Музыкальное занятие по исследовательской деятельности "Звуки волшебной тишины. Осень"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. На данном занятии дети знакомятся с «Осенней тишиной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальное занятие по исследовательской деятельности "Звуки волшебной тишины. Осень" | 508.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Липилина Лариса Николаевна
музыкальный руководитель МДОУ д/с с.Павловка Марксовского района Саратовской области
КОМПЛЕКСНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«ЗВУКИ ВОЛШЕБНОЙ ТИШИНЫ. ОСЕНЬ»
Актуальность темы занятия:
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. На данном занятии дети знакомятся с «Осенней тишиной»
Программное содержание:
1.Продолжать учить:
- представлять и звукоизображать «неслышимое» - музыку Тишины («шуршунчики», «стукунчики», «звучунчики» и др), звуки осеннего леса (шелест ветра, стук дятла, дождик и др.);
- различать, сравнивать и озвучивать различные ритмические рисунки;
- обучать ритмическому аккомпанементу к песне «В доме моем Тишина»;
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, создавая различные игровые образы и придумывая варианты образных движений («листочки и ветер»);
- работать над дикцией и стройностью звучания песни в ансамбле и хоровом исполнении (песня А.Евдотьева «Колючий дождик»);
- закреплять умение точно передавать ритмический рисунок песни Эдит Нотдорф «Осень»;
- формировать навыки творческого озвучивания стихотворения тембрами музыкальных и шумовых инструментов по графической партитуре.
2. Развивать:
- устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера во всех видах музыкальной деятельности детей;
- дыхательный и голосовой аппарат;
- творческие способности в танцевальной импровизации;
- способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и образами звуковыми, пластическими, художественными;
- обогащать зрительные, слуховые, тактильные ощущения в процессе музицирования.
3. Воспитывать любовь к музыке и желание музицировать.
Предшествующая работа:
- беседа по теме «Услышать то, что нельзя услышать»;
- составление графической партитуры к стихотворному тексту;
- слушание музыкального произведения Е.Дога «Вальс»;
- работа по ритмическим карточкам, и карточкам- символам;
- разучивание английской народной песни «В доме моем тишина»,
- Эдит Нотдорф «Листопад», А. Евдотьевой «Колючий дождик».
Материал:
- аудиозапись произведений: «Осенняя песня», П. Чайковского, «Вальс» Е.Доги,
- свеча, сундучок, музыкальный домик, листочки, султанчики, покрывало из листьев;
- карточки с ритмической записью, карточки - символы;
- музыкальные и шумовые инструменты;
- кисти, краски, разнообразный нотный материал;
- TCO, мольберт.
(Дети свободно входят в зал и подходят к музыкальному руководителю)
Исполняется валеологическая распевка «Здравствуйте!»
М.р. Ребята, сегодня на занятии вас ждет волшебный сундучок. Рассаживайтесь поудобнее, (дети садятся) Узнать, кто принес нам этот сундучок поможет загадка. Слушайте.
Не любит шум она и гам,
И не видна она глазам,
Руками взять ее нельзя,
Не слышно ходит...(тишина).
Дети: Это - тишина.
М.р.: Да, сундучок принесла нам Тишина. А как вы думаете, какая она - Тишина?
Дети: Легкая, нежная, таинственная.
М.р.: Я с вами согласна, Тишина действительно легкая, прозрачная, сказочная. А вы не догадываетесь, что она положила в сундучок?
Дети: Перышки, ниточки, платочки.
М.р.: А давайте посмотрим (достаю свечу). Ой, ребята, свеча. Конечно, ее надо зажечь (зажигаю). Почему же Тишина положила в сундучок свечу? Давайте посидим тихо и, может быть, она подскажет нам ответ (дети сидят тихо). Что вы слышите, ребята? (дети тихо сидят и прислушиваются к потрескивающим звукам горящей свечи)
Дети: Свеча немного трещит.
М.р. Да, я тоже слышу треск свечи. Ребята, я, кажется, догадалась, почему Тишина положила в сундучок свечу. Потому что только в тишине можно услышать, как она потрескивает. Как вы думаете, а какие еще звуки нам помогает услышать Тишина?
Дети: Шорох, скрип, сопение.
М.р. Я с вами согласна, ребята. А если вокруг будет грохот и шум, то мы никогда не услышим этих звуков. Только Тишина, как настоящая волшебница, открывает для нас целый мир звуков, каждый из которых может быть музыкой. Поэтому я предлагаю вам сейчас исполнить песенку для Тишины. А помогут вам шумовые инструменты, находящиеся в сундучке (открываю сундучок). Выбирайте себе инструменты. Они помогут вам изобразить те звуки, о которых поется в песенке (дети выбирают). Все выбрали инструменты? А теперь посмотрите сюда (обращаю внимание на запись ритмических рисунков). Перед вами ритмические рисунки. Скажите, они все разные, или среди них есть одинаковые? (приложение ритмические карточки)
Дети: И разные, и одинаковые.
