Музыкальное занятие "Шутка с музыке"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Занятие состоит из 2-х частей: 1-я часть - "Шутка в музыке", 2-я часть - "Рождение звуков".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_shutka_v_muzyke.docx | 28.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Новик Марина Реджинальдовна
Музыкальный руководитель
Высшая квалификационная категория
МАОУ «Гимназия №8»
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми
подготовительной группы на тему
1-я часть: «Шутка в музыке», 2-я часть: «Рождение звуков».
Направление: Художественно-эстетическое развитие. Интегрирование совместной деятельности педагога с детьми в областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать, различать и передавать оттенки настроения музыки в игре на музыкальных инструментах, в движении, пении. Ознакомление детей со звуками, издаваемыми предметами и инструментами, стимулировать фантазию, воображение. Развивать темброво-ритмический и динамический слух.
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к музыке и музыкальному образованию, знакомство со звуком, его рождение («Музыка»);
- Расширять и закреплять знаний детей о композиторах и их произведениях, «проживать» их музыку через разные виды музыкальной деятельности: А. Моцарт «Турецкое рондо», И.С.Бах «Шутка», С.Рахманинов «Итальянская полька», Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой» («Музыка»);
- Развивать чувства ритма средствами музыкального исполнительства: игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическое движение, вокальная деятельность («Музыка»);
- Развивать вокально-интонационные качества посредством исполнения песен («Музыка»);
- Развивать творческие способности детей посредством самостоятельного исполнения музыкального материала («Музыка»);
- Вызвать положительный эмоциональный интерес к исполнению любимых песен и танцев («Музыка»);
- Формировать у детей исполнительское мастерство через качественное исполнение музыкального репертуара («Музыка», «Коммуникация»);
- Развивать коммуникативную культуру дошкольников через совместную игру на детских музыкальных инструментах («Коммуникация»);
- Обогащать словарный запас детей новыми словами и понятиями «Колебание», «Вибрация», «Резонатор», «Резонанс» («Коммуникация», «Познание»);
- Воспитывать у детей способность слушать друг друга и положительно воспринимать творческую деятельность товарищей («Социализация», «Художественное творчество»);
- Развивать двигательную активность и крупную моторику детей через танцевальную деятельность («Физическая культура»);
- Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию из бросового материала («Познание», «Труд»);
- Приобщение к словесному искусству через совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков у детей при чтении стихотворений («Чтение художественной литературы»).
Методы и приёмы:
Практические: Игра на музыкальных инструментах «Турецкое рондо» В.А.Моцарта; исполнение танца «Воображуля» на музыку С.Рахманинова «Итальянская полька»; исполнение песни «Мы дружим с музыкой» на музыку Ф.Й.Гайдна; творческое задание – изготовление самодельных музыкально-шумовых инструментов из бросового и подручного материала;
Наглядные: Презентация с показом портретов композиторов и музыкальных инструментов;
Словесные: Беседа о композиторах и их произведениях; знакомство с новыми понятиями в исследовании звука, его рождении;
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный материал: Презентация о композиторах и музыкальных инструментах;
- Раздаточный материал: Детские музыкальные инструменты для игры в оркестре; баночки из-под йогурта, резиночки, нарезанная гофрированная бумага для изготовления самодельных инструментов; бумажные трубки, фольга, жестяная банка, ложка для исследовательской деятельности детей.
Предварительная работа:
Познавательная деятельность:
- Знакомство с композиторами и их творчеством: А.Моцарт, С.Рахманинов, Й.Гайдн;
- Знакомство с музыкальным ладом – «Два сеньора – Мажор и Минор»;
- Знакомство с музыкальными понятиями: композитор, музыкант, исполнитель, слушатель и т.д.
Продуктивная деятельность:
- Разучивание пьесы А.Моцарта «Турецкое рондо» в оркестре;
- Разучивание танца «Воображуля» на музыку С.Рахманинова;
- Разучивание песни «Мы дружим с музыкой» на музыку Й Гайдна
- Домашнее задание:
Практическая деятельность:
- Обучающие игры звуками;
- Обучение технике игры на разных музыкальных инструментах;
- Развитие вокальных навыков;
- Развитие танцевавально-ритмических движений и навыков;
Формы организации:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Музыкально-художественная |
Цель: развитие музыкальных способностей детей через исполнение знакомых и любимых песен, танцев и игру на детских музыкальных инструментах, формирование основ детского музыкального творчества. |
Двигательная |
Цель: развитие двигательной активности детей и крупной моторики, сочетая движения с ритмом музыки. |
Познавательно-исследовательская |
Цель: знакомство детей со звуками, издаваемыми предметами и инструментами, стимулировать фантазию и воображение. |
Коммуникативная |
Цель: развитие мыслительных процессов и логической речи детей;
Цель: формирование устойчивой потребности активного участия в музыкальной и импровизационной деятельности, чувство ансамбля.
