Программа вокального кружка "Весёлые нотки" (средняя группа).
рабочая программа (средняя группа) по теме
Программа разработана для детей среднего возраста. Данный план работы направлен на развитие у детей вокальных данных, творческихх способностей, исполнительского мастерства. В программе расписаны: цель, задача, основные принципы обучения детей пению, приёмы обучения пению, формы и методы реализации программы + перспективный план работы кружка на учебный год (сентябрь-май) с указанием использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogramma_vokalnogo_kruzhka_vesyolye_notki.docx | 51.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Светлячок»
План работы вокального кружка «Весёлые нотки»
для детей средней возрастной группы
2017-2018 учебный год.
Составила:
Музыкальный руководитель
С.П. Кобзева
с.Мильково
2017
Пояснительная записка.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Данный план работы направлен на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Вокальный кружок « Весёлые нотки» проводится с детьми средней возрастной группы два раза в неделю.
Общее развитие ребенка на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей этого возраста несильный, хотя порой и звонкий. Диапазон у детей 4-5 лет очень небольшой (в пределах звуков ре-си первой октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками для детей этого возраста являются чаще всего (ми) фа – си.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут артикулировать. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке взрослого).
Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
Задачи:
- Формировать интерес к вокальному искусству.
- Развивать умение петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
- Развивать умение различать звуки по высоте;
- Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию.
- Развивать умение петь, выразительно передавая характер песни.
- Формировать певческую культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Основные принципы обучения детей пению:
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению:
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Музыкально-дидактическая игра.
Прогнозируемые результаты от занятий вокалом у детей 5-го года жизни:
- Дети могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте;
- 2.Формируется умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы); умение петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, петь выразительно, передавая характер музыки; умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами
3. Различать громкую и тихую музыку;
4. Передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на инструментах; узнавать по тембру музыкальные инструменты;
5. Дети должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте; отличать на слух правильное и неправильное пение.
Перспективный план вокального кружка «Весёлые нотки».
Сентябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Организационный момент. | Знакомство с детьми, беседа о работе кружка. Пение с детьми знакомых песен для выявления музыкальных способностей. | «Котик» муз. И. Кишко «Андрей-воробей» р.н.п. «Осень» муз.И. Кишко |
2.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Здравствуйте, ладошки» М.Картушина Приветствие «Добрый день» И.Меньших. |
3.Артикуляционная и дыхательная гимнастики | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Артикуляционная гимнастика «Язычок» «Угадай настроение» И. Меньших Дыхательная гимнастика «Листочки летят» |
4.Упражнения для распевания | Упражнять детей в чистом интонировании песенок-распевок. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «В лесу» «Листопад» И.Каплунова, И.Новоскольцева «Мы играем, рисуем, поём. |
5.Разучивание песенного репертуара | Учить правильно брать певческое дыхание; брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; учить исполнять песни легким звуком | «Золотая пора» И.Каплунова, И.Новоскольцева «Мы играем, рисуем, поём» |
6.Музыкально-дидактические игры | Упражнять детей в различении звуков по высоте; Отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов. | «Три солнышка» «Большие и маленькие» |
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | Приветствие «Добрый день» И.Меньших. Коммуникативная игра «Передай платочек» |
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастики | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок» «Барабанщик» Дыхательная гимнастики «Большой и маленький ветерок» |
3.Упражнения для распевания | Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) «В лесу» И.Каплунова, И.Новоскольцева «Мы играем, рисуем, поём» «Тучка» М.Картушина «Осень» Н.Соколова |
4.Разучивание песенного репертуара | Учить правильно брать певческое дыхание; брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; учить исполнять песни легким звуком; Развивать тембровый и ритмический слух; | «Золотая пора» И.Каплунова, И.Новоскольцева «Мы играем, рисуем, поём» «Дождик песенку поёт» Л.Б.Веселова сб. «Колокольчик» №52 «По лесочку мы гуляем» И.Меньших «С музыкой растём, играем и поём». |
5.Музыкально-дидактические игры | Упражнять детей в различении звуков по высоте; Развивать представление о различном характере музыки; | «Музыкальные домики» «Солнышко и тучка» |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «В гости», «Здравствуйте» , М.Картушина |
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастики | Развивать певческий голос, закреп способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок» «Лошадка» «Хоботок» Дыхательная гимнастики «Паровоз» |
3.Упражнения для распевания | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. | «Наступили холода» М.Картушина «Едет, едет паровоз» Г.Эрнесакс. Л.Алексеева сб.«Игровое сольфеджио» «Я иду с цветами» М.Картушина |
4.Разучивание песенного репертуара | Учить правильно брать певческое дыхание; брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; учить исполнять песни легким звуком; Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. | «Маме дорогой» Е.Е. Соколова сб «Колокльчик» № 57, 2014 «Золотая пора» И.Каплунова, И.Новоскольцева «Мы играем, рисуем, поём» |
5.Музыкально-дидактические игры | Упражнять детей в различении звуков по высоте; Развивать представление о различном характере музыки; | «Музыкальные домики» «Солнышко и тучка» |
Выступление на празднике, посвящённом празднованию Дня Матери, «Маме дорогой» Е.Е. Соколова сб. «Колокольчик» № 57, 2014 |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Мы начнём» М.Кислицина Приветствие «Добрый день» И.Меньших. Коммуникативная игра- приветствие «Хлопушка». |
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастики | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Шарики» Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик» «Снежинки» |
3.Упражнения для распевания | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат | «Зима» Н.Френкель «Наступили холода» М.Картушина |
4.Разучивание песенного репертуара | Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Песня про шарики» Н.Бобкова, Н.Соломыкина сб. «Колокольчик» № 57 «Зима пришла» С.Насауленко Сб. «Колокольчик» №16 «Конфетки» Е.Клиндухова Сб. «Колокольчик. |
5.Музыкально-дидактические игры | Упражнять детей в различении звуков по высоте; Развивать представление о различном характере музыки; | «Тихо-громко» «Музыкальная карусель» |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Мы начнём» М.Кислицина «Музыкальное приветствие» Е.Кошкарова. |
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастики | Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | «Хоботок», «Улыбка», «Домик открывается» (чередование). Дыхательная гимнастика «Снежинки» |
3.Упражнения для распевания | Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. | «Снеговик» И.Артемьева Сб. «Музыкальный руководитель» №8 |
4.Разучивание песенного репертуара | Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; Чисто интонировать в заданном диапазоне; Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. | «Зимняя песенка» Л.Веселова сб. Колокольчик №53 Песенка-загадка «Снеговик» Л.Семёнова. |
5.Музыкально-дидактические игры | Упражнять детей в различении звуков по высоте; Развивать представление о различном характере музыки; | «Ой, Мороз» Г.Вихарёва «Большие и маленькие». «Солнечные слова». |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Музыкальное приветствие» Е.Кошкарова. «Здравствуйте» И.Мишакова |
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастики | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. | Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок» «Барабанщик» Дыхательная гимнастики «Большой и маленький ветерок» |
3.Упражнения для распевания | Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. | «Зайчик» внп «Пляшут зайцы» Н.Френкель «Три медведя» Е.Евдотьева |
4.Разучивание песенного репертуара | Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; Чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. | «Матрёшки» Г.Вихарёва «Музыканты» Г.Вихарёва |
5.Музыкально-дидактические игры | Упражнять детей в различении звуков по высоте; | «На чём играет Зайка?» Алексеева «Сольфеджио для малышей». |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Психологическая настройка на занятие. | Коммуникативное приветствие«Здравствуйте» И.Мишакова |
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастики | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Артикуляционная гимнастика «Язычок», «Самолёт» |
3.Упражнения для распевания | Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. | «Сарафан» Алексеева «Сольфеджио для малышей» «Я иду с цветами» Е.Тиличеева «Матрёшки» И.Черницкая, И.Арсеева. |
4.Разучивание песенного репертуара | Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | «Матрёшки» Г.Вихарёва «Музыканты» Г.Вихарёва «Мамин праздник» Тиличеева «Песни для детей 3-7 лет». |
5.Музыкально-дидактические игры | «Три цветка» «Кто в домике живёт?» | |
Выступление на утреннике, посвящённом 8 марта. «Матрёшки» Г.Вихарёва «Музыканты» Г.Вихарёва «Мамин праздник» Тиличеева «Песни для детей 3-7 лет». |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | Коммуникативное приветствие«Здравствуйте» И.Мишакова 2. «Здравствуйте» Картушина. |
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастики | Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. | «Лошадка», «Самолёт». (Картотека артикуляционной гимнастики №4, 7) |
3.Упражнения для распевания | Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. | «Ручеёк», «Солнышко», Тиличеева «Песни для детей 3-7 лет». |
4.Разучивание песенного репертуара | Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. | «Про дружбу» И.Каплунова «Мы играем, рисуем, поём» «Весна» сб. «С музыкой растём, играем и поём». |
5.Музыкально-дидактические игры | Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | «Весёлое путешествие» И.Меньших Сб.»С музыкой растём, играем и поём» «Солнышко и тучка» |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Здравствуйте» Картушина. «Музыкальное приветствие» слова Е. Кошкаровой. |
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастики | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. | «Улыбка», «Окошко», «Смешинка». Дыхательная гимнастика» «Шарик» |
3.Упражнения для распевания | Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. | «Ручеёк», «Солнышко», «Весна». |
4.Разучивание песенного репертуара | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. | «Весна» сб. «С музыкой растём, играем и поём». «Весёлый оркестр» сб. «Пой вместе со мной» |
5.Музыкально-дидактические игры | Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | «Весёлый бубен» «Тихо-громко» «Угадай настроение» |
Итоговое занятие «В стране весёлых песен». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.
Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....
Программа вокального кружка "Домисолька"
Программа вокального кружка....
Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...
ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"
Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......
Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Осиктакан» (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа разработано в соответствии ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей во...
Рабочая программа вокального кружка для старшей группы"Весёлые нотки"
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Человек наделен от природы особым даром – голосом. ...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет....