«Методика работы по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения»
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему

Рахимова Эльвира Григорьевна

 Курсовая работа на тему: «Методика работы по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rahimova_e._kr_muzykalnoe_vospitanie.doc225 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ново-Арышский детский сад «Эйлэн-Бэйлэн» Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Курсовая работа

«Методика работы по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения»

Воспитатель: Рахимова Э.Г.

2017 год

Содержание


Введение………………………………………………………………………….…..3

Глава 1 Теоретические аспекты восприятия детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения...........................................................5

1.1 Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности................................................................................................................5

1.2 Особенности музыкального восприятия у детей в младших дошкольных группах.......................................................................................................................10

1.3 Особенности музыкального восприятия у детей в старших дошкольных группах.......................................................................................................................15

Глава 2 Методика работы по восприятию детьми музыки в разных

группах дошкольного образовательного учреждения…………………………...19

2.1 Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении……………………………………...……………...19

2.2 Методика работы по восприятию детьми музыки в младших группах дошкольного образовательного учреждения……………………………………..23

2.3 Методика работы по восприятию детьми музыки в старших группах дошкольного образовательного учреждения……………………………………..29

Заключение………………………………………………………………………….33

Список использованных источников……………………………………………...35

Приложение…………………………………………………………………………37




Введение

Человек с момента своего рождения окружен различными звуками. Он слышит голоса родителей, шумы природы и, конечно же, музыку. Она начинается с песенок, напеваемых мамой, затем приходят какие-то музыкальные увлечения. И, в итоге, музыка настолько прочно входит в жизнь человека, что без неё он себя уже не мыслит.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.

Актуальность темы заключается в том, что музыка является одним из самых богатых и самых эффективных средств эстетического воспитания, дает очень мощное эмоциональное воздействие, развивает чувство вкуса человека. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познает эталон красоты, присваивает ценный; культурный опыт поколений. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться.

Воспитательные возможности музыки заключаются в том, что древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон.

Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий для успешного формирования восприятия музыки детей дошкольного возраста, как средства развития музыкальности. Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель курсовой работы – изучение методики работы по восприятию детьми музыки в разных группах ДОУ.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

– раскрыть научную сущность восприятия музыки;

– рассмотреть теоретические аспекты восприятия детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения;

– изучить методику работы по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования – процесс восприятия детьми музыки в разных группах.

Предмет исследования – методика работы по восприятию детьми музыки в разных группах ДОУ.

Гипотеза исследования: качество восприятия музыки детьми дошкольного возраста зависит от технологии обучения.

Методами исследования являются анализ педагогической литературы по теме исследования, обобщение, наблюдение и сопоставление.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по восприятию детьми музыки в разных группах ДОУ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составлен диагностический инструментарий для оценки уровня развития музыкальных способностей в разных возрастных группах дошкольников и разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты восприятия детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения. Во второй главе изучена методика работы по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения.

Методологическую основу исследования составляют: теория музыкальной деятельности Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и психология музыкальных способностей Теплова Б.М.


Глава 1 Теоретические и методические аспекты восприятия детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения

1.1 Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности

Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Приобщая ребенка к музыкальному искусству, нужно решить важную педагогическую задачу, по словам В. А. Сухомлинского, «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок». Таким образом, музыка – своеобразный мостик в детскую душу, помогающий нравственному становлению личности.

В психологии понятие «восприятие» понимается как «отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий»[16].

В основе восприятия искусства лежит реально существующий эстетический объект – художественное произведение (скульптура, картина, музыкальное произведение), которое и пробуждает эстетические чувства. 

Эстетическое восприятие можно определить, как особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (гармонию их форм, световую гамму, красоту музыкальных звуков и т. д.), способность различать возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, совершенное и примитивное.

Музыкальное восприятие – разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства. Воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту и совершенство.

Музыкальное восприятие (восприятие музыки) – это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения. Кратко охарактеризуем каждый из четырех важнейших свойств этого вида восприятия, согласно  Приложения А [13,с. 153].

Целостность. Это характерное свойство всякого восприятия. Человек воспринимает любой предмет – дом, дерево, стол, шкаф и т. д. – как нечто единое, нераздельное. Музыкальное произведение тоже воспринимается человеком прежде всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра.

Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Таким образом, эмоциональность есть свойство музыкального восприятия. Часто эстетическое переживание музыки бывает настолько сильным и ярким, что человек испытывает при этом подлинное счастье.

Осознанность. Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Известный ученый – музыковед, педагог В. Н. Шацкая отмечала, что «под активным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ».

Образность. Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный образ есть совокупность различных средств музыкальной выразительности, использованных композитором для передачи содержания произведения. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах. По словам Б. В. Асафьева, «процесс восприятия музыки есть процесс становления музыкального образа». Развивая музыкальное восприятие дошкольников, можно научить их воспринимать целостный образ музыкального произведения – настроение, характер, средства выразительности.

На основании характеристик каждой из особенностей можно сделать вывод: музыкальное восприятие – это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное произведение как художественно-образное отражение действительности. На необходимость развития разных сторон восприятия неоднократно обращали внимание музыковеды-методисты, работавшие с детьми.

