Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» «Эта удивительная страна» старшая группа
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Беляева Лариса Юрьевна

«Эта удивительная страна» - музыкальное занятие, которое дарит ребёнку незабываемые, особые мгновения, способствующие формированию устойчивого интереса к музыке, позволяет наиболее полно дать представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка. Оно имеет единую сюжетную линию; сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, дает простор творческой фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx728.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

МО « Родниковский муниципальный район»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»

«Эта удивительная страна»
старшая группа

Беляева Лариса Юрьевна

музыкальный руководитель

высшей  квалификационной категории

г. Родники, 2014

Программное содержание:

- Познакомить детей с композитором М.П.Мусоргским и его произведением « Балет невылупившихся птенцов»; вызвать эмоциональный отклик на музыку, желание ее слушать; определить форму музыкального произведения и смоделировать его; вовлекать детей в проблемные мини - ситуации; развивать умение передавать определенными мимическими выражениями и жестами характер пьесы; поощрять детскую импровизацию и творческую инициативу.

- Музыкально - дидактическая игра « Поезд»- показать движениями форму музыкального произведения; определять передачей платочка музыкальные фразы; побуждать к самостоятельности исполнения движений.

- Упражнение « В дремучем лесу » муз.Э.Грига « Шествие гномов»-способствовать развитию эмоций, выразительной мимики и пантомимики.

- Песня « Елочка, заблести огнями» муз. и сл. Л.Олифировой - петь самостоятельно выученную песню по знакомым опорным карточкам; побуждать к творческому и выразительному исполнению. Продолжать обучение пению по ручным знакам.

- Выразительно исполнять танец «Веселые пары» на песню « Четыре таракана и сверчок». Развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентироваться в пространстве.

- С помощью кругов Эйлера продолжать развивать представление о первичных жанрах музыки и их видах.

- Проводить у детей профилактику близорукости с помощью зрительной гимнастики « Скрипичный ключ»; зрительно закреплять представления о музыкальных знаках.

Музыкальный репертуар: муз. игра « Поезд» ( музыка сб. Т.Суворовой

 « Танцуй малыш!», содержание авторское); М.П.Мусоргский « Балет невылупившихся птенцов»; « Елочка, заблести огнями» муз. и сл. Л.Олифировой; «Веселые пары» танец на песню « Четыре таракана и сверчок»; упражнение « В дремучем лесу» муз.Э.Григ.

Методическое обеспечение: электронное приложение к занятию « Эта удивительная страна»

Предварительная работа: условно - схематическое моделирование; разучивание песни по опорным карточкам; пение по ручным знакам

Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран,  компьютер, материалы Интернет-ресурсов, музыкальный центр, диски с записью музыки, синтезатор.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

«Эта удивительная страна» - музыкальное занятие, которое дарит ребёнку незабываемые, особые мгновения, способствующие формированию устойчивого интереса к музыке, позволяет наиболее полно дать представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка. Оно имеет единую сюжетную линию; сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, дает простор творческой фантазии.

Методическая разработка позволяет реализовать требования, изложенные в ФГОС. Занятие ориентировано на реализацию компетентностного подхода. Методическая разработка отражает отбор оптимального содержания материала занятия, выделение опорных знаний, дидактическую обработку.

Развитие музыкального творчества ребенка прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Педагог обеспечивает условия для творческого самовыражения детей, реализуя личностно - ориентированный подход к воспитанникам.

Учебный материал содержит знания, вызывающие познавательный интерес детей и представляет ценность для их личностного развития.

Согласно требованиям ФГОС в содержание включается материал, на основе которого формируется способность дошкольников применять знания на практике.

На  занятии  прослеживается   соединение   эмоционального   и  интеллектуального компонента.   Педагог  способствует   формированию   мыслительной   деятельности дошкольников, становлению таких личностных качеств,   как инициативность, самостоятельность, креативность.