Цель: формирование у детей желания помогать друг другу при изготовлении поделок, положительно относиться к творчеству друзей. |
Продуктивная |
Цель: развитие творческих способностей детей посредством экспериментирования и конструирования с бросовым материалом. |
Восприятие |
Цель: Активизирование чувственного восприятия художественного слова, способствование образному восприятию воображения.
Цель: Мотивация детей на предстоящее музыкальное занятие.
Цель: Умение выражать своё отношение и впечатление от прожитых эмоций. |
Структура образовательной деятельности:
№ | Деятельность музыкального руководителя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Сюрпризный момент | Слушание музыки | Концентрация внимания детей на предстоящую деятельность. | |
Музыкальное задание | Игра в оркестре | Ритмичное исполнение произведе-ния, умение украшать музыку не заглушая её своим инструментом. | |
Танцевальное задание | Исполнительская деятельность | Передача игривого настроения в танце. Создание условий для удовлетворения базовой детской потребности в движении. | |
Беседа о рождении звуков | Умение логически мыслить | Развитие мыслительных операций и логического мышления. | |
Творческое задание | Изготовление самодельных музыкальных инструментов | Развитие воображения, фантазии и раскрытие творческого потенциала детей. | |
Проблемная ситуация | Игра на изготовленных шумовых музыкальных инструментах. | Украшение музыкального произведения самодельными инструментами. | |
Аккомпанемент | Вокальная исполнительская деятельность | Красивое исполнение песни. | |
Чтение стихотворения | Умение читать выразительно | ||
Рефлексия | Развитие мыслительных процессов, умение логически мыслить. | Умение выражать своё отношение и впечатление от прожитых эмоций. |
Взаимодействие с родителями:
- Заучивание стихотворения;
- Подготовка бросового материала.
Варианты организации НОД:
- Музыкально-литературная гостиная «Знакомство с творчеством композитора В.А.Моцарта
- Презентация «Музыкальные инструменты»;
- Беседа
- Рассматривание иллюстраций.
ХОД ЗАНЯТИЯ: 1-я часть.
Приветствие.
Дети, вы любите шутить? А что такое «шутка»? (ответы детей) Когда говорят «шутка» - это означает что-то смешное, весёлое, озорное. Любят шутить не только дети, но и взрослые. Мы с вами сегодня тоже будем шутить, только по музыкальному. Вот посмотрите! (Показ презентации с портретами композиторов). Перед вами портрет Иоганна Себастьяна Баха. Он жил давно, 300 лет назад. Солидный, серьёзный мужчина (композитор). Но у него есть замечательное шуточное произведение, в котором инструменты друг с другом шутят и смеются своим же шутка, совсем как люди? Произведение так и называется «Шутка».
ЗВУЧИТ «ШУТКА» И.С.БАХА
Понравилась музыка? Чем она вам понравилась? (Радостным настроением, задором, весельем).
(Следующий слайд) Узнаёте этого композитора? Правильно, это Вольфганг Амадей Моцарт. Какой он серьёзный на этом портрете, но какую замечательную музыку он писал – весёлую, лёгкую, воздушную. Мы с вами много раз слушали его музыку. Какое его произведение вам больше всего нравится и почему? (Дети называют произведения Моцарта «Маленькая ночная серенада», «Волшебная флейта», «Турецкое рондо»). Хотите исполнить его? Только не забудьте: играть надо шуточно, игриво, с хитринкой.
ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР ИСПОЛНЯЕТ «ТУРЕЦКОЕ РОНДО» А.МОЦАРТА
Посмотрим следующий портрет. Узнаёте композитора? Правильно, это Сергей Рахманинов. Какое произведение этого композитора вы знаете? («Итальянская полька») Мы с вами его и в оркестре играли, и танец танцевали. Сегодня как вы его хотите исполнить? (танцевать). Только постарайтесь исполнить так весело и игриво, как это передал композитор в своей музыке! Для наших гостей я поясню, что танец под музыку Рахманинова мы назвали «Воображуля».
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ «ВООБРАЖУЛЯ» ПОД МУЗ. С.РАХМАНИНОВА «ИТАЛЬЯНСКАЯ ПОЛЬКА»
Все композиторы, хоть и серьёзные люди, а музыку, порой, сочиняют очень весёлую, игривую, шуточную! Если сказать одним словом – просто чудесную!
2-я часть. Творческое музицирование
ЦЕЛЬ: Ознакомление детей со звуками, издаваемыми предметами и инструментами, стимулировать фантазию, воображение. Развивать темброво-ритмический и динамический слух.
