Музыкальное воспитание и развитие детей
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Чернышева Наталья Николаевна

Музыкальное воспитание и развитие детей.

1. Конспекты музыкальных занятий

2. Беседы по слушанию музыки на усвоение жанров

3. Беседы по слушанию музики на усвоение средств музыкальной выразительности с использованием произведений Э. Грига

4. Интегрированные формы эстетического развития дошкольников (занятия с детьми)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_besedy.doc147 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Конспекты музыкальных занятий

Фрагменты традиционных музыкальных занятий, включающие в себя беседы о музыке как виде искусства

Занятие 1. Откуда появилась музыка

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о музыке: что такое музыка, как она зародилась.

Музыка появилась еще тогда, когда на земле не было ни городов, ни поселков, ни деревень. Но люди в те времена не могли прожить без музыки ни одного дня. Музыка сопровождала человека и в работе, и в бою, и в радости, и в печали. Люди сначала сами сочиняли музыку, в которой рассказывали о своей жизни, но постепенно появлялись различные музыкальные инструменты, на которых могли играть только музыканты, а музыку для них сочиняли композиторы. Вам, конечно, знакомо слово «композитор» — это человек, который пишет музыку. Каких композиторов вы знаете? Как же композитор пишет музыку? Правильно, он пишет музыку с помощью специальных музыкальных знаков — нот.

(Показывает детям ноты.)

Так же, как писатель пишет рассказы и сказки с помощью букв и слов, композитор пишет свои истории с помощью нот. Но для того чтобы эти истории услышать, их еще нужно уметь прочитать. А для этого существуют музыканты, которые исполняют музыку разных композиторов на различных инструментах. Давайте послушаем пьесу композитора П.И.Чайковского «Охота» и попытаемся понять, что нам хотел рассказать автор в своем произведении.

(После прослушивания дети делятся своими впечатлениями.)


Занятие 2. Музыкальные звуки

Дети, сегодня мы продолжаем разговор о музыке. Мы с вами уже знаем, что музыка может рассказать нам множество интересных историй о том, что нас окружает и волнует. Но слышим мы не слова, а звуки. Музыкальные звуки — это кирпичики музыки. Для извлечения звуков люди придумали специальные музыкальные инструменты и научили их говорить. Вы, конечно, знаете разные музыкальные инструменты, назовите их.

{Дети называют знакомые им музыкальные инструменты.)

Но звуки сами по себе ничего не означают.

{Дети слушают отдельные звуки на фортепиано, аккордеоне, металлофоне, дудочке.)

А вот если композитор соберет эти звуки вместе, объединит их в мелодию, построит из них музыкальную пьесу, тогда музыкальные звуки «оживут», «заговорят», расскажут нам об увлекательных приключениях, заставят нас волноваться, грустить, радоваться. Музыкальные звуки отличаются от простых: они певучие, а в руках музыканта они могут быть нежными и суровыми, протяжными и отрывистыми, грустными и веселыми. Они могут напоминать вздох или смех, испуганный вскрик или убаюкивающий напев. Музыкальные звуки очень многоликие и гибкие, их можно произносить на десятки ладов, поэтому музыкальные звуки могут рассказывать нам о различных событиях. Давайте послушаем музыкальные пьесы и убедимся в том, какие разные бывают музыкальные звуки.

(Дети слушают отрывки из пьес: «Болезнь куклы» И И. Чайковского; «Танец пастушков» — фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; отрывки из симфонической сказки «Петя и волк» С. С. Прокофьева.)


Занятие 3. Для чего нужна музыка

Ребята, на прошлом занятии мы с вами выяснили, что музыка рассказывает свои истории с помощью разнообразных музыкальных звуков. А сегодня мы поговорим о том, что может выражать музыка. Музыка способна раскрывать человеческие чувства, выражать разнообразные настроения. Ведь мир человеческих чувств очень богат: радость, печаль, грусть, счастье, веселье, мечтательность, гнев, ненависть, тревога, взволнованность, беспокойство и другие чувства. Все это может выразить музыка.

Послушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана «Веселый крестьянин» из «Альбома для юношества».

(Исполнение пьесы.)

Крестьянин возвращается с поля. Он хорошо поработал, и на душе у него легко и радостно. Бодрая и светлая мелодия этой пьесы рассказывает нам о том, как весело шагает крестьянин и, улыбаясь, поет песню. Нам легко было представить себе эту картинку, потому что композитор очень ярко передал в музыке настроение своего героя. Сочиняя эту пьеску, он сам словно видел, как весело шагает крестьянин по дороге домой. А вот другая пьеса из этого же «Альбома» Шумана — «Первая утрата». Слушая эту пьесу, мы понимаем, что в жизни маленького героя произошло печальное событие: быть может, он поссорился с лучшим другом или пропала его любимая игрушка, — композитор не уточняет этого в названии. Но мы ощущаем, как грустно и одиноко маленькому герою. Слышите, как печально «поет» мелодия, она словно жалуется и стонет.

Всем вам знакома пьеса П.И.Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома». О чем рассказывает эта музыка?

(Дети отвечают, что у девочки заболела кукла, ей плохо и она стонет.)

Музыка правдиво передает и «страдания» куклы, и сочувствие маленькой девочки. Послушайте, как точно передал в стихах горе девочки поэт В.Лунин.

Кукла Маша

заболела.

Врач сказал,

что плохо дело.

Маше больно,

 Маше тяжко!

Не поможешь

Ей, бедняжке.

Нас покинет

Маша вскоре.

 Вот уж горе,

 Так уж горе, горе.


Занятие 4. О чем рассказывает музыка

Мы узнали, что музыка передает различные настроения и чувства. Но кроме этого музыка может рассказать нам обо всем, что нас
окружает в жизни. Она может рисовать картины природы, изображать игры, рассказывать сказки, передавать движение поезда или
веселый шум толпы, подражать звукам природы (голосам птиц, животных, шуму дождя, вою ветра и другим звукам), раскрывать характер добрых, злых, приветливых, угрюмых, хитрых, правдивых героев.
Послушайте «Осеннюю песню» Петра Ильича Чайковского.

Какая это музыка, какое настроение в ней передано?

{Дети отвечают, что музыка грустная, печальная, унылая.)
А как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?

(Дети говорят, что наступила осень, идет дождик, листья осыпаются, небо серое, птицы улетают в теплые края, вянет травка на лугах.)
Эта пьеса изображает месяц сентябрь. Чайковский включил ее в цикл «Времена года», куда вошли 12 пьес. Каждая пьеса «рисует» определенный месяц года и события, происходящие в этом месяце. А теперь послушаем пьесу другого характера. Это ярко изобразительная музыка.

(Слушают «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».)

Расскажите, что вы услышали в этой музыке. (Дети отвечают, что слышно жужжание шмеля, что шмель быстро летит или кружит на месте.)

Еще одна пьеса П. И. Чайковского — «Баба Яга». Как вы думаете, какую Бабу Ягу изобразил Чайковский в своей пьесе?
        (Дети отвечают, что Баба Яга злая, страшная, сердитая.)

2. Беседы по слушанию музыки на усвоение жанров

Занятие 1. Колыбельная песня

I

Программное содержание. Научить различать жанр колыбельной песни, обратив особое внимание на интонационную выразительность мелодии, узнавать спокойный, ласковый характер музыки.

Ход занятия

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с колыбельной песней. Кто знает, что такое колыбельная песня?

(Дети отвечают, что колыбельную песню поет мама, когда укладывает ребенка спать.)

Правильно, колыбельная песня поется перед сном.

Послушайте «Колыбельную песенку», которую написал замечательный композитор Георгий Васильевич Свиридов. Он писал музыку для взрослых и для детей. «Колыбельная песенка» входит в его «Альбом пьес для детей», она написана для одного инструмента — фортепиано, без голоса.

Определите характер музыки. Какие настроения, чувства она передает?

(Исполняет пьесу.)

Дети. Музыка спокойная, ласковая, нежная.

Педагог. Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Послушайте ее еще раз и скажите, почему она называется «Колыбельная песенка».

(Исполняет фрагмент.)

Дети. Песенка так называется, потому что она плавная, спокойная, убаюкивающая.

Педагог. Да, колыбельную песню поют детям, чтобы успокоить их, приласкать; исполняют колыбельную нежно. В этой песне нет слов — это инструментальная музыка, но она, как и колыбельная песня, плавная, напевная, протяжная. А почему пьеса называется «Колыбельная песенка», а не «Колыбельная песня»?

Дети. Она маленькая.

Педагог. Правильно, она небольшая и такая нежная, светлая, что даже название у нее ласковое — «Колыбельная песенка». Послушайте ее еще раз.

(Исполняет пьесу.)

Ребята, а как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?

Дети. Мама убаюкивает своего ребенка.

Педагог. Правильно, мать качает своего малыша и поет ему ласковую песенку. Она очень любит свое дитя — так нежно звучит мелодия. А ребенок засыпает и, быть может, видит чудесный сон.

(Показывает детям иллюстрации, читает стихи, исполняет пьесу.)

II

Программное содержание. Научить различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке; дать детям представление о разновидностях колыбельных песен.

Ход занятия

Педагог. Дети, мы с вами познакомились с «Колыбельной песенкой» Г. В. Свиридова. Сейчас я вам сыграю еще одну «Колыбельную песню», которую написал замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов. А. К. Лядов очень любил этот жанр, он написал для детей 18 песен и назвал их «Детские песни». Среди этих песен есть и несколько колыбельных. Одна из них — «Котинька-коток». Мелодию композитор запомнил с детства, ее напевала няня. В русских колыбельных песнях иногда призывали ласкового доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусочек пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Так и в этой колыбельной. Послушайте ее и скажите, какие настроения, чувства выражены в ней.

(Исполняет колыбельную.)

Дети. Она ласковая, нежная, спокойная, тихая.

Педагог. Сравним ее с «Колыбельной песенкой» Г. Свиридова. Что общего между ними?

(Исполняет пьесу Г. Свиридова.)

Дети. Обе колыбельные спокойные, плавные, ласковые, тихие.

Педагог. Правильно, колыбельные обычно звучат в спокойном темпе, медленно, тихо, напеваются как бы вполголоса. А в чем же их отличие?

Дети. Первая колыбельная — без слов, а вторая — со словами.

Педагог. Вы видите, что мелодию в колыбельной песне может исполнять и инструмент, и голос. Колыбельная песня может быть со словами (вокальная) и без слов (инструментальная). Послушайте обе колыбельные еще раз — инструментальную и вокальную.

(Исполняются произведения.) А сейчас вы услышите колыбельную, написанную для оркестра. Это «Колыбельная» из оперы «Садко», которую написал выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера — это спектакль, где все герои не разговаривают, а поют в сопровождении оркестра. В опере Римского-Корсакова главный герой Садко (гусляр и певец) во время своего плавания по морям попадает в подводное царство, где его полюбила морская царевна. Она не хочет отпускать Садко на землю, не хочет расставаться с ним и поет ему колыбельную, убаюкивая его. Послушайте эту музыку и скажите, какие настроения, чувства она передает.

(Дети слушают грамзапись.)

Дети. Музыка грустная, низкая, темная.

Педагог. Музыка таинственная, тревожная, протяжная, плачущая, сказочная, как бы доносится из глубины моря. Но заканчивается колыбельная светло — Садко ждет возвращения на берег, к людям.

(Исполняется фрагмент.)

И еще одна колыбельная для оркестра из симфонической сказки А.К.Лядова «Кикимора». Кикимора — это злой, сказочный, фантастический образ.

(Слушают грамзапись. При объяснении педагог использует красочные иллюстрации.)


Занятие 2. Танец

I

Программное содержание. Дать детям представление о танцевальном жанре. Научить различать жанр вальса, познакомить детей с вальсами различного характера.

Ход занятия

Педагог. Ребята, вы знаете, что в музыке существуют различные жанры. С каким жанром вы уже знакомы?

(Дети отвечают, что они знают жанр колыбельной песни.) На прошлых занятиях вы познакомились с жанром песни — колыбельной. А сегодня я вам расскажу о жанре танца. Вы, наверное, не раз видели, как танцуют люди.

(Показывает иллюстрации, фотографии.) Танец возник очень давно. Танцы бывают разные, их много, и у каждого танца своя музыка, свой характер. Сегодня вы познакомитесь с вальсом. Слово «вальс» в переводе с французского языка обозначает «кружиться». Это плавный танец. Слушая его, чувствуешь чередование трех звуков, с ударением на первом: раз, два, три; раз, два, три. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась. Послушайте «Вальс» композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского и скажите, какие чувства, настроения передает эта музыка?

Дети. Музыка грустная, плавная, нежная.

Педагог. Правильно, эта музыка ласковая, спокойная, задумчивая, мягкая. Послушайте ее еще раз.

(Исполняется пьеса.)

Но вальсы очень разнообразны по характеру. Бывают вальсы радостные и грустные, веселые и спокойные, светлые, мечтательные и задумчивые, печальные. Сейчас мы с вами послушаем «Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в исполнении оркестра.

(Слушают грамзапись.)

Как вы думаете, какой по характеру этот вальс?

Дети. Радостный, волшебный, светлый.

Педагог. Действительно, это радостный, благородный, изящный, праздничный, волшебный вальс, ведь танцуют его цветы в сказочном царстве сластей. Ребята, представьте себе, что вы тоже находитесь на балу и танцуете этот прекрасный вальс. (Звучит фрагмент «Вальса цветов», дети танцуют.)

II

Программное содержание. Познакомить детей с жанром польки. Вызвать эмоциональный отклик на музыку веселого, шутливого, задорного характера. Научить узнавать и различать польку и вальс.

Ход занятия

Педагог. Дети, сегодня мы продолжим знакомство с танцами и познакомимся с полькой. Полька — это подвижный, прыжковый танец, отрывистый, отчетливый, легкий, стремительный. Полька — это чешский танец. В переводе с чешского языка «полька» означает «половина», ее основное движение — легкие полушаги. Послушайте «Детскую польку» замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Какая она по характеру?

(Исполняет польку.)

Дети. Веселая, звонкая, легкая, быстрая, под нее можно подскакивать.

Педагог. Правильно, музыка подвижная, шутливая, бодрая. Под нее весело, легко танцевать. Вы можете попробовать танцевать под эту музыку.

(Исполняется «Детская полька» М. Глинки еще раз.)

Какое у вас было настроение, что вы чувствовали, когда танцевали польку?

Дети. Настроение радостное, веселое, хотелось улыбаться, смеяться, прыгать, скакать.

Педагог. А теперь поиграем в игру «Угадай танец»: я вам играю музыкальное произведение, а вы называете, какой это танец.

(Исполняется «Вальс» П. И. Чайковского из «Детского альбома»; «Вальс» А. Глазунова; «Итальянская полька» С. В. Рахманинова; «Полька» X. Б. Сметаны. Дети отвечают и объясняют, почему они так считают.)

Занятие 3. Марш

Программное содержание. Научить детей определять жанр марша, выделять различный характер маршей.

Ход занятия

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с еще одним музыкальным жанром — маршем. Слово «марш» означает «шествие». (Показывает иллюстрации.)

Под музыку марша людям удобнее шагать, маршировать, поэтому он так и называется — марш, музыка его четкая, ритмичная. Послушайте «Марш» композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

(Исполняет произведение.)

Какого характера эта музыка?

Дети. Веселого, шутливого, бодрого.

Педагог. Правильно, этот марш озорной, игривый, задорный. Но марши бывают разные: и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные, и торжественные, праздничные. Давайте сравним «Марш» Д.Шостаковича с" «Солдатским маршем» Р.Шумана из «Альбома для юношества».

(Исполняет марш Шумана.)

Какого характера второй марш?

Дети. Этот марш — гордый, бодрый, смелый.

Педагог. «Солдатский марш» Р. Шумана решительный, боевой, отважный, ведь под него шагают солдаты. А как вы думаете, кто может шагать под «Марш» Д. Шостаковича?

(Исполняет фрагмент.)

Дети. Игрушки.

Педагог. Верно, под него могут шагать игрушечные солдатики, потому что он шуточный, игривый, озорной. Давайте еще раз послушаем эти два марша.

(Исполняет произведения, уточняет их различный характер.)

Ребята, вы послушали марши, исполненные мною на одном инструменте фортепиано, но марши могут звучать в исполнении оркестра. Вы, наверное, видели, как шагают на параде солдаты или спортсмены. А кто же исполняет им торжественные, праздничные марши?

Дети. Оркестр.

Педагог. Правильно, на параде марши исполняют духовые оркестры. И сейчас вы, ребята, послушаете «Марш» в исполнении оркестра, можете маршировать под него, как подсказывает вам музыка.

(Звучит «Спортивный марш» И.Дунаевского в грамзаписи.)

Что вы почувствовали, когда маршировали под музыку?

Дети. Нам было радостно, весело.

Педагог. Действительно, когда звучит праздничный, торжественный марш, повышается настроение, появляется чувство радости, всеобщего веселья.

Занятие 4. Обобщение пройденного

Программное содержание. Закрепить у детей знания о жанрах: песня, танец, марш. Научить узнавать и различать песню, танец, марш по интонационной характерности мелодии, ритмическому рисунку и другим средствам выразительности.

Ход занятия

Педагог. Ребята, вы узнали, что в музыке существуют различные жанры (виды или роды музыки). Какие вы знаете жанры?

Дети. Колыбельная песня, танец, марш.

Педагог. Раньше, давным-давно, люди думали, что земля стоит на трех огромных китах. А композитор Д. Б. Кабалевский, с музыкой которого вы уже познакомились, используя эту легенду, написал книгу, в которой утверждал, что вся музыка тоже держится на «трех китах» — песне, танце, марше. Они встречаются в любой музыке — и в опере, и в балете, и в симфонии. Песня, танец и марш знакомы и вам, потому что сопровождают вас повсюду. Скажите, какие бывают песни?

Дети. Веселые, грустные, колыбельные.

Педагог. Правильно, песни бывают различного характера, мы с вами слушали колыбельные песни со словами и без слов. Но все колыбельные объединяет ласковая нисходящая интонация.

Послушайте «Колыбельную» А.Гречанинова и расскажите об этой музыке.

{Исполняет пьесу.)

Дети. Это ласковая, спокойная, грустная, нежная, убаюкивающая музыка, она без слов.

Педагог. А теперь вспомним жанр танца, какие вы знаете танцы?

Дети. Вальс, полька.

Педагог. Танцев существует очень много: бальные танцы (полонез, мазурка, вальс, полька, краковяк, кадриль и другие), народные танцы (русские, украинские, белорусские, грузинские и т.д.), современные танцы. Вы познакомились с вальсом и полькой. Послушайте «Вальс» А. Лядова и «Польку» П.Чайковского из «Детского альбома», сравните их.

{Исполняет произведения.)

Дети. Вальс плавный, нежный, мягкий, грустный, под него можно кружиться, а полька веселая, быстрая, под нее можно скакать, прыгать.

Педагог. Еще какой жанр существует в музыке?

{Дети отвечают, что это марш.)

Послушайте «Марш» С. Прокофьева из сборника «Детская музыка» и расскажите об этом жанре.

{Исполняет произведение.)

Дети. Музыка марша четкая, бодрая, задорная, веселая, под нее можно шагать.

Педагог. Мы с вами слушали много маршей. Четкость и бодрость маршам придает восходящая интонация-мелодия. Вслушайтесь: повторите за мной. А теперь сочините свой небольшой марш. При этом используйте восходящую активную интонацию и особый четкий ритм.


 (Педагог прихлопывает в ладоши: Дети повторяют.

Сочиняют небольшие образцы маршевых мелодий. Наиболее удачные педагог исполняет на фортепиано с сопровождением.)

Педагог. Ребята, а теперь мы поиграем в игру: вы получите карточки с изображением поющих, танцующих и марширующих детей; я буду исполнять музыку, а вы должны определить, какой это жанр, и поднять соответствующую карточку.

(Проводит игру.)

В заключение детям предлагается выразить свое слышание различных жанров танцевальной музыки через движения.

3. Беседы по слушанию музыки на усвоение средств

музыкальной выразительности с использованием

произведений Э.Грига

Занятие 1. Мелодия

Программное содержание. Рассказать детям об известном норвежском композиторе Э. Григе и его музыке. Познакомить детей с главным выразительным средством музыки — мелодией. Показать разнообразие мелодий на примере музыкальных произведений Э. Грига.

Ход занятия

Педагог. Ребята, сегодня мы познакомимся с выдающимся норвежским композитором Эдвардом Григом.

(Показывает портрет композитора.)

Он родился в удивительной стране Норвегии. Это далекий, суровый, северный край, где, словно уснувшие великаны, возвышаются неприступные голые скалы, а в глубине гор раскинулись тихие бездонные озера. Произведения Грига рассказывают о его любимой родине, о ее суровой природе, об отважных людях, о героях норвежских сказок и легенд. В свою музыку композитор старался включить норвежские мелодии: песни, танцы. Они очень интересны и выразительны. Послушайте их.

(Звучат пьесы из цикла «Норвежские танцы и народные песни» соч. 17в оркестровом и фортепианном исполнении.)

Дети, понравилась вам эта музыка? Действительно, замечательная музыка! Она очень ярко и выразительно рассказала нам о природе, о людях сурового края. Но как же нам рассказала обо всем этом музыка, с помощью каких выразительных средств?

Самое главное выразительное средство в музыке — это мелодия. Мелодия — это душа музыки. Разве можно представить себе музыку без мелодии? Все мотивы тех песен, которые мы напеваем, и есть мелодии.

(Воспитатель и дети приводят примеры различных мелодий.)

Звуки в мелодии следуют друг за другом, они словно вливаются один в другой, то повышаясь, то понижаясь; мелодия вьется, как тропинка в поле, разматывается, как нить из клубка. Именно с помощью мелодии композитор передает нам свои мысли и чувства, рассказывает нам свои музыкальные истории. Мелодии могут быть очень разнообразными: и спокойными, ласковыми, нежными, грустными, и веселыми, радостными, торжественными, праздничными, и взволнованными, мечтательными, тревожными, и суровыми, мужественными, героическими. Послушайте, какие замечательные мелодии звучат в пьесах Э. Грига, и расскажите о них.

(Исполняются контрастные по характеру мелодии из пьес Э. Грига и произведения полностью, дети характеризуют мелодии. При прослушивании музыки детям показываются иллюстрации, но показ иллюстраций не опережает звучание музыки, а лишь подкрепляет слушательские образы.)

Занятие 2. Веселые и грустные мелодии

Программное содержание. Показать детям зависимость характера мелодии от музыкального лада. Продолжать знакомить детей с музыкой композитора Э. Грига.

Ход занятия

Педагог. Ребята, с каким главным выразительным средством музыки вы познакомились на прошлом занятии?

Д е т и. С мелодией.

Педагог. Правильно, с мелодией. Отдельные музыкальные звуки как бы соединяются друг с другом и образуют мелодию. Давайте вспомним с вами любимые мелодии.

(Дети поют мелодии.) Мелодия позволяет нам понять, о чем рассказывает музыка, какой у нее характер. Послушайте два произведения композитора Э.Грига, они называются «Свадебный день в Трольдхаугене» и «Песня Сольвейг». Скажите, похожи эти произведения между собой, или они чем-то отличаются друг от друга?

(Исполняются пьесы «Свадебный день в Трольдхаугене» и «Песня Сольвейг» из второй сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. После прослушивания дети подводятся к пониманию, что первая пьеса светлая, торжественная, праздничная, а вторая — печальная, грустная.) Почему же одна мелодия навевает на нас грусть, а другая вызывает хорошее настроение? Это зависит от лада. Что же такое лад? Лад — это расположение звуков в определенном порядке, их согласованность между собой. В музыке есть мажорный лад — светлый, радостный.

(Проигрывается мажорная гамма с иллюстрацией пособия.) А есть минорный лад — печальный, грустный.

(Проигрывается минорная гамма, показывается иллюстрация.) Пьеса «Свадебный день в Трольдхаугене» написана Григом в мажоре и носит радостный, веселый характер. Послушайте ее еще раз.

(Исполняется пьеса, затем показываются иллюстрации и отмечается, что картина, как и музыка, создает праздничное настроение своими яркими красками.)

А теперь послушаем «Песню Сольвейг» (1-ю часть), которая звучит в миноре, эта музыка печальная, грустная.

(Исполняется пьеса, затем также показывается иллюстрация при этом фиксируется внимание на красках, создающих грустное настроение.)

Я сейчас сыграю еще две пьесы Э.Грига, а вы подумайте и скажите, в каком ладу они написаны: мажорном или минорном — и почему?

(Исполняются «Халлинг» соч. 17, № 7 и «Вальс-каприс» соч. 37, №2.)

Занятие 3. Тембр

Программное содержание. Дать детям представление о различных тембрах музыкальных инструментов, продолжить знакомство с 1-й сюитой Э. Грига «Пер Гюнт» (первоначальные сведения дети получили в старшей группе.)

Ход занятия

Педагог. Дети, мы продолжаем знакомиться с музыкой замечательного норвежского композитора Эдварда Грига. Однажды Григ прочитал историю про крестьянина Пер Гюнта, которую написал норвежский писатель Генрик Ибсен. Пер Гюнт покинул свою родную деревню и отправился в дальние странствия. На своем пути он пережил удивительные приключения. Э. Григу очень понравилась эта история, и он написал к ней музыку. Четыре музыкальные пьесы были объединены в сюиту, которую Григ так и назвал «Пер Гюнт». Так литературное произведение послужило источником для

прекрасной музыки композитора Э. Грига. Сейчас мы послушаем первую пьесу из этой сюиты под названием «Утро».

(Пьеса звучит в оркестровом исполнении.) Какая это музыка по характеру?

(Дети определяют светлый, нежный, ласковый, спокойный характер музыки.) А что, по вашему мнению, изображает эта музыка?

(Дети говорят о пении птиц, журчании ручейка, восходе солнца.) Действительно, музыка рисует картину постепенного пробуждения природы — первые солнечные лучи, щебетанье птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника, пастушеский наигрыш.

(Показывает иллюстрации, читает стихи.) А для того, чтобы передать в музыке разнообразие красок и голосов просыпающейся природы, Григ использовал различные инструменты. Вы знаете, что у каждого инструмента — свой особенный голос, который называется тембр. По-другому можно сказать, что тембр — это особая окраска звука или голоса. Назовите, какие вы знаете музыкальные инструменты, как они звучат.

(Дети называют различные музыкальные инструменты, вспоминают их звучание. Педагог показывает детям музыкальные инструменты или их изображение.)

Послушайте еще раз пьесу Грига «Утро» и постарайтесь определить, какие инструменты исполняют музыку.

(Дети слушают пьесу, называют знакомые музыкальные инструменты.)

Щебетанье птиц изображает флейта, у нее звонкий, высокий тембр. А вот слышен наигрыш пастушка — это звучит гобой. Нежно, мягко, певуче звучат скрипки, словно журчание ручейка. У виолончели — низкий, сочный тембр. У валторны — долгий, протяжный, тревожный звук. Подумайте, какими цветами можно изобразить тембры различных инструментов?

(Ответы детей.)

Занятие 4. Регистр

Программное содержание. Познакомить детей с выразительным средством музыки — регистром. Показать различное звучание регистров на примере пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» из 1-й сюиты «Пер Гюнт».

Ход занятия

Педагог. Ребята, вы познакомились с норвежским композитором Эдвардом Григом. Какие его произведения вы знаете?

(Дети называют «Норвежские танцы», «Утро».) Мы с вами продолжим знакомство с музыкой первой сюиты «Пер Гюнт». Как я уже говорила, в этой сюите четыре пьесы, которые рассказывают о приключениях норвежского крестьянина во время его далеких странствий. Вы уже слушали первую пьесу из сюиты, она называется «Утро» и рисует образ светлой, безмятежной природы.

(Звучит отрывок из пьесы.) Вторая пьеса называется «В пещере горного короля». Она рассказывает о том, как Пер Гюнт попадает во время своего путешествия в царство горного короля. Там, в таинственной пещере, собираются сказочные существа: гномы, тролли, карлики, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером. И вот начинается фантастическое шествие в тронный зал.

