«Развитие музыкальных способностей детей на музыкальных занятиях посредством информационно-коммуникационных технологий»
консультация
В этой статье я делюсь своим опытом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Актуальность опыта моей работы продиктована самой практикой, использование видеопроектов, мультфильмов, где дети могли не просто созерцать иллюстративный материал, но и участвовать в действии, отвечать на вопросы, заданные с экрана, выбирать, анализировать, то есть перевести все это в более совершенную интерактивную плоскость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_detey.doc | 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей детей
на музыкальных занятиях
посредством информационно-коммуникационных технологий».
Подготовила:
Филатова О.В., муз.руководитель
МДОБУ №105 г.Сочи
Ни для кого не секрет, что в 21 веке дети совершенно другого склада ума и воспитания, нежели в то время, когда росли мы. Современными учеными доказано, что прослушав информацию дети могут запомнить 5% из того, что им было сказано, а через наблюдение запоминается 25%. А когда дети и видят, и слышат, а затем выполняют какие-либо действия, происходит 75% запоминания информации.
Актуальность опыта моей работы продиктована самой практикой.
Я поставила перед собой цель: создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Основная задача опыта: создавать и использовать видеопроекты, мультфильмы, где бы дети могли не просто созерцать иллюстративный материал, но и участвовать в действии, отвечать на вопросы, заданные с экрана, выбирать, анализировать, то есть перевести все это в более совершенную интерактивную плоскость.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс образовательного учреждения являются мультимедийные презентационные технологии. С помощью презентаций и клипов дети быстрее учат стихи, быстрее воспринимают новый материал. Опять-таки потому, что есть зрительный образ. Поэтому я на своих музыкальных занятиях активно использую аудиовизуальные средства обучения. Я считаю, нельзя ребенку словами объяснить, что такое мазурка, пока не покажешь ее движения вживую или на видео. Поэтому, я использую презентации, клипы, обучающие мультфильмы, музыкально-ритмические видео-игры, чтобы помочь нашим детям развиваться и быстрее усвоить полезный материал. При этом, конечно, я не забываю комбинировать занятия с танцами и песнями, потому что ребенку дошкольного возраста разрешено смотреть телевизор\компьютер не более 15 минут в день.
При создании презентаций нужно пользоваться очень важными правилами:
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Хотя это подходит только визуалам, аудиалам можете хоть десять раз показывать, но поймут они вас, когда услышат, а кинестетикам можно говорить и показывать много раз, но пока они не пощупают, не полистают - эффекта будет мало. Поэтому презентация в детском саду не может быть самостоятельной, только в сочетании с объяснением и комментариями педагога, практической деятельностью.
- Лучше меньше, да лучше! Прежде чем начать создавать презентацию, будь то целое занятие или фрагмент, педагог должен задать себе вопросы: «Зачем?» и «Для кого?». Действительно ли задачи занятия можно решить только с помощью презентации или можно использовать другие средства? Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или даже дать это сделать самим, то презентацию лучше не использовать.
- Не навреди! Крупные и четкие картинки, шрифт, нейтральный фон, только необходимое использование анимации и эффектов. Ну и, конечно, ограничение времени работы с экраном – не более 5-7 минут во время образовательной деятельности, чередование деятельности, смена поз, движение, физминутки, которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу.
Получается, что целесообразней создавать не полную презентацию к занятию, а фрагменты – модули, которые можно включать в занятие на определенных этапах – игры, тесты, интерактивные плакаты, видео и флеш-ролики. Запустили, поиграли и опять возвращаемся к живому общению, к практической деятельности. Если всего в меру: и материала в презентации, и самой презентации на занятии– она может быть эффективнейшим средством обучения.
Помимо презентаций и клипов, я активно использую мультфильмы с классической музыкой. Это такие как:
1. «Детский альбом» режиссер И.Ковалевская. В мультфильме представлены некоторые пьесы из «Детского альбома». В нем нет слов, но дети смотрят с огромным интересом. Очень интересен замысел мультфильма, объединивший разные пьесы гениального композитора.
2. «Гномы и горный король» режиссер И.Ковалевская. Мультфильм- фантазия на музыку Э.Грига. Мультфильм тоже без слов и очень хорошо развивает фантазию детей.
3. «Фантазия 2000» У.Дисней, яркий и красочный мультфильм на классическую музыку композиторов разных эпох. Это как бы несколько мультфильмов в одном мультфильме. Я нарезала его на части, убрав диалоги между ними и наши воспитанник смотрят просто в виде коротких мультиков.
4. «Петя и волк», режиссер И.Медведева. Замечательный мультфильм с музыкой С.Прокофьева, которая знакомит детей с симфонической формой. Рекомендую всем. Также хочу посоветовать фильм 1976 г. «Петя и волк», режиссера Г,Бабушкина, где сказка представлена в виде спектакля.
