Cтатья: "Значимость развития воображения у детей дошкольного возраста."
статья по теме

Федулова Людмила Анатольевна
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию…» 
Альберт Эйнштейн
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie_vazhnee.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Федулова Л. А.

Воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка –

 детский сад №411», г. Казань

Значимость развития воображения у детей дошкольного возраста.

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию…»

Альберт Эйнштейн

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Основной необходимостью развития творческих способностей является богатое, яркое воображение.

Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Зачатки воображения появляются у ребенка еще в раннем возрасте. В дошкольном возрасте развитие ребенка связано с усложнением форм общения со взрослым и с переходом от элементарных форм деятельности к более сложным. Под влиянием словесного общения со взрослым у ребенка возникает потребность на основе слов взрослого представить себе то, что выходит за пределы его непосредственного восприятия, например, при слушании сказок, рассказов и т. п. Кроме этого, переход дошкольника к некоторым видам продуктивной деятельности — рисованию, конструированию, а также к ролевой игре — требует планирования предстоящей деятельности, выработки предварительного замысла. В процессе рисования и конструирования ребенок должен уметь представить себе конечный результат своей деятельности — образ отраженного в рисунке объекта или будущей постройки — и сохранить этот предваряющий образ до завершения деятельности. В игре необходимо придумать сюжет и его развитие, уметь перевоплотиться во взятую на себя роль и действовать в воображаемой ситуации. При слушании сказки или рассказа взрослого, при восприятии картин и слушании песен ребенок должен представить себе объекты, которые он никогда не воспринимал и о которых в его прошлом опыте нет представлений. Перечисленные задачи, встающие перед ребенком во всех этих видах деятельности, не могут быть разрешены без наличия у него воображения.

На протяжении дошкольного детства существенно изменяются образы воображения. Это уже не просто «фантазирование», а умение создавать совершенно новые образы предметов путем сложной переработки прошлого опыта. Эти образы приобретают обобщенный характер. Дошкольник учится выделять в предметах характерное, типическое, в связи с чем образы и фантазии, оставаясь конкретными, наглядными, начинают   отображать целые группы сходных предметов и явлений.

Реалистичность образов воображения отчетливо обнаруживается в старшем дошкольном возрасте. Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут отличить возможное от невозможного, поэтому иногда создается впечатление о беззаботности их фантазии. Эта беззаботность, объясняется бедностью прошлого опыта детей, незнанием того, что и как бывает в действительности. Дети младшего дошкольного возраста часто не отличают фантастических образов от реальных — порой они готовы согласиться с любым вымыслом. Но чем старше дошкольник, чем богаче его прошлый опыт, тем полнее отражается действительность в его играх, в изобразительной деятельности и тем критичнее он относится к образам своей фантазии. Особенностью образов воображения ребенка-дошкольника является большая их конкретность и наглядность, недостаточно обобщенный характер. Изучение этой особенности связано с проблемой соотношения образа и слова.

Характерной особенностью детского воображения является его яркость, большая эмоциональность. Многочисленные наблюдения показывают, что в своей игровой и изобразительной деятельности, в словесном творчестве ребенок дошкольного возраста воспроизводит те объекты и события, которые поражают его воображение, эмоционально его захватывают. Интересный рассказ, спектакль, события, взволновавшие ребенка, сейчас же находят отражение в его рисунках, играх. Как правило, сами сюжеты творческих игр у дошкольников определяются областью явлений, эмоционально значимой для детей. В игре для ребенка чрезвычайно важно, чтобы взятая им роль была эмоционально привлекательна. Часто дети-дошкольники отказываются брать на себя роль отрицательного персонажа или играют ее с большой неохотой.

В процессе воображения у ребенка имеет место как комбинирование ранее полученных представлений, так и их преобразование, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся представлений. В процессе воображения происходит выделение отдельных черт и тех образов, которые возникли при восприятии, и создание на их основе новых образов. Особый интерес имеет процесс построения образов детьми при восприятии ими сказочного материала.

Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные процессы, лежит в основе развития умственных способностей, в основе овладения разными формами решения интеллектуальных задач, является основой творческой деятельности ребенка.

Задача взрослых – всячески развивать у детей способности к воображению. Воображение ребенка должно рассматриваться с точки зрения его продуктивности, т.е. не просто как процесс свободного фантазирования, а как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.). В старшем дошкольном возрасте при развитом воображении замысел предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.

Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь;
  • Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами (восприятие, мышление, память);
  • Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой для творческой деятельности ребенка;
  • Воображение порождено деятельностью ребенка и развивается на ее основе;
  • Воображение оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

Развитие воображения у детей дошкольного возраста (перспективное планирование).

Каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т....

статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"

Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Семинар для педагогов Доу "Развитие воображения у детей дошкольного возраста"

знакомство с психической функцией воображение, способами его развития. Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фантазии....

Развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей....

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...