Картотека музыкальных игр. "Творчество в игре на музыкальных инструментах"
картотека по музыке на тему
Материал для музыкальных руководителей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Творчество в игре на музыкальных инструментах" | 23.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 57 «ДЮЙМОВОЧКА»
В картотеку игр педагогам
«ТВОРЧЕСТВО В ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ»
Подготовила:
Музыкальный руководитель Д.Ю. Гончаренко
г.Сургут
2017 год
В картотеку игр педагогам
«ТВОРЧЕСТВО В ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ»
Детское инструментальное творчество включает: подбор мелодий по слуху; сочинение несложных мелодий, различных по жанру и характеру; инструментальные импровизации на основе имеющегося опыта инструментального музицирования.
Важнейшими условиями успешного инструментального творчества детей являются:
1.Владение способами звукоизвлечения и навыками игры на различных музыкальных инструментах;
2.Знание выразительных возможностей музыкальных инструментов, их тембров, особенностей звучания;
3.Определенный запас музыкально-слуховых впечатлений;
4.Наличие комплекса музыкальных и общих способностей (воображения, фантазии, образного мышления и др.)
Творчество в игре на музыкальных инструментах у детей младшего дошкольного возраста может проявляться в простом, контрастном по характеру звукоподражании: редким каплям дождя (тихая звучность треугольника), раскатам грома (барабан, трещотка), стуку дятла (ложки) и т.д.
В средней группе дети могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняются. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например: птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т.д.) Такие парные задания заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.
Характер руководства педагога музыкальным творчеством зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянному наблюдению взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.
Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировочными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, создание игровой ситуации, побуждающей к творчеству и т.д.). В дальнейшем педагог только поощряет детей, создает условия для них, поддерживает желание музицировать, отмечает удачно найденные мелодические интонации.
Творческое музицирование
К видам деятельности, освоение которых способствует творческому самовыражению каждого ребенка, можно отнести и творческое музицирование, в котором сочетаются свободное оперирование различными образами и звучаниями, элементы отдыха и созидания, получение удовольствия и удовлетворения. Творческое музицирование открывает уникальную возможность многоуровневого раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной художественной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге).
Заинька, серенький
Цель: развивать чувство ритма и творческие способности.
Взрослый сажает ребенка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает:
Заинька, серенький в гости пошел,
Заинька, серенький ложки нашел (поднимает с пола деревянные ложки)
Ложки нашел да к дому подошел.
Тук, тук, тук.
Ребенок: Кто там?
Взрослый: Я зайка, серый попрыгайка, а ты кто?
Ребенок: А я волчишка, серый бочишка.
(ребенок может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком)
Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи
Да смело в ложки постучи!
Взрослый передает ребенку ложки и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка.
Гроза
Цель: способствовать развитию слухового внимания, творческого воображения, тембрового слуха.
Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?»
Сначала попробуем изобразить дождь, которые начинается с редких капель (играть тихо на треугольнике или колокольчике), входит в силу и постепенно прекращается (можно изобразить внезапный дождь).
Затем находим, как сделать порыв ветра (маракасы, погремушки), молнию (тарелки), раскаты грома (барабан).
Разрабатываем «сценарий»: сначала – порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельно громкого, звук также постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в этой картинке. Важно соблюсти меру, чтобы картинка не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитием «грозы» дирижирует взрослый, показывая каждому участнику вступление, изменение темпа и динамики. Издалека слышны раскаты грома (барабаны). Постепенно они приближаются (обычно гром постоянно не гремит, поэтому и барабаны вступают периодически).
После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольник), вот они зачастили и превратились в ливень.
Ветер усиливается: к маракасам присоединяются тарелки и бубен – пальцами обеих рук поочередно по мембране (также от тихого до громкого). Наконец сверкает молния: тарелки и трещотка-кастаньеты.
После кульминации гроза идет на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на дудочке
Сравниваем
Цель: развивать фантазию и воображение в процессе знакомства с тембром различных музыкальных инструментов.
Возьмите металлофон. Научите ребенка молоточком легко ударять по пластинкам инструмента. Пусть ребенок прислушается к звучанию каждой пластинки. Теперь спросите ребенка, чем отличается звук металлофона от звука барабана? Есть ли в звуке барабана такая же звонкость и тягучесть? Есть ли металлический или «хрустальных» призвук? Можно ли суховатый, щелкающий звук барабана заменить звуком металлофона? И, наконец, как отличается звук барабана и металлофона по высоте? Покажите ребенку схему и спросите, где изображена высота звуков барабана, а где металлофона.
1. _____ 2. __ __ __ __ __ __
______
______
______
Кукушка
Цель: развивать воображение при игре на металлофоне.
Побеседуйте с ребенком о кукушке. Спросите, пение какой птицы мы всегда узнаем и не спутаем с другим? Песня кукушки короткая, всего из двух звуков. Возьмите металлофон и найдите на нем пластины «соль» и «ми». Попросите ребенка подобрать
песню кукушки. Выясните, как нужно сыграть: «ми-соль» или «соль-ми»? пусть ребенок сам прислушается и ответит. Теперь прочитайте стихотворение М.Джалиля «Кукушка»
Тихо в лесу, лишь звучит в отдаленье
Птицы какой-то грустное пенье:
-Ку-ку! Ку-ку!
Это кукушка кричит на опушке,
Сидя на высохшей дуба верхушке:
-Ку-ку! Ку-ку!
Пела б кукушка веселые песни,
Если птенцы ее были с ней вместе.
-Ку-ку! Ку-ку!
Спросите ребенка, какое настроение вызывает это стихотворение. Пусть он выразительно прочитает его грустным голосом, с грустной мимикой, в медленном темпе. Затем попросите сделать то же самое. Заменив слова «ку-ку» звуками металлофона «соль-ми». Можно несколько раз повторить игру. Чтобы получилось настоящее произведение, предложите ребенку сочинить небольшое инструментальное вступление и заключение к стихотворению. Вступление и заключение можно сочинить и на других музыкальных инструментах, например, на ксилофоне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"
Презентация на тему: "Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"...
Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала для детей дошкольного возраста
Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала ...
Презентация музыкальная дидактическая игра"Кто играет на музыкальном инструменте?"
Игра - презентация. Закрепляет знание детей музыкальных инструментов. Закрепляет знание и умение называть специальности музыкантов, их музыкальную профессию....
Картотека. Приёмы обучения детей игре на музыкальных инструментах.
Подборка игр для обучения детей игре на музыкальных инструментах....
картотека "Игры с музыкальными инструментами"
картотека составлена с целью развития навыков игры на музыкальных инструментах в самостоятельной игровой деятельности...
Воспитание музыкальности у дошкольников посредством игры на музыкальных инструментах
Консультация для родителей , в которой рассказывается о пользе игры на детских музыкальных инструментах, даются рекомендации в зависимости от возрастных особенностей детей....
Рабочая программа по музыкальному воспитанию "Весёлые нотки" (игра на музыкальных инструментах)
Рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах...