Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Использование клавес в речевых и музыкальных играх

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_klaves_v_rechevyh_i_muzykalnyh_igrah.docx19.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Мастер класс на тему

«Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная

            форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей.

Задачи:

1. Познакомить участников Мастер класса с приёмами развития чувства ритма у дошкольников при помощи деревянных палочек.

2. Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.

3. Раскрыть содержание мастер класса посредством выполнения комплекса игровых упражнений.

Структура мастер-класса:

1.Теоретическая часть:

Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

2. Практическая часть.

Занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.

3. Рефлексия.

1.«Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения

речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Что же такое ритмРитм – это чередование долгих и коротких длительностей. А чувство ритма – это способность активно переживать музыкучувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и воспроизводить его.

Если чувство ритма несовершенно у ребенка, как правило, слабо развита речь,

она невыразительна, либо слабо интонирована.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.

Но, современные исследования и практическая деятельность педагогов-

музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, нужно включать в работы уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмических упражнений.

И, конечно, же чувство ритма развивается на музыкальных  занятиях. 

Ритм присутствует во всех моментах занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными

инструментами. Так как музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка и на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал.

Мы привычно используем в играх с малышами покупные развивающие музыкальные игрушки. Но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только присмотреться и посмотреть на них чуть-чуть иначе. И сейчас речь пойдёт о ритмических палочках. Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется КЛАВЕСЫ.

Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты и представляют собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля.

Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с младшей группы.

Для начала клавесы можно заменить тем, что есть под рукой: незаострённые карандаши, толстые фломастеры, палочки от суши, счётные палочки…

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.

Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Почему полезно играть с детьми палочками?

1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.

2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.

3. Развиваем мозг малыша, задействуя одновременно правое и левое полушарие.

4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.

5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.

6. Игры с палочками развивают чувство ритма.

7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.

8. Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым.

9. Рассматривая картинки, которыми сопровождаются игры, можно изучать окружающий мир.

Приёмы игры:

- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;

- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;

-трём одну клавесу о другую;

- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)

-вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя» («моторчик»)

-кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)

-удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали

-одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)

- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу

- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»)

- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.

Предметы, в которые могут превратиться клавесы:

- сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться)

- лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку.

- рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»)

-педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»)

-скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняяет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»)

-антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»)

-качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки)

-костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»)

-молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой)

-дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Не маловажно то, что детям очень нравится играть в подобные игры!

Исследователи (Кира Владимировна Тарасова, Борис Михайлович Теплов, Карл Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Кира Владимировна Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 лет и немного подвигаться вместе! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

- (Вы получили буклеты, посмотрите внимательно, у кого на буклетах шарики, прошу вас выйти и попутешествовать в чудесный мир ритма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов  по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»

В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...

Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...

Мастер - класс для педагогов МБДОУ №89 «Журавленок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ Музыкальный руководитель: Иванова А.А. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

laquo;Ритм в музыке – это пульсация, свидетельствующая о жизни ...»А. Г. РубинштейнЦель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых ...