"Мы любим музыку"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Музыкальное занятие по музыке в старшей группе ДОУ о народной музыке, народных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_muzykem_v_dou_my_lyubim_muzyku.doc | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мы любим музыку.
(Для старших групп)
ЗАДАЧИ:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами и видами оркестра. Учить узнавать инструменты по тембру звучания. Упражнять в игре на детских музыкальных инструментах. Учить различать направление мелодии и чисто интонировать её.
Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость на народные песни. Развивать внутренний слух (музыкальные представления, возникающие без непосредственного акустического воздействия на слуховой аппарат.) Развивать навыки восприятия народной музыки через отражение её содержания в пластике движений.
(У центральной стены стоит ширма кукольного театра, наверху которой прикреплен скрипичный ключ. По обеим сторонам зала сидят дети.)
Музыкальный руководитель: Дети, мы собрались в зале по приглашению Петрушки. Он прислал нам вот это письмо (показывает конверт, украшенный нотными символами). Вот что написано в этом письме: «Дорогие дети! Я знаю, что вы очень любите музыку и музыкальные занятия. Я тоже люблю музыку, да и без вас я очень скучаю, поэтому приглашаю вас всех в гости. Давайте устроим праздник музыки!»
Вот такое письмо пришло к нам в детский сад, и мы все собрались тут, но где же Петрушка? Пригласил нас в гости, а сам не пришел. (За ширмой раздается крик).
Петрушка: Ой, ой, ой!
Муз. рук.: Кто это кричит?
Петрушка: Это я, Петрушка!
Муз. рук.: Где же ты?
Петрушка: Здесь я, здесь! Никак вылезти не могу, на меня инструменты упали.
Муз. рук.: Вот какая беда! А какие же инструменты?
Петрушка: Музыкальные! Я не знаю, как они называются. Здесь лежит какой-то молоточек, я им постучу по инструменту, может, вы по звуку догадаетесь, что за инструмент?
( Петрушка играет на металлофоне, дети угадывают, на чем он играет. Затем по очереди играет на других инструментах: бубне, маракасах, ложках, гармошке, а дети отгадывают названия инструментов).
Муз. рук.: Вот, мы и отгадали, обо что ударился Петрушка. Сейчас я помогу ему выбраться. ( Протягивает руку за ширму, делает вид, что помогает Петрушке).
Петрушка: Здравствуйте, дети, хорошо вы инструменты угадываете, а поиграть на них сможете?
Дети: Да!
Петрушка: Сейчас я сыграю вам песенку, а вы скажете, как она называется, и сыграете её вместе со мной.
(Петрушка играет, выходят дети и повторяют).
Оркестр исполняет р.н.м. «Ах, вы сени, мои сени…»
Вот молодцы, дети! Мне так понравились соревнования, что даже петь захотелось!
Муз. рук.: Что ж, спой с детьми песенку.
Дети вместе с Петрушкой исполняют р.н.п. «Горошина».
Петрушка: Молодцы, дети! Я тоже умею играть на музыкальных инструментах, петь песни. Вот какой я молодец!
Муз. рук.: Молодец-то, ты Петрушка-молодец. Вот только хвастаться – не хорошо. Послушай еще в исполнении детей одну шуточную песню.
Дети инсценируют песню «Тень-тень».
Петрушка: Ваши дети хорошо поют, а вот мое задание не смогут выполнить!
Муз. рук: А какое у тебя задание, Петрушка?
Петрушка: Надо внимательно прослушать музыку, вспомнить ее название и автора.
(Дети слушают пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского и «Смелый наездник» Р. Шумана, отвечают на вопрос).
Молодцы, дети! (Держит нотную лесенку и стучит деревянной матрешкой по одной ступеньке: «Ля-ля-ля»).
Муз. рук.: Что ты делаешь, Петрушка?
Петрушка: Я прошу матрешку погулять по лесенке, а она говорит, что не знает, куда идти – вверх или вниз.
Муз. рук.: Мы ей сейчас поможем! Давай сюда лесенку и матрешку. Дети, слушайте внимательно новое задание: надо прослушать, как движется мелодия, и проводить матрешку вверх или вниз, как покажет музыка.
(Дети выполняют задание).
Петрушка: Молодцы, дети, и это вы знаете.
Муз. рук.: Петрушка, дети выполнили все твои задания, умеют не только играть на музыкальных инструментах, но и в игры музыкальные играть умеют.
Петрушка: Ой, как интересно, вот бы посмотреть!
(Ребята играют в р.н.игру «Плетень» по типу хороводной игры).
А теперь мне пора прощаться с вами!
Муз. рук.: До свидания, спасибо тебе, Петрушка, за веселый праздник!
Детям о П.И.Чайковском
Альбом «Времена года». (Осень).
Комплексное занятие 1кл.
Цель: Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского, развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей. Учить фантазировать под музыку. Обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения. Продолжать прививать навыки культуры поведения: умение общаться друг с другом. Быть вежливыми, доброжелательными.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков, беседа о быте, культуре, традициях той эпохи. Беседа о творчестве П.И.Чайковского, краткий обзор альбома «Времена года». Индивидуальная работа с детьми.
Ход занятия.
Зал оформлен в осенней тематике.
Музыкальный руководитель. П.И.Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 году в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.
Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором. Но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла».
В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского . все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора.
Музыкальный руководитель. Мы с вами уже много раз слушали музыку, которую сочинил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Идет показ портрета композитора). Послушайте внимательно, может быть, вы узнаете знакомые отрывки из его музыки и вспомните, как она называется. ( Звучат начало отрывков знакомых детям пьес из альбома «Времена года» - сентябрь-«Охота», октябрь-«Осенняя песня», ноябрь-«На тройке».)
Итак, мы сегодня прослушали пьесы из альбома «Времена года». Назовите эти произведения. (Дети называют). Правильно.
Примечание. Вместе с музыкальным руководителем дети делают анализ пьес по следующей схеме: название и автор произведения, характер, темп, динамические оттенки. При этом используется иллюстрированный материал и стихи русских поэтов.
В конце занятия дети рисуют иллюстрации к циклу «Времена года» (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Звучит соответствующая музыка П.И.Чайковского.
Анализ детских работ.
Муз. рук.: Мы с вами послушали еще раз музыку П.И.Чайковского и вы в своих рисунках изобразили то, что каждый себе представил, слушая эти произведения. Как удивительно сочетается музыка с картинами природы. Мы с вами еще раз окунулись в большой мир музыки. Я думаю, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное.
На следующих музыкальных занятиях мы послушаем другие пьесы из этого альбома и поговорим о них.
Координационно – подвижные игры
Координационно-подвижные игры – жанр детского фольклора. Общеизвестно использование в логоритмике игровых моделей, соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей.
Ценность координационно-подвижных игр заключается в том. что они
--являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
--дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;
--развивают двигательные способности, память, чувства ритма, речевое интонирование.
--учат ребенка ощущать свое тело и управлять им; бережно относится к партнеру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы.
--Коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга.
--Игры-команды(«Заходите в гости»).
--Массажные («Зайкин огород»).
--Тонизирующие.
--Пластико-ритмо-речевой театр («Дом, который построил Джек»)
Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанимента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.
Музыкальный руководитель
Картавая Л.Н.
«Волшебный музыкальный цветок»
(сценарий праздника 1кл.).
Цель: Доставить детям радость и удовольствие. Развивать познавательный интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием. Создать атмосферу творческого вдохновения, дать детям возможность проявить свои музыкально-творческие способности в импровизировании мелодий, коллективном музицировании, пении.
Оборудование и материалы.
1.Письмо-загадка.
2.Цветные пятна-кляксы («слёзы») на листах бумаги по кол-ву детей в группе. Карандаши акварель.
3.Лепестки для цветка - семицветика.
4.Игра: «Найди картину автора», Портреты художников И.Левитана, И.Шишкина, В.Серова, А.Саврасова, А.Куинджи и репродукции их картин. Мольберты.
5.Выставка репродукций картин по жанрам: пейзаж, натюрморт, портрет.
6.Игра: «Художники-реставраторы».Столы. Картины (по кол-ву детей), из отдельных кусочков.
7.Игра «Художники-анималисты». Набор геометрических фигур на каждого ребёнка.
8.Музыкально-дидактическая игра «Солнышко смеётся, солнышко грустит».
9.Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
10.Барабаны большие и маленькие.
11.Иллюстрации к песням: «осень бродит по лесам (муз. В.Жубинский), «Физкульт-ура!» (муз. Ю.Чичкова), «Необыкновенный концерт» (муз. В.Дементьева).
В группе дети получают письмо – загадку.
М.р. Кто же нам его прислал?
Предлагаем рассмотреть письмо, назвать нарисованные на нём картинки, прочесть: выделить первый звук из каждого слова и соединить их вместе. Кто первый прочтёт письмо, сообщает шёпотом м.р. (Помогите!)
М.р. Письмо не подписано. Как же узнать, кто просит нас о помощи?
