Кинезиологические технологии в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении.
материал по логопедии (подготовительная группа)

Кинез                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

       И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой. Все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы построены на двигательной активности.  

Существует взаимосвязь между движением и эмоциями, движением    и количеством запоминаемого материала, движением и реагированием на различные ситуации. Любое научение требует овладения навыками,               а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека.Мышцы глаз при чтении, мышцы речевого аппарата при произнесении звуков, слов, предложений, мышцы рук при письме.

Важно отметить, что регулярное выполнение комплекса кинезиологической гимнастики способствует синхронизации работы полушарий, оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья                    и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями  речи.

 По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль      в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария     к интеграции. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. 

Одной из наиболее результативной  технологией  является  использование кинезиологических упражнений так как, совершенствование мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений тела   и пальцев рук. Развивающая работа должна быть направлена от движений   к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология  относится к здоровьесберегающим технологиям - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые  позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга. Кинезеология существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезио упражнения - это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. С помощью специально подобранных упражнений организм синхронизируют работу полушарий мозга                    и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Кроме этого кинезио упражнения также способствуют развитию координации движений               и психофизических функций. Огромная польза и привлекательность  этих упражнений  состоит в их простоте и практичности.  Взрослые и дети  могут выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания        и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная педагогика, логопедия.

Мне, как педагогу-практику, работая в дошкольном образовательном учреждении, приходится решать вопросы интеграции в свою образовательную деятельность различных методов и приемов для успешной и эффективной работы по коррекции недостатков у детей с ТНР, где помимо нарушений речевого высказывания, выявляются нарушения психических процессов, недоразвитие  общей моторики и моторики пальцев рук и др.

Задачи  кинезеологии  в ДОУ:

- Синхронизация работы полушарий;

- Развитие  зрительно-моторной координации;

- Формирование  пространственной ориентировки;

- Развитие   общей  и мелкой моторики;

- Развитие памяти, внимания,  мышления и  речи;

- Снятие эмоциональной напряженности;

- Создание положительного эмоционального настроя;

- Профилактика дислексии и дисграфии.

Кинезио упражнения  использую  как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так    и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу (можно проводить в свободной деятельности и режимных моментах),  обязательно в  доброжелательной  обстановке длительностью 5 - 10 минут.  От детей требуется точное выполнение движений и приемов.   Эффективность упражнений будет лишь в том случае, если задания выполняются  регулярно и доводятся                  до автоматизации навыков.  Кинезио упражнения проводятся                       по специальным комплексам, длительностью  две  недели. Особенно кинезио упражнения хорошо себя зарекомендовали на индивидуальных занятиях по автоматизации поставленных звуков.

      В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, телесные упражнения, упражнения на релаксацию, упражнения на развитие мелкой моторики, глазодвигательные упражнения, массаж, бионергопластика.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

1. «Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться              и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 3. «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте        в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени     и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку            и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы                 не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

 4. «Сорви яблоки». Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки           и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь      на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину  и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

1. «Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой                    5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. «Дышим носом». Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с. 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох; 2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

3. «Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Телесные упражнения

1. «Перекрестное марширование». Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать                    6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

 2. «Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

 3. «Паровозик». Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой      и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук               и повторить упражнение.

4. «Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

 5. «Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения и мышечных зажимов.

1. «Дирижер. Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их             к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть в то время, как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт

2.  «Ковер-самолет». Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет.        Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно    и аккуратно садимся.

Упражнения для развития мелкой моторики

1. «Домик». Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев (10 раз).

2. «Ладошка». С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки (10 раз).

3. «Лезгинка». Любим ручками играть и лезгинку танцевать. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук (6-8 раз).

4. «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть            в ладоши и поменять их положение.

5. «Симметричные рисунки». Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

6. «Зеркальное рисование». Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы.

7. «Кулак - ребро-ладонь». Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром      на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем -левой, потом – двумя руками вместе.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие.

1. «Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксировать голову             за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть             ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш  в левой руке, затем меняют  на взгляд  «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

2.  «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами     за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3. «Слон». Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

Массаж – воздействует на биологически активные точки.

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми  глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимать  пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение              с закрытыми глазами удваивает эффект.

Биоэнергопластика(соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук).

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи.    

Список литературы:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под ред. Цветковой Л.С. М., 2001.

2. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.

3. Воробьева В.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.

4. Деннисон П.И., Деннисон Г.И.  Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинезиологии для родителей                и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ.                  М.: Восхождение, 1998.

5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

6. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.

7. Семенович А.В.  Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего ннтогенеза . Генезис М..2018.

8. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.

9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

10. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Лев Николаевич Толстой, «Анна Каренина»)...

Организация НОД с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (Консультация для педагогов)

Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, фор...

ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»

ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»        На сегодняшний день в систе...

Коррекционно-развивающая программа "Мама, папа, я - дружная семья" по сопровождению семей с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении

Цель программы  – создание системы комплексной помощи семьям с детьми «группы риска» в дошкольном образовательном учреждении....

Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы раннего возраста «Сказка» 2020-2021

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста состоит из обязательной части, разработанной на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождени...

Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы СТАРШЕГО возраста «Дружные ребята»

laquo;Программа» направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка 5-6 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творче...