На занятии используются различные методы и приемы, которые отличаются новизной и нестандартным, творческим подходом к организации занятия (зрительная гимнастика; пение по опорным карточкам, без сопровождения; условно - схематическое и условно - образное моделирование; тактильная, слуховая и зрительная наглядность; круги Эйлера и т.д.). Применяются элементы оригинальной методики пения по ручным знакам Г.А.Струве.

Ребенок занимает позицию полноправного субъекта деятельности, в процессе занятия он выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний педагога. Форма организации занятия обеспечивает каждому ребенку право выбора.

Во избежание переутомления дошкольников постоянно происходит смена двигательной активности для создания психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Содержание методической разработки соответствует санитарно - гигиеническим нормам, продолжительность занятия – 25-30 минут. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий: зрительная гимнастика, которая является профилактикой близорукости;  пальчиковая гимнастика.

Образовательная деятельность в рамках данной разработки распределена во времени с учетом его достаточности для получения запланированных результатов; устранения возможных сбоев; использование наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

На этом занятиии используется мультимедийная аппаратура и компьютер. Это значительно обогащает занятие, дает возможность в доступной для дошкольников форме эмоционально украсить впечатления от встречи с музыкой.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ          

   

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии я познакомлю вас с удивительной страной. Она очень большая, необычная и интересная. И эта великая страна называется - « Музыка». 

Чтобы нам в страну попасть,

Надо ключ нарисовать!

Завитой красивый знак

Нарисуем мы вот так!

На экране 2 слайд с изображением скрипичного ключа. G:\презентация\презентация\занятие\Слайд2.JPGПроводится зрительная гимнастика: дети, начиная с центральной точки «рисуют» глазами в воздухе скрипичный ключ.

Этот ключик необычный-

Называется…..

Дети: Скрипичный!

Музыкальный руководитель: Правильно ребята! Вот мы с вами и музыкальной стране. G:\презентация\презентация\занятие\Слайд3.JPG

Слайд №3

В нашей необычной стране находятся три города – Марш (красный круг), Танец (желтый круг) и Песня (голубой круг). В этих городах есть жители (белые кружки). Я предлагаю вам поселить наших жителей в свои города и назвать их.

Щелчок на любой белый круг - звучит музыка

Щелчок на « стоп»- музыка заканчивается. Дети отгадываю музыку (марш, танец или песня) и решают поселить ее в какой-то город.

Щелчок по этому кругу - он отправляется в нужный город (на цветной круг)

Щелчок на гиперссылку - переход на другой слайд

 - Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по красивой, необыкновенной стране и познакомиться с ее жителями? (ответы детей) Тогда вперед! Мы будем путешествовать  на поезде.

Музыкальная игра « Поезд»G:\презентация\презентация\занятие\Слайд4.JPG

Слайд №4

 Щелчок - звучит музыка

1 ч. музыки - дети поворачиваются за ведущим и идут по кругу топающим шагом.G:\презентация\презентация\занятие\Слайд5.JPG

Слайд №5

2 ч. музыки (марш)- дети стоят в кругу и отхлопывают ритм марша, а ведущий с платочком в руке марширует внутри круга.

Слайд №6G:\презентация\презентация\занятие\Слайд6.JPG

3 ч. музыки - ведущий передает платочек ребенку, около которого он остановился, затем дети передают его по кругу на каждую музыкальную фразу.

У кого платок остался по окончании музыки - тот ведущий. Игра повторяется. Слайд №7G:\презентация\презентация\занятие\Слайд7.JPG

Слайд №8G:\презентация\презентация\занятие\Слайд8.JPG

- Ребята, посмотрите, здесь целая галерея портретов. Кто это? (ответы детей) С

- Правильно, это композиторы. А есть ли среди них вам знакомые?

Дети называют знакомых композиторов.

(Музыкальный руководитель предлагает детям удобно расположиться на ковре)G:\презентация\презентация\занятие\Слайд9.JPG

Слайд №9

- Я вас сегодня познакомлю с великим русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским (показ портрета). Это очень известный русский композитор, который жил давно. Он написал много музыкальных произведений, как для взрослых, так и для детей. Модест Петрович был очень внимательный человек, он любил наблюдать за природой, за жизнью людей, за игрой детей –  все это нашло отражение в музыке. Когда Мусоргский был маленький, как вы, то около дома его родителей находился птичник. Как вы думаете, кто в нем может жить? (ответы детей) Маленький мальчик частенько туда наведывался и наблюдал за жизнью домашних птиц. Когда он вырос, то сочинил музыку. Хотите послушать?

Слушание пьесы « Балет невылупившихся птенцов»

-  Ребята, каких птичек изобразил композитор? Важных петухов, индюков или маленьких шустрых птенцов? (ответы детей)

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

-А теперь представьте, что наши пальчики - это лапки птенчиков. Когда будет звучать легкая, быстрая, озорная музыка, то они будут бегать и прыгать вот так (показ).

Прослушивание 1 части.

Прослушивание 2 части.

- Ребята, что случилось с музыкой? (ответы детей).  

- Конечно, она стала спокойная, неторопливая.

- Пофантазируйте, пожалуйста, что могут делать птенцы в этой части музыки? (ответы детей)

- Правильно - отдыхать, искать зернышки, спокойно гулять по птичьему двору.

Прослушивание 3 части.

- А сейчас что случилось? (ответы детей)

- Вы совершенно правы, музыка опять стала быстрая, легкая, озорная, будто птенчики отдохнули и опять побежали искать зернышки.

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли цыплятаG:\презентация\презентация\занятие\Слайд10.JPG

Слайд №10  

- Я предлагаю еще раз прослушать пьесу и движениями изобразить характер каждой части музыки.

Щелчок - начинает звучать музыка. Музыкальный руководитель меняет щелчком слайд № 11,12, соответствующих частям пьесы. G:\презентация\презентация\занятие\Слайд11.JPGG:\презентация\презентация\занятие\Слайд10.JPG

-А как вы думаете, сколько частей в этой пьесе? (ответы детей)

- Правильно три части,1 и 3 часть одинаковы по звучанию(1 и 3 круг одинакового цвета, т.е. красного;2 часть любого цвета).  Кто сможет составить схему музыкального произведения? G:\презентация\презентация\занятие\Слайд13.JPG

Слайд №13

Дети предлагают музыкальному руководителю свои варианты. По щелчку нужный кружок перемещается в таблицу.

- Ребята, если бы кто-то из вас был композитором и сочинил  бы эту музыкальную пьесу, то, как бы вы ее назвали? (ответы детей)

-  А Модест Петрович Мусоргский ее назвал - « Балет невылупившихся птенцов».

- Ребята,  что такое балет? (ответы детей)

-  В какой город нашей музыкальной страны мы поселим эту пьесу? (ответы детей)

- Конечно, в город под названием« Танец»

Слайд №14

Щелчок по кругу с цыпленком - звучит музыка. Щелчок на « стоп»- музыка заканчивается. Дети предлагают свои варианты. Щелчок по кругу с цыпленком – круг отправляется на правильный цветной круг ( желтый)

Щелчок на гиперссылку - переход на другой слайд

- Ребята, как вы думаете, как же композитор записывает созданную им мелодию? (ответы детей)

-  Правильно, с помощью нот.

- Где они располагаются? (ответы детей)

- Конечно, на нотном стане.

- Скажите, пожалуйста, а как можно еще изобразить ноты? (ответы детей)

- Вы правы, еще можно изобразить ноты с помощью ручных знаков.

-  Я предлагаю вам спеть нашу любимую распевку по ручным знакам.G:\презентация\презентация\занятие\Слайд15.JPG

Распевка «Лесенка» под аккомпанемент синтезатора

Слайд №15

По щелчку на каждый прямоугольник дети вместе с девочкой с помощью ручных знаков пропевают распевку в восходящем направлении.

Слайд №16G:\презентация\презентация\занятие\Слайд16.JPG

По щелчку на каждый прямоугольник дети вместе с девочкой с помощью ручных знаков пропевают распевку в низходящем направлении.