На основании экспериментальных исследований и практических наблюдений выделяются пять структурных компонентов музыкального восприятия:

– эмоциональная отзывчивость на музыку;

– музыкальный слух;

– мышление;

– память;

– способность к творчеству.

Каждый из вышеназванных компонентов является необходимой действенной частью музыкального восприятия, и ни один не может быть из него исключен без ущерба для всего процесса.

Развитие музыкального восприятия имеет первостепенное значение в музыкальном развитии детей и является основой формирования их музыкальной культуры. Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности детей: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т. д. Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, который организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении. Обычно в методической литературе этот вид деятельности и определяется как «слушание музыки», в ходе которого дети знакомятся с музыкальным произведением [1, с.15].

Слушание музыки – один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.

Выдающиеся музыканты – просветители, теоретики музыкального воспитания Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Б. М. Теплов считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания. Б. В. Асафьев говорил о необходимости всеобщего обучения детей слушанию музыки и педагогического руководства этой деятельностью, Б. Л. Яворский подчеркивал необходимость широкого ознакомления детей с классической музыкой, воспитания у них хорошего вкуса и любви к подлинному искусству.

Единый по своей психофизической основе процесс формирования полноценного музыкального восприятия каждого музыкального произведения может быть условно разделен на несколько стадий, качественно отличающихся друг от друга. Эти стадии особенно четко выявляются в музыкальном восприятии неподготовленных слушателей, в частности у детей, но наличие их характерно и для восприятия музыки достаточно подготовленным слушателем [19, с.107].

Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, смутностью, нерасчлененностью впечатлений. У детей дошкольного возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации. Например, ритмичный «Марш деревянных солдатиков», из «Детского альбома» П. И. Чайковского, вызывает у детей радость, хорошее настроение, эмоциональный подъем, а пьеса «Болезнь куклы», из того же альбома, заставляет грустить, переживать, жалеть.

Занятие по слушанию музыки должно быть построено таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить его восприятие [14,с. 104].

Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. Это обстоятельство педагоги должны учитывать при организации слушания музыки дошкольниками, например, музыкальному произведению, которое дети уже слушали, можно посвятить еще одно-два занятия.

Третья стадия – это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально- слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по-своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характеризующие тяжело ступающего медведя, хитрую лису, подвижных зайцев и т. д. В связи с этим педагогам целесообразно проводить итоговые занятия по слушанию музыки, используя те произведения, которые дети слушали в течение всего промежутка времени (полугодие или год). На таких занятиях нужно дать детям возможность проявить элементы творчества в процессе слушания уже знакомых музыкальных произведений. Одной из эффективных форм повторения пройденного являются музыкальные викторины, игры типа «музыкальных загадок» и т. д.

Таким образом, восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. Музыка воздействует на детей благодаря целому комплексу выразительных средств. Это ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, ритм, которые передают настроение, основной характер произведения, вызывают ассоциации с переживаниями ребенка.

1.2 Особенности музыкального восприятия у детей в младших дошкольных группах

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы у детей в младших дошкольных группах, формируют основы их музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления [9, с.85].

Исполнение народной пляски требует знания характера движений народного танца, составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта, запоминания движений и их последовательности, что способствует интеллектуальному развитию детей.

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; двух- трех- частная форма и т.д.; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.), т.е. обогащаются их представления о музыке разного характера. Слушая музыку, ребенок ее анализирует (мысленно), относит к определенному жанру. Исполнение мелодии песни также строится на процессах анализа, сравнения того, что получается, с замыслом композитора, уподобления звуков голоса музыкальному материалу.

Велико значение музыкальной деятельности в решении задач эстетического воспитания, так как она по своему характеру является художественно-эстетической деятельностью. Важно у детей воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности [10, с.203].

Развивать музыкальные способности нужно начинать с раннего детства. На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной.

У детей развиваются слуховые ощущения, они становятся более дифференцированными: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.

Для детей характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. У детей возникают сознательно воспроизводимые певческие интонации. Ребенок пытается подпевать взрослому, повторяя за ним окончания слов и музыкальных фраз песни.

Начинают развиваться движения под музыку. Становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу и др., может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.). Дети с удовольствием участвуют в сюжетных играх под музыку, передавая несложные игровые образы (зайки, мишки, птички и др.); с интересом прислушиваются к звучанию музыкальных инструментов, различают тембровую окраску при звучании некоторых музыкальных инструментов, например бубна или погремушки, барабана или металлофона.

К концу второго года жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3-4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло.

Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения [6, с.185].

На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства - оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

Более интенсивно, чем на втором году жизни, развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например, какой колокольчик звенит - маленький или большой, какой инструмент звучит - бубен или погремушка и т. д.).

У детей активно развивается речь. Она становится более связанной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому [3, с.240].

Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Двигаются, ориентируясь в основном на образец взрослого, но могут двигаться и самостоятельно, выполняя хорошо знакомые движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка). Дети танцуют, стоя по одному в кругу или в парах, однако пока еще недостаточно хорошо ориентируются в пространстве.

Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).

Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы).

Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы - барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры – марш, плясовую, колыбельную [3, с.242].

В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).

Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.

Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках[9, с.95].

Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

Таким образом, у детей в младших дошкольных группах активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например песенного. Музыкальные способности у детей нужно начинать с раннего детства.