(Звучит пьеса в оркестровом исполнении. Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.)

Сначала музыка звучит таинственно и настороженно, но постепенно волшебный марш перерастает в стремительный бег. Кажется, что сказочные обитатели пещеры, подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.

(Показ иллюстрации.) Давайте подумаем, как же удалось композитору нарисовать в музыке такую картину? Какие выразительные средства он использовал?

(Дети отвечают, что музыка сначала тихая, осторожная, а затем громкая, быстрая, злая, страшная, грубая.) Композитор усиливает звучание от тихого к громкому, использует различные тембры музыкальных инструментов: протяжный звук валторны, взвизгивание флейты, скрипок, звон тарелок, гром литавр. Но еще ему помогает выразительное средство музыки, которое называется регистр. Регистры бывают высокие — они звучат светло, прозрачно, звонко, легко, словно пение птиц. Послушайте, как звучит высокий регистр на фортепиано.

(Играет и показывает специальную иллюстрацию-пособие.) А бывают низкие регистры, которые звучат мрачно, гулко, грубо, тяжело, они похожи на рев медведя.

(Играет на фортепиано в низком регистре и показывает иллюстрацию-пособие.)

Музыка фантастического шествия звучит сначала в низком регистре.

(Играет тему на фортепиано в низком регистре.) Слышите, какая она мрачная, тяжелая, а в конце пьесы — в высоком регистре.

(Играет тему на фортепиано в высоком регистре.) Музыка становится звонкой, как бы взвизгивающей. Послушайте пьесу еще раз, движением руки вниз покажите, когда музыка звучит в низком регистре, и поднимите руку вверх, когда услышите звучание музыки в высоком регистре.

(Дети слушают музыку, выполняют задание.)

Занятие 5. Ритм

Программное содержание. Дать детям понятие о ритме. Показать зависимость ритмического рисунка от характера произведения.

Ход занятия

Педагог. Ребята, сегодня вы узнаете, что такое ритм. Вы, наверное, замечали, что каждый звук в окружающей нас жизни длится какое-то определенное время. Например, долго гудит паровоз, быстро тикают часы. В музыке происходит то же самое: одни звуки тянутся долго, они так и называются — долгие, а другие звуки словно спешат куда-то, торопятся догнать друг друга — это короткие звуки.

(Приводятся музыкальные примеры.) Но, чтобы написать красивую, выразительную мелодию, композитор должен выстроить эти звуки в определенном порядке. Так, чередуя короткие и длинные звуки, композитор создает ритм мелодии. Мелодия не может существовать без ритма. Напойте мне любую мелодию и послушайте, как чередуются в ней короткие и длинные звуки.

(Дети выполняют задание.) По определенному ритмическому рисунку мы узнаем вальс, польку, марш.

(Исполняет «Вальс-каприс» и «Халлинг» Э. Грига, обращает внимание на ритм вальса и ритм веселого танца.)

Как вы думаете, можно ли написать марш в ритме вальса? Нет, под такой марш нельзя будет пройти и десяти шагов. А колыбельную в ритме марша? Это стало бы смешным. Поэтому у марша четкий, энергичный ритм, а у колыбельной — спокойный, мягкий ритмический рисунок. Давайте вспомним пьесы Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт», назовите их.

(Дети называют пьесы «Утро» и «В пещере горного короля».)

Послушайте пьесу «В пещере горного короля» и скажите, какой ритм соответствует этой музыке?

(Дети слушают музыку и говорят, что она похожа на марш, у нее четкий ритм.)

А теперь послушайте пьесу «Утро» Э. Грига. Нежному, светлому настроению этой музыки соответствует мягкий, спокойный, плавный ритм.

(Звучит пьеса.)

Занятие 6. Обобщение пройденного

Программное содержание. Закрепить у детей знания о различных выразительных средствах музыки: мелодии, тембре, регистре, динамике, темпе.

Ход занятия

Педагог. Дети, послушайте отрывки из двух знакомых вам пьес и вспомните их названия и автора.

Звучат фрагменты в грамзаписи.

Дети. Это «Утро» и «В пещере горного короля» Э. Грига.

Педагог. Что их различает, каков характер каждой пьесы?

Дети. «Утро» — нежная, спокойная, светлая пьеса, а «В пещере горного короля» — таинственная, страшная, быстрая пьеса.

Педагог. Послушайте пьесу «Утро» и скажите, какие выразительные средства использовал композитор, чтобы «нарисовать» в музыке картину утреннего рассвета, пробуждения природы?

{Звучит пьеса в грамзаписи.)

Дети. Мелодия нежная, ласковая, спокойная, ее поют скрипки и флейта. В музыке слышатся высокие звуки, они изображают, как поют птицы, как звенит ручеек. Музыка сначала тихая, а потом звучит громко — это взошло яркое солнышко.

Педагог. Вы правильно отметили и спокойную мелодию, и высокий регистр, и нежные тембры флейты, скрипок. Подумайте, какими бы красками вы нарисовали эту картину?

(Дети отмечают светлые, теплые тона.) Посмотрите, похожа ли эта картина на ту, которую вы себе представляли?

(Показывает иллюстрацию.) А теперь послушаем пьесу «В пещере горного короля». Какие выразительные средства этой музыки вы можете отметить?

{Звучит пьеса в грамзаписи.)

Дети. Мелодия отрывистая, острая, сердитая, потому что тролли злые, страшные. Сначала слышны низкие звуки, а потом высокие. Музыка сначала тихая, а потом очень громкая. Тролли и гномы сначала идут медленно, а потом все быстрее и быстрее, они свистят, кричат, прыгают, скачут.

