Конспект музыкально - ритмического занятия "путешествие к музыкальным гномикам"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Цуканова Олеся Александровна

Данная методическая разработка предназначена для совместно организованного мзыкального занятия воспитателей и музыкальных руководителей ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_st._gr.docx31.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для воспитателей и музыкальных руководителей

занятия в старшей группе

«Путешествие к музыкальным гномикам»

Цель: обогатить детей новой информацией о музыкальной грамоте; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности, развивать творческое воображение, используя музыкально - ритмические движения.

Развивающие задачи: - развить музыкальные и творческие способности   детей посредством музыкально-практической деятельности;

- умение двигаться под музыку;

- совершенствовать вокально-хоровые навыки;

- развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку;

- развивать воображение детей путем восприятия музыки, характеризующей  сказочный персонаж (Гномики…)

- развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух;

- развивать речь детей с помощью артикуляционной гимнастики; соотносить движение с текстом в речевых и музыкальных играх, самомассажах.

Воспитательные задачи: - способствовать позитивному отношению друг к другу и к окружающим;

- воспитывать музыкально и эстетический вкус;

- обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.

Образовательные задачи: - закрепить знания детей о музыкальной грамоте; - обогатить духовный мир ребят;

- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

- познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений.

Оздоровительная задача: с помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологическойраспевки, музыкотерапии, динамических и музыкально-ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье.

Методическое обеспечение: - костюмы Петрушке и Гномикам;

- нотный сборник с пустыми листами с колпачком и колокольчиком;

- нотки – 5;

- оформление зала (ёлочки);

- смайлики - смешинки

- мячик

Предварительная работа: - разучивание песен, танцев;

- разучивание упражнений всех видов;

- репетиция с артистами.

Тип занятия: Получение новых знаний. Закрепление полученных знаний.

Игровая деятельность.

Этапы занятия:

1.  Вступительное слово музыкального руководителя и детей

2.  Встреча с Петрушкой

3.  Путешествие по музыкальной стране (основной этап)

4.  Заключительный этап: возвращения в детский сад с выполненным заданием

Виды деятельности детей:

1.   Исполнение песен

2.   Исполнение танцев

3.   Слушание музыки

4.   Музыкальные игры

5.   Музыкальные конкурсы

6.   Валеологические распевки

7.   Игровой массаж

8.   Музыкально – ритмические движения

9.   Игра на музыкальных инструментах

10. Ответы, рассуждения детей

Деятельность детей на занятии:

1.  Валеологическая песенка - распевка с оздоровительным

массажем «Доброе утро»

2.  Попевка «В нашем зале все друзья!»

3.  Динамическое упражнение «По дорожке»

4.  Музыкально-дидактическая игра «Мячик»

5.  Маленькая Полечка

6.  Комплекс игрового массажа «Дружок»

7.  Песня с танцем «Я иду по полю»

8.  Игра «Музыкальный магазин»

9.  Музыкальная сказка «Маленькие гномики»

10. Ходьба «Змейка»

11. Логоритмическая распевка «Лиса»

12. Игра «Угадай мелодию» (песни «Хорошо у нас в саду», «На поляне ёжики», «К нам пришла весна», «Чтобы папа добрым был…»

13. Ходьба парами под музыку

14. Пальчиковая гимнастика «Гроза»

15. Игра «Собери картинку»

16. Подарки - смешинки

Действующие лица: Петрушка, 5 гномиков, ребята старшей группы, музыкальный руководитель.

Актуальность: Одной из ключевых задач музыкальных занятий явилось формирование духовно - нравственных оснований воспитанников средствами искусства. Эта тема является одной из ведущих и в Основной Образовательной Программе ДОУ, поэтому занятия музыкой вносят серьезный и планомерный вклад в решение развивающих, воспитательных и образовательных задач.

     Актуальностью данной работы является постановка проблемы воспитания музыкальности, слухового контроля исполняемых произведений, воспитание любви к музыке на музыкальных занятиях.  

Ход занятия:

Я:  Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня у нас замечательный день, на улице такая чудесная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: «Доброе утро!» Поэтому давайте пожелаем доброго утра нашим гостям и друг другу веселой песенкой. А вас, наши гости, мы приглашаем с нами петь и повторять все движения!

Дети исполняют валеологическую песенку-распевку с оздоровительным массажем «Доброе утро» О.Н. Арсеневской

 

Доброе утро!                                 

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день                     Большой палец поднят вверх

Будет веселее.

 

Мы погладим лобик,                    Выполняют движения по тексту

Носик и щечки

Будем мы красивыми,                  Постепенно поднимают руки вверх, выполняют фонарики

Как в саду цветочки.

 

Разотрём ладошки                         Движения по тексту

Сильнее-сильнее,

А теперь похлопаем

Смелее-смелее.

 

Ушки мы теперь потрем,

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова

Будьте все здоровы!                     Разводят руки в сторону.

Я: Тра-ра-ра, тра-ра-ра, пришли дети со двора,

Песни петь, да плясать, всех вокруг забавлять.

Дети (поют): В нашем зале все друзья!

Да-Да-Да!  (дети стучат ложками — 1-2-3).