1.3 Особенности музыкального восприятия у детей в старших дошкольных группах

Развитие музыкального восприятия детей в старших дошкольных группах, особенно в период от конца 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка [11, с.63].

В среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребенка, у него вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее психологических ситуаций. Интерпретация внемузыкальных образов и ассоциаций при этом может опираться на яркие картины и сюжетные рассказы, включающие образы-воспоминания и образы-фантазии. В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче [18, с.123].

Восприятие музыки – это сложный многоплановый процесс: в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков (высота, тембр, сила и т.д.), ассоциации с происходящим в настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их переживание и оценка.

Необходимо обратить внимание на то, что качество музыкального восприятия зависит не только от возраста ребенка, но и от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Если с детства ребенок растет в «немузыкальной» среде, у него может сформироваться негативное отношение к «серьезной» музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию.

Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика [18, с.124].

В старшем дошкольном возрасте дети поражают нас своими открытиями, выдумками, фантазией. Они самые старшие в детском саду. В этот период идет активная анатомо-физиологическая перестройка всего организма. Функциональные возможности организма в этом возрасте создают условия для более интенсивного укрепления здоровья по сравнению с младшим дошкольным. Старшие дошкольники хотят быть крепкими и здоровыми, их двигательная активность повышается. В это же время формируется психологическая готовность к обучению в школе, возникает стремление вступить на эту новую ступеньку. Поведение наших воспитанников заметно меняется. Они хотят выполнять задания учебного характера. Игра по- прежнему занимает ведущую позицию, однако ее содержание меняется. Это уже не столько воспроизведение действий с предметами, сколько отношения с людьми, соблюдение правил, вытекающих из той роли, которую исполняет ребенок в игре. В этом возрасте интенсивно развивается изобразительная деятельность дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. Продолжают развиваться навыки слушания музыки (слушать до конца, в полной тишине). При последовательном развитии музыкального восприятия у ребят формируется устойчивый интерес к музыке, закладывается художественный вкус [20, с.74].

К первому классу дети должны иметь достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие. Разносторонне образованный музыкант и известный ученый Б. J1. Яворский отмечал, что «в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь». В этой связи очень важным является умение дать словесную оценку музыке. Уже к шести годам у детей формируется способность мотивированно оценивать музыкальное произведение. В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать, какие эмоции и настроения вызывают у них звуки музыки. Дети могут не только различать общую эмоциональную окраску мелодии, но и определять средства ее выразительности (интонацию, характер, темп, тембр, динамику), контрастные образы (грустно – весело, быстро – медленно, громко – тихо).

Таким образом, в восприятии музыки ведущая роль отведена эмоциональной отзывчивости на нее, которая может стать показателем всей эстетической культуры ребенка. Исследуя художественные способности детей, Б. М. Теплов отмечал, что «в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним» [19, с.243].

К началу обучения в школе дети должны владеть основными музыкальными терминами (композитор, дирижер, хор, оркестр и т. д.), уметь объяснить их значение, называть две-три фамилии наиболее известных композиторов-классиков и их музыкальные произведения, различать вокальную и инструментальную музыку. Большое значение в подготовительном к школе периоде придается развитию певческих навыков старших дошкольников. У них формируются исполнительские умения: улучшается чистота интонирования мелодии песни и артикуляция, певческое дыхание. Дети уже накопили большой опыт музыкально-ритмических движений, могут передать в движении общий характер музыки, темп, динамику, ритмический рисунок. Они также овладели основными приемами игры на музыкальных инструментах. Творчество занимает все более заметное место в музыкальной деятельности старших дошкольников. Оно проявляется в песенных, инструментальных и танцевальных импровизациях и становится важным средством музыкального воспитания детей и развития их личностных качеств.


Глава 2 Методика работы по восприятию детьми музыки в разных

группах дошкольного образовательного учреждения

2.1 Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении

В процессе работы дошкольный педагог должен всегда помнить о цели музыкального воспитания - формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурного слушателя.

Одним из наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей является проведение музыкальных занятий. Музыкальные занятия являются основной организационной формой систематического обучения детей дошкольного возраста [3, с.189].

В связи с этим музыкальный руководитель детского сада обязан два раза в неделю проводить музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам совершенствуется музыкальное восприятие.

Он обязан осуществлять подготовку к праздникам и музыкальным вечерам досуга: проводить индивидуальную работу с детьми - развивать их музыкальные способности, обучать отстающих тем или иным программным умениям; посещать методические объединения с целью обмена опытом; систематически повышать свою педагогическую и музыкальную квалификацию; проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада.

Музыкальный руководитель обязан проводить работу с родителями по плану детского сада.

Рассмотрим содержание и формы работы музыкального руководителя с воспитателями и родителями.

Музыкальный руководитель на занятиях, различных по форме, знакомит воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей, раскрывает перед ними задачи, содержание и методы работы по каждой возрастной группе, помогает наметить возможные моменты внедрения музыки в повседневную жизнь.

Обсуждает сценарии и планирует проведение праздников и музыкальных вечеров досуга, обсуждает результаты проведенной с детьми работы, обучает воспитателей основным певческим и музыкально-ритмическим умениям. Начиная с ознакомления воспитателей с практическим материалом, планом занятий, музыкальный руководитель постепенно подводит их к пониманию всей системы музыкальной работы с детьми.