Воспитатель предлагает детям самим изготовить шуточные музыкальные инструменты. Для этого на столах приготовлены предметы обихода, бросовый материал, баночки, резиночки и бумага разных видов: калька, фольга, и пр.
Воспитатель вместе с детьми изготавливают шуточные инструменты:
Воспитатель предлагает детям взять любой самодельный инструмент и попробовать поиграть на нём, извлекая звук различными способами. После того, как дети «нашумелись» инструментами, воспитатель предлагаем позвать на помощь музыкального руководителя.
М.Р. Ребята, чтобы понять, как играют инструменты, мы с вами должны знать, что все звуки – от грохота и грома до нежнейших мелодий – происходят от колебаний - быстрого-быстрого дрожания воздуха. Способов заставить его колебаться не так уж много. Потому-то все музыкальные инструменты делятся всего на несколько видов.
В одни инструменты бьют или их трясут, в другие дуют, третьи щиплют за струны или водят по ним смычком.
Дрожание воздуха называют колебаниями, или вибрацией. Вы сейчас проделали несколько экспериментов с обычными предметами и попробовали извлекать звук из изготовленных инструментов, и, наверное, поняли как различные инструменты порождают вибрацию воздуха. Вот, например:
- Расчёска с пергаментной бумагой имитирует игру на варгане – показ слайда.
- Бумажная трубка закрыта с одной стороны бумагой на резинке. Имитирует игру на флейте – показ слайда)
- Коробочки из-под йогурта с резинкой - имитация звука гитары - показ настоящего инструмента
- Та же коробочка с резинкой, но под резинку вставить нарезанную фольгу или насыпать в неё горох - имитация маракаса.
Резонаторы. У многих инструментов имеются полые ящички, называемые резонаторами. При игре инструмента воздух в резонаторе вибрирует, усиливая звук. Это явление называется резонансом. Струны скрипки натянуты над деревянным резонатором (показ). Весь барабан – большой полый резонатор. Ящичек ксилофона – не только подставка, но и резонатор. Попробуем сейчас своими инструментами украсить какое-нибудь музыкальное произведение. Например, всем нам знакомое произведение «Детская полька» Михаила Глинки
Дети украшают произведение «Детская полька» М.Глинки , аккомпанируя на самодельных инструментах.
Как вы думаете, у вас получилось украшение? Просто замечательно сыграли! Музыка получилась насыщенная, и в то же время – игривая, весёлая и шуточная!
Дети читают стихотворение А.Усачёва «Звуки»
Жизнь была бы страшно скучной, Слышим даже тишину…
Если б жизнь была беззвучной. Как гуляет кот по крыше,
Как прекрасно слышать звук: Как шуршат за стенкой мыши,
Шум дождя и сердца стук! Волки воют на луну.
Мы кричим, смеёмся, дышим, Хором: Мир без звуков был бы грустный,
Мы слова и мысли слышим, Серый, скучный и «невкусный»!
Дети исполняют песню «Я СЛЫШУ МУЗЫКУ» (авторское произведение муз.руковдителя)
Рефлексия. Дети, вам понравилось наше музыкальное занятие? Чем понравилось? А что понравилось больше всего? (ответы детей) Изготовленные инструменты вы положите в свой групповой музыкальный уголок. А домашнее задание будет таким: надо изготовить такой музыкальный инструмент, который не похож на те, что вы сегодня изготовили. И на следующем занятии мы с вами продолжим говорить о звуках, об их возникновении и различных проявлениях звуков. Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фоторепортаж с музыкальной гостиной "Рисуем музыку"
Фоторепортаж с открытого комплексного занятия музыкального руководителя и воспитателя по художественной деятельности в старшей группе в детском саду на тему "Рисуем иузыку". Занятие проводилось совмес...
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко» «Музыка укрепляет здоровье наше» Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах м
Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий в группе музыкального развития «Солнышко»«Музыка ...
Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Музыка о животных и птицах)
Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"...
МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА «ЗВУКИ МУЗЫКИ» Автор: музыкальный руководитель Хозяинова Т. Г. ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся со звукорядом, расположением нот на нотном стане, а в дальнейшем подвести
МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА «ЗВУКИ МУЗЫКИ»...
Мастер- класс «Волшебная палочка» Для музыкальных руководителей, учителей музыки и педагогов дополнительного образования, работающих в области музыки.
Цель: познакомить с азами вокальной техники....
Конспект музыкального занятия "Почему музыка всегда разная? Знакомимся со средствами музыкальной выразительности."
Данный материал поможет систематизировать знания детьми средств музыкальной выразительности....
Крошечная музыка или где рождается музыкальное восприятие (слушание музыки для дошкольников)
С чего начинается речка? Наверное, с маленького ручейка или крошечного родника. Вокруг них мы всегда увидим ребятишек с корабликами, ведерками, камушками. Они будут весело плескаться, завороженные вол...