Сказочная выставка волшебных вещей
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
ФГОС определили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Художественно – эстетическое развитие предполагает, в том числе, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_skazochnaya_vystavka_volshebnyh_veshchey.docx | 25.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ТЕРЕМОК»
Методическая разработка занятия
по художественно – эстетическому воспитанию
детей 5-7 лет
«Сказочная выставка волшебных вещей»
Куроедова Любовь Николаевна
музыкальный руководитель,
высшая кв. категория
Котлас, 2016
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» реализует основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок», утвержденную приказом № 158/а от «09» сентября 2015г (протокол заседания педагогического совета № 1 от 3 сентября 2015г.). Программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Актуальность методической разработки
ФГОС определили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Художественно – эстетическое развитие предполагает, в том числе, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).
Одной из задач ДОУ на современном этапе является создание условий для введения ребенка в мир музыки, живописи, литературы, танца, театра - насыщение жизни ребёнка искусством. Именно искусство несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека. Оно способствует познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, музыке, литературе и других видах искусства.
По мнению Комаровой Т.С. эффективное влияние на познавательные и творческие возможности дошкольников оказывает взаимодействие различных видов искусства. Взаимопроникновение музыки и живописи делает процесс восприятия музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства более осмысленным и интересным для ребенка, способствует развитию детского творчества и является одним из ведущих направлений в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода к художественно – эстетическому развитию старших дошкольников на основе синтеза музыкального и изобразительного искусства, которая позволит повысить эффективность работы по развитию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Тематическая организация данной разработки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно в ходе занятия. Комплексно – игровой метод способствует развитию интереса дошкольников к различным видам художественно – творческой деятельности, развитию определенных навыков, формированию личности ребенка в целом.
Авторская новизна состоит в разработке материала и внедрению инновационных методов и приёмов работы (ИКТ, моделирование), способствующих использованию детьми полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Методическая разработка занятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Длительность занятия для детей 6-7 лет составляет 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.
В зависимости от уровня подготовки детей и содержания предшествующей работы мы предлагаем использовать набор элементов НОД по следующим схемам:
Схема 1 | Схема 2 |
|
|
Представленные материалы, предлагаемые в игровой форме, могут использоваться в работе, музыкального руководителя и воспитателя.
Проект занятия
Воспитатель: Башарина Елена Владимировна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Музыкальные руководители: Куроедова Любовь Николаевна, Менькина Наталья Викторовна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Предмет: НОД «Художественно – эстетическое развитие».
Группа: подготовительная.
Тема НОД: Сказочная выставка волшебных вещей.
Цель: приобщение детей к разным видам искусства на основе литературных произведений
Задачи:
Обучающие
- Способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах
- Обеспечивать проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно – творческой деятельности на основе литературных произведений
- Приобщать детей к социально – нравственным ценностям
- Закреплять умение работать в коллективе, вырезать сложные по форме предметы, сгибать лист бумаги в разных направлениях
Развивающие
- Развивать творческую фантазию, желание импровизировать, передавать настроение музыкального произведения через движение и пение
Воспитывающая
- Воспитывать интерес к изобразительному, музыкальному видам искусств и художественной литературе
Социализация
- учить детей оказывать помощь другим, находить пути для достижения поставленной цели
Индивидуализация
- учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному достижению результата
Оборудование:
- демонстрационный материал: оформленная выставка сказочных вещей (сапоги – скороходы, шапка – невидимка, золотая рыбка, раковина с рукавичками – рыбками, веер, колпачок, сундук с черным цветком, корона Снежной Королевы, книги сказок); аудиозаписи П.И Чайковский «Баба Яга», «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Мужик на гармонике играет», Сен-Санс «Аквариум»
- раздаточный материал: рукавички – рыбки, цветная бумага, ножницы, простые карандаши, клеевые карандаши
- ТСО: музыкальный центр
Характеристика группы: группа со средней работоспособностью, у 65% детей хорошо развиты музыкальные и изобразительные навыки, 35% испытывают затруднения в определении настроения музыкального произведения и импровизации под музыку
результат усвоения материала (20 - 25 человек):
- справились самостоятельно со всеми заданиями – 21 - 23 человек
- справились с заданием с небольшой помощью – 2-4 человека
Предполагаемые риски:
- удержать внимание детей на протяжении всего занятия
- знаний по незнакомой теме у детей может оказаться недостаточно
- организация пространственной среды в группе или зале
Структурные этапы | Содержание учебного материала | Дидактические задания | Действия педагога | Действия воспитанников | Результат |
Создание эмоционального фона, соответствующего теме занятия | Чтение стихотворения, беседа о выставке волшебных вещей | Кто встречает посетителей на выставке? Зачем нужен экскурсовод? | Беседует с детьми, читает стихотворение, задает вопросы | Отвечают на вопросы, настраиваются на занятие | Дети эмоционально настроились, готовы заниматься |
Экспонат «Золотая рыбка» | Запись Сен-Санс «Аквариум», Отрывок из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка» | Из какой сказки этот отрывок? Кто автор? | Задает вопросы, беседует с детьми | Отвечают на вопросы | Закрепили знания о сказке «Золотая рыбка» |
Импровизация с рыбками – рукавичками под музыку | Рыбки – рукавички, запись Сен-Санс «Аквариум» | Определите характер музыки, под которую будут двигаться рыбки. Какие движения подойдут для импровизации? | Активизирует детей при ответе на вопросы, помогает выбрать характер движений для импровизации | Дети подбирают прилагательные, характеризующие музыку, выполняют движения в характере танца, стараются придумать свою танцевальную импровизацию, отвечают на вопросы | Импровизированный танец золотых рыбок |
Экспонат «Хрустальная туфелька». Сделай веер из цветной бумаги | Полоски цветной бумаги | Кому принадлежит эта туфелька? Кто автор? Почему здесь только одна туфелька? Почему рядом с туфелькой лежит веер? Из чего можно сделать веер? | Задает вопросы, помогает выбрать материал для изготовления веера, помогает правильно согнуть бумагу | Отвечают на вопросы, делают веер из цветной бумаги | Закрепили знания сказки «Золушка», изготовили для золушки веер |
Преврати веер в другой предмет | Веера из бумаги, записи произведений П.И Чайковского «Полька», «Мазурка», «Мужик на гармонике играет», «Вальс» | Подумайте и скажите, во что еще может превратиться веер в соответствии с характером музыки? | Организует детей, ведет диалог с ними, задает вопросы, помогает с выбором при возникновении затруднений | Дети отвечают на вопросы, придумывают предметы в которые может превратиться веер, под музыку превращают веер в веник, юбочку, бабочку, гармошку, цветок | Закрепили умение определять характер музыки и выражать его в движении |
Экспонат «Колпачок» | Ноты песни «Пестрый колпачок» Струве | Кому принадлежит этот колпачок? В каких сказках встречаются гномы? Как называется песня про гнома? Какой у нее характер? | Помогает определить характер песни, напоминает о певческих навыках | Дети отвечают на вопросы, правильно исполняют мелодию песни, вовремя берут дыхание, соблюдают ритм во время пения | Повторили сказки про гномов, выразительно исполнили песню «Пестрый колпачок» |
Экспонат «Черный цветок» | Сундук, цветок черного цвета, запись пьесы П. И. Чайковского «Баба Яга» | Из какой сказки этот черный цветок? В каких сказках присутствуют цветы? Почему этот цветок почернел? Кто мог его заколдовать? Угадать, кто его заколдовал поможет музыка | Активизирует детей при ответе на вопросы, помогает определить характер музыки | Дети отвечают на вопросы, подбирают прилагательные, характеризующие музыку | Закрепили знания произведений из Детского альбома П.И.Чайковского |
Коллективная работа «Цветок из контуров ладошек» | Листы цветной бумаги, простые и клеевые карандаши | Давайте, сами сделаем настоящий разноцветный волшебный цветок | Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Помогает проверить знания детей | Выбирают цветную бумагу, обводят ладони, вырезают по контуру, закручивают лепестки на карандаш, склеивают лепестки вместе | Дети сделали цветок, используя контуры своих ладошек |
Проблемная ситуация: «Как попасть в царство Снежной Королевы»? | Корона снежной королевы. Отрывок из сказки «Цветик - семицветик» | В какой сказке живет Снежная Королева? Какой предмет может помочь нам туда попасть? | Организует детей, ведет диалог с ними, задает вопросы, помогает с выбором при возникновении затруднений | Все вместе читают отрывок из сказки «Цветик - семицветик» | Оказываются в царстве Снежной королевы и превращаются в снеговиков и сосульки |
Игра «Снеговики и сосульки» | Текст театрализованной игры | Как можем порадовать Снежную королеву? | Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Организует игру «Снеговики и сосульки». Помогает эмоционально раскрепоститься, создать образы снеговиков и сосулек | Дети участвуют в игре, передают характеры снеговиков и сосулек | Дети получают позитивный настрой |
Рефлексия | Черный цветок и цветик - семицветик | Рефлексия «Соберись у цветка» | Создает условия для выбора цветка. Организует диалог, подводит итог занятия, активизирует речь детей | Дети подходят к цветику - семицветику, если занятие им понравилось, или к черному цветку, если было не интересно. | Дети возвращаются в группу. |
Библиография
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
- Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования дошкольников /Э.П. Костина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – Азбука шестой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 81 – 123, Азбука седьмой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 124 – 169.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие для родителей и педагогов /М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Гердт Н. Интеграция искусства. // Дошкольное воспитание – 2009. - № 7 – с. 42 – 46
- Комарова Т. С. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 5. - с.47- 49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уникальная коллекция ВОЛШЕБНЫХ вещей для СКАЗОЧНЫХ занятий.
В моей работе мне очень помогает моя любовь к СКАЗКАМ и МАТЕМАТИКЕ. Я вижу, как меняются глаза детей, и даже дыхание замирает, когда я начинаю говорить: " В некотором царстве, в некотором государстве....
Конспект бинарного занятия педагога-психолога и воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Экскурсия в музей волшебных вещей"
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в решении следующих задач: - учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания;- закреплять знание правил добро...
Проект мини-музея "Волшебные вещи"
Этот проект помогает сплотить детей и родителей при создании мини-музея. Благодаря этому музею дети могут ближе рассмотреть эти вещи, которые встречаются в сказках. Эти волшебные вещи - огромный нагля...
Волшебные вещи Деда Мороза Сценарий новогоднего праздника Старшая Подготовительная группа ЗПР
Сценарий новогоднего праздника для старшей и подготовительной группы ЗПР...
Сценарий Новогоднего утренника "Волшебные вещи Деда Мороза"
Сценарий утренника...
Мини-музей "Волшебные вещи"
Эффективная и целенаправленная организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста....
Конспект проведения творческой мастерской на тему "Сказочные превращения ненужных вещей" с родителями и воспитанниками 6 - 7 лет
Цель данного мероприятия - формирование у воспитанников экологически - осознанного понимания проблем загрязнения окружающей среды, целесообразности вторичного использования бросового материала....