НОД по музыке на тему: "Ознакомление с тувинскими музыкальными инструментами"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Дииспей Саяна Хулер-ооловна

НОД по музыке на тему: "Ознакомление с тувинскими музыкальными инструментами"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» г.Чадаана

Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Конспект

непосредственной образовательной деятельности «Музыка»

на тему:

«Ознакомление с тувинскими музыкальными инструментами»

Возрастная группа: старшая

                 

                   

                                                               

                                                               

                                                         

                                                                                              Составила: учитель-логопед  

                                                                                                   Дииспей Саяна Хулер-ооловна

     

2018г.

НОД «Музыка»

Тема: «Ознакомление с тувинскими музыкальными инструментами»

Цель: познакомить с тувинскими музыкальными инструментами, повысить уровень развития ребенка посредством исследовательской и познавательной деятельности.

Задачи: 1. Развитие интереса воспитанников к тувинским национальным инструментам, самостоятельности мышления, эмоциональной отзывчивости, желания действовать с музыкой.

  1. Показать воспитанникам, что тувинские музыкальные инструменты – это не только инструменты с красивым звучанием, а их мелодии укрепляют здоровый дух и национальную гордость.
  2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине. 

Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, социализация.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие музыки.

Оборудование: презентация, иллюстрации тувинских и других музыкальных инструментов, ТСО, фотографии известных музыкантов и артистов, мелодии тувинских музыкальных инструментов, ватман, клей, ножницы, готовые разрезные буквы, ноты и музыкальный ключ. 

Ход НОД:

Дети заходят в группу под музыку «Челер-ой» пританцовывая, и встают полукругом.

  1. Приветствие по принципу «эхо»

- Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем приветствовать друг друга по принципу «эхо». Ребята, эхо – это повторение звука, голоса, слова. Я буду говорить громко, а вы будете за мной повторять тихим голосом.

Здравствуй, солнце золотое! (дети повторяют)

Здравствуй, небо голубое! (дети повторяют)

Шлем привет мы всем вокруг. (дети повторяют)

Я твой друг (дети повторяют)

и ты мой друг! (дети повторяют)

Шлем привет мы всем гостям (дети повторяют)

Очень, очень рады вам! (дети повторяют)

  1. Вводное слово

- Дети¸ вы зашли в группу под музыку «Челер-ой. Какая это музыка? Грустная или веселая? Да, это веселая музыка. Это музыка русская или тувинская? Конечно, тувинская. Умницы!

3. Электронное приглашение

- Ой, ребята, нам на электронную почту пришло письмо, давайте все вместе посмотрим, а вдруг это что-то очень важное. Это же голосовое приглашение, давайте послушаем все внимательно.

«Уважаемые дети! 28 апреля в Национальном театре состоится грандиозный праздничный концерт, посвящённый к 15-му дню рождения Тувинского национального оркестра🎉 ❗СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА❗В рамках праздничных мероприятий, в фойе Национального театра будет выставка стенгазет, мы вас приглашаем принять участие в конкурсе стенгазет на тему «Тувинские музыкальные инструменты» среди воспитанников детских садов. Желаем принять активное участие и творческих успехов!»

- Дети, будем участвовать в конкурсе? (Да) А кто знает, что такое стенгазета? Стенгазета – это такая газета, которая вывешивается на стену, делается она своими руками и в одном экземпляре. Ребята, наша стенгазета к какому празднику будет посвящена? Правильно, к 15-летию Тувинского национального оркестра. Прежде чем приступить к оформлению стенгазеты, нам нужны лист бумаги, которая называется ватман и все подручные материалы - клей, скотч, фломастеры, фотографии и т.д.

4. Путешествие в Центр тувинской культуры

 - Дети, прежде чем делать стенгазету нам нужно собрать необходимую информацию про тувинские музыкальные инструменты. А для этого мы сейчас поедем в «Центр тувинской культуры», который находится в г.Кызыле.

- Дети, на каком транспорте мы поедем?

- Правильно, на автобусе.

5. Дыхательное упражнение на звук с-с-с.

- Ой, дети, колеса у нашего автобуса спустились. Давайте все вместе накачаем колеса насосом.

Дети делают упражнение «Насос», повторяя звук с-с-с.

- Вот мы и накачали колеса, теперь можно поехать.

Дети идут друг за другом, держась за плечи под музыку «Автобус».

6. Знакомство и прослушивание тувинских музыкальных инструментов

- Вот мы и приехали в г.Кызыл, а вот наш «Центр тувинской культуры».

- Ребята, это тувинские национальные музыкальные инструменты. Давайте, по очереди познакомимся с ними.

А вот тувинский национальный музыкальный инструмент – игил. Игил – это смычковый инструмент. Слово «игил» возник от слова «ийи хыл», т.е. две струны. В связи с чем, этот инструмент имеет всего две струны. Струны игила изготавливаются из хвоста лошади. Корпус игила делают из дерева и имеет овальную форму. Конец струнного лада украшается фигурой головы лошади. Игил называют тувинской скрипкой. Он издает протяжный, плачущий звук.

- А это у нас дошпулуур. Дошпулуур - это щипковый инструмент. Имеет три струны. Раньше струны дошпулуура делали из кручёных волос конского хвоста. В наше время конский волос заменяется тонкой леской или капроном. Корпус дошпулуура имеет форму трапеции. Тембр традиционного дошпулуура мягкий, бархатный.

- Бызаанчы – это смычковый инструмент. Имеет четыре струны. Струны бызаанчы делаются из некрученого конского волоса. Корпус сделан из дерева и имеет форму цилиндра. Изголовье заканчивается в виде головы лошади. Пальцы исполнителя во время игры находятся под струнами.

- А это чадаган. Чадаган – это щипково-ударный инструмент. У чадагана много струн и сделаны из металла, поэтому звучит громко. Сделан он из дерева и имеет прямоугольную форму. Чадаганы бывают большие и маленькие, т.е. имеют разные размеры от 60 до 80 см в длину. Играют на нем как пальцами, так и специальными деревянными палочками.

- Хомус. - самозвучащий музыкальный инструмент. Хомусы бывают металлические. При игре хомус прижимают к зубам. Все тувинские хомусы имеют футляр в виде "идика" - тувинской национальной обуви.

7. Беседа-закрепление про тувинские музыкальные инструменты

- Ребята, эти тувинские музыкальные инструменты - настоящая драгоценность Тувы. Вы с этим согласны, ребята?

- Да, потому что эти музыкальные инструменты прославляют нашу родину - республику Тыва. Дети, вам понравилось путешествие? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Дети идут друг за другом, держась за плечи под музыку «Автобус».

8. Музыкально-дидактическая игра «Немой оркестр»

- Вот мы и приехали в детский сад.

- Ребята, скажите, как одним словом называется: «Группа музыкантов, исполняющих одно музыкальное произведение и одновременно играющих на разных музыкальных инструментах?» Правильно! Оркестр. А кто главный человек оркестра? Конечно, дирижер!

- А сейчас вы наверно все устали, давайте поиграем в игру «Немой оркестр». Представим, что вы музыканты Тувинского национального оркестра. Вспомним, как играют на тувинских музыкальных инструментах.

Педагог распределяет детей по ролям и под музыку дети импровизируют оркестр. «Оркестр» играет.

- Прекрасно! Молодцы!

  1. Игра «Найди музыкальный инструмент»

- Дети, сотрудники Центра тувинской культуры нам дали фотографии музыкальных инструментов, чтобы по приезду еще раз вспомнили про них. Но спеша передали вперемешку тувинские инструменты с другими. Давайте найдем из этих фотографий только тувинские музыкальные инструменты.

- Умницы!

  1. Оформление стенгазеты

- Вот готовые материалы у нас есть. А теперь давайте приступим к оформлению стенгазеты.

11. Итог НОД.

- Дети, какая стенгазета у нас получилась?

- Молодцы! Ну, ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? До, свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Музыка в младшей группе "Ознакомление с музыкальными инструментами"

Доброе утро!                      Улыбнись скорее!...

Участие в проекте «Музыка для всех» - игра на детских музыкальных инструментах.

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей...