Непосредственно - образовательная деятельность педагога с детьми подготовительного дошкольного возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Конспект музыкального занятия НОД в подготовительной к школе группе, "Художественно-эстетическое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 32.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Непосредственно - образовательная деятельность педагога с детьми подготовительного дошкольного возраста
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальный руководитель: Вильданова Гульнара Расимовна
Программные задачи:
Образовательные задачи: продолжать формировать у детей умение работать над ритмической и метрической пульсацией партнера, используя бодижесты, предметы.
Развивающие задачи: развивать творческие способности на основе моделирования: моделировать звук в игре (его движение); продолжать развивать воображение, память, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимоуважение, взаимопомощь, гармонизацию межличностных отношений, уважительное отношение к мнению сверстника.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие
Используемые элементы технологий, методы и приемы: развитие творческих музыкальных способностей на основе деятельностного подхода.
Используемые приёмы и технологии:
- технология ТРИЗ (приёмы моделирования: условные обозначения, модели звука, алгоритм двигательной постановки), приём «шанс», «улыбка», «ушко»;
- технология Карла Орфа (бодижесты), игра с предметами;
- технология «Гармонизация межличностных отношений»;
- экспериментирование с возможностями собственного тела;
- здоровьесберегающая технология («Развитие певческой одарённости у детей дошкольного возраста на основе технологии резонансного голосообразования методом моделирования», опыт коллеги Рахманкиной И.А.)
- импровизация звука;
- сюрпризный момент, минутка вхождения в день, рефлексия;
- технология «Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе принципа обучения деятельности»
Предварительная работа:
Знакомство с моделями ритма, темпа, силы звука, движения звука, создание новых. Разучивание пальчиковой игры.
Ход деятельности:
- Музыкальное приветствие
Моделирование трезвучия в восходящем и нисходящем порядке.
Индивидуальная работа, поимённое обращение-приветствие.
* Распевка «Тень-тень»
- повтор текста (прохлопать ритмический рисунок), работа над ритмической пульсацией.
Педагог предлагает детям по выбору провести с детьми это упражнение (с использованием хлопков и показом ступеней – движение распевки в восходящем и нисходящем порядке).
На прошлом занятии (имя ребёнка) узнала и рассказала нам, почему предмет передавать кому-то легче правой, а кому-то левой рукой (ответ можно ещё раз продублировать: «левша-правша»), а мы продолжаем тренировать левую руку.
- работа с предметом (снежок) – упражнять детей передавать предмет левой рукой, работать над состоянием метрической пульсацией партнёра, коллектива в целом.
А как ещё можно её исполнить? (ответы детей)
Её можно исполнить, используя бодижесты: хлопки, щелчки, притопы и т.д. Вот и мы попробуем использовать свои ладошки и колено соседа. На счёт раз – своё колено, на счёт 2 – колено соседа.
(далее эта распевка исполняется с усложнением под музыку, дети используют хлопки по колену соседа)
- Игра «По ступенькам я иду» (аналог игры «Шёл учитель по ступенькам»)
«По ступенькам я иду,
В дом чудесный захожу.
Звук любимый отыщу,
Вам его спою (У, О, И, А, Э - любая гласная)
Ребёнок, на которого укажет педагог, представляет вариант модели звука, это могут быть: модели силы звука, ритма, гласный звук в движении и т.д. Затем все вместе повторяют предложенный вариант. Во время проведения упражнения дети могут обращать внимание на шпаргалки-модели.
- Вокальная гимнастика «Стрекозка», «Дятел», «Филин» (обратить внимание на положение корпуса тела, рук, ног, губ – «клюв»
Методика проведения и ход упражнения смотри в Приложении 1.
- Игра в парах «У тебя носик мал» (игра проводится два раза)
Давайте поиграем, наш игровой массаж доставит всем не только хорошее настроение, но и пользу. Становитесь парами.
Можно использовать цветные стикеры (2 цвета), наклеенные заранее на спинку стула, для создания пар. Дети по очереди исполняют строки песни.
1: «У тебя носик мал».
2: «У меня носик мал».
1: «У тебя щёчки аленьки».
2: «У меня щёчки аленьки».
Вместе: «Мы с тобой два друга (рукопожатие)
Любим мы друг друга (обнимаются)
Мы с тобой два друга (рукопожатие)
Любим мы друг друга» (обнимаются)
1: «Тютюшки, тютюшки, на столе ватрушки,
На столе ватрушки, а в печи пампушки».
2: «С чем хочешь?»
1: «С маком». Варианты ответов – с изюмом, с мясом, с повидлом…
Поворачиваются спиной друг к другу, 1 ребёнок делает массаж кулачками 2 ребёнку, напевая мотив любой русской народной на слог «ля-ля», затем меняются местами.
- Корифеи музыки
Наша встреча подходит к концу. Прежде чем я попрощаюсь с вами, я хочу сделать вывод и назвать вас настоящими КОРИФЕЯМИ музыки. (Вероятно, дети обратят внимание но новое выражение). А вы хотели бы, чтобы вас так называли? Хотите узнать, кто это такие? А давайте спросим у наших гостей! Заглянем в энциклопедию, и узнаем, как автор трактует это понятие: «…выдающиеся на каком-либо поприще, запевала, артист…». Вы согласны с моим выводом? А хотите узнать, как другие авторы словарей переводят это слово? Попробуйте к следующей нашей встрече найти новые обозначения к этому выражению, а помогут вам словари, ваши родители, интернет.
Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей: моделировали звуки, узнали новые модели, узнали что при помощи бодижестов можно исполнить песню, помогали друг другу, вокальная гимнастика)
А что сегодня вам показалось самым интересным? Чем больше всего понравилось заниматься? (ответы детей)
А что хотели бы узнать ещё? (ответы детей)
• Музыкальное прощание.
Моделирование трезвучия в восходящем и нисходящем порядке.
Индивидуальная работа, поимённое обращение.
Приложение 1
Упражнение «Филин».
Игровой момент. Филин сидит на ветке дерева, держась за неё лапами. У него большая голова, огромные глаза, нос крючком. Филин смешной, неуклюжий, подслеповатый.
Основные движения: Филин таращит глаза (совмещать это движение с растягиванием пальцев рук, которые находятся на уровне глаз, ладонями вперёд), всматриваясь в добычу. Затем закрывает глаза (закрыть глаза, сжать кулаки), притворяясь спящим, после чего внезапно широко их раскрывает (вытаращить глаза, растопырить и растянуть пальцы), и резко произносит согласный звук Ф. При этом он «встряхивается», приподнимаясь на носочки и падая на пятки («качается на ветке дерева»).
Упражнение «Дятлы».
Игровой момент. «Дятлы» сидят, держась лапами за кору деревьев, и долбят её клювом, добывая личинки. Это солидные, работящие и сосредоточенные птицы.
Основные движения: ноги на ширине плеч, «Крылышки» - руки на поясе, большой палец впереди, руки в стороны.
Дятлы ритмично кивают головой, сочетая это движение с произнесением согласных Т, Д, Н, К. каждый согласный повторяется многократно.
Затем произносится слог КУХ с протягиванием гласного У в речевом режиме: дятел продолбил дырку в коре и «ныряет» в неё – поясной наклон вперёд в сочетании со звучанием гласного У и завершающим наклон произнесением последнего согласного. На нём сбрасывается оставшийся в лёгких воздух. При этом мышцы верхней челюсти нужно расслабить, так же, как верхнюю часть корпуса и руки, а гласный звук У произнести в том же месте, где произносятся согласные. Выпрямить корпус, поставить руки – «крылышки» на пояс, сделать вдох и, поглаживая правой ладонью живот, «съесть личинку» (многократно, насколько хватит дыхания, в быстром темпе повторять «ням-ням» серединой верхней губы).
Основное внимание в упражнении уделяется сохранению единого места фокусирования на согласных и гласном У в речевом режиме.
Упражнение «Стрекозка».
Игровой момент. Проснувшись рано утром на стебельке цветочка, Стрекозка улыбнулась солнышку и запела свою любимую песенку «С». Она была добрая, восторженная и постоянно улыбалась.