Основной формой работы с педагогическим коллективом является консультация. Она бывает групповой (по 2-4 человека) и индивидуальной. На консультациях воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, обсуждают то или иное проведенное музыкальное занятие, отмечают достижения и неудачи, планируют содержание индивидуальной работы с детьми, моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, воспитательную работу в группе, предваряющую вынесение того или иного нового материала на музыкальное занятие [3, с.194].

Музыкальный педагог использует различные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников. Консультации, семинары, анкетирование - проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном воспитании», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком». На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.

Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации.

Весь материал утверждается заведующей и методистом детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. Чтобы глубже понять проблемы разногласий, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

– уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания;

– определить запросы на музыкальное воспитание;

– готовность родителей к сотрудничеству;

– провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

Музыкальный педагог работает по перспективному и календарному плану. В перспективном плане, музыкальный руководитель, ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество).

Определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями.

В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры (дидактическая - с пением, ритмическая - с под слово, театрализованная), праздники (подготовка или проведение).

Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:

– пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и переживания детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

– развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

– воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев,

хороводов, игр.

– поддерживать и закреплять желание детей использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках, передавать музыкально-игровые образы.

В связи с этим музыкальный руководитель детского сада два раза в неделю проводит музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам совершенствуется музыкальное восприятие, а также участвовать в проведении физкультурной деятельности.

Музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах [19, с.305].

В детском саде развитию музыкального восприятия отводится особое место. Музыка звучит в процессе утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус.

Песня исполняется на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх. Она сплачивает детей во время труда, делает труд радостным. Игры с пением и хороводы являются прекрасным материалом нравственно - эстетического воспитания детей. В хороводах и играх с пением дети учатся одновременно петь и двигаться. Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному «музицированию», подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.

Таким образом, работа по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения - это путь формирования творческих и специально-музыкальных способностей ребенка.

2.2 Методика работы по восприятию детьми музыки в младших группах дошкольного образовательного учреждения

Работа по восприятию детьми музыки в младших группах дошкольного образовательного учреждения осуществляется посредством занятий.

Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов.

Чтобы открыть в младших группах дверь в мир музыки, музыкальный педагог старается развивать у них способности, путем воспитания музыкального слуха и эмоциональной отзывчивости - двух важнейших компонентов музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Характеризуя работу по восприятию детьми музыки в младших группах, надо рассмотреть те способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности – слушания, исполнения, творчества.

Такими способностями являются [19, с.308]:

– способность целостного восприятия музыки (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);

– исполнительские способности (чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах);

– способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

Музыкальное восприятие особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания.

Формируя музыкальное восприятие у детей, нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная.

Игра – любимый вид деятельности младших дошкольников, поэтому работу по развитию восприятия музыкальных произведений организовали в игровой форме. Как правило, на занятие приходило какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, петрушка, игрушечная машина и т. д.). Он «разговаривает», «двигается» с малышами, помогая им активно включаться в разговор с игрушкой, отвечать на ее вопросы.

Например, «Мишка приехал в гости». Перед детьми появляется Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает, как долго он добирался до нашего детского сада. – А на чем я ехал, – добавляет Мишка, – вам сейчас расскажет музыка. Исполняются музыкальные произведения («Поезд» Н. Метлова, «Самолет» Е. Тиличеевой, «На лодочке» Е. Макшанцевой.). Дети слушают и отвечают.

Все малыши очень любят отгадывать загадки, а помогает им в этом чудесный мешочек. В него прячутся игрушки, которые пришли к детям. Звучат знакомые произведения. Дети по звучанию музыки отгадывают, что находится в мешочке.

Чтобы помочь ребенку услышать и понять музыку, используются дидактические игры: «Музыкальные цветы», «Веселый поезд», «Кого встретил колобок?», «Громко-тихо», «Узнай сказку» «Рисуем музыку» (Приложение Б).

Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы о прослушанной мелодии: «Это музыка весёлая и быстрая», или «Музыка медленная и печальная». Кроме того, использование музыкально- дидактических игр даёт возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.

Детям в младших группах сложно слушать и запоминать инструментальную музыку, которая не сопровождается пением и не связана с игровым персонажем, поэтому при слушании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», для закрепления провожу игры «Что делают дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш». Дети с удовольствием передают характер марша, весёлой пляски, колыбельной песни в игровых импровизациях, а это в своё время ведёт к лучшему запоминанию музыкального материала.

Развитию эмоциональной сферы помогает пальчиковая гимнастика, в основу которой положен синтез движения, поэтического слова и музыки. Игровой и музыкальный характер упражнений является прекрасным средством развития эмоций ребёнка, делая процесс обучения интересным и увлекательным. Такие упражнения, как «Зайчик», «Солнце», «Моя семья» - очень нравятся детям [4, с.193].

У детей в младших группах преобладает наглядно-образное мышление, поэтому нужно предлагать детям подобрать сюжетные картинки с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях в соответствии с характером услышанной музыки.

В силу того, что дети 3-4 лет имеют небольшой словарный запас, выразить словами настроение и характер музыки им сложно. Гораздо проще передать характер персонажа и настроение музыки с помощью движений, поэтому малыши с удовольствием выполняют этюды – подражания птицам и животным, такие как «Медведь и зайцы», «Воробышки и кот», «Птички и собачка», «Кошка и котята».

В дидактических играх – «Какую музыку слушает колобок?», «А ну-ка, угадай-ка», можно использовать пиктограммы, которые помогут детям более точно обозначить и осознать свои эмоции.

Для того, чтобы детям было легче понять эмоциональное состояние героя музыкального произведения, а потом отобразить его в движении, нужно включить в занятия игры и упражнения на мимику и пантомимику. Нужно использовать такие игры, как «Снеговички и сосульки», «Котятки и перчатки», «Гости». Дети с удовольствием изображают больного и здорового котика, ворчливых толстых снеговичков и худеньких и обидчивых сосулек [10, с.168].

В методической работе нужно использовать такой прием, как рассказывание. Для этого подбирать сказки, небольшие рассказы, которые можно проиллюстрировать музыкой. В сказку включать 2-3 инструментальные пьесы, соответствующие программе выразительные и короткие. Одна из них может повторяться дважды.

Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, нужно выбирать для каждого занятия новое задание, новый методический прием. Знакомя детей с одним произведением в течение длительного времени, на каждом из занятий нужно поставить перед детьми все более сложные задачи. Это способствовует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным

Постепенно благодаря играм, дети начнут осваивать умение распознавать знакомые произведения. Все это способствовует лучшему восприятию музыкального материала, его осмыслению и запоминанию.

Каждое занятие нужно пронизывать линией сквозного развития, чтобы одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия должны получаться очень содержательными, интересными.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

В ходе методической работы по восприятию детьми музыки в младших группах дошкольного образовательного учреждения нужно стараться использовать все виды музыкальной деятельности, в том числе и игру на музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов [3, с.256].

Так как знакомство с музыкальными инструментами начинается с первой младшей группы, то испытуемые дети должны иметь представление о некоторых музыкальных инструментах, таких как, колокольчики, дудочки, погремушки, металлофон. Об этом надо рассказывать и показывать заранее.

На занятиях нужно предлагать детям творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например, воспитатель подходит к ребенку, дает ему бубен и просит назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок своего имени с одновременным проговариванием ( Ви-ка - два удара, По-ли-на- три удара и т.д.) Если кто-то из детей затрудняется выполнить это задание, воспитатель помогает ему. Данные творческие задания предлагаются детям не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей.

Дети в младших группах ДОУ без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и высокое звучание). Поэтому работу с этим музыкальным инструментом, начатую ранее, нужно продолжить и в средней и старшой возрастной группе. Для этого можно использовать пьесу «Скворцы и вороны» из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. Музыкальный руководитель играет пьесу, а воспитатель предлагает детям позвенеть колокольчиком с высоким звучанием, если поют скворцы и с низким звучанием, если закаркали вороны.

Такие занятия нравятся детям, смена детской деятельности позволяет удовлетворить потребности и интерес дошкольников к воплощению в рисунках, работах своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой.

К продуктивной деятельности нужно приступать тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

Предлагается прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?» Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?

Материалы, которые используются в работе с дошкольниками, должны содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Это и печальный чёрный цветок, который заколдовала Баба Яга (П.И.Чайковский «Баба Яга»), золотые рыбки (Сен-Санс «Аквариум»), волшебный веер, который может превращаться в бабочек, гармошку и юбочку («Полька», «Вальс», «Мужик на гармонике играет» П.И.Чайковского). Всё это вызывает у детей познавательный интерес и способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни.

Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.

Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств, развитие музыкального восприятия), педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:

– обучать детей певческим умениям;

– выучить песни, указанные в программе;

– развивать детский голос.

Таким образом, постепенно у малышей накапливается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения. Музыкальное восприятие особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Формируя музыкальное восприятие у детей, нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.

2.3 Методика работы по восприятию детьми музыки в старших группах дошкольного образовательного учреждения

Работа по развитию музыкального восприятия в старших группах дошкольного образовательного учреждения должна идти через эмоции.  Без эмоций в этом возрасте нельзя постичь содержание музыкального произведения. Поэтому музыкальную деятельность нужно организовать так, чтобы она вызывала у детей положительное эмоциональное отношение [4, с.158].

Восприятие музыки должно вызывать у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождать ассоциации. Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания.

Нами была разработана методика работы по восприятию детьми музыки в старших группах дошкольного образовательного учреждения из нескольких занятий  (Приложение В).

В ходе проведения этих занятий, дети переживали эмоциональные состояния, проявляли внешне собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей были использованы произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

После внимательного слушания детьми классической музыки А. Вивальди «Весна» (1часть) из цикла «Времена года», дети учились передавать характер музыки с помощью кистей рук (пластические импровизации). Такой способ передачи музыки очень понравился детям. Каждый ребёнок старался показать движениями что-то своё.

Музыкальные произведения сопровождали ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду.

Используя музыку на занятиях в детском саду, нужно стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик.

Детей нужно познакомить с музыкальными произведениями разных эпох, доступными дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, которые можно сгруппировать по следующим темам: «Музыка выражает чувства, настроения, характер людей», «Музыка рассказывает о птицах и животных», « Музыка и природа», – раскрывающие содержание музыки, ее связь с жизнью.

Для эффективного развития у детей музыкального восприятия нужно побуждать детей к творчеству и активной деятельности. В этой связи добиваться того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д. Метод этот – уподобление характеру музыки – способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности.

В ходе работы нужно сочетать разные виды уподоблений – словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное и пр. Тем самым учить детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, развивать эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки.

Также, после прослушивания классической музыки нужно просить  детей передать все свои впечатления о неё, её характер на листе бумаги.

Например, после прослушивания с детьми произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник», дети с большим удовольствием передают музыку на бумаге. В это же время нужно обсуждать с детьми природу, напоминать о потребности в бережном отношении к окружающей природе.

В методической работе по развитию у детей музыкального восприятия нужно обязательно использовать художественное слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогают ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.

Вместе с воспитателями группы нужно создать музыкальную зону для слушания музыки, которая содержит музыкальный центр, кассеты и диски с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.

После организации музыкальной зоны с детьми нужно провести беседу на тему «Что нового появилось у нас в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.

Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку представителей романтизма – Ф. Шуберта, Р. Шумана. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, и других.

Таким образом, использование составленных комплексов занятий, позволяет добиться положительных результатов в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста. Классическая музыка оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

.


Заключение

Музыкальное восприятие является разновидностью эстетического восприятия, его частным видом. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства. Воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту и совершенство.

Восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. Музыка воздействует на детей благодаря целому комплексу выразительных средств. Это ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, ритм, которые передают настроение, основной характер произведения, вызывают ассоциации с переживаниями ребенка. У детей в младших дошкольных группах активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например песенного. Музыкальные способности у детей нужно начинать с раннего детства.

Работа по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения является основой формирования творческих и специально-музыкальных способностей ребенка. Постепенно у малышей накапливается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения. Музыкальное восприятие особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Формируя музыкальное восприятие у детей, нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.

Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох.

В данном исследовании была разработана методика работы по восприятию детьми музыки в старших группах дошкольного образовательного учреждения из нескольких занятий.

В ходе проведения этих занятий, дети переживали эмоциональные состояния, проявляли внешне собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей были использованы произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

Использование составленных комплексов занятий, позволяет добиться положительных результатов в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.


Список использованных источников

1. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. – М.: Инфра-М, 2014. – 146 с.

2. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. От аналогии и синестезии к синтезу: Эволюция идей «Видения музыки» // Музыка и время, 2008, № 4. С. 62 - 66.

3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2005. – 270с.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2004. – 240с.

5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.

6. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги. – М.: ВАКО, 2013. – 268 с.

7. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008. – 173 с.

8. Зацепина М. Б. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 134 с.

9. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: в 2 ч. ч.1: Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 112 с.

10. Костина, Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.

11. Костина, Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» / Э. П. Костина. – М.: Линка-пресс, 2013. – 120 с.

12. Кошмина И. В. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 56 с.

13. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 248 с.

14. Музыка и воспитание / сост. Т.Е. Заводова. – Мн.: Красико-Принт, - 2010. – 124 с.

15. Психология музыкальной деятельности. / под ред. Г. Цыпина – М., Академия, 2012. – 246 с.

16. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2011. – 276 с.

17. Савинкова О.В., Полякова Т.А. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей. – М.: Наука, 2010. – 144 с.

18. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб.: Знание, 2009. –168 с.

19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2012. – 379 с.

20. Ходонович Л.С. Музыкально-творческое развитие дошкольников. – Мн.: ИВЦ, 2009. – 128 с.

21. Юдина Е. И. Поурочно-методические разработки по музыке. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 143 с.


Приложение А

Процесс музыкального восприятия


Приложение Б

Дидактические игры в младших группах

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»

Игра на определение характера музыки.

Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Раздаточный: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора. Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал: игрушка - поезд.

Цель: закреплять умение различать изменения темпа музыки

Методика проведения:

Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передаётся движение поезда: сначала он движется медленно, затем быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение замедляется, поезд останавливается. При повторном прослушивании пьесы желающие дети двигают поезд, передавая точно изменения темпа.

«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?»

Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков.

Игровой материал: Картинка, изображающая фрагмент сказки, когда колобок катится по тропинке, размером 30 x 40 см., с прорезью, в которую вставляется выдвижная лента с изображениями зайца, волка, медведя.

Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.

Методика проведения:

Вариант 1. Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» - в высоком регистре, «Лиса - в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь» - в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы, дети отгадывают кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку с персонажами на нужную позицию.

Вариант 2 (творческая импровизация) Детям предлагается сочинить музыкальную сказку. Несколько детей исполняют песенки персонажей, придумывая свой мотив, в том регистре, которым должен петь тот или иной персонаж. Остальные дети отгадывают, кого встретил колобок. Отгадавший ребёнок передвигает линейку на нужную позицию.

Музыкальный репертуар.

«Кого встретил колобок?» муз. Г. Левкодимова сб. Л. И. Комисаровой,

 «ГРОМКО - ТИХО»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бордового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.

Методика проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

 «УЗНАЙ СКАЗКУ».

Игра на определение характера музыки.

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.

Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

 «РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребёнком интересное задание.

Прослушайте музыкальное произведение, побеседуйте о том, какое настроение было в начале музыки, как закончилось произведение - так же как начиналось или по-другому. Какие настроения и переживания оно разбудило?

Теперь предложите нарисовать свои впечатления. Пусть он рисует то, что чувствует или представляет, когда слушает музыку. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

Другой вариант рисования музыки - изображение музыки линиями. Под звучание музыкального произведения, ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку, изогнутые - под бодрую, решительную, прерывные - под легко, отрывисто звучащую. Цвет ребёнок выбирает сам, который, по его мнению больше подходит к настроению.


 Приложение В

Знакомство с творчеством композитора Петра Ильича Чайковского

Тема: Петр Ильич Чайковский

Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование представлений детей о творчестве композитора Петра Ильича Чайковского, о жанре инструментального концерта, развитие умения анализировать музыкальные произведения.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, запись опер «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, портрет композитора.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами послушаем музыку замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Скажите, дети, а вы знаете кто такой композитор? Ответы детей. Нет.

Воспитатель: Композитор – это тот кто пишет музыку

Петр Ильич Чайковский жил очень давно, более ста пятидесяти лет назад в России. (Демонстрируется портрет композитора).

С 16 лет Петр Ильич уделял большое внимание музыке. Но Петр Ильич был не только композитором, он работал на государственной службе, а в свободное время любил посещать оперные театры, где сильнее всего ему нравились постановки опер Моцарта и Глинки.

Потом он поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, а после преобразования их в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции

Петр Ильич сочинил более 80 музыкальных произведений, в том числе десять опер и три балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

Петр Ильич сочинил прекрасные произведения, например "Чародейка" или "Спящая красавица", "Щелкунчик". Я думаю, что все вы знаете сказку «Щелкунчик» И даже смотрели мультфильм, а может быть кто то из вас с мамой и папой ходите смотреть балет «Щелкунчик». Послушайте фрагмент из балета «Щелкунчик» и скажите, что вы почувствовали, слушая эту музыку: какая она по характеру?

(Звучит фрагмент балета «Щелкунчик». Дети размышляют об услышанной музыке).

Как вам кажется, дети, какая музыка? Да она радостная, праздничная, веселая, и конечно сказочная. Ведь все происходит в рождественскую ночь, которая наполненная волшебством и сказкой. А какие инструменты вы услышали в этом фрагменты? Ну конечно скрипка, а еще тут есть флейта, виолончель и еще много других инструментов.

А теперь давайте послушаем другой фрагмент. Это уже другой балет, называется он «Лебединое озеро». Внимательно послушайте и скажите, что вы почувствовали, слушая эту музыку: какая она по характеру?

(Звучит фрагмент балета П. И. Чайковского «Лебединое озер». Дети размышляют об услышанной музыке).

Музыка балета «Лебединое озеро» тревожная, трагичная, сильная. Какие же тут мы с вами слышим инструменты? Правильно мы тут слышим трубы, виолончели.

Итак, сегодня мы с вами беседовали о творчестве русского композитора, П. И. Чайковском слушали его замечательную музыку.

Комплексное занятие с экологической направленностью и использованием музыки А. Вивальди «Весна» (1ч., Allegro) из цикла «Времена года»

Программное содержание: Показать связь весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и птиц;

- использовать поэзию и живопись для показа примет весны;

- познакомить детей с творчеством композитора А. Вивальди;

- учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании музыки;

- познакомить детей с первыми весенними цветами;

- формировать у детей потребность в бережном отношении к окружающей природе;

- учить передавать характер музыки с помощью кистей рук (пластические импровизации).

Материал и оборудование: Портрет А. Вивальди; фонограмма записи музыки А. Вивальди «Весна» (1ч., Allegro) из цикла «Времена года»; иллюстрации картин о весне; карточки с изображениями первых весенних цветов; искусственные цветы по количеству детей в группе.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулках за весенними изменениями в природе; разучивание с детьми стихотворений о весне.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, когда вы думаете, что вы сейчас слышите? Ответы детей: Музыку.

Воспитатель: А вы знаете, кто сочиняет музыку? Ответы детей: Композиторы.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в прекрасный мир

музыки. Но прежде всего я хочу загадать вам загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?

Ответы детей: Весною.

Воспитатель: Какие приметы весны мы с вами видели на прогулках?

Ответы детей: Солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, на ветках деревьев набухают почки, появляется зеленая травка, прилетают птицы из теплых краев.

Воспитатель: Вы правильно назвали приметы весны. Ребята! А вы знаете стихи о весне? Кто прочитает их? Дети читают стихи о весне:


1-ый ребенок:

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горечей,

А с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Я.Колас

2-ой ребенок:

Таял снег в лугах, полях.

Голубели почки,

На прибрежных тополях

Набухали почки.

А.Прокофьев

3-ий ребенок:

На этой недели,

Почуяв тепло,

Скворцы прилетели,

В родное село.

И.Дружинин

Примечание: Воспитатель может подобрать к занятью и стихи поэтов А.С. Пушкина, А. Фета, А. Некрасова, Г. Ладонникова, 3. Бядули и т.д. Воспитатель: А сейчас посмотрим иллюстрации картин о весне. (Рассматривание репродукций картин о весне по выбору воспитателя. Беседа об этих картинах).

Воспитатель: Сегодня мы услышали как о весне рассказывали поэты, увидели ее на картинах художников. А музыку вы любите слушать?

Ответы детей: Любим.

Воспитатель: Когда началось занятие у нас звучала музыка о весне. Написал ее итальянский композитор Антонио Вивальди (показывает портрет композитора). Давайте повторим фамилию композитора.

Уже в десять лет А. Вивальди в совершенстве овладел игрой на скрипке, заменяя своего отца на концертах. Композитор написал много прекрасной музыки. Он очень любил природу, изображая в музыке разные времена года: зиму, весну, лето, осень.

3 Сегодня мы послушаем, как А. Вивальди изобразил весну. Давайте сядем по удобнее, закроем глаза и попробуем услышать звуки весны. (Звучит фонограмма музыки А. Вивальди «Весна» (1ч., Allegro).

Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает эта музыка?

Ответы детей: Веселое, радостное, бодрое.

Воспитатель: Какие приметы весны вы услышали в музыке?

Ответы детей: Поют веселые птички, звучат ручейки.

Воспитатель: Правильно! В музыке мы слышим веселых птичек, которые приветствуют весну. Слушая музыку, можно представить себе как оживает природа, появляется травка и первые цветы.

Я хочу вас познакомить с первыми весенними цветами леса подснежниками. Их так называют потому, что они расцветаю очень рано, когда еще не растаял весь снег. (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен подснежник. Дети повторяют хором название цветка).

Воспитатель: А вот этот цветок на мохнатом стебле – шесть лиловых лепестков срослись в один колокольчик. Этот цветок называется сон-трава. (Воспитатель показывает карточку, на которой изображена сон-трава. Дети хором повторяют название цветка).

Воспитатель: А вот этот цветок – синие звездочки на тонком стебле с большими зелеными листьями – это голубая пролеска. (Показывает картинку цветка. Дети хором повторяют название цветка).

Воспитатель: И еще один цветок с розовыми и синими колокольчиками на мохнатом стебельке. Вокруг этих цветков всегда вьются пчелы. Это. медуница. (Показывает картинку цветка. Дети хором повторяют его название).

Воспитатель: Эти цветы появляются в лесу каждой весной. Раньше их было много, но люди не берегут первые весенние цветы. Каждую весну они приходят за подснежниками, рвут их большими букетами вместе с корнями. К чему это может привести?

Ответы детей: Этих цветов становится все меньше и они могут вообще исчезнуть.

Воспитатель (вместе с детьми): Мы не будем рвать цветы, пускай они растут, цветут и радуют всех...

1-ый ребенок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если мы: и ты, и я –

Все сорвут цветы,

То не будет красоты.

Воспитатель: Послушайте, что «говорит» цветок.

2-ой ребенок:

Не рви меня, пожалуйста,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю мне

На солнце и весну.

(Ю.Гагонина)

Воспитатель: Цветы украшают нашу землю, мы их будем беречь и рвать не будем.

Я для вас приготовила бумажные цветочки. Сейчас их раздам вам. (Воспитатель раздает каждому ребенку по два цветочка).

Воспитатель: Давайте еще раз послушаем «Весну» А. Вивальди. Попробуем движениями кисти рук вместе с цветами показать, как звучит эта прекрасная музыка. (Показывает движения).

(Звучит фонограмма музыки А. Вивальди «Весна» (1ч., Allegro), дети плавными движениями рук вместе с цветами показывают характер музыки.)

Слушание музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник».

Тема: «Слушание музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник».

Цель: Познакомить детей с музыкальным произведением Петра Ильича Чайковского «Подснежник».

Программное содержание:

1. Развивать музыкальные и творческие способности, формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

2. Обогащать словарь детей за счет слов: вступление, композитор, композиция, мелодия, музыкальное произведение.

3. Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения, развивать музыкальные способности.

4. Способствовать снятию эмоционального и физического напряжения с помощью движений (танца).

Словарь:

Вступление – начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.

Композитор – (лат. compositor – сочинитель, составитель, создатель) – автор музыкального произведения.

Композиция – (лат. compositio – составление, расположение) – 1. Музыкальное творчество, процесс создания музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма. 3. Отдельное музыкальное произведение.

Мелодия – (греч. melodia – пение песни от melos – песнь и ode – пение) – основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Музыкальное произведение – сочинение:

- состоящее из сочетаний звуков с текстом или без текста; и

- предназначенное для исполнения на музыкальных инструментах и/или с помощью голоса.

Материал и оборудование: картины, магнитная доска, рисунки, магнитофон, диск, стульчики, указка, подснежники, конспект.

Ход занятия:

1. Игровой, сюрпризный момент: Приглашаю детей в весенний лес.

2. Просмотр весенних пейзажей, чтение стихотворений, пословиц.

3. Слушание произведения «Подснежник».

4. Беседа с детьми о прослушанном произведении.

5. Танец с цветами (двигательная активность)

6. Итог: выставка детских картин на тему «Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....

Методическая разработка Планирование образовательной работы по русскому языку в средних и старших тувинских группах дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС

Методическая разработкаПланирование образовательной работы по русскому языку в  средних и старших тувинских группах  дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС...

Особенности развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Эффективная организация развивающей среды является значимым процессом, так как все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающей среде, способствует ...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей и тематического плана ООП ДО МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма».Мероприятия проводятся...