Зимушка-зима
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Зимушка-зима интегрированное занятие в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.doc | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Зимушка-зима
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
Цель. Развитие эмоциональной сферы ребёнка посредством синтеза искусств, формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира.
Задачи. Учить чувствовать настроение, определять характер, основную мысль произведений искусства. Учить анализировать и сопоставлять музыкальные, литературные и художественные средства выразительности.
Развивать художественный вкус. Обогащать словарный запас детей, поощрять высказывания-размышления детей о произведениях искусства.
Учить выразительно исполнять разученные музыкальные произведения - в пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях.
Атрибуты, декорации. Музыкальные инструменты: колокольчики на ручке, треугольники, металлофоны. Мольберты (6 шт.). Ткань для драпировки. Указатель «Зал пейзажей». Пейзажи в рамах (формат АЗ): «Зимний сон («Зима»)» В. Васнецова, «Зимний пейзаж» А. Саврасова, «Лес зимой» К. Крыжицкого, «Зима в лесу. Иней», «Зимний лес» И. Шишкина, «Лиловый снег» М. Гермашева. Тонированные листы формата АЗ в рамах (2 шт.). Снежинки. Клей-карандаш (2 шт.). Салфетки.
Ход занятия
Звучит в записи вариация «Лёд» (картина «Зима» из балета «Времена года») А. Глазунова - дети выходят на сцену.
Музыкальный руководитель (м. р.). Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось в зале! Поздороваемся с ними! (Исполняет с детьми музыкальное приветствие «Здравствуйте> по нисходящему мажорному трезвучию.)
Приглашаем вас в картинную галерею, где продолжится наше знакомство с пейзажами. Мы рассмотрим зимние пейзажи: некоторые из них вам уже знакомы, какие-то вы увидите впервые.
Подумайте, что бы вы рассказали о зиме человеку, который никогда не видел зиму, не знает, что это такое. (Ответы детей.)
А сейчас мы узнаем, как о зиме можно рассказать стихами, музыкой и, конечно, красками. Можете прогуляться по нашей галерее - только не забудьте, как нужно себя вести. Вы помните? Правильно, нельзя бегать, шуметь, толкаться, чтобы не мешать другим посетителям. Будет звучать музыка, а когда она закончится, соберитесь у указателя «Зал пейзажей».
Звучит «Лёд» А. Глазунова. Дети свободно гуляют по галерее, с окончанием музыки собираются у указателя.
М. р. Перед вами картина Виктора Васнецова «Зимний сон».
(Дети рассматривают картину. Затем проводится обсуждение: что изображено на картине? Какое настроение передач в пейзаже автор? Какими средствами? Обсуждаются цвет, композиция.)
Поэт Фёдор Тютчев написал такие строки: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Как вы считаете, подходит настроение этого стихотворения к настроению картины?
Почему? Какое ещё знакомое вам стихотворение подойдёт к этому пейзажу?
Ребёнок читает стихотворение С. Дрожжина:
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все долины и поля...
Всё в природе замирает:
И поля, и тёмный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
М. р. Очень похожее настроение - тихое, сказочное, прозрачное - и в песне о снежинках. Поиграем с ними в музыкальное эхо! Но сначала немного распоёмся. Становитесь врассыпную! (Проводится упражнение «Кружимся в танце», приложение 1.)
Характер у зимы переменчив: она то порадует нас сверкающим на солнце снегом, то загрустит пасмурным днём.
(.Переходит с детьми к картине «Зимний пейзаж» А Саврасова. Рассматривают её, обсуждают.) Белые с морозу Вдоль пути рядами Тянутся берёзы С голыми сучками.
(Н. Огарёв)
Ребята, подумайте и скажите: какие слова в этом стихотворении помогают передать печальное настроение? (Ответы детей.)
В песне «Зимняя пора» зиму тоже называют грустной порой. Сейчас мы постараемся исполнить её так, чтобы зрители почувствовали грустное, печальное настроение.
Дети исполняют песню-канон «Зимняя пора» (приложение 2), затем садятся.
М. р. Сегодня я хочу вас познакомить с музыкой Сергея Прокофьева из балета «Золушка» - называется она «Фея Зимы». (Дети слушают музыку.)
Какой предстаёт зима в этом произведении? Как композитор рассказал об этом слушателям? (Проводится краткий анализ средств музыкальной выразительности.)
Дети вновь рассматривают картины.
М. р. Ребята, перед вами три знакомых вам пейзажа: картина Константина Крыжицкого «Лес зимой» и две картины Ивана Шишкина - «Зимний лес» и «Зима в лесу. Иней». Настроение какого пейзажа больше подходит к настроению прослушанной музыки? Сейчас вы снова услышите музыку Прокофьева. Когда она закончится, подойдите к выбранному вами пейзажу. (Дети выполняют задание: объясняют свой выбор, соотнося строение картины и музыкального произведения, средств выразительности. Педагог хвалит детей?)
Мы посмотрели с вами столько зимних картин, послушали зимнюю музыку, исполняли песни о зиме... Неужели Зимушка-Зима не придёт сегодня к нам в гост? Давайте её все вместе позовём! Зимушка-Зима!
Под музыку «Декабрь. Святки > из цикла «Времена года» П. Чайковского входит Зима.
Зима. Здравствуйте, друзья! Волшебная музыка привела меня сюда!
М. р. Ребята, поприветствуем нашу гостью песней!
Стоя на местах, дети исполняют песню «Здравствуй, гостья зима!» (приложение 3)■
Зима. Ребята, я очень рада, что вы так много обо мне знаете. (Обрагцает внимание на мольберты.) Какие прекрасные картины! И везде я такая раз-ная: то весёлая и искристая, то сумрачная и холодная. Но мне хочется, чтобы у вас остались обо мне только приятные воспоминания, ведь скоро наступит весна и мне придётся попрощаться с вами до следующего года...
М. р. Дорогая Зима, не огорчайтесь! Музыка поможет нам ещё надолго сохранить волшебное зимнее настроение.
Зима. Я в этом уверена! I Густь звуки вальса закружат нас в зимнем танце! Ребята, приглашайте друг друга!
(Звучит «Вальс» из оперы-сказки «Ёлка» В. Реби- кова//Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -Ч.2.- С. 30.) '
Час то меня, Зиму, называют белоснежной. Но я могу быть не только белой.
М. р. Ребята, перед вами пейзаж Михаила Герма- шева «Лиловый снег». Как вы думаете, когда художник
мог увидеть такой снег? Почему' вы гак решили? (Ответы детей.) А ещё зима может быть синей - как в песне «Синий вечер».
(В исполнении детей звучит песня «Синий вечер», муз. А. Белокуровой, сл. А Фетисова//Музыкальный руководитель. - 2007. - № 1. - С. 69 )
Ребята, как вы думаете, голоса каких музыкальных инструментов могут нарисовать холодную, сверкающую, хрустальную зиму звуками? (Ответы детей.) Сейчас мы исполним для Зимушки и всех гостей произведение Александра Глазунова «Снег». Постарайтесь передать в своей игре волшебство зимы, дрожание холодного воздуха, ганец снежинок. Берите инструменты!
Звучит «Снег» А Глазунова - дети играют в оркестре, используя металлофоны, диатонические колокольчики, треугольники.
Зима. Спасибо за этот замечательный музыкальный подарок! У меня для вас тоже есть сюрприз: я приглашаю вас поиграть! Становитесь в круг! Вы будете замирать, а я отгадывать!
Проводится игра с пением «Зимушка-зима», муз. и сл.Л. Олифировой/./Музыкальный руководитель. -2004.- №6. -С. 42.
М. р. Ребята, сегодня мы говорили с вами о такой разной зиме: суровой и печальной, весёлой, сказочной и хрустальной...
Перед вами два фона. Один - для изображения хмурой, суровой зимы. Другой - для радостной и морозной. Подумайте, какое зимнее настроение вам хотелось бы сейчас передать - суровое или радостное, - и прикрепите на выбранный фон свои снежинки, которые вы заранее приготовили. А если вы захотите и договоритесь со своими товарищами, то сможете создать настоящие зимние узоры.
Взрослые под музыку раздают детям снежинки. Дети прикрепляют их па фоны, взрослые помогают приклеивать. Одновременно па экране демонстрируется видеозапись фрагментов занятия по изготовлению снежинок. В конце работы подводится итог.
Зима. Очень красиво! Словно художник Мороз разрисовал окна!
М. р. Дорогая Зима, ребята знают об этом песню и сейчас исполнят её!
{Звучит песня «Художник Мороз », приложение 4.)
Дорогая Зима, эти работы будут напоминать нам о нашей сегодняшней встрече.
Зима. Спасибо, ребята! Не забывайте обо мне. До свидания!
Под музыку «Декабрь. Святки » из цикла «Времена года» П. Чайковского Зима уходит.
М. р. Наша встреча подошла к концу, но мы ещё не раз побываем в картинной галерее.
Педагог поёт «До свидания!» (нисходящее по- ступенное движение соль1 - до1), дети повторяют, а затем под музыку «Лёд» А Глазунова уходят со сцены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...