М.р. обращает внимание на «слёзы» на полу (цветные пятна-кляксы) и предлагает отправиться по ним в путь. Дети «по следам» попадают в муз. зал. М.р. собирает «слёзы». В муз. зале дети видят Шапокляк, которая горюет над открытым сундуком.
Шапокляк: Уж я ею берегла! Уж я его стерегла! Никому не показывала! Иногда поливала! На три замка закрывала – а - а… А он сбежал!
М.р. Ребята, вы узнали, кто это? (Ответы детей). Здравствуйте, дорогая Шапокляк. Нас привели сюда слёзы. Не Ваши ли они?
Шапокляк: Мои, мои, «следочки». А письмо вы моё получили? И прочесть сумели?
М.р. Прочитали и пришли е Вам на помощь. Чем вы так расстроены?
Шапокляк: Ой, беда, беда! Сорвала цветочек сказочный. Думала, никому не нужен, а мне пригодится, ведь волшебный. А без него там, в сказке, ничего не получается. Я рада бы и вернуть его, да не могу – лепестки разлетелись. Остался один стебелёк. ( Ставит в вазу). Как же мне лепестки вернуть?
М.р. Может мы сможем Вам помочь?
Шапокляк: Да что вы можете, такие маленькие? (Высказывания детей).
М.р. Мы много можем…
Шапокляк. Что вы, волшебники что ли?
М.р. Может быть, и не волшебники… А хотите, мы Ваши «следы» превратим в забавные картинки? Ребята, включайте своё воображение и фантазируйте! Подумайте, на что похожи эти «следы» - цветные пятна – кляксы – и дорисуйте так, чтобы получился образ или природное явление.
Дети под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского выполняют работу, по окончании задания отдают рисунки Шапокляк.
Шапокляк: Какие «следочки» у меня стали красивые! Незаметно для детей появляется на стебельке один из пропавших лепестков цветка.
М.р. Дети, посмотрите, один «любопытный» липесток вернулся! Шапокляк, а вы сомневались в том, что мы можем Вам помочь вернуть лепестки.
Шапокляк. И как вы только смогли такое чудо сотворить!
М.р. А у нас секретов нет! Ребята, что вам помогло в работе? (Воображение. Фантазия, музыка). Какая музыка помогла вам придумать такие необычные рисунки? (Вальс). Множество вальсов написано разными композиторами. Вспомните фамилии композиторов. Чьи вальсы мы с вами слушали.
Дети вспоминают вальсы П.Чайковского, Ф.Шрпена, И.Штрауса, М.Глинки, Д.Кабалевского, Д.Шостаковича.
М.р. К какому музыкальному жанру относится вальс? (Танец) Какие танцы вы ещё знаете? Послушайте новый для вас вальс. Давайте определим, сколько частей в этой пьесе, меняется ли настроение в музыке.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Солнышко смеётся, солнышко грустит».
Мажор – карточка с изображением улыбающегося солнышка.
Минор – карточка с изображением грустного солнышка.
М.р. Ой! Вы только посмотрите, ещё один лепесток вернулся! Автор этой музыке композитор П.И.Чайковский. (Показывает портрет).
Шапокляк: (рассматривает портрет композитора, повторяет его имя и фамилию: «П.И.Чайковский.») Красивый пейзаж!
М.р. Разве это пейзаж? Ребята, помогите, пожалуйста Шапокляк.
Шапокляк: (виновато) Ну, подумаешь, ошибочка вышла! Я, знаете, как рисовать умею! (Достаёт 3 картинки: пейзаж, натюрморт, портрет; показывает их ребятам, хвастает). Вот я написала портрет (Показывает натюрморт). Красота! – А это у меня пейзаж! (Показывает портрет) – Какие краски! – А вот моя любимая картинка и называет натур… натюр… медом! (Показывает пейзаж). Какая композиция! Ничего не понимаю. Почему вы все смеётесь?
М.р. Дорогая Шапокляк, Вы снова всё напутали. Дети, помогите Шапокляк правильно назвать жанры картин. Найдите в её работах пейзаж. Что такое пейзаж? (Рассказ художника о живой природе). Найдите в зале выставку репродукций пейзажей и отнесите туда пейзаж Шапокляк. Расскажите, какие бывают пейзажи. (Морские, сельские, городские). (Аналогично проходит работа над натюрмортом и портретом).
М.р. А чтобы вы лучше запомнили, что такое пейзаж, натюрморт, портрет, мы об этом вам споём. «Песня о картинах» (муз. Г.Гладкова – Югина, сл. А. Кушнера).
