Главные вкладки
Гукк Ирина Артуровна
сайт музыкального руководителя
Профессия: музыкальный руководитель
Профессиональные интересы: музыка, хореография, вокал, теарализация, поэзия
Увлечения: музыка, книги, кулинария, вязание
Регион: Волгоградская область
Населенный пункт: г.п. Петров Вал, Камышинский район
Место работы: МКДОУ д\с № 121
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gukk-irina-arturovna
Музыка наиболее любимое из всех искусств и наиболее распространенное, причем не в пассивном восприятии: слушать, смотреть и восхищаться. Нет человека, который когда-нибудь не спел хоть одну мелодию и не сплясал под музыку хоть один танец. Между тем музыкальное образование самое сложное из всех искусств. Сложность его не только в получении определенных знаний, но и в приобретении навыков, т.е. ежедневной тренировки. Поэтому, чтоб стать духовно - нравственным человеком, необходимо начинать музыкальные занятия как можно раньше - с самого раннего детства и не пропускать ни дня без музыки.
О себе
родилась в 1962 году в Узбекистане. В 1972 году поступила в музыкальную школу по классу фортепиано в г. Талды - Кургане (Каз ССР). В 1979 году поступила в музыкальное училище им.К Байсеитова по классу фортепиано и хоровое дирижирование и в 1983 году окончила муз. училище с присвоением специальности учитель теоретик в музыкальной школе, дирижер хора, В 1983 году поступила на работу в детский сад № 42 г. Талды - Кургана (Каз. ССР). В 1986 году переводом перешла работать в детскую музыкальную студит по специальности учитель теоретик (сольфеджио, муз. литература и хор). В 1992 году вышла с декрета и стала работать в детском саду № 1 г. Талды - Курган. В 1994 году поступила в Талды -Курганский педагогический университет им. Джансугурова на музыкально - педагогический факультет по классу хоровое дирижирование и окончила в 1998 году с присвоением специальности учитель музыки и пения. В 1996 году переехала на ПМЖ в Россию, где сейчас же проживаю. С 1996 - 2009 год работала в Лебяжинской общеобразовательной школе учителем музыки и по совместительству в детском саду "Ягодка" в с. Лебяжье. С ноября 2010 года и по сегодняшний день работаю в детском саду № 121 г.п. Петров Вал. В семье имею двоих взрослых дочерей.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Л. Толстой "Война и мир", Л. Толстой "Анна Каренина", М. Митчелл "Унесенные ветром", Собрания сочинений А.С. Пушкина, Собрания сочинений Афанасия Фета, Стихи С. Есенина, А. Ахматовой и т.д. М. Булгаков "Мастер и Маргарита", В. Шекспир "Трагедии, комедии, сонеты", Дж. Голсуорси " Сага о Форсайтах" и т.д.
Мой взгляд на мир
Ты хочешь услышать музыку? Она повсюду, везде, вокруг тебя. Только вслушайся и ты услышишь музыку дождя, ветра, шум деревьев, птичье пенье, шуршание листьев. Это все музыка. Люби и береги такую красоту, потому что красота спасет мир.
Мои достижения
Моё портфолио
Пояснительная записка
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Занятия в вокальном кружке «Веселые нотки» проводятся с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
-Формирование интереса к вокальному искусству.
-Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.
-Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
-Развитие умений различать звуки по высоте;
-Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
-Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
-Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
-Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия
Вводная часть |
распевание |
Предварительная распевка детей в оп-ределенных упр-ях. Распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепен-но транспонируя его вверх и вниз по полу-тонам. Отводится не менее 10 минут. За-дача распевок – это подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и испол-нению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоцио-нальная разминка пе-ред началом работы - одно из важных ср-ств повышения ее продук-тивности и конечного результата.
|
Физминутка |
Пауза |
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты |
Основная часть |
Исполнительство |
Работа направлена на развитие исполни-тельского мастерства, разучивание песенно-го репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
|
Заключительная часть |
Артистизм |
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над вырази-тельным артистичным исполнением.
|
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
Совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности детей 5-6 лет. Но голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре – до 2 октавы. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми я использую песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до 1 октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
-песни хором в унисон
-хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
-тембровыми подгруппами (подбор детей с одинаковой природной окраской
голоса, напр., высокие, средние и низкие голоса)
-при включении в хор солистов
-пение под фонограмму.
-пение по нотам.
Прежде чем приступить к пению мы с ребятами разучиваем слова песни. Здесь я применяю свою методическую разработку «Мнемотаблицы на музыкальных занятиях» (заучивание текста песен по картинкам), для интересного заучивания текста песен, т.к. неоднократное повторение текста приводит детей к быстрой утомляемости и равнодушии к дальнейшему разучиванию.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) я обязательно соблюдаю следующие условия:
-игровой характер занятий и упражнений;
-доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут петь не
только на занятиях, но и дома, на улице, в гостях, а также на концертах;
-атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические
игры, пособия);
-звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-
диски – чистые и с записями музыкального материала);
-сценические костюмы, для создания образа.
