«Понимание музыкального образа детьми старшего дошкольного возраста».
статья по музыке (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponimanie_muzykalnogo_obraza.docx | 41.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Понимание музыкального образа
детьми старшего дошкольного возраста».
Цель: 1. выделить характерные черты музыкального образа;
2. в каких направлениях развития ФГОС актуальна проблема понимания
детьми музыкального образа.
Каким образом происходит у детей дошкольного возраста вживание в музыкальный образ? Как научить детей понять музыкальный образ, музыку, и пробудить в них интерес к музыке как виду искусства?
Образ раскрывается с различных сторон.
Образ в философии – это результат отражения объекта в сознании человека.
Образ в психологии – понятый как синтез, является результатом продуктивной деятельности воображения.
Художественный образ выступает как способ осмысления мира и языка искусств.
Образ в педагогике – это целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).
Музыкальный образ – это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
С точки зрения Асафьева, музыкальная интонация – это отражение музыкальной выразительности, природу музыкального воздействия на субъект и специфику музыки как вида искусства. Он употреблял термин интонация в двух значениях:
1. интонация – это «клеточка» музыкального образа;
2. музыка не может существовать вне процесса интонирования.
Медушевский рассматривал интонацию, как единство всех сторон звучания (лицо – это единство всех элементов лица), но и выражение лица складывается из всех характеристик речевых, мимических, пластических, поведенческих, музыкальных. Изменение интонации по Медушевскому ведет к появлению нового смысла произведения, а вот содержанием интонации является избыток чувств, который и анализируется далее.
С точки зрения Сохора, интонация – это высотная организация музыкальных звуков в их последовательности.
Таким образом на основании выше изложенного, можно определить характерные черты музыкального образа: интонация, музыкальный язык, содержание, форма, выразительность, изобразительность, эмоциональность, стиль, жанр и т. д.
Центральным звеном всего процесса музыкально – слуховой деятельности является эмоциональное переживание музыки.
Переживание – это душевное состояние, вызванное какими – нибудь сильными ощущениями, впечатлениями. К ним относятся эмоции и чувства.
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания. Поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоциональный процесс включает
три компонента:
1. Эмоциональное возбуждение, когда происходит событие, происходит нарастание возбудимости, скорости протекания всех процессов. Есть два вида сильного эмоционального возбуждения: аффект и крайнее возбуждение;
2. Эмоции положительные (позитив), отрицательные (негатив);
3. Степень контроля эмоций.
Функции эмоций заключаются в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь между ходом событий, совершающимся с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленности на удовлетворение этих потребностей и с другой стороны – течением внутренне – органичных процессов. В результате индивид настраивается на действие.
При обобщении эмоций возникают чувства. Чувства выражают содержательную сторону эмоций.
Чувства человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Эстетическое чувство особенно ярко проявляется в переживаниях. Чувство как бы входит, проникает в предмет, оно познает его сущность с какой – то проникновенностью.
Чувства выполняют и познавательную функцию, которая на высших уровнях приобретает осознанный характер.
Эмоциональное переживание, как процесс задается тремя механизмами: функциональный, операционный, мотивационный.
Функциональные механизмы связаны с генетическими свойствами субъекта – слух, речь, моторика, которые обеспечивают адекватное восприятие музыки.
Операционные механизмы в процессе деятельности представляют сформированную систему умения проникать во внутрь музыкального образа, запоминать его, использовать полученные знания о нем и применить эти знания в деятельности.
Взаимодействие функциональных и операционных механизмов определяются мотивационными факторами, т.е. побуждением к самостоятельному действию.
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности.
Формирование и переделка эмоций и чувств совершается в результате включения человека в новую практику, которая изменяет его основные установки. Существенное значение имеет здесь не сама деятельность, а новое осознание стоящих перед человеком задач и целей.
Переживание – это осознание не проясненное, ибо еще не доведено до сознания. Это доведение осуществляется только через понимание.
Таким образом, эмоциональное переживание есть связь переживания, выражения и понимания. Характерной чертой восприятия музыки дошкольниками является эмоциональное переживание перерастающее через выражение в понимание.
В процессе эмоционального переживания музыкального образа, дошкольник должен учиться самостоятельно правильно оценивать действия, знакомиться с новыми музыкальными образами, различать их по музыкальному языку, выражать музыкальные образы в движениях, понимать музыку. Для этого, чтобы пробудить с дошкольниках эмоциональное переживание, рекомендуется музыкальному руководителю дошкольного учреждения подобрать программу по разделу «Слушание», определенные методические приемы, методы, а также яркий понятный данному возрасту соответствующий репертуар, подготовить иллюстрации, карточки, музыкально – дидактические игры, атрибуты и т. д., разработать план работы.
Изучая ФГОС, можно проанализировать в каких задачах образовательных областей проскальзывает данная тема:
1. Социально – коммуникативное развитие – становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоционального интеллекта; эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности.
2. Познавательное развитие – развитие интересов детей; любознательные и познавательные мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
3. Речевое развитие – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
4. Художественно – эстетическое развитие – восприятие музыки; стимулирование сопереживания персонажам; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (ИЗО, конструктивно – модельное, музыкальное); развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словестного, музыкального, ИЗО), мира природы.
5. Физическое развитие – приобретение опыта в двигательной деятельности детей; развитие координации движения, моторики обеих рук; правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мелкие прыжки и т. д.); становление саморегуляции в двигательной сфере.
Постижение музыкального образа
Эмоции |
Эмоциональное возбуждение |
Чувства |
Эмоциональное переживание |
Операционные механизмы (проникать в глубь образа, запоминать, использовать в деятельности). |
Функциональные механизмы (генетика, слух, язык). |
Мотивации (любознательность, интерес) |
Понимание |
Выражение (мотивационные действия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) (старший дошкольный возраст)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:«ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!»ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание)(старший дошкольный возраст)...
ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст
Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1. Народная песня (выступление семьи Хохловых)1. «Гармонь моя, гармоночики» исп.Т.Хохлова2. «Ай, чу-чу»...
ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст
Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1. Авторская песня (выступление Т.Горшковой)1. «Так дано много»2. «Я взмахну крылами разноцветными»3. «Испове...
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (старший дошкольный возраст)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19906307","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Дидактический материал в виде карточек. формат А5...
Практико-ориентированный проект "Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством певческойдеятельности"
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей....
Семинар для родителей "Гендерное воспитание на музыкальных занятиях" (старший дошкольный возраст)
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это тот возраст, когда ребенок начинает стремительно развиваться интеллектуально, психически, психологическ...
Сценарий досуговой деятельности дошкольного учреждения квест «Буратино в Стране Музыкальных Инструментов» (старший дошкольный возраст)
Возраст: 5-7 летТема: « Буратино в Стране Музыкальных Инструментов».Форма организации: групповаяФорма проведения: квест-играЦель: способствовать развитию личностных и музыкальных компетенц...