М.р. Чем похожи ритмические рисунки под № 1 (…) и под № 3 (…)?
Дети: У них одинаковое количество коротких звуков и по одному долгому.
М.р. Правильно. А чем отличаются ритмические рисунки под № 4 (…) и № 6 (…)?
Дети: Под № 4 – все короткие звуки, а под № 6 - все долгие.
М.р. Молодцы! У каждого звука, о которых поется в песне, будет свой ритмический рисунок и вы постарайтесь верно исполнить ритмический рисунок «шуршунчиков» под № 1, «стукунчики» выполняют ритм под № 2, «скрипунчики» -№ 3, ;звучунчики» - № 4, «бурчунчики» - № 5, «сопунчики» - № 6. Все готовы? А теперь - поем.
Исполняется английская народная песня « В доме моем тишина».
М.р. Молодцы, ребята! Я думаю, что Тишине, как и мне, очень понравилось исполнение песенки. И ритмический рисунок разных звуков вы старались передавать верно. А теперь Тишина приглашает нас послушать звуки осеннего леса.
Мы в лес осенний отправимся гурьбой,
И там мы повстречаемся с волшебной тишиной.
Услышать тайны разные поможет нам осенний лес,
Подарит удивительный мир красок и чудес!
( Дети идут по залу и любуются картиной леса, который воспроизводится на мультимедиа)
М.р. Ой, как красив осенний лес! Вдохните поглубже его лесной воздух. Обратите внимание на золотистый наряд берёзок и на красный сарафан рябинок. Кажется, что ничего не нарушает тишину осеннего леса, но я слышу, поднимается ветер, начинают шуметь деревья. И от их движения слетают вниз листья. Порывы ветра то затихают, то становятся сильнее и звучит …
Музыка ветра, осеняя песня, что начинает рассвет.
Кружат листочки, словно танцуют разноцветный, осенний балет.
И все наши девочки превратились в разноцветные листочки (девочки берут в руки листочки), а мальчики стали осенним ветром (мальчики берут палочки с пучками «ветерка»). Листочки легко, под свою нежную, спокойную музыку, танцуют, каждая свой танец, (девочки танцуют). А осенний ветер слушает свою быструю, стремительную музыку и танцует под неё (мальчики танцуют).
Танцевальная импровизация «Листочки и ветер» под музыку Е. Доги «Вальс».
М.р. Ой, как красиво танцевали листочки. Нежно кружилась Маша, плавно порхала Даша, неповторимые движения были у Насти, а Лиза была самая пластичная! И осенний ветер танцевал под свою мелодию: то затихал, то усиливался и кружил листочки в вихре танца!
(М.р. обращает внимание на лесную полянку)
Ой, ребята, какую чудесную полянку я вижу в осеннем лесу! Мне кажется, что все лесные звери любят собираться на ней, что бы погреться на солнышке и, конечно, поиграть. И я предлагаю вам, ребята, тоже поиграть, тем более вижу, что лесные зверушки оставили какие-то интересные карточки. Давайте попробуем в них разобраться. Рассаживайтесь, ребята, поудобнее (дети садятся на пол, перед каждым лежит набор необходимых шумовых и музыкальных инструментов). Ваша задача состоит в том, чтобы определить, какой звук изображен на карточке и правильно его озвучить.
Озвучивание стихотворения «Осень»
Тихо бродит по дорожке осень в золотой одёжке Т-ссс, (фонема)
Разукрасила осинки, разукрасила рябинки, (треугольник)
Где листочком зашуршит, (мнут лист фольги)
Где дождинкой зазвенит. динь, дон, динь, дон (фонема)
Ветерок вдруг налетел шу – ф-ф с-ссс (фонема)
По деревьям пошумел (дуют в бутылочку)
Громче ветер завывает (шумят разрезанными бутылочками)
Тучки в небе собирает (бубен)
Дождик –динь, дождик – дон, капель звонкий перезвон (колокольчик)
Но вдруг всё стихло, замерло вокруг (пауза)
Лишь только дятла раздается стук. X X X (деревянные палочки)
Деревья уснули и спят до весны (металлофоны сверху вниз)
И смотрят лесные, зелёные сны! Т- ссс. (фонема)
М.р. Молодцы, вы правильно разобрались в звуковых карточках и верно озвучили звуки начинающего дождя, крадущиеся шаги Осени по лесу, стук дятла, завывание ветра и очень верно передали шум деревьев осеннего леса. Ну, вот пора и уходить. Но невозможно уйти, не поиграв с разноцветными листьями. Берите каждый по листочку и выполним сейчас упражнение на дыхание «Ветерок и ветер»
Исполняется упражнение на дыхание «Ветерок и ветер»
М.р. Спасибо ребята, вы правильно выполнили упражнение. А сейчас давайте дополним своими листочками узор на ковре, который лежит вон на той лужайке (разворачиваю покрывало, а на нём листочки). Посмотрите, сколько листьев насыпал ветер, какой удивительный ковёр получился, дополните узор на ковре (дети добавляют на него листья). Теперь вставайте вокруг, берите покрывало за край и исполним песенку про листопад. Не забывайте о ритмическом рисунке песни и о правильном дыхании, а взмахивание покрывалом из листьев будет вам помогать во время пения.
Исполняется песня Эдит Нотдорф «Осень».
М.р. Ну вот, как здорово мы поиграли с покрывалом из листьев в осеннем лесу и теперь пора возвращаться. И пока мы идем обратно, давайте каждый про себя вспомнит, какое богатство звуков подарил нам осенний лес, который на первый взгляд кажется безмолвным (дети прощаются с уголком леса и садятся на стульчики). Ну вот, теперь мы вновь в нашем уютном
музыкальном зале. Я думаю, что после такой замечательной прогулки, у вас у всех отличное настроение. А когда хорошее настроение, то душа поет. И я предлагаю вам отгадать какая же песенка сейчас прозвучит?
Звучит фрагмент песни А.Евдотьевой «Колючий дождик».
Дети : Это прозвучала песня «Колючий дождик».
М.р. Правильно, я сыграла вступление к песне А.Евдотьевой «Колючий дождик». Вы уже хорошо знаете эту песню, и я предлагаю сейчас исполнить песню по подгруппам. Первый куплет и припев поют мальчики, второй куплет и припев – девочки, а третий куплет вы будете петь вместе
Исполнение песни А.Евдотьевой «Колючий дождик» по подгруппам.
М.р. Мне понравилось ваше исполнение. А сейчас мы исполним песню еще раз и будем сопровождать ее игрой на музыкальных инструментах на вступление к песне, и на проигрыш между куплетами. Будьте внимательны, и не забывайте вовремя начинать исполнение с каждой группой музыкальных инструментов. Сначала ветер – играют шумелки, затем первые капли дождя – звучат треугольники, после мелкий дождь – озвучивают колокольчики. И глиссандо металлофонов – передаёт нам настоящий осенний ливень.
Исполнение песни А.Евдотьевой «Колючий дождик» с сопровождением мухыкальных инструментов.
М.р. Вот какая получилась у нас веселая песня, потому что вы украсили ее звучанием музыкальных инструментов. Положите инструменты на место и послушайте, как опять тихо стало вокруг. Наступила Тишина. Сколько разнообразных впечатлений подарила она нам сегодня. Именно Тишина помогла нам услышать много звуков в комнате, в осеннем лесу, звуков, из которых складывается музыка. Вот какая волшебная Тишина. И я предлагаю вам нарисовать ваше настроение и те впечатления, которые у вас оставили звуки Тишины, и осенний лес. Подходите сюда. Я думаю, что на этих столах вы найдете все то, что вам для этого необходимо. Дети рисуют свои впечатления от занятия под звуки музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексное занятие для старших дошкольников "Волшебные краски Осени"
Занятие объединяет разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую), обогащает знания детей о специфике различных видов искусства и...
СЮЖЕТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ для старшей группы «Волшебная карусель»
Сюжетное музыкальное занятие по классической музыке в старшей группе....
Конспект музыкального занятия в средней группе "Волшебные звуки весны"
В данном конспекте показыны способы и средства развития музыкальных способностей в самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей...
Конспект занятия по развитию речи «Волшебная корзинка осени» для детей старшей группы
Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам, схемам; обогащать словарь детей....
"В поиске осенних звуков" Музыкальное занятие по исследовательской деятельньсти
Музыкальное занятие по исследовательской деятельности с применением ИКТ для старшего возраста ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Волшебный камень-магнит"
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Волшебный камень-магнит"...
Проект "Музыкальные инструменты", Проект "Музыкальный спектакль "Новые приключения Колобка", Проект музыкальное занятие "Путешествие в страну волшебных звуков"
проект по теме "Музыкальные инструменты" , Проект Музыкального спектакля "Новые приключения Колобка" и проект музыкального занятия "Путешествие в страну волшебных звуков...