На цветке появляется з-й лепесток.
Шапокляк: Какая выставка! Какие жанры! Натюрморт! Портрет! (Радостно).
М.р. А какая картина тронула вашу душу, милая гостья, больше всех?
Шапокляк выбирает и ставит на мольберт репродукцию картины И.И.Левитана «Март»
М.р.Ребята, а сможете ли вы к этой картине подобрать знакомую песню? (Ответ детей). Проводится игра «Узнай песни по картинам».звучит: песня – марш «Физкульт – ура! Муз. Ю.Чичква; «Осень бродит по лесам» муз. В.Жубанской, песня – танец «Необыкновенный концерт» муз. В.Дементьева.
Шапокляк: Хорошие песни поют ребята! Вот бы мне научиться сочинять музыку…
М.р. Давайте попробуем, Шапокляк. Придумайте музыку е тексту:
Куклы весело плясали,
Вальс и польку танцевали.
Да так, чтобы Ваша песня была похожа или на вальс, или на польку.
Шапокляк: (напевает) Ничего не получается.
М.р. Дети, кто хочет попробовать сочинить мелодию в ритме вальса? Польки?
Импровизации детей. На цветке появляется 4-й лепесток.
Шапокляк: (мечтательно). Да вы просто композиторы! Возможно, когда вырастите станните знаменитыми.
Шапокляк показывает детям повреждённые картины, достав их из сундука. Плачет.
М.р. Успокойся, дорогая Шапокляк. Часто по маленьким кусочкам художник терпеливо восстанавливает картины, т.е. реставрирует их. Так что мы можем помочь Вам, Шапокляк.
Педагог предлагает детям попробовать себя в роли художников – реставраторов и восстановить из отдельных кусочков картины. Тот кто первый справится с работой, зовёт Шапокляк и называет жанр «реставрированной» им картины (пейзажи, портреты, натюрморт). На цветке появляется 5-й лепесток.
Шапокляк: Разрешите мне взять эти картины с собой… Сейчас сложу их в свою сумочку… (Выносит корзину). У меня здесь много интересных вещей. Хотите узнать, какие?
Проводится музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю.»
М.р. Ребята, а в каком музыкальном жанре барабаны просто необходимы? (Марш). Какие бывают марши? Появляется 6-й лепесток.
Шапокляк: Очень люблю марш! Даже иногда парад устраиваю. Крыска Лариска – дирижёр, медведи трубят в трубы, лисы звенят бубнами, зайцы бьют в барабаны… один мой знакомый художник даже нарисовал моих музыкантов (Показывает картинку).
М.р. Как называются художники, изображающие зверей и птиц? (Анималисты). Давайте пофантазируем и из геометрических фигур составим различные силуэты животных и птиц.
По окончании работы педагог и дети отмечают разнообразие составленных силуэтов, выделяют наиболее удачные.
На цветке появляется последний, 7-й лепесток.
Шапокляк. Ура! Все лепестки волшебного цветка собрались вместе! Знаете, почему этот цветок волшебный? (ответы детей). Пора цветик семицветик вернуть в сказку, но пока он с нами, вы можете, для него, загадать любое желание. Если очень захотеть и приложить к этому старание и труд, то желание обязательно исполнятся. Загадали?... Ну, мне пора, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся петь и любить музыку
В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова. Автор делится также опытом взаимодействия детского сада и музыкальной ...
Конкурс "Мы любим музыку П.И.Чайковского"
Развлечение для детей подготовительной группы. Цель: приобщение ребёнка к основным компанентам человеческой культуры, а именно к музыке П.И.Чайковского....
Конспект музыкального занятия во второй младшей группе "Мы любим музыку"
Конспект музыкального занятия во второй младшей группе "Мы любим музыку"...
Итоговая непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Мы любим музыку!»
Цель: выявить у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельностиЗадачи:Образовательные: закрепить умение выполнять танцевальные движения (приставной шаг с приседанием, шаг с п...
Занятие "Мы любим музыку"
Занятие для старшей группы...
"Учимся петь и любить музыку"
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением. Формирование певческих навыко...
Всех ли детей можно научить петь? У всех ли детей есть талант к музыке? Как правильно выбрать педагога для своего ребенка? Как правильно подготовить ребенка к занятиям и сформировать у него мотивацию к обучению? Если ваш малыш любит музыку как
Не все заканчивали музыкальную школу, не все мы поем и играем на музыкальных инструментах. Но все мы хотим, чтобы наш малыш был музыкально развит. И не случайно. Музыкальные способности связаны с эсте...