Музыкальные инструменты. Клавишно - духовые.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Каратаева Ирина Михайловна
Музыкальные инструменты. Клавишно - духовые. Цель: Формирование представлений о клавишно – духовых инструментах у дошкольников. Задачи: - Познакомить детей с историей возникновения, устройством, принципом игры, характерным звучанием музыкального инструмента - гармоники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные инструменты. Клавишно - духовые.

Цель: Формирование представлений о клавишно – духовых инструментах у дошкольников.

Задачи: - Познакомить детей с историей возникновения, устройством, принципом игры, характерным звучанием  музыкального инструмента - гармоники.

- дать представление о группе клавишно – духовых   инструментах, их видах.

- Воспитывать любовь и интерес к музыке.

- Развивать культуру слушателя.

- Обогащать  словарный  запас.

Рекомендуется использовать на тематических музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Ведущая: - Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие в страну Музыкальных инструментов. В прошлый раз наши помощники – веселые нотки рассказали нам о клавишно – струнном музыкальном инструменте – фортепьяно.  Интересно, какую музыкальную встречу  они нам подготовили в этот раз. Итак, внимание на экран.

На экране появляется  слайд 2, по щелчку нотки проходят в ворота в в Страну Музыкальных инструментов.

Слайд 3 Звучит игра гармони, нотки пляшут. За тем Нотки говорят:

- Здравствуйте, ребята, вы слышите, как весело нас встречают необычные жители страны Музыкальных инструментов. Это несколько братьев, все они родные, однако между ними есть отличия, а какие вы сейчас узнаете.

Бывает какой-нибудь мастер соединяет несколько давно известных вещей вместе и получается совершенно новое изобретение. Так получилось и с ручной гармоникой.

Слайд4 Нотки: - Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок – тонкая металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха, дуговой варган. (Звучит мелодия на этом инструменте)

Слайд 5  Нотки 6 - С незапамятных времен известно такое приспособление, как Меха – их кузнецы использовали для розжига огня в кузне Меха сжимали и сильная струя воздуха дула на огонь, а потом разжимали и меха наполнялись воздухом снова. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе и то, и другое, очень небольшой– чуть больше ста шестидесяти лет.

Слайд 6 В Германии в 19 веке жил настройщик органов и фортепьяно Фридрих Бушман. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех.

Слайд 6.2 (автоматически включается) Нотки: -  Теперь во время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными и не нужно было дуть ртом.
Потом Фридрих встроил все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно,  он приладил клапана - кнопки.

Слайд 7. Нотки: - используя свое изобретение для настройки органа, Фридрих понял, что эту конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет... Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь этот механизм предназначался лишь для настройки, в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.


Слайд 8 Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года объявил о новом инструменте, названном им 
аккордеоном, еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями стал производить аккордеоны на продажу. И вскоре аккордеон Демиана стал известным инструментом. слайд 8.2 (автоматически) Нотки: -  На аккордеоне уже можно было играть – правда, очень простые мелодии он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава.

Теперь принято называть аккордеоном более современный инструмент, у аккордеона фортепианная клавиатура для правой руки, а на инструменте Демиана были только кнопки.

слайд 9: - С тех пор этот инструмент называли по-разному: аккордеон,
аккордеон Демиана, гармоника.  А  как такой инструмент попала в Россию?
А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Слайд 9.2 (автоматически) - Летом 1830 года один из них, 
Иван Сизов, поехал на ярмарку и там услышал гармоникуСизов выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Этот русский умелец взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники и знакомые Ивана Сизова, а через них и другие. Слайд 9.2  Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением.
Слайд 10 Производство этих инструментов  перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности 
гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои напевы, добавляли что-то свое. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская – всех и не перечислить.
Слайд 11 Чем же так полюбилась гармоника? Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует. Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты могли играть звуки  от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента. 
Гармоника годами, не требует подстройки. И еще играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.


Слайд 12 Давайте повторим, с помощью чего играют на гармонике? (дети рассматривают картинки, отвечают, по щелчку звучит правильный ответ)

Слайд 13 Вспомните, какие герои мультфильмов умели играть на гармошке? (дети называют, по щелчку открываются картинки)

Слайд 14 звучит «Донецкая кадриль» фрагмент.

Слайд 15. Много лет нас радует своим звучанием клавишно – духовой инструмент гармоника и его братья, баян и аккордеон. Давайте не забывать их и почаще приходить к ним в гости. До свидания, ребята, до новых встреч!

Ведущая: Сегодня мы вновь побывали в стране Музыкальных инструментов. Мы познакомились с группой клавишно – духовых инструментов, называются они так, потому что у них есть клавиши, и дует воздух с помощью меха. Это и гармонь, и баян и аккордеон. Спасибо нашим помощникам – веселым ноткам. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»

 На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. КЛАВИШНО - ДУХОВЫЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. КЛАВИШНО - ДУХОВЫЕ...

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. КЛАВИШНО - ДУХОВЫЕ.»

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. КЛАВИШНО - ДУХОВЫЕ.». Презентация Для детей старшего дошкольного возраста. ...

План-конспект занятия по теме: «Ознакомление с клавишными музыкальными инструментами»

Данная работа предназначена для ознакомления детей с клавишными музыкальными инструментами и развития  слухового и музыкального восприятия. Задачи: Познакомить детей с клавишно - ударными и ...

Клавишные музыкальные инструменты

Рассказы,стихи о клавишных музыкальных инструментах с вопросами...

Тематическое занятие в средней группе "Путешествие в страну клавишных музыкальных инструментов".

В данном материале размещен конспект тематического занятия для детей средней группы. На занятии дети знакомятся с понятием "клавишные музыкальные инструменты", слушают звучание, рассматриваю...