Основные движения: ноги на ширине плеч, трепещущие руки – «крылья» расправлены в стороны (широкий фонемный жест). Пальцами ног стрекоза держится за стебелёк и «встряхивается, поднимаясь на носочки и падая на пятки». При этом она трепещет крылышками и поёт свою песню. После овладения этими движениями ребёнок выполняет их, поворачиваясь вправо-влево, без наклонов и с наклонами, сначала на двух ногах, а потом перенося центр тяжести то на одну, то на другую ногу. Затем звучит музыка (разного характера, всё более весёлая), а Стрекозка перелетает с цветка на цветок, воспроизводит те же движения.
Используемая литература:
- «Солнышко», С.В.Железнова, И.Р.Богомолова, Программа развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста на основе ТРИЗ и РТВ. – г.Обнинск: ООО «Росток», 1998, - 64 с.
- «Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе средствами музыкально-коммуникативных игр», И.И.Гайдадина, Т.В.Панская, О.Я.Дмытрук, Г.Р.Вильданова, технология, разработанная творческой группой ДОУ.
- «Технология развития творческих музыкальных способностей у детей 3-7 лет на основе приемов моделирования»: учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования. – Новый Уренгой, 2009 – 20с. И.И.Гайдадина, Т.Д.Нуждина, Г.Р.Вильданова, технология, разработанная творческой группой ДОУ.
- «Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе принципа обучения деятельности», Т.Д.Нуждина, Г.Р.Вильданова, технология, разработанная творческой группой ДОУ.
- Технология К. Орфа «Орфовские традиции».
- Интернет-ресурс сайты: «Перлина» (perluna-detyam.com.ua›forum/dlya-muzykalnykh- Всё для музыкального роководителя); muzofon.com; Авторский сайт Ольги Киенко (хореографическая помощь хореографам и музыкальным руководителям); b-track.ru›Детские Песни; prominusovki.ru›artist-detskie.html; notarhiv.ru›minusovki/detskie-populyarnie.html; novaya-beresta.ru›Детская музыка›Минусовки; melody-master.net›fonogrammy_detskie.php; detochki.su›Детские минусовки ; AudioPoisk.com›artist/detskie-pesni/; MuzNarod.net›Детские песни; mp3ostrov.com›?string=Детские Песни; muzruk2011.jimdo.com›Педагогическая копилка›Конспекты занятий; nsportal.ru›Детский сад›Музыкально-ритмическое занятие›…/konspekt…; tmndetsady.ru›Конспекты и сценарии›Конспекты музыкальных занятий; vospitatel.com.ua; detsad-kitty.ru›Методические наработки›…-konspekt-zanyatiya.html и многие другие.
- «Детство с музыкой», Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2010 г. – 656 с.
- «Комплексное формирование личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания: программа для педагогических работников системы дошкольного образования», Ю.К.Чернышенко и др.,- Новый Уренгой, 2012. – 340 с.
- «Справочник музыкального руководителя», ЗАО «МЦФЭР», 2013-2016.
- «Логопедические распевки» музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева.
- «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования С.-П., 2014.
- «Развитие певческой одарённости у детей дошкольного возраста на основе технологии резонансного голосообразования методом моделирования», опыт коллеги Рахманкиной И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны
Дети знакомятся со звуками,определяют первый звук в слове,определяют длинные и короткие слова,используется мнемотаблица,подвижные логические игры...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «Водичка, водичка….»
Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит и через приобретение детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды. Совершая гигиенические и оздор...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, лепка «Лесной ежик».
Цель: Учить детей лепке предмета из целого куска пластилина, передавая характерные особенности (лапы, нос).Задачи:1. Развивать у детей интерес к работе с пластилино...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми раннего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) На тему «Кто в лесу живет?»
Цель. Формировать познавательный интерес о жизни диких животных и их детенышей. Задачи: 1.Воспитательные: Воспитывать интерес к животным, желание играть с игрушками-животными;Воспитывать чувство ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий на тему «Прогулка в весенний лес»
Цель Познакомить детей с весенних изменений в растительном и животном мире.Задачи: 1.Обучающие: Закреплять знание названий деревьев, диких животных и их детенышей, птиц (зимующих и перелетн...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием коммуникативных технологий на тему: «Спасем Лунтика»
Задачи: 1.Обучающие: Закреплять названия геометрических фигур, умение различать их по форме, цвету, величине;Закреплять навыки обратного счета до 5;Совершенствовать умение выделять заданные свойства о...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.
Программное содержание:Познавательные задачи: Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле...