Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей средней группы «Страна весенних красок и мелодий»
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3»
Шатурского муниципального района Московской области
Конспект ООД
по художественно – эстетическому развитию
(музыкальная деятельность)
для детей средней группы
«Страна весенних красок и мелодий»
Разработал:
музыкальный руководитель
I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №3»
Нарышкина Елена Владимировна
Март, 2015 г.
ЦЕЛЬ:
- Способствовать развитию музыкальных и творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
- Формирование интереса к разнохарактерной музыке, пробуждать у детей желание слушать ее.
- Развитие умения внимательно слушать музыку и самостоятельно отвечать на вопросы.
- Формирование познавательного интереса детей в процессе музыкальной деятельности.
2. Развивающие:
- Развитие музыкальных способностей детей посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах.
- Обогащение словаря детей за счет слов: вступление, композитор, мелодия, музыкальное произведение.
3. Воспитательные:
- Формирование у детей устойчивого интереса и отзывчивости на музыкальные произведения.
4. Оздоровительные:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Словесный метод: рассказ педагога, вопросы к детям, пояснения, беседа с детьми, чтение стихов.
Наглядный метод: демонстрация иллюстраций (наглядных пособий), музыкально-дидактическая игра «Найди солнышко».
Игровой метод: приветствие, комплекс музыкально-двигательных упражнений, игра «На лужайке» (была необходима детям для предупреждения утомляемости).
ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, ноты, ноутбук, проектор, иллюстрации с изображением весеннего пейзажа и танца «полька» О.Капустиной, искусственные подснежники, музыкальные инструменты (треугольник, бубенцы, деревянные ложки, бубны, колокольчики), маленький столик; мультимедийная презентация «Найди солнышко».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР: «Итальянская полька» С.Рахманинова, «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Полли», англ.н.мелодия, «Колыбельная» С.Разоренова, «Грустное настроение» А.Штейнвиля, «Капель» З.Роот, «Весенняя полька» О.Киенко; парная пляска «На лесной полянке».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- знакомство с творчеством П.И. Чайковского и его произведением «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»;
- разучивание песни З.Роот «Капель», танца «Весенняя полька» О.Киенко, парной пляски «На лесной полянке»;
- игра на музыкальных инструментах (оркестр);
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Звучит «Итальянская полька» С.Рахманинова
Дети легко вбегают в зал, выполняя движения-подскоки под музыку. Становятся в четыре колонны, лицом к гостям.
1 Этап: Психологический настрой.
Муз. руководитель (М.р.): Здравствуйте, дети! Как ваше настроение?
Дети: Здравствуйте, здравствуйте! Просто отличное.
М.р.: Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей на занятии. Давайте поздороваемся с ними. А так как у нас музыкальное занятие, то и здороваться мы с ними будем песней.
Валеологическая песня-распевка «Доброе утро».
Дети:
Доброе утро! Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! Легкое покачивание руками
И сегодня весь день «Пружинка»
Будет веселее!
Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх и разводят в стороны
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки Движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем Движения по тексту
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, Разводят руки в стороны и слегка покачивают ими.
Будьте все здоровы!
М.р.: А теперь, давайте поприветствуем друг друга (поворачиваются лицом друг к другу). У меня для вас есть игра. Отвечайте все дружно.
Игра «Привет»
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему... ПРИВЕТ
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылает свой…ПРИВЕТ
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям…ПРИВЕТ
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы…ПРИВЕТ.
М.Р.: Молодцы. Вы хорошо справились с этой игрой. Все отвечали дружно и весело. Ребята, наши гости пришли посмотреть, чему вы уже научились, как вы умеете себя вести и работать на занятии. Давайте это сейчас им покажем!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2 Этап: Мотивационно – ориентировочный
М.р.: Предлагаю вам поудобней присесть на ковер. Я знаю, что вы в группе очень много говорите о земле-матушке, о жизни на земле. А кто-нибудь знает, какое время года наступило на земле? (весна)
- Правильно. Сегодня мы с вами будем разговаривать о весне:
Светлеет небо, расстаял снег…
Поговорим мы о весне:
Как ручейки бегут, звенят
И хочется, конечно, нам
Пустить кораблик по волнам.
Итак, согласны все?
Начнём беседу о весне.
М.р.: А вы знаете, какой секрет таит в себе весенний сезон? (ответы детей)
Я вам могу его раскрыть, только не сразу. Предлагаю окунуться в красоту замечательной весны и хочу вас пригласить в страну весенних красок и мелодий, и предлагаю в нее переместиться.
Ложитесь удобнее на ковер, закройте глаза и представьте краски великолепной весны.
Минута релаксации (Звучит запись «Звуки весны»)
М.р.: Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… Весна!
Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем детям. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца ласково нас гладят.
С пригорка побежал весенний ручеёк (воспитатель звенит колокольчиком)
Выбрались из-под коры деревьев жучки и маленькие букашки. Зазвенела звонкая капель (воспитатель звенит в треугольник). А теперь, открывайте глаза и тихонечко вставайте.
М.р.: Мы с вами переместились в страну весенних красок и мелодий. Что вы ощутили? Что представили? Какая она весна в ваших представлениях? (ответы детей)
А хотите посмотреть, как на самом деле выглядит весна? (да). Хочу вам сказать, что в нашей стране весенних красок и мелодий есть красивый и загадочный весенний лес. Итак, вы готовы к путешествию? (да)
М.р.: Тогда, отправляемся. А поедем мы с вами на нашем волшебном поезде.
Комплекс музыкально-двигательных упражнений «Путешествие»
Мы едем, едем в поезде
Нас всех и не узнать!
Мы едем в путешествие
Все тайны разгадать!
Светло и чисто в поезде
Нам музыка подстать!
И сколько уж проехали
Нам не сосчитать.
Садятся на стульчики
Дыхательная гимнастика
- Ребята, вот мы с вами и оказались в весеннем лесу. В лесу дышится легко, сделайте глубокий вдох носом, а выдохните через ротик. (3 раза)
Как легко дышится весной. Правда? (да)
3 Этап: Расширение имеющихся представлений.
Активное слушание музыки
Сегодня мы услышим много интересной музыки, поговорим о том, как она звучит. Я хочу верить, что все музыкальные произведения вам понравятся. А я расскажу вам необычную историю. Итак, слушайте.
(На мольберте выставляется картина с изображением леса)
Жила-была девочка Маша. Возле ее дома был лес. Белые берёзы стояли стройными рядами, а за ними – большие дубы. Воздух был чистым и свежим. Послушайте музыкальное произведение.
Звучит произведение «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского
М.р: Вы вспомнили эту пьесу? Как она называется? Какой композитор написал эту пьесу? (показать портрет П.Чайковского). О каком цветке рассказывает композитор? (показать искусственные подснежники). Расскажите о характере этого произведения. (Высказывания детей)
(Музыкальный руководитель продолжает свой рассказ) Мама позволила Маше гулять одной возле дома, но наказала: «Смотри, никуда от дома не отлучайся, гуляй только на поляне!».
Как – то раз, гуляя, девочка увидела, как по тропинке пробежал какой-то зверёк. Исполняется пьеса «Полли», англ.н.мелодия
М.р.: Кого изображает музыка? (Ответы детей) Как вы догадались? (Дети высказывают свои предположения). «Да ведь это зайчик!» – обрадовалась Маша.
Ну, слушаем дальше… Зайчик прятался кустик за кустик, деревце за деревце. Маше так захотелось догнать его, и она побежала за ним вдогонку. Но зайчик ускакал!..
Остановилась девочка, оглянулась – зайца нет и дома не видно. Долго ходила она по лесу: повернула направо – густые кусты, повернула налево – маленькие ёлочки. Уставшая, села Маша на пенёк и загрустила.
Исполняется пьеса «Грустное настроение», муз. А.Штейнвиля
М.р.: Что можно делать, слушая эту музыку? (Ответы детей)
…. Вдруг Маша увидела маленького мотылька, который порхал среди деревьев.