5. «Адажио», музыка Альбиони, режиссер Г.Бардин, мультфильм, который затронул взрослую тему терпимости, тему толпы и личности, но при этом дети понимают смысл этой непростой темы. А красивая музыка не оставляет равнодушным никого.
6. «Снегурочка», режиссер А.Снежко- Блоцкая, по мотивам оперы Римского- Корсакова «Снегурочка». Мультфильм для старших дошкольников, знакомит детей с жанром оперы.
7. «Сказки старого пианино» Е.Петкевич, мультфильм, рассказывающий о великих композиторах.
Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.
Это прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них.
Очень нравятся детям игры на различение характера мелодии, такие как «Кого разбудило солнышко» , «Гномики и великаны», «В гостях у Феи», и другие.
Для развития ритмического слуха вместо значков я использую образы (четверные длительности–крупные картинки, восьмые длительности– маленькие), что способствует большей заинтересованности детей. Мною были использованы такие игры как «Веселые Матрешки», «Прохлопай ритм», «Ритмические загадки» и др. Дети прохлопывают ритм, изображенный на экране. Это кадры сказочных персонажей, животных, птиц, насекомых, цветов, что способствует расширению представлений об окружающем мире.
В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить детям свои творческие способности. Видеопроекты для игры на музыкальных инструментах предполагают самое первое знакомство детей с натуральным звучанием музыкальных инструментов. Например, вряд ли в «живую» дети могут услышать звучание органа, челесты, да и всем знакомые музыкальные инструменты скрипку, рожок и свирель и т. д. А вот увидеть и услышать эти инструменты, побывать в концертном зале, можно с помощью средств мультимедиа.
Пальчиковые игры незаменимы в воспитании дошкольников. Для общего развития ребенка они играют очень важную роль. Пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием текста игровой гимнастики. Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что по сути это коротенькие песенки, которые быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. Художественный образ находится в тесной связи со стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость.
Пение песен, попевок ребёнком с одновременным выполнением несложных движений рук в таком возрасте приносит детям особую радость, развивает их интерес к музыкально-игровой деятельности.
Среди вариантов музыкальных игр есть инсценировки песен, танцевальные композиции. Дети продолжают практиковаться и в театрально-игровом творчестве, в песенном, танцевальном, ритмическом.
Для обучения музыкально-ритмическим движениям и танцам я предлагаю мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. И как заинтересовывающий момент дети смотрят на своё творчество с экрана.
В таком направлении, как пение, я предлагаю детям различные распевки и упражнения на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков.
Разучиваем с детьми песни с использованием мнемотехники, которые способствуют более быстрому запоминанию текста, например, «Я пеку, пеку, пеку» муз. Филиппенко. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его.
В рамках этого направления также происходит тесное взаимодействие с родителями с целью повышения их компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в условиях семьи, которое осуществляется в форме тематических и индивидуальных консультаций, предоставления рекомендаций о выборе компьютерных музыкально-развивающих игр, перечня интересных музыкальных игр, сайтов, музыкальных развлечений и праздников с использованием видеопрезентаций, анимационных фонов.
По результатам моей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, музыкально-ритмических и танцевальных движений, элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, пения. И как результат - улучшение памяти у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.
Итак, использование мною средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.
Проведя сравнительный анализ результатов диагностики развития музыкальных способностей детей всех возрастных групп нашего детского сада я выявила значительный рост в развитии музыкальности детей, обучение которых осуществлялось с использованием информационно-коммуникационных технологий.
(звуковысотный слух: сентябрь 63%, май-89%,
чувство ритма: сентябрь 69%, май-95%,
эмоциональный отклик на музыку: сентябрь 78%, май-97%,
развитие творческих способностей: сентябрь 81%, май-92%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие музыкальных способностей посредством музыкального фольклора"
Опыт работы на тему: "Развитие музыкальных способностей посредством музыкального фольклора"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»
конспект НОД для старшей группы по формированию компетентности безопасного поведения вблизи дороги...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв старшей группес использованием информационно – коммуникационной технологииТема: «Дорожные знаки»...
Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».
В презентации представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста по реализации ОО «Познавательное развитие» и ОО «Речевое развитие» «Тайна Третьей планеты»» (с использованием информационно-коммуникационных технологий,
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста по реализации ОО «Познавательное развитие» и ОО «Речевое ...
Презентация опыта работы: "Реализация модели развития музыкальных способностей у старших дошкольников через инновационную технологию Т.Боровик."
Реализация модели развития музыкальных способностей у старших дошкольников через инновационную технологию Т.Боровик.Инновационная технология, учитывая, современные требования психологии детского воспр...