- А теперь опять в путь! Чаща густая у нас на пути,

   Нам надо пробраться, нам надо пройти…G:\презентация\презентация\занятие\Слайд17.JPG

Слайд №17

Щелчок - звучит музыка Грига «Шествие гномов» 

Дети имитируют переход через чащу, движения энергичные.

При  изменении темпа  звучания музыки, движения детей убыстряются - слайд №18G:\презентация\презентация\занятие\Слайд18.JPG

- Вот лес изменился, попробуй узнать, какой он теперь?G:\презентация\презентация\занятие\Слайд19.JPG

На громкое звучание музыки дети изображают деревья:

напряженные руки поднимают вверх - на восходящую мелодию;

расслабленные руки вниз - на низходящую мелодию.                 Слайд №19

Музыкальный руководитель обращает внимание на опорные карточки. G:\презентация\презентация\занятие\Слайд20.JPG

Слайд №20 

- Ребята, посмотрите, здесь спряталась какая-то песенка. Вы мне не подскажете, какая?

 (ответы детей)

-Правильно ребята, песня называется « Елочка, заблести огнями» муз. и сл. Л.Олифировой. Я предлагаю вам ее спеть очень выразительно и эмоционально, так как она вам уже знакома.

Слайд №21 Исполнение песни под аккомпанемент синтезатора.G:\презентация\презентация\занятие\Слайд21.JPG

Во время исполнения песни по щелчку педагог меняет карточки, соответствующие содержанию и форме песни (припев, куплет)

Хорошо нам в садике нашем жить

Меж собой умеем мы все дружить

Спорится работа, кипит вокруг

Если рядом верный, хороший друг

Исполняется коммуникативный танец «Веселые пары» на песню G:\презентация\презентация\занятие\Слайд22.JPG

« Четыре таракана и сверчок» ( дети самостоятельно распределяются на 1-2-4 круга, парами, врассыпную по своему желанию)

Слайд №22(по щелчку запускается эффект)

На каждый куплет с припевом педагог по щелчку меняет слайды, на которых изображены движения детей по кругу

Слайд №23(по щелчку запускается эффект)

G:\презентация\презентация\занятие\Слайд23.JPG

По двум кругам

G:\презентация\презентация\занятие\Слайд24.JPG

Слайд №24 (по щелчку запускается эффект)

По 4 кругам

G:\презентация\презентация\занятие\Слайд25.JPG

Слайд №25(по щелчку запускается эффект)

Парами 

G:\презентация\презентация\занятие\Слайд26.JPG

Слайд №26(по щелчку запускается эффект)

ВрассыпнуюG:\презентация\презентация\занятие\Слайд27.JPG

Слайд №27 

В конце танца дети находят свою пару и обнимаются

- Вот и подошло к концу наше путешествие по музыкальной стране, и музыка умолкла.

Но так ли это? (высказывания детей)

Кажется, сейчас она звучит, и будет долго- долго  звучать для каждого из нас….

Мы будем снова встречи с нею ждать, ну, а пока что – до свидания!

Музыкальный руководитель и дети прощаются, пропевая слова « До свидания!»

Примечание - Во избежание переутомления дошкольников педагог постоянно следит за сменой двигательной активности для создания психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.G:\презентация\презентация\занятие\Слайд28.JPG

Слайд № 28

Щелчок - надпись « Спасибо за внимание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию «Волшебные цветы» в старшей группе в нетрадиционной форме «рисование по сырому фону»

Конспект непосредственной образовательной деятельности похудожественно - эстетическому развитию«Волшебные цветы»в старшей группев нетрадиционной форме«рисование по сырому фону»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Мой город" в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Мой город" в старшей группе (аппликация)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) в старшей группы с использованием проблемно-диалогической технологии "Зимушка-Зима"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование)в старшей группе с использованием проблемно-диалогической технологии.Тема: «Зимушка-Зима».Цель: Обобщить и си...