Танец как основа сохранения здоровья
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статья посвящена разбору одной из самых главных функций музыкально-ритмических занятий в детском саду, функции сохранения здоровья. Статья расскажет о том, почему музыкальным руководителям так важно и нужно использовать в своей работе здоровьесберегающие элементы, а также будет предложен примерный комплекс упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanets_kak_osnova_sohraneniya_zdorovya.docx | 21.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Танец как основа сохранения здоровья»
Фадина Людмила Александровна
музыкальный руководитель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида №300»
443096, Самарская область, г. Самара, ул. Чернореченская, дом 43
Телефон: 8 (846) 336-69-63
mdou-300@mail.ru
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению и сохранению здоровья, развитию двигательной активности и физическому развитию детей.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим, актуальность приобретает поиск новых средств и методик для повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни. Здоровый образ жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить условия для здорового образа жизни можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Перед нашим педагогическим коллективом возник вопрос: как укрепить и сохранить здоровье наших детей с учётом новых требований? Как организовать образовательную деятельность так, чтобы у воспитанников был интерес к ней и в то же время оптимальная нагрузка с учетом индивидуальности ребенка и его физической подготовленности?
Одним из путей решения этих вопросов является комплексный подход к оздоровлению детей через использование хореографии, танцевально-ритмических движений в двигательной деятельности дошкольников. Внедрение в физическое воспитание элементов искусства, позволит детям с интересом и эмоционально положительным настроем воспринимать те же общеразвивающие упражнения, физкультурные комплексы, как что-то особенное, красивое, прекрасное. Дети любят танцевать.
В нашей работе в организации двигательного режима с детьми дошкольного возраста важная роль отводится спортивному танцу. Эти танцы имеют целевую направленность: направленность на формирование танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Таней имеет и воспитательное значение, доставляет радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографии, общеразвивающие упражнения. Элементы спортивного танца содействуют формированию правильных представлений о характере движений, вырабатывают у них точность и выразительность движений, положительно сказываются на эстетическо-нравственном и физическом развитии детей, способствуют формированию правильной осанки и спортивной походки, совершенствуют чувство ритма, а движения становятся красивыми, ловкими, экономичными. Главное в данной работе – помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре, спорту, искусству. Хореография и спортивные танцы обеспечивают каждому ребёнку гармоничное развитие, помогают видеть прекрасное в мире музыки и танца, использовать резервы своего организма для сохранения и укрепления здоровья. Спортивные танцы направлены на работу и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим музыка, яркие костюмы, танцевальные движения вызывают у детей восторг, положительные эмоции, снижают психологическое утомление, стимулируют желание заниматься физическими упражнениями в свободной самостоятельной деятельности. Основу занятий составляют комплексы упражнений на различные группы мышц, отличающиеся по своему характеру танцевальные движения, хореографические элементы и решают как общие, так и частные задачи.
Общие задачи – оздоровление, образование, воспитание.
Работа в данном направлении расширяет такие возможности как:
- Повышение сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка.
- Создание условий для приобщения детей к здоровьесберегающему фактору жизни.
- Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.
Интеграция не чужда и хореографическому искусству, где происходит слияние музыки, пластики, гимнастики. В результате рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приёмов педагогической деятельности. Очень важно использовать в работе приемы в форме игрового стретчинга, театрализованные тренинги, которые дают детям, кроме мышечной нагрузки, радостное настроение, возможность вдоволь и покричать, и погримасничать, выразив свои эмоции, обрести внутреннюю свободу. Музыкальные впечатления, полученные от движений под музыку, остаются на всю жизнь (через подключение музыкальной памяти и памяти мышечной).
Первостепенную роль на занятиях по танцевально-оздоровительной пластике играет музыкальное сопровождение, а соответственно требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения, должны быть разнообразными по жанру, стилю, форме, размеру и т.д., но при этом доступными для понимания, помогающими в воспитании музыкального вкуса.
Для развития двигательной деятельности детей очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию индивидуального потенциала возможностей организма, обеспечивает гармонию ребёнка с собой, окружающей природой и социальной средой. Мы уверены, что каждый педагог может многое сделать для решения проблемы здоровья детей. Главное, понимать значимость данного вопроса, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.
В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека, и это богатство надо сохранять и укреплять с самого раннего возраста, с самого начала жизненного пути.
Предлагается примерный комплекс игрового стретчинга:
Комплекс «Загадки»
Перед выполнение каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.
- «Месяц»
За домом у дорожки висит пол-лепёшки.
И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Солнце»
В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит.
И.п. – то же.
Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Туча»
По небу ходила, солнышко закрыла, только солнце спряталось – и она расплакалась.
И.п. – то же.
Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Молния»
Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица.
И.п. – то же.
Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
- «Дождь»
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает.
И никуда я не иду, покуда он идёт.
И.п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.
Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стелам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.
То же, только постукивая пятками, а носки плотно прижаты к полу.
- «Радуга»
Крашеное коромысло над рекой повисло.
И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
Литература:
- Барышникова Е.И. Азбука хореографии. М: 2000.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб: РЖ; Санкт-Петербург, Музыкальная палитра 2012 – 192с.
- Бурханов А.И., Муценко Т.А., Сафонов В.Н., Кропотова Г.А. Основы школьной валеологии в начальных классах. Тольятти, 1996.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. М.: «Просвещение», 2004 – 173с.
- Козырева О.В. Лечебная физкультура. М.: «Просвещение», 2003.
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000 – 64с.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 г. №03248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Питание, как основа сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Формирование КГН.
Презентация опитании, как основе сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Формировании КГН в разных возрастных группах. О принципах рационального питания ....
Программа формирования социальной компетенции как основы сохранения психологического здоровья «Приобщение ребенка к социальному миру»
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовы влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Соци...
Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста
Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...
«Здоровье детей – здоровье нации» Проблема сохранения здоровья у дошкольников.
Нет задачи сложнее, а может и важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщ...
Аналитическая справка «Физическое развитие как основа сохранения здоровья дошкольников»
Анализ деятельности коллектива ДОУ по физическому развитию дошкольников...