонимы, развивать внимание и логическое развитие.

Материалы: два одинаковых круга, набор карточек со словами ( для каждой карточки должна быть другая карточка с синонимом).

Ход игры:

Один ребенок берет карточку и выкладывает в первый круг. Другой подбирает карточку с синонимом и выкладывает во второй круг. У кого больше правильных ответов, тот и выигрывает.

14. Д. И. « Угадай, какой цвет получится?»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; закрепить знание цветов, развивать внимание, зрительную память.

Материал: Прозрачные сосуды с водой, гуашь, кисточки, два круга, карточки с разными цветами.

Ход игры: Играют два, и более игроков. Выкладывают круги, пересекая их. Один игрок выбирает две карточки с разными цветами и кладет в те места кругов, где нет пересечения. Угадывает, какой получится цвет и кладет в пересечение кругов. Проверяет правильность ответа путем смешивания выбранных цветов в воде.

15. Д. И. « Что общего?»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; учить находить общие признаки предметов, развивать внимание, логическое мышление.

Материал: Два круга, карточки с изображением игрушек и разных предметов, с указанием материала, из которого они сделаны.

 Ход игры: Играют два игрока. Выбирают карточку с изображением игрушки или предмета, и определяют ее место в кругах. Если игрушка или предмет обладает общим свойством, то кладут карточку в пересечение кругов. Например: в первый круг кладут игрушки из пластмассы, а во второй - предметы из дерева. Карточка с изображением деревянной игрушки кладут в пересечение кругов.  Так же в пересечение могут попасть (ложка деревянная, ложка из метала) предметы с общим предназначением.

                                                                       

                                                                                   

                                                                                                         

16. Д.И. « В какой круг положить?»

Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера- пересечение»; закрепить знание классов животных; развивать внимание и память.

Материал: Два круга, карточки с изображением водоплавающих, земноводных.

Ход игры: Два круга выкладывают так, чтоб они пересекались. Играющий выбирает карточку с изображением водоплавающего или земноводного, и определяет ей место в кругах. Если животное является и земноводным и водоплавающим, то кладет карточку в пересечение кругов. Изображения карточек могут быть разными: два класса животных, два класса птиц, два класса растений и т. д.

                                                                                   

                                                                               

                                       

                                     

                                       

 17. Д. И. « В какой круг определить фигуру?»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- пересечение»; закрепить знания свойств объемных фигур, развивать память, логическое мышление.

Материал: два круга, объемные фигуры: куб, цилиндр, конус, шар, параллелепипед.

Ход игры: Два круга лежат, пересекая друг друга. Воспитатель задает вопрос: в какой из этих кругов поставить фигуру, если в первый круг можно поставить ту, которая катится, а во второй круг, ту которая ставится? Ребенок должен определить правильное место для фигуры в кругах. Цилиндр и конус поставить в пересечение.

18. Д. И. «К какой сказке относится персонаж?»

Цели: Закрепить понятие «круги Эйлера- пересечение»; закрепить знание сказок, развивать внимание и логическое мышление.  

Материал: Два круга, карточки с названием сказок, карточки с изображением персонажей различных сказок.

Ход игры: Круги лежат, пересекаясь друг с другом. Воспитатель выбирает две карточки с названием сказок и выкладывает по сказке в каждый круг. Затем показывает карточку с изображением персонажа сказки. Дети определяют место этой карточки в круге. Если персонаж относится и к одной и к другой сказке, карточка кладется в пересечение кругов; если персонаж относится к одной из сказок, то карточка кладется в тот круг, где лежит карточка с названием сказки, к которой относится этот персонаж; если персонаж не относится ни к одной сказке, то карточка убирается.

19. Д. И.  « Оркестр»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; воспитывать интонационный слух, активизировать эстетическое воспитание; развивать внимание.

Материал: канат 3 шт, музыкальные инструменты: гармонь, балалайка, трещетки, барабан, ложки, и.д.

Ход игры: Играют столько игроков, сколько музыкальных инструментов в наличии. Из канатов выкладывают круги по принципу: в большом круге круг средней величины. В среднем – самый маленький. В большой круг располагаются дети с гармонью, гитарой и т.д. В средний круг все ударные инструменты: ложки, трещетки, бубенцы и т.д. В самый маленький только барабан. Воспитатель выступает в роли дирижера, показывая номер круга, когда должен вступить в игру тот или иной инструмент.

 

20. Д. И.  « Разноцветные шарики»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о цветах, умение подбирать предметы другого цвета; развивать логическое мышление и внимание.

Материал: 3 круга разной величины, картинки с изображением шаров разных цветов и размеров.

Ход игры: Круги выкладывают по принципу: в самый большой вкладывают средний, в средний самый маленький. Шарики располагаются в кругах по заданию воспитателя. Например: в большой- любые шарики, в средний- только маленькие, в маленький- только маленькие и желтого цвета. Задания можно менять для следующего игрока.

21. Д. И. « Определи какой гриб, съедобный или несъедобный»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о грибах; развивать логическое развитие, внимание, память.

Материал: Два круга разной величины, карточки с изображением грибов.

Ход игры: Выкладывают круги по принципу: в большой вложить маленький. Воспитатель выступает лесником. Лесник раздает карточки с изображением грибов детям. Игрок должен съедобный гриб положить в маленький круг, а если гриб несъедобный, или неизвестный, то кладут в большой.

22. Д.И. « Определи фигуру»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить знания о геометрических фигурах; закрепить знания о цветах; развивать логическое мышление и внимания.  

Материал: 3 круга разной величины, карточки с изображением разных геометрических фигур разного цвета и величины.

Ход игры: Выложить круги по принципу: в большой выложить средний, в средний- маленький. Воспитатель раздает карточки и задает задания. Например: определить в самый маленький только треугольники красного цвета, в средний только треугольники. В большой- все остальные геометрические фигуры. Задания меняют каждый ход игры.

23. Д.И. « Больше- меньше»

Цели: Закрепить понятие « круги Эйлера- подчинение»; Закрепить умение сравнивать числа; развивать логическое мышление и внимание.

Материал: Два круга разной величины, карточки с числами от1 до 20.

Ход игры: Круги выкладывают по принципу: в большой выкладывают маленький. Воспитатель раздает карточки с изображением чисел. Задает задание. Например: В маленький круг определите числа, меньше 9, остальные определите в большой круг. Задания меняют с каждым ходом.

                                                             10  

                                                                     6

                                                    12                  7

                                                                   3

                                                                      15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Моделирование как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы  обусловлена необходимостью совмещения задач максимального использования складывающихся в дошкольном детстве особо благоприятных условий для развития логического мышления и зада...

Консультация на тему: «Использование ИКТ в работе с дошкольниками по развитию логического мышления»

Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

Картотека игр на развитие логического мышления с использованием кругов Эйлера.

В своей работе с детьми дошкольного возраста, очень часто использую игры на развитие логического мышления....

План работы с родителями по развитию логического мышления у детей с ТНР

План работы с родителями по развитию логического мышления у детей с ТНР...