Вы и мы, и ты, и я! Да-да-да! (1-2-3).

Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо, поклон головой).

Здравствуй друг, который слева!    (Повернулись влево, поклон головой).

Вместе мы друзья! Мы — одна семья! (Обнимаются)

Я: Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку, чтобы стало ещё веселей. (Открываю ноты и вижу пустые листы, но на одной странице колпачок и колокольчик)

Что случилось с нотами? Ребята, вы не знаете? (Ответы детей)

Я: Похоже, что ноты у нас забрали весёлые гномики. Что же делать? (Задумываюсь) Придумала! Давайте к ним отправимся в гости.

Согласны? Тогда в путь!

Под музыку выбегает Петрушка

Петрушка: Постойте, погодите, без меня не уходите!

Здрасьте, вы меня  с собой возьмите!

Я тоже музыку люблю. Послушайте,  как я пою. (Поёт фальшиво)

Я – Петрушка молодец, на макушке бубенец.

Выйду, выйду, попляшу, позабавлю. Насмешу.

Я: Подожди,  подожди, Петрушка, ты не правильно поёшь. Давайте, ребята возьмём с собой Петрушку, чтобы он поучился у нас петь, танцевать и играть? 

Петрушка: Я слышал, есть волшебный лес, где полным-полно чудес.

Гномы музыкальные в той стране живут,

В игры музыкальные нас играть зовут.

Я:  Если ноты ты найдешь, музыкальный слух обретёшь!

Петрушка: Мне, Петрушке, помогите ноты музыкальные у гномов соберите.

Вперед, мои друзья!

Выполняем динамическое упражнение «По дорожке»

(модель В.И. Ковалько, «Азбука физкультминуток»)

По дорожке, по дорожке                             Подскоки на правой ноге.

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке                                 Подскоки на левой ноге.

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,                                  Легкий бег на носках.

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке                                Прыжки на месте.

Мы попрыгаем, как зайки.

Сладко потянулись,                                       Руки вверх, потягиваются.

И всем улыбнулись.

1 гномик: Здравствуйте, мои друзья, очень рад всех видеть я.

Для того, чтоб нотку взять со мной нужно поиграть.

Музыку слушайте внимательно, мячик ищите старательно.

Музыкально-дидактическая игра «Мячик»

Ход игры: Кто-то из детей прячет мяч в классе, водящий ребенок должен определить, куда спрятали мяч, с помощью пения детей на forte или piano. Очень важно, чтобы дети во время пения не переходили на крик.

Текст попевки: Мячик спрятался от нас, отыщи его сейчас

Поищи, поищи и скорей нам принеси

Если громко будем петь, значит, мячик где-то здесь.

Поем тихо и легко, значит мячик далеко.

Поищи. Поищи и скорей нам принеси.

1 гномик: Ну, спасибо вам друзья не играл давно уж я.

Ноту вы скорей берите и её вы берегите.

Ноты вы не потеряйте, и от всех оберегайте.

Я: Спасибо тебе гномик, ну а нам пора дальше в путь!

Петрушка: А чтоб было веселей, поскачем весёлым галопом скорей!!

«Полечка»

2 гномик: Здравствуйте, мои друзья! Очень рад всех видеть я.

Для того чтоб нотку взять, со мной нужно поиграть. Ой-ой-ой!!!

Я: Что случилось? Что с тобой?

2 гномик: Ой, устал я! Ножки-ручки заболели!

Я: Не горюй, гномик, мы сейчас тебе сделаем весёлый музыкальный массаж и ты будешь здоров!

Выполняют комплекс игрового массажа «Дружок»

Дети стоят парами по всему залу

У меня такие ручки!                      Стоят спиной друг к другу, гладят свои    

Пос - мот- ри! Пос-мот-ри!             ручки.                              

Звонко хлопают в ладоши.            Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тоже                             Поворачиваются  друг к другу, гладят по    На мои похожи.                               ручкам друг друга.                     

Хорошо с тобой, дружок,               Берут друг друга за руки.

Покружись со мной разок!             Кружатся.

 

У меня такие щечки!                      Стоят спиной друг к другу, гладят свои

Пос – мот - ри!                                     щёчки.

Я пощиплю их немножко.              Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже                             Поворачиваются, растирают щечки друг На мои похожи.                               друга

Хорошо с тобой, дружок.               Обнимают за плечи друг друга.

Покружись со мной разок!             Кружатся «лодочкой».

 

У меня такая спинка!                      Стоят спиной друг к другу, массируют

Пос – мот - ри!                                     спинку.

Разотру её тихонько.                       Растирают с усилием.

Раз, два, три!

Твоя спинка тоже                             Поворачиваются друг к другу,

На мою похожа.                               Растирают спинку  

Хорошо с тобой, дружок,                Обнимаются.

Покружись со мной разок!              Кружатся «лодочкой».

2 гномик:  Ура! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку! Нотку вы скорей берите и её вы берегите.

Петрушка: Спасибо тебе, гномик, а теперь нам пора в путь. А любая дорогая веселее с песней!

Песня «Я иду по полю»

3 гномик: Здравствуйте мальчики и девочки, здравствуйте, гости дорогие!

Очень рад всех видеть я. У меня есть магазин. Продавец я здесь один.

По звучанию музыкальный инструмент отгадаете, тогда вы его покупаете.

Согласны?

Дети: Да!

Игра «Музыкальный магазин»

Ход игры: Водящие за ширмой играют на  любом инструменте. А дети по звучанию отгадывают его и таким образом покупают.

Я: Инструменты все мы взяли, а теперь расскажем Петрушке и нашим гостям про весёлых музыкальных гномиков!

Музыкальная сказка «Маленькие гномики»

Я: Высоко в горах жили-были гномики. Рано утром первые лучики солнышка освещали их жилище.

ТРЕУГОЛЬНИК

Со звоном колокольчиков просыпаются гномики.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Они зевают, потягиваются и после завтрака берут свои молоточки и начинают работать.

ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКИ

Молоточками постучали и начали просеивать песочек, чтобы найти драгоценные камушки.

МАРАКАСЫ

Просеяли песочек и в их руках засверкали драгоценные камни.

МЕТАЛЛОФОН

Подошел к концу ещё один рабочий день. Гномики сложили свои камушки в мешочки, и пошли отдыхать.

БАРАБАН

Колокольчики проводили их своим звоном.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

После работы, Гномики любят отдохнуть, попеть и поиграть в оркестре.

ОРКЕСТР.

Солнышко осветило их жилище последним лучиком и скрылось за горой.

ТРЕУГОЛЬНИК.

3 гномик: Ну, спасибо вам, друзья, какую вы мне замечательную сказку рассказали!

Нотку вы скорей берите и её вы берегите!

Петрушка: Вот так гномики лесные, все затейники такие!

Что де ждет нас впереди? Нужно дальше нам идти.

Дружно змейкой мы пойдем, под елкой гномика найдем.

Идём «змейкой» и поём «Чик и Брик»

4 гномик: Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, взрослые!

Песню по вступлению нужно угадать. Смело тогда нотку можно забирать.

Игра «Угадай мелодию»

Я: Раз мы сейчас будем угадывать для гномика мелодии, то и пропоём у каждой песенки 1 куплет. Но перед пением выполним распевку.

Логоритмическая распевка «Лиса»

Са-са, са-са, в гости к нам пришла лиса.

Су-су, су-су, не боимся мы лису.

Сы-сы, сы-сы, она хочет колбасы.

Си-си, си-си, ей кусочек отнеси.

Молодцы! Теперь можно и поиграть!

Ход игры: Педагог играет начало песни, дети отгадывают, что это за песня и все вместе поют 1 куплет. «Хорошо у нас в саду», «На поляне ёжики», «К нам пришла весна», «Чтобы папа добрым был…» .

4 гномик: Ну, спасибо вам, друзья, не играл давно уж я! Ноту вы скорей берите

И её вы берегите. Ноты вы не потеряйте, и от всех оберегайте.

Я: Спасибо тебе, гномик!

Дружно парами идём, Петрушке ноту мы найдем.

Идут парами

Петрушка: Ой-ёй-ёй! Кажется, дождь начинается!

Я: А мы его не боимся! Правда, ребята?

Пальчиковая гимнастика «Гроза» 


Капли первые упали – (постучать двумя пальцами по коленкам)
Пауков перепугали -    (пальчиками имитируем пауков по ногам)
Дождик застучал сильней – (хлопки в ладоши)
Птички скрылись средь ветвей - (скрестить ладони тыльной стороной и помахать пальчиками)
Дождь полил как из ведра – (сильные хлопки)
Разбежалась детвора – (средний и указательный пальцы бегают по ногам)
В небе молния сверкает – (рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гром все небо разрывает – (стучим кулачками )
А потом из тучи солнце – (руки поднимаем вверх и растопыриваем пальцы)
Вновь посмотрит к нам в оконце.

5 гномик: Здравствуйте, мои друзья! Ребята, взрослые, помогите мне собрать музыкальные картинки! А то они у меня все перепутались!

Ход игры: Ребята и гости делятся на 3 команды и собирают картинки: Балалайка, Фортепиано, Гармошка. Затем вслух называют свой музыкальный инструмент.

Игра «Собери картинку»

5 гномик: Вот так молодцы! У вас всё замечательно получилось!

Ноту вы скорей возьмите, к нотному сборнику прикрепите.

Ноты вы не потеряйте и от всех оберегайте.

Петрушка: Вот ребята молодцы! Ноты все нашли!

Теперь не буду петь фальшиво, голос мой поет красиво!

Вы проделали такой длинный путь, и, наверное, очень устали, а я знаю, как вам быстрее вернуться в детский сад.

— Глазки закрывайте, ручки опускайте,

Вправо-влево повернитесь, в детском садике очутитесь!

Я:  Ну вот, ребятки, наше занятие окончено. Большое вам спасибо за то, что вы были такими задорными, активными и спасли наши нотки!

Мы с Петрушкой подарим вам смешинки на память о сегодняшнем путешествии. (Петрушка раздаёт). До новых встреч!

Под весёлую музыку дети выходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений.

Развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений....

Музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данн...