Мотылёк! – вскрикнула радостно Маша и протянула к нему руки. Но мотылёк улетел, взмахнув пёстрыми крылышками.
… Ещё больше загрустила Маша. И зайчик убежал, и мотылёк улетел. А как вернуться домой не знает. Вдруг послышалась музыка.
Исполняется «Колыбельная» С.Разоренова
М.р.: Ребята, какая была по характеру эта пьеса? А как вы думаете, что сделала Маша, когда услышала ее? (заснула, потому что это была колыбельная песня)
М.р.: Правильно, ребята. А проснулась Маша от того, что ее разбудила веселая песенка.
Девочка прислушалась и побежала в сторону, откуда доносилось пение. По лесу вместе с воспитательницей шли дети и дружно пели. Послушайте и вы вступление к этой песне и узнайте её.
(Звучит вступление к песне «Капель» З. Роот)
М.р.: Ребята, кто узнал, как называется песня?
Правильно, это песня «Капель». О чем она?
Дети: о том, как радуются весне … (ответы детей).
М.р.: Давайте мы с вами ее вспомним и споем. А чтобы песня прозвучала радостно, нужно петь ее весело, легким звуком, не выкрикивая слова. Для этого будем хорошо открывать рот, округляя губы и работать язычком и губами.
Но для начала, распоемся:
На дворе у нас весна.
И мы будем песни петь,
Прежде чем начать петь,
Мы должны распеться.
Красиво петь надо всем уметь.
Если хочешь сидя петь -
Не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей.
Чтоб уметь красиво петь,
Надо упражняться -
Зарядкой голоса уметь заниматься.
Распевание «Эхо»
М.р.: Давайте споем все вместе 1 куплет и припев.
Дети исполняют 1 куплет и припев песни «Капель»
М.р.: А теперь, мы проведем маленькое соревнование: 1 куплет песни споют девочки, 2 куплет – мальчики, а припев мы споем все вместе. Для этого я приглашаю вас в центр зала на полукруг.
Дети встают в центре зала полукругом
М.р.: А как надо правильно стоять при пении, вы знаете? (да)
Дети:
Если хочешь стоя петь, головою не вертеть.
Плечи вверх не поднимай, глаза в пол не опускай.
М.р.: На прошлом занятии я вам рассказывала, как можно петь песни цепочкой. В цепочке колечки цепляются одно за другое, и она получается длинной и красивой. Так и в пении: вы должны петь песню без остановки, друг за другом по 1 музыкальной фразе (показ). Важно быть очень внимательными, чтобы наша цепочка не оборвалась. А Наталья Сергеевна вам будет помогать вот этим цветочком - подснежником: показывая, кто поет следующим. Готовы?
М.р.: Ребята, будьте внимательны, так как необходимо будет решить, кто спел лучше – девочки или мальчики.
Песня исполняется подгруппами. Дети оценивают исполнение. Индивидуальные ответы.
М.р.: Какие вы молодцы! А сейчас, я предлагаю немного отдохнуть и провести небольшую игру (дети строятся в круг).
Игра «На лужайке»
На лужайке поутру - Дети становятся в.круг.
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок. (сходятся в центр круга)
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре — Расходятся,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, - бегают,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять — снова становятся в круг.
Будем в солнышко играть.
Мы — веселые лучи. – руки поднимают вверх
Мы резвы и горячи. – прыгают с поднятыми вверх руками
М.Р.: Ребята, вам нравится в нашем весеннем лесу? (да) Здесь мы можем услышать и пение птиц, и журчание ручья, и много красивых весенних звуков, радующих нашу душу. Так давайте же с вами поднимем настроение себе и нашим гостям веселым весенним оркестром.
М.Р.: Занимайте свои места (на полукруг). Сейчас мы раздадим каждому из вас музыкальные инструменты. Давайте покажем гостям наш оркестр. Напоминаю вам о том, что нельзя играть на музыкальных инструментах, заглушая музыку, необходимо прислушиваться к звучанию инструментов.