Педагог. Вы правильно отметили характер мелодии, которая звучит то у скрипок, то у виолончелей, то у флейт, и наконец мощное, громкое звучание всех инструментов вместе, да еще звон тарелок и гром литавр — больших барабанов. Все это рисует зловещую картину бурного веселья сказочных существ. Какими бы красками вы нарисовали эту картину?

(Дети называют темные, холодные тона.)

Посмотрите на эту картину и скажите, похожа ли она на то, что вы себе представляли?

(Показывает иллюстрации.)

стихи,

Радуга

Радуга-дут

Унеси меня

В луга,

На зелены

Берега,

На речку

Бирюзовую,

На травушку

Шелковую,

Я в речке

Искупаюсь,

На травке

Поваляюсь,

В песочек

Наиграюсь. (Н. Катовская)

4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

Занятие 1. В зимнем лесу

Программное содержание.

  1. Воспитывать у детей способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в природе и жизни.
  2. Учить воспринимать красоту художественного слова, образность и яркость музыкальных и живописных произведений.
  3. Развивать умение передавать характер персонажей с помощью художественного слова, через выразительные движения в музыке закреплять умение составлять художественную композицию из разных элементов.

Художественная литература. Н.И.Сладков «Зимние долги» (из книги «Лесные сказки»); Ф.И.Тютчев «Зима не даром злится...», загадки, потешки, стихи о птицах.

Музыкальный репертуар. «Пляска птиц» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; «Синичка» муз. М.Красева; «Займи домик» муз. Т.Ломовой.

Материалы. Небольшой фанерный или картонный лист для размещения композиции, природные материалы: шишки еловые, шишки сосновые, сучки, шишечки ольхи, полые скорлупки яиц, выкрашенные в желтый, красный, коричневый цвета, скорлупки грецкого ореха, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин.

Ход занятия

Занятие проводится в зале. Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Педагог. Ребята, посмотрите за окно. На дворе уже начинает звенеть капель, солнышко пригревает все ласковее и жарче, но везде еще лежит снег и зима еще не хочет уходить. Рассердится и дунет холодным северным ветром, заволокет небо облаками и посыпется крупинками град.

(Читает стихотворение Ф. Тютчева «Зима не даром злится» под фонограмму ветра.)

Ребята, какое настроение передано в этом стихотворении? А какой показана весна?

(Дети отвечают на вопросы, вспоминая эпитеты из стихотворения.) Дети, а кто еще радуется близкому приходу весны?

Дети. Птицы. Синичка начинает петь: «Дзинь-дзинь, пришла весна». Дятел стучит: «Тук-тук, слушайте все, идет весна».

Педагог. О приходе весны нам всегда сообщают реки и ручьи. Послушайте романс русского композитора С. Рахманинова «Весенние воды».

(Дается грамзапись романса. Наибольший эффект эстетического восприятия достигается при выразительном исполнении фортепианной партии романса музыкальным руководителем при одновременном прочтении текста воспитателем.)

А хотите послушать, о чем рассказал один знакомый воробей писателю Николаю Сладкову?

(Читает рассказ Н. Сладкова «Зимние долги».) Ребята, а как радуется воробей приходу весны? Какое настроение передано в рассказе? А вы могли бы показать, как прыгает воробей?

(Дети показывают, отвечают на вопросы.) Сегодня мы будем слушать не совсем обыкновенную музыку, будем слушать «Пляску птиц», которую написал русский композитор Николай Римский-Корсаков.

(Звучит «Пляска птиц» в грамзаписи.) Ребята, а какие птицы танцевали, как вы думаете? Всегда музыка была звонкой, веселой, порхающей? А еще какой была музыка? Ее настроение, характер?

Дети. Нет. Сначала кукушечка пела, потом, наверное, синички, воробьи танцевали, а потом, наверное, ворон. Потому что музыка стала тяжелой, зазвучала в нижнем регистре.

Педагог. Правильно. Наверно, это были сова и ворон. И сегодня мы тоже попробуем сделать птиц и разместить их в хороводе. Одни птицы будут сидеть на веточках и смотреть, другие — махать крыльями, а третьих — мы нарядим в бусы, ведь сороки очень любят наряжаться.

(Дети садятся за столы и принимаются за работу. Материал выбирают в зависимости от того, какую птицу будут делать — снегиря, синичку, воробья, сороку, филина. По окончании работы ребята совместно с педагогом размещают птиц в хороводе, на приготовленной фанерке. Затем педагог предлагает исполнить песню «Синичка», муз. М. Красева. Дети читают стихи, загадки, потешки о птицах.) Какая замечательная работа у нас получилась и никто не стоит на месте. Давайте все вместе встанем в хоровод и спляшем под музыку, как птицы в зимнем лесу.

(Звучит грамзапись. Дети исполняют танец-импровизацию, передавая игровые движения, стараясь изобразить птиц в соответствии с характером музыки и образами тех птиц, которых они изображают.)

Вот молодцы! Настоящее веселье! Ну а теперь птицы займут свои домики и мы поиграем.

(Проводится игра «Займи свой домик» муз. Т.Ломовой. На этом занятие заканчивается.)

Занятие 2. Весна пришла

Программное содержание

  1. Развивать эстетический вкус, умение понимать и ценить произведение искусства.
  2. Формировать эстетические чувства детей в единстве формы и содержания.
  3. Развивать интерес детей к эстетической деятельности, формировать потребность видеть и самим создавать прекрасное.

Художественная литература. «Подснежник» из альбома В. Биан-ки «Синичкин календарь» (глава из книги), стихи, потешки о весне и весенних цветах.

Музыкальный репертуар. «Подснежник» из альбома П.И.Чайковского «Времена года»; «Подснежник» муз. Г.Левкодимова.

Материалы. Тонированная бумага, кисти двух видов — для рисования и наклеивания, краски акварельные, цветная бумага, силуэты корзиночек.

