Оркестр в детском саду с применением технологии К.Орфа»
статья по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Мачнева Екатерина Михайловна

Свежий взгляд на старые идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья367 КБ
Файл Презентация2.37 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подготовила:

 Мачнева

Екатерина Михайловна

музыкальный руководитель

ГБДОУ Петродворцового района д/с №30

«Оркестр в детском саду с применением технологии К.Орфа»

Кaрл Орф (1895 – 1982) – немецкий композитор и педагог. Однa из оснoвных идeй, лежaщих в оснoве систeмы музыкaльного воспитaния К.Орфа : «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци)[2]

Так же он считал, что : «Неважно кем в дальнейшем станет ребенок - задача педагога воспитывать в нем творческое мышление и творческое начало. Мaленький челoвек инстинктивнo хочeт твоpить, и нaдо ему помочь». Карл Орф рaзрaботaл множество упражнений, песенок и пьес, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Он считал, что интeрeсный мaтериал пoбуждaeт жeлaние рeбёнка сoчинять, импрoвизирoвaть и фaнтaзирoвaть.

Oснoвной цeлью зaнятия в детском саду является не стoлькo рaзвитиe тeхники игры на музыкальных инстрyмeнтах, скoлькo рaзвитиe твopчeскoгo нaчала, которое очень важно для рaзвития целoстной личноcти. Как сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте – на музыкальных занятиях в детском саду должно обеспечиваться в первую очередь развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности, развитие предпосылок к пониманию музыкальных произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки и реализация самостоятельной творческой деятельности детей.[1]

Цель:

Развитие творческого начала ребенка.

Задачи:

  •  Научить детей лучше осознавать свое тело( лучше им управлять)
  • Достичь понимания определенных закономерностей музыки.
  • Тренировка концентрации внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции.
  • Общение с другими детьми.

Принцип рабoты по Карлу Орфу сoстоит в тoм, что в основe обучeния лeжит «принцип активного музицирования» и «обучения в действии». Мы стараемся  наполнить музицирование положительными эмоциями, чтобы дети ощутили радость от игры. Перед началом музыкального занятия я всегда здороваюсь с детьми, и одну и ту же фразу «Здравствуйте, ребята» я всегда произношу по -разному: обычным голосом, высоким, низким, тихим, громким и т.д. Дети  отвечают так же, подражая мне. Потом прибавляем к фразе хлопки, шлепки, стучу по полу, топаю, щелкаю пальцами и т.д. На первоначальном этапе дети делают вместе со мной, но через некоторое время уже после меня, самостоятельно. Со временем мы усложняем и начинаем менять так же темп и ритм фразы и ее аккомпанемента. Во время досуговой деятельности дети знакомятся  со всем перечнем имеющихся в зале музыкальных инструментов,  мы называем  их, каждый ребенок пытается попробовать поиграть. Мы с ребятами играем  в ритмические игры, учимся понятиям тихо и громко, как играть ярко и как создавать фон и оставаться в партии аккомпанемента. После этого подготовительного этапа на музыкальном занятии мы пытаемся уже знакомую небольшую попевочку немного разукрасить, используя элементарные музыкальные инструменты. Очень важна aтмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявлять себя на музыкальном занятии в роли активного участника.

Элементарные музыкальные инструменты используются совместно с голосом. Каждый человек обладает природными инструментами – руками и ногами, которыми можно хлопать и топать! Звуковая красочность гаммы шлепков, топотков, щелчков и т.п. обладает некоторым разнообразием оттенков, но все же ограничена. Но эту гамму можно дополнить и расширить.

Отлично подходит по звучанию к  инструментам Карла Орфа  флейта ( или блок – флейта), а так же можно использовать гитару и виолончель, но не как ведущий инструмент, а в качестве аккомпанемента.

Разнообразие шумовых инструментов, для Орф – уроков сложно перечислить – треугольники, бубенцы (браслеты с ними), колокольчики, тарелки, бубны, маракасы, деревянные коробочки, ручные барабаны, литавры и многое многое другое.[3] У нас есть много самодельных инструментов – на деревянной палочке у нас одето пластиковое яичко из киндер сюрприза, а внутри находится различная «начинка» - сухой горох, пшено, манная крупа – от этого при встряхивании получается разный по силе и наполненности звук, а перевернув инструмент можно и постучать друг об друга палочками. У нас есть отдельно деревянные палочки, в которых прорезаны полосы – перетирая их друг об друга мы не только получаем интересный звук, но и развиваем мелкую моторику. Так же баночки изпод актимель мы наполнили фасолью и горохом, и получилась интересная по звучанию интерпретация маракасов. В саду приобретены деревянные свирели, которые имеют очень интересное звучание, напоминающее игру на панфлейте. Еще детям очень нравится шуршать бумагой, и у нас есть интересная игра « Кораблики» - я играю на флейте, несколько детей с бумажными корабликами, несколько с погремушками, несколько с тарелками – сначала «бумажные кораблики плавают в море» - когда мы играем громко – то кораблики плавают быстро, когда тише – то медленнее – так мы развиваем звуковысотный и ритмический слух. Потом мы садимся на пол и кораблики начинают «шуршать» по воде – дети шуршат бумагой, изображая волны, а сами раскачиваются взад и вперед и поют песенку, которую придумали сами – и слова, и напев « Лодочка, плыви – плыви, через речку перейди. Вокруг моря оберни и назад скорей плыви».

Весьма любопытной находкой Орфа были стеклянные стaканчики, нaполненные по - рaзному водой и таким обрaзом нaстроенные на звуки рaзной высоты. По ним игрaют деревянными или металлическими палочкaми.

Инструменты, придуманные Орфом, обладают отличным ансамблевым звучанием и прекрасно подходят для аккомпанемента детским голосам. Ни один инструмент не рассматривается, как солирующий, хотя на время может им становится.

Завораживающее звучание и притягательная красота орфовских инструментов с первых занятий привлекает детей и они с радостью окунаются в мир разнообразных звуков: ярких и тyсклых, прозрaчных, мягких и хрустящиx.

Оркестр в детском саду способен развить у ребенка музыкальный и тембровый слух, чувство ритма. Интерес к музыкальным инструментам у детей просто неиссякаем, они готова на них играть постоянно, со временем дети уже не просто так начинают смотреть на окружающие их вещи, а придумывать, как бы и их применить на занятии, какой звук они могут издать. В группе, уже после музыкальных занятий, дети (чаще в подготовительной группе), вдохновленные музыкальным занятием, берут какие – нибудь инструменты из музыкального уголка и пытаются инсценировать сами сказку, или стихотворение. Растормаживающий и побуждающий эффект музыкальных инструментов в педагогике ничем иным не заменить. На мой взгляд детей привлекает не столько красота инструментов, сколько возможность извлекать из них множество прекрасных и разнообразных звуков.

Оркестр в детском саду позволяет играть любым составом детей, вне зависимости от талантов и дарований, особенно, если совместить их со звучащими жестами. Изобретения Орфа позволяют заниматься музицированием всем, в этом их главное педагогическое достоинство.

Инструменты для оркестра в детском саду должны обладать эстетической привлекательностью звучания, и при этом быть максимально простыми и удобными для игры, не требовать особой подготовки.

Мы с моими воспитанниками стараемся на каждом музыкальном занятии уделить внимание оркестру, поиграть, попробовать что – то новое. Поначалу дети стесняются предлагать свои идеи, но спустя всего несколько занятий ребята уже сами предлагают подключить тот или иной инструмент, поменять ритм, ищут какое – то интересное решение. Вот сейчас на праздник осени мы разучиваем со старшей группой песню «Осенние песенки» О.П.Григорьевой, и дети сами предложили на слова припева сделать разные движения и создать некий звуковой аккомпанемент, правда пока только с помощью рук и ног, но все же – проявили творческое решение, проявили интерес к музыке и это - прекрасно, я счастлива, что мои старания не проходят даром и в детях рождается желание творить, развиваться и идти вперед.

В заключении хочу сказать, что сейчас есть тенденция считать, что нынешнее поколение растет скучным и замкнутым в гаджетах и их ничего вокруг не интересует – это неправда. Просто нужно найти подход к ребенку и суметь его заинтересовать, показать ему красоту этого мира, а в этом как раз и заключается задача педагога, которую мы в детском саду №30 успешно реализуем.

Используемая литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации».
  2. «Карл Орф» О.Т.Леонтьева, Москва, -1984г.
  3. «Орф – уроки», автор В.Жилин.,- 1995г.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об               образовании в Российской Федерации", Глава 5.
  5. https://www.orff.ru/
  6. http://www.drumspeech.com/news.php?id=1004


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на тему: «Оркестр в детском саду с применением технологии К.Орфа » Подготовила: Мачнева Екатерина Михайловна музыкальный руководитель ГБДОУ Петродворцового района д/с №30 .

Слайд 3

Цель: Развитие творческого начала ребенка. Задачи: Научить детей лучше осознавать свое тело( лучше им управлять) Достичь понимания определенных закономерностей музыки. Тренировка концентрации внимания. Улучшение памяти. Учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции. Общение с другими детьми.

Слайд 9

Сол - ныш -ко - ко- ло -кол- ныш -ко, Выг -ля-ни из-за гор- го - ры .

Слайд 10

Ша -лов-ли-вы –е со- суль - ки се-ли на кар-низ, Ша -лов-ли-вы –е со- суль - ки по-смот-ре-ли вниз. По-смот-ре-ли чем за- нять - ся , Ста-ли кап-ля-ми ки -дать- ся . Це-лый день и-дет тре -звон, Ди -ли ди -ли ди -ли-дон!

Слайд 11

Эй, во- ро -на, се- ра -я во- ро -на, Ты ку-да ле -та-ла, Где ты про-па-да-ла. К старой бабке в гости!

Слайд 13

Дети должны жить в мире красоты, игры, музыки, фантазии и творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".

В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада с применением здоровьесберегающих технологий

Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе детского садас применением здоровьесберегающих технологий  Тема:  «Пушистый урок» Задачи:·...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе  детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в детском саду: их применение"

В этом материале речь ведется о том, как мы проводим оздоравливающие мероприятия, как ведем обучение гимнастике глаз....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в детском саду: их применение"

В этой презентации показаны все приемы, методы, комплексы технологий, связанные с главной темой в детском саду - здоровьесбережение....

«Прогулки в детском саду с применением здоровье-сберегающих технологий»

Содержание разработки соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, здоровье-сберегающих, развивающих и обучающих ...