Воспитатель:
Полюбуйтесь на оркестр:
Инструменты хороши!
Виртуозы – музыканты-
Наши с вами крепыши!
Ребёнок: Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет!
Ребёнок: Словно дружные ладошки,
Заиграют наши ложки!
Ребёнок: Это братья – сорванцы-
Колокольцы – бубенцы.
Ребёнок: В колокольчик заиграем,
Радость всем гостям подарим.
Ребёнок: Мы для вас сыграем дружно,
Вам лишь только хлопать нужно!
Исполняется «Оркестр»
(складывают инструменты в корзиночки)
М.Р.: Музыканты из вас получились замечательные, а вот какие вы танцоры? Сейчас проверим.
Давайте с вами вспомним и станцуем наш веселый весенний танец. А называется он…?
Дети: Весенняя полька.
Показ иллюстрации и беседа о танце «Полька» (родина танца – Чехия, польку танцуют по одному и в парах, основные движения танца – подскоки, прыжки, хлопки, кружение).
Построение на танец (мальчики приглашают девочек)
Исполнение танца «Весенняя полька»
М.р.: На нашей весенней полянке собрались мишки и зайчата. Давайте с вами потанцуем и порадуемся весне.
Парный танец «На лесной полянке»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
5 Этап: Рефлексивно-оценочный
М.р.: Вот и закончился наш отдых в стране весенних красок и мелодий, хочется, чтобы вы в памяти унесли что то хорошее, что запомнилось с нашей встречи! Мы с вами сегодня слушали много музыки, и вся она разная по характеру. Сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Найди солнышко». Давайте проверим, какими внимательными вы были на сегодняшнем занятии.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Найди солнышко» (см. презентацию)
М.р.: Вам понравилось играть с Домисолькой?
- Что сегодня запомнилось вам больше всего на занятии?
М.р.: (дает по очереди нескольким детям цветки подснежника, а они отвечают на вопрос, заканчивая фразу):
сегодня я узнал…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
я научился…
было интересно узнать…
у меня получилось…
я смогла…
я попробую сам…
М.р.: Скажите, чему было посвящено наше занятие? Какому времени года?
Дети: Весне.
Вы все сегодня молодцы, я очень довольна нашей с вами встречей и хочу вас, ребята, поблагодарить за такое замечательное занятие и приглашаю вас на следующее. Я вас буду ждать.
М. р.: Ну а сейчас, нам пора возвращаться из страны весенних красок и мелодий, из чудесного загадочного весеннего леса обратно в наш детский сад, в свою любимую группу. И в память о нашей встрече, возьмите к себе в группу весенние иллюстрации в музыкальный уголок.
Я желаю вам, друзья,
Жить в мире музыке всегда!
Музыка нас вдохновляет
И творить нам помогает.
Будьте смелыми ,друзья!
Идите, ищите, творите!
Чему научились – дарите!
М.р.: Давайте попрощаемся с нашими гостями песней.
Песня «До свидания!» Н.Алпаровой
1. Мы говорим вам – до свиданья,
И вам, и нам пора немного отдохнуть.
Пусть будет светлым расставанье,
Гоните прочь печаль и грусть.
2. На этом месте, в этом зале
Мы с вами встретимся опять.
Мы будем петь и веселиться,
Шутить, смеяться, танцевать.
(под музыку А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года» дети уходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной те...
Конспект по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) для детей подготовительной группы «Осень по-сырому»
Конспект по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) для детей подготовительной группы «Осень по-сырому» с использованием интерактивных...
Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкально-ритмическая деятельность) «Путешествие в музей чувашских народных музыкальных инструментов»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....
Конспект по художественно-эстетическому развитию : Музыкальная деятельность.Сценарий осеннего праздника « Осень ».
Цель : Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. С...
План - конспект занятия Художественно –эстетическому развитию оригами -конструирование Для детей средней группы. домик
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11с приоритетным осуществлением по физическому развитию детейНевского района Санкт – Петербурга...