Танец как основа сохранения здоровья
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Фадина Людмила Александровна

Статья посвящена разбору одной из самых главных функций музыкально-ритмических занятий в детском саду, функции сохранения здоровья. Статья расскажет о том, почему музыкальным руководителям так важно и нужно использовать в своей работе здоровьесберегающие элементы, а также будет предложен примерный комплекс упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanets_kak_osnova_sohraneniya_zdorovya.docx21.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Танец как основа сохранения здоровья»

Фадина Людмила Александровна

музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида №300»

443096, Самарская область, г. Самара, ул. Чернореченская, дом 43

Телефон: 8 (846) 336-69-63

mdou-300@mail.ru

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению и сохранению здоровья, развитию двигательной активности и физическому развитию детей.

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим, актуальность приобретает поиск новых средств и методик для повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни. Здоровый образ жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить условия для здорового образа жизни можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Перед нашим педагогическим коллективом возник вопрос: как укрепить и сохранить здоровье наших детей с учётом новых требований? Как организовать образовательную деятельность так, чтобы у воспитанников был интерес к ней и в то же время оптимальная нагрузка с учетом индивидуальности ребенка и его физической подготовленности?

Одним из путей решения этих вопросов является комплексный подход к оздоровлению детей через использование хореографии, танцевально-ритмических движений в двигательной деятельности дошкольников. Внедрение в физическое воспитание элементов искусства, позволит детям с интересом и эмоционально положительным настроем воспринимать те же общеразвивающие упражнения, физкультурные комплексы, как что-то особенное, красивое, прекрасное. Дети любят танцевать.

В нашей  работе в организации двигательного режима с детьми дошкольного возраста важная роль отводится спортивному танцу. Эти танцы имеют целевую направленность: направленность на формирование танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Таней имеет и воспитательное значение, доставляет радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографии, общеразвивающие упражнения. Элементы спортивного танца содействуют формированию правильных представлений о характере движений, вырабатывают у них точность и выразительность движений, положительно сказываются на эстетическо-нравственном и физическом развитии детей, способствуют формированию правильной осанки и спортивной походки, совершенствуют чувство ритма, а движения становятся красивыми, ловкими, экономичными. Главное в данной работе – помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре, спорту, искусству. Хореография и спортивные танцы обеспечивают каждому ребёнку гармоничное развитие, помогают видеть прекрасное в мире музыки и танца, использовать резервы своего организма для сохранения и укрепления здоровья. Спортивные танцы направлены на работу и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим музыка, яркие костюмы, танцевальные движения вызывают у детей восторг, положительные эмоции, снижают психологическое утомление, стимулируют желание заниматься физическими упражнениями в свободной самостоятельной деятельности. Основу занятий составляют комплексы упражнений на различные группы мышц, отличающиеся по своему характеру танцевальные движения, хореографические элементы и решают как общие, так и частные задачи.

Общие задачи – оздоровление, образование, воспитание.

Работа в данном направлении расширяет такие возможности как:

  1. Повышение сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка.
  2. Создание условий для приобщения детей к здоровьесберегающему фактору жизни.
  3. Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности.

Интеграция не чужда и хореографическому искусству, где происходит слияние музыки, пластики, гимнастики. В результате рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приёмов педагогической деятельности. Очень важно использовать в работе приемы в форме игрового стретчинга, театрализованные тренинги, которые дают детям, кроме мышечной нагрузки, радостное настроение, возможность вдоволь и покричать, и погримасничать, выразив свои эмоции, обрести внутреннюю свободу. Музыкальные впечатления, полученные от движений под музыку, остаются на всю жизнь (через подключение музыкальной памяти и памяти мышечной).

Первостепенную роль на занятиях по танцевально-оздоровительной пластике играет музыкальное сопровождение, а соответственно требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения, должны быть разнообразными по жанру, стилю, форме, размеру и т.д., но при этом доступными для понимания, помогающими в воспитании музыкального вкуса.

Для развития двигательной деятельности детей очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию индивидуального потенциала возможностей организма, обеспечивает гармонию ребёнка с собой, окружающей природой и социальной средой. Мы уверены, что каждый педагог может многое сделать для решения проблемы здоровья детей. Главное, понимать значимость данного вопроса, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.

В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека, и это богатство надо сохранять и укреплять с самого раннего возраста, с самого начала жизненного пути.

Предлагается примерный комплекс игрового стретчинга:

Комплекс «Загадки»

Перед выполнение каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно-два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

  1. «Месяц»

За домом у дорожки висит пол-лепёшки.

И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.

Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

  1. «Солнце»

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит.

И.п. – то же.

Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

  1. «Туча»

По небу ходила, солнышко закрыла, только солнце спряталось – и она расплакалась.

И.п. – то же.

Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

  1. «Молния»

Летит огненная стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красна девица.

И.п. – то же.

Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

  1. «Дождь»

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает.

И никуда я не иду, покуда он идёт.

И.п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.

Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стелам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.

То же, только постукивая пятками, а носки плотно прижаты к полу.

  1. «Радуга»

Крашеное коромысло над рекой повисло.

И.п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.

Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

Литература:

  1. Барышникова Е.И. Азбука хореографии. М: 2000.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб: РЖ; Санкт-Петербург, Музыкальная палитра 2012 – 192с.
  3. Бурханов А.И., Муценко Т.А., Сафонов В.Н., Кропотова Г.А. Основы школьной валеологии в начальных классах. Тольятти, 1996.
  4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. М.: «Просвещение», 2004 – 173с.
  5. Козырева О.В. Лечебная физкультура. М.: «Просвещение», 2003.
  6. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000 – 64с.
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.10 г. №03248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Питание, как основа сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Формирование КГН.

Презентация опитании, как основе сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Формировании КГН в разных возрастных группах. О принципах рационального питания ....

Программа формирования социальной компетенции как основы сохранения психологического здоровья «Приобщение ребенка к социальному миру»

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовы влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Соци...

Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста

Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

   Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...

«Здоровье детей – здоровье нации» Проблема сохранения здоровья у дошкольников.

Нет задачи сложнее, а может и важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщ...

Аналитическая справка «Физическое развитие как основа сохранения здоровья дошкольников»

Анализ деятельности коллектива ДОУ по физическому развитию дошкольников...