Также провожу консультации и беседы с детьми, родителями и воспитателями, о вредности крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка.
Артикуляция.
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани
при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется
ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок. Для формирования гласных я на занятиях применяю методическую разработку «Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста» (сказки для ребят для формирования гласных).
Эмоции, выразительность.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Для формирования и развития эмоционально – выразительного исполнения я применяю методическую разработку «Музыкально - дидактические игры для ребят дошкольного возраста» (сюжетно-ролевые игры в стихах и в рассказах).
Певческое дыхание.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. На занятиях ребенок, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Для формирования певческого дыхания я применяю методическую разработку «Дыхание как метод формирования голосообразования в музыкальном воспитании», где показаны игры и упражнения, применяемые на занятиях вокального кружка и музыкальных занятиях.
Дикция.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Также закрытым ртом проговаривать текст выученной песни так, чтобы всем присутствующим было понятно.
Применяю также на занятиях упражнение «Зеваем дружно» (дети зевают, открыв широко рот, а также зевают закрытым ртом. Таким образом дети учатся округлять полость рта. Такое ощущение округлости рта дети должны запомнить и при пении соблюдать. Еще объясняю ребятам, что во рту у вас горячая картошка. Дуем на картошку, округляя полость рта.
Слогоритмика.
Для формирования и развития внимания, сосредоточенность на метроритме, метроритмический слух и метроритмические навыки, мною была подобрана система ритмослогов, которая включала в себя раскладывание по слуху нотного рисунка ритмических построений, а также для чтения и воспроизведения ритмических рисунков песен и мелодий.
Цель применения системы ритмослогов – формирование устойчивых метроритмических навыков у детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, применение системы решает следующие важные задачи:
1. развитие у детей осознания сочетания звуков различной длительности;
2. развитие навыков точного воспроизведения ритмического рисунка;
3. развитие осознания у детей выразительности музыки через эмоциональную
природу музыкального ритма.
В системе ритмослогов я применяю картинки, стихи. Новые методы и приемы описаны в методической разработке « Система ритмослогов».
Методические приемы разучивания песни.
1.Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения)
-работа над вокальными и хоровыми навыками;
-проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
-споем песню с полузакрытым ртом;
-слоговое пение («ля», «бом» и др.);
-хорошо выговаривать согласные в конце слова;
-произношение слов шепотом в ритме песни;
-выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
-настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
-задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
-обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
-использовать элементы дирижирования;
-пение без сопровождения;
-зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
-выразительный показ (рекомендуется а сарреlla);
-образные упражнения;
-вопросы;
-оценка качества исполнение песни.
Учебный план
Содержание | Количество занятий |
Восприятие музыки | 10 |
Артикуляция, выразительная дикция | 22 |
Освоение техники распределения дыхания | 10 |
Расширение певческого диапазона, частота интонирования | 10 |
Эмоционально – выразительное исполнение | 20 |
Итого: | 72 |
Результат
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
Диагностика уровня развитий певческих умений
Диагностическую карту заполняю на каждого ребенка, входившего в вокальный кружок «Веселые нотки».
Показатели | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | Итого: % |
Показатели развитости ладового чувства | ||||
1. Внимание. |
|
|
|
|
2. Просьба повторить. |
|
|
|
|
3. Наличие любимых произведений. |
|
|
|
|
4. Внешние проявления (эмоциональные). |
|
|
|
|
5. Высказывание о музыке с контрастными частями |
|
|
|
|
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту. |
|
|
|
|
7. Определение окончания мелодии. |
|
|
|
|
8. Окончание на тонике начатой мелодии. |
|
|
|
|
Показатели развитости музыкально-слуховых представлений. | ||||
1. Пение знакомой мелодии. |
|
|
|
|
2. Пение знакомой мелодии без сопровожде- ния. |
|
|
|
|
3. Пение малознакомой мелодии (после не- скольких ее прослушиваний) с сопровожде- нием. |
|
|
|
|
4. Пение малознакомой мелодии без сопровож- дения. |
|
|
|
|
5. Подбор на слух хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне. |
|
|
|
|
6. Подбор на слух малознакомой попевки на металлофоне. |
|
|
|
|
Показатели развитости чувства ритма | ||||
1. Воспроизведение в хлопках, притопах, на муз. инструментах ритмического рисунка мелодии. |
|
|
|
|
2. Соответствие эмоциональной окраски дви- жений характеру музыки с малоконтрастны- ми частями. |
|
|
|
|
3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма). |
|
|
|
|
Итого: % |
|
|
|
|
Высокий уровень – 36 баллов Ближе к низкому – 13 – 20 баллов.
Ближе к высокому – 27 – 34 балла Низкий уровень – 12 баллов.
Средний уровень – 24 балла.