Ход занятия

Занятие проводится в зале. В трех напольных вазах стоят ветки деревьев: без листьев, с распускающимися почками, с листьями.

Педагог. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

(Дети отгадывают.)

Педагог. Весну издавна любит народ. Называли ее Весна-Красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляется светлая нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки.

А какую загадку, ребята, загадала вам весна? Посмотрите внимательно на эти вазочки и найдите отличия у веток, стоящих в вазах.

Дети. На одних ветках нет ничего, на других — листочки уже совсем большие, а еще на одних — почки вот-вот лопнут.

Педагог. Правильно, ребята. А какие три месяца весны вы знаете?

Дети. Март, апрель, май.

Педагог. И каждый месяц принес свои веточки. Попробуйте отгадать, где чей букет?

(Дети отгадывают, вспоминая, что в марте еще холодно, в апреле уже травка видна и появились цветы, набухают почки, а скоро все будет в зелени — это май.) А какие стихи о весне вы знаете?

(Дети читают стихи.) А какие первые цветы вы уже видели?

Дети. Мать-и-мачеха, она уже появилась на пригорках, а еще подснежники в лесу.

(Педагог показывает картинку с изображением подснежника. Все рассматривают внимательно. Следующая часть занятия — музыкальная.)

Педагог. Какой нежный цветок. Но мы тоже знаем песенку про цветок — подснежник. Давайте споем ее, и будем петь нежно и ласково.

(Исполняется песня «Подснежник», муз. Г.Левкодимова.) Очень хорошо у нас получилось, и все пели нежно и ласково. А у Петра Ильича Чайковского есть произведение «Подснежник». Давайте его послушаем и попытаемся охарактеризовать.

(Произведение звучит в грамзаписи. Педагог просит ребят охарактеризовать музыку. Ребята подмечают, что музыка не всегда была нежной и неторопливой, в средней части, наверное, налетел ветер, музыка стала взволнованной, порывистой, более быстрой.) Молодцы! Хорошо подметили. Ну а теперь хотите в лес? Тогда возьмем корзиночки, приготовленные на листах, и наберем в них подснежников. У кого какая получится, мы посмотрим после окончания работы. Может быть кто-то нарисует весенний лес? Давайте сядем за столы.

(Дети садятся за столы и работают по выбору аппликация и рисование. По окончании работы ребята рассматривают рисунки и корзиночки, отмечая более удачные. Педагог предлагает детям цветы. Под музыку Чайковского исполняется импровизация. По окончании дети садятся на места и педагог читает главу из книги В. Бианки «Синичкин календарь». На этом занятие заканчивается.)

Занятие 3. Осенняя пора — очей очарованье

Программное содержание. Продолжать развивать у детей чувство восприятия цвета и звука, соотносить их с реальностью. Развивать интерес к эстетической деятельности, воображение, творческие проявления.

Демонстрационный материал. Картины известных художников с изображением осени, фотографии осенних пейзажей; музыкальные иллюстрации.

Предварительная работа. Наблюдения в природе во время прогулок за изменениями, происходящими осенью. Как изменяют цвет листья, что с ними происходит. Чтение стихов, рассказов об осени. Слушание и исполнение произведений с осенней тематикой. Знакомство с временами года и их основными признаками. Сбор осенних букетов.

Материал и оборудование. Краски гуашь, тонированная бумага различных форматов, кисти.

Выполнение работы

Педагог. За окном осень. Кто из вас скажет, как называют осень? (Ответы детей.) А как вы думаете, почему ее называют золотой? Наверное, потому, что в ней много теплых красок — это краски желтеющих деревьев, солнца, последних цветов.

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный Веселой пестрою стеной Стоит над солнечной поляной. (И. Бунин)

Композитор Антонио Вивальди так передал настроение осенней природы в музыке.

(Слушают отрывок из концерта «Времена года», часть «Осень».) А что вы знаете об осени? Осенью опадают листья и расстилаются золотым ковром, осенью созревают овощи, фрукты, грибы. Все правильно вы говорите, осень — пора благодатная. А еще ребята — это пора творческого вдохновения для многих художников и поэтов. {Воспитатель предлагает посмотреть иллюстрации картин художников, определить настроение, которое художник передал в картине: яркая, золотая, веселая осень и грустная, печальная. Рассматривание картин воспитатель сопровождает чтением стихов.)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора. (А. С. Пушкин)

Печальную осень, серую и дождливую отобразил Петр Ильич Чайковский в своем произведении для фортепиано.

(Слушают «Осеннюю песнь» из фортепианного цикла «Времена года».)

Давайте попробуем нарисовать осенний пейзаж. Представьте, что вы — художники и хотите в своей картине передать настроение, которое навеяла на вас музыка. Вспомните, какие музыкальные краски вам запомнились и попробуйте передать это в рисунке.

(Затем идет объяснение техники работы с краской, рассказывается о ее свойствах. Детям предлагается тонированная бумага различных тонов и формата. Во время работы используется музыка для создания эмоционального настроя. По окончании работы дети рассматривают рисунки, дают пояснения к своим работам, помогают воспитателю оформить выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ. Характеристика музыкальности детей 5—6 лет

Следует предоставить детям возможность для самостоятельного восприя­тия музыки и проникновения в ее образную сущность, поощрять организацию музыкальных игр, театрализацию игр и сказок. При этом важно ...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Лишь благодаря взаимодействию педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами...

Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста"

Возрастные особенности развития музыкально-ритмических и двигательных навыков в дошкольном возрасте....

Музыкальное искусство и художественная деятельность - основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

Как входит ребёнок дошкольного возраста в мир музыки?Какая музыка доступнее ребёнку программная или не программная?Что такое интонация в музыке?Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные ...