СПЕКТАКЛЬ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ « МАША И МЕДВЕДЬ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._tseli_i_zadachi_masha_i_medved.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   АНО ДО « Планета детства « Лада»

                                     Детский сад № 201 « Волшебница»

                                                        г.о. Тольятти

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

АНО ДО « Планета детства « Лада»

СПЕКТАКЛЬ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ

СКАЗКИ « МАША И МЕДВЕДЬ»

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

  Авторы:  

Санникова Г.Р. ,

 Цыбульникова Л.Ю.,

Экнадосьян Е.А.

Цель:

  Создание атмосферы единого, целостного спектакля с помощью  осознанного действия и коллективного взаимодействия – актеров на сцене.

  Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей

   детей средствами театрального искусства.

2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного  

    образа, используя для этой цели игровые, танцевальные, песенные  

    импровизации.

3. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности.

    Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

4. Продолжать активизировать и уточнять словарь детей.

    Совершенствовать дилогическую и монологическую форму речи.

5. Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в сказки.

    Поддержать  стремление детей  самостоятельно искать выразительные  

    средства для создания образа персонажа, используя движение, позу,

    мимику, жест, речевую интонацию.

6. Формировать представление о честности, справедливости, доброте.  

    Развивать способность анализировать свои поступки и поступки героев  

   сказки.

7. Формировать устойчивый интерес  к устному народному творчеству.

    Развивать умение понимать содержание русской  народной сказки   и  

    передавать  его в  сценическом действии.

Вступительное слово

о работе с детьми над постановкой спектакля.

    Народная культура – одно из средств   нравственного, познавательного и эстетического развития детей.

    Вспомним слова академика Д.С. Лихачева:  « Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно  завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе. Языке, живописи…» Именно родная культура должна найти  дорогу у к сердцу. душе ребенка и лежать в основе его личности.

   В   любом возрасте   в русских народных сказках можно открыть нечто сокровенное и  волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый « банк жизненной ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание « сказочных уроков» начиналось с раннего возраста ответа на вопрос : «Чему нас учит сказка?».

   Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствие слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

   Театрализованная деятельность  позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет  нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение  к добру и злу. Любимые герои становятся образцами  для подражания. 

   Спектакль по мотивам русской народной сказки « Маша и медведь»   - совместная творческая работа педагогического коллектива детского сада и детей подготовительной к школе группы.

    Как в любой русской сказки в идеи спектакля, заложены воспитательные задачи: осуждаем  капризность и своенравность; воспитываем положительные, нравственные качества -  чуткость, доброту, взаимопонимание, дружбу, по отношению к окружающим.

   Создание спектакля совместно с детьми – это  увлекательное и полезное  занятия. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс

постановки даже  недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

Был разработан план работы над сказкой.

I.

1. Чтение сказки.

2. Показ музыкальных номеров.

3. Показ по содержанию.

II.

1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

2. Чтение сказки по ролям.

III.

1. Работа с ведущими  по ролям.

2. Знакомство со вступлением.

IY.

1. Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика.

2. Знакомство с рисунком танцем.

Y.

1. Индивидуальная работа по ролям  с фонограммой.

2. Разучивание танцев.

3. Закрепление.

YI.

1.Работа над танцами.

2. Работа с фонограммой.

YII.

1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля.

2. Закрепление.

YIII. Генеральная репетиция.

IX. Премьера.

   Фольклор уходит своими конями в древность, помогает детям прикоснуться  к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

   Народные сказки тесно связаны  с явлениями природы, временами года, растительным и животным миром. Эта связь с окружающим  людей миром нашла отражение в театрализованных представлениях.  

    Детям присущи актерские способности. Они проявляются  в поведении детей с самого раннего возраста и до тех пор, пока взрослые не ограничат их рамками общепринятых норм.

    Я заметила, что в играх дети стараются, как можно полнее удовлетворить свою  потребность в драматическом перевоплощении других людей, в животных, в образы фантастических существ.

   Участие  детей   в театрализованном спектакле « Маша и медведь» позволило маленьким исполнителям проявить врожденные, естественные актерские способности. Преодолеть трудности, которые возникли,  в работе над спектаклем помогли: небольшой объем пьесы, ритмизованная и рифмованная речь, знакомые сказочные персонажи и мотивы, несложные попевки, мелодии песен. Дети выражали себя естественно, непринужденно, увлеченно, в импровизациях к сказке.

   Спектакль « Маша и медведь» мы играли и в группе, и в музыкальном зале, и на сцене. На сцене использовались простые декорации, в изготовление которых участвовали родители: печка, дом, скамейка.

В процессе подготовки спектакля  дети совместно с воспитателем по ИЗО сделали атрибуты  для танца « Леса»!  Изготовили поленья из картона и оформили, так, как нравится каждому. Домашнем заданием было  изготовление атрибутов   из  соленого теста: калачи, пироги, чашки.

    Чтобы создать атмосферу русской народной сказки, мы провели с детьми конкурс рисунков на тему русских народных сказок и украсили ими стенд, а из цветной  бумаги  и лоскутков сделали лесные цветы.

   Одежда детей стилизованна под русский народный костюм – сарафаны, ленты, рубахи, фартуки, кушаки, сапоги.

   Творчество маленьких актеров проявилось  также и в  разных формах оповещения зрителей ( родителей). О нашем спектакле известили заранее: вывесили разрисованные плакаты, премьерная афиша, рекламные буклеты,  а почетным гостям послали пригласительные билеты, оформленные детскими веселыми рисунками.

   Своими силами без больших затрат был  оформлен спектакль, он прошел весело и красиво.

   Начиная подготовку, во –первых: составили список, что надо сделать и кому какую работу можно поручить; во- вторых привлечь тех. Кто может рисовать, вырезать, шить, клеить, и вообще всех, кто любит и умеет мастерить.

  Главное – желание, благодаря чему  и у детей в процессе работы, пришли умение и нужные навыки.

   Перед выступлением детям  актерам создали психологический настрой в несложных народных играх: «Плести венок», « Молчанка», « Мельница»,

« Колечко». Игры были простыми и веселыми, в них приняли участие гости. Они создали нужное настроение.

    Наш спектакль выиграл от того,  что каждый участник  внес в него свое  творчество, свой труд.    Каждый ребенок вложил  в одну и ту же роль свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. А задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь в поиске своих выразительных средств, а не в подражании другим исполнителем .-  была выполнена, в ходе работы над сказкой.

Спектакль

по мотивам русской народной сказки « Маша и медведь»

I  картина

ФОНОГРАММА     «РУССКАЯ СТОРОНУШКА» р.н.м.

 ВЫХОД ПЕСРОНАЖЕЙ

(Выходит 1-е  Дерево,1 Подружка, Медведь,Бабка,Маша,Дед,Мышка,2-я Подружка ,2 –е Дерево  )

ЕДИНЫЙ ТАНЕЦ «РУССКАЯ СТОРОНУШКА» р.н.м.

(Уходят все, остаются   Бабушка и Дедушка)

ФОНОГРАММА «ЗАРЯ»  Г. Гончаровского

(Говорят, сначала поворачиваются в одну сторону, потом в другую)

ДЕД. БАБА.  Здравствуй, солнышко!

ДЕД.БАБА. Здравствуйте, цветочки!

ДЕДУШКА: Бабушка, корову подоила?

БАБУШКА: А ты плетень подновил?

ДЕДУШКА: А то как же!

БАБУШКА: А я и двор убрала, и пол подмела, и щи в печь поставила!

ДЕДУШКА: А теперь я и спеть не прочь бы!

БАБУШКА: Тише ты , Машеньку разбудишь!

ДЕДУШКА: И то правда. Пусть поспит, сон доглядит.

(МАША  зевает громко за дверью, позевывая, застывает в дверях,

 потягивается, проходит по центру, стоит сонная,    покачивается)

МАША. Кто это рано утром меня разбудил?      

ДЕД  БАБА. Это мы, внученька!

(расступаются)

(МАША зевает, потягивается)

ДЕД. Доброе утро, внученька! Просыпайся, солнышко проснулось!

БАБУШКА. Попей молочка парного! Отведай хлебушка ржаного!

МАША.  Не хочу! Спать хочу! Хочу спать, спать!

ФОНОГРАММА   «Русские узоры» П.Панчаевой

(Бабка и Дед сходятся,  и прикрывают  Машу. Маша присаживается.

 Позы - как- будто смотрят   из окошка на хоровод подружек).

ВЫХОД  ПОДРУЖЕК /на фоне музыки вся сцена/

ПЕСНЯ ПОДРУЖЕК: Солнце стало спозаранку,

                                    Разбудило каждый дом.

                                    На заветную полянку

                                    В лес по ягоды идем!

(Дед и Баба открывают Машу, она выглядывает сначала из-за Деда потом из-за Бабушки)

МАША. Кто поет под окном моим?

(Подружки стоят, пританцовывая, ручки)

Д.Б. Подруженьки поют, в лес по ягоды идут.

МАША. А я?

ПОДРУЖКИ: Мы веселые подружки

                       Не жалеем голосов,

                       Берестки, лепешки, кружки

                       Набираем до краев!

                       Ау! Ау! Эхо падает в траву!- 2 раза

                       Ау! Ау!

(Делают 2 шага вперед синхронно,  Маша выбегает вперед)

МАША. Дедушка, Бабушка, отпустите в лес по ягоды с подружками!

ПОДР: Отпустите!

ДЕД . Ну что ж , ступай!

БАБУШКА. Как удержать? Ступай!

Д.Б. Да смотри: от подружек не отставай!

(Подружки протягивают ручки Маше  с двух сторон)

МАША. А то что?

ДЕД.БАБА. А то заблудишься!

МАША. Ладно, ладно…

Д. Б. Обещаешь?

МАША: Обещаю, обещаю…

ФОНОГРАММА «Русские узоры»  обр П.Панчаевой

(Подружки берут за  руки Машу, идут вперед танцевальным шагом, «по тропинке в лес»)

ДЕД.  Да лукошко не забудь, ягод принеси!

БАБ. Пироги печь станем!

( Подружки и Маша застыли)

МАША. Пироги я люблю, да с лесной ягодкой!

/Уходит с  подружками  во 2 дверь/

                                                           

                                            II  картина

ФОНОГРАММА    ВЫХОД ЛЕСА «Вышла погулять березка » р.н.м.

(Выходят  2  Дерева, в руках по 2 платочка: красная – ягоды, коричневый – грибы)

ТАНЕЦ   ДЕРЕВЬЕВ  «Млада» «Вышла погулять березка » р.н.м.

(Деревья застывают)

(Выбегают подружки  разбегаются, становятся за деревьями, Маша входит останавливается в центре)

ПОДР. А ягод, грибов сколько!

МАША. То-то пирог с черникой вкусный будет!

 (зрителям)

              А чернику-то я как люблю!

/садится, ест ягоды/

ПОДРУЖКИ. Машенька, ау! Где ты?

(Маша молчит, ест ягоды)

ПОДРУЖКИ. Где ты , подруженька?

(молчит)

ПОДРУЖКИ. Видать дальше в лес побежала. Да и мы за ней пойдем!

(Подружки уходят за 1 дверь)

МАША. Ох, и полянка какая! А птицы как      заливаются…Устала…Поспать

               бы не мешало.

 (ложится, спит)

ФОНОГРАММА « ПЕНИЕ ПТИЦ»  

ЛЕС. Уснула…

(Деревья подходят ,заглядывают, « жужжат, как  пчелки» )

МАША / во сне/  Кыш!  / 3 раза/

ФОНОГРАММА  «ШИРОКА УЛИЦА»  обр. Н.Сидоренко

(Маша просыпается, подтягивается)

МАША. Ой, хорошо- то, как! …Подруженьки!

ЛЕС. Подруженьки…..

МАША. Никого нет!

(смотрит по сторонам)

                И лес незнакомый… Никак заблудилась…

(оглядывается )

               Куда идти?

ЛЕС (жест – не знаю)

МАША. Кого спросить?  

ЛЕС (не знаю)

(Маша плачет) 

МАША. Заблудилась…

ТАНЕЦ  ЛЕСА  «РУССКИЙ СУВЕНИР» обр. Н.Сидоренко

(деревья в линии)

(Маша обходит деревья змейкой)

(Каждое дерево при встрече кружит Машу вокруг себя)

(В средине столб, оформлено, как дерево, 1 дерево  отходит в бок, другое дерево   вперед)

( Избушка висит с самого начала, так чтобы дети могли за избушку встать, окошко , где включается лампочка «печка»)

(Маша подходит стучит, можно ногой по пол)

( Из 2-ой двери выходит Мышка)

МАША. Есть тут кто? Дверь не заперта…Кто хозяин?

МЫШКА. Проходи, проходи ,не бойся!

МАША. Ты в доме живешь?

МЫШКА. Живу, но не одна!

МАША. А кто хозяин?

МЫШКА. Хозяин- Медведь!

МАША. А где же он?

МЫШКА . Бродит в лесу,

МАША. А я в лесу заблудилась… В деревне жила, в лесу никогда не была.

(плачет)

МЫШКА . Перестань реветь!

МАША. Почему?

МЫШКА. Слышишь, Михайло Иваныч идет, песню поет.

МАША. Что делать?

МЫШКА. Прячься!

МАША. Куда?

МЫШКА.  За печку, тихо!

(МЫШКА  в широкой юбке « как печка» раскрывает, прячет Машу)

 МЕДВЕДЬ /поет/. Трень да брень, трень да брень,

                                 Хорошо бы каждый день

                                 Вкусно пообедать, пирога отведать!

                                 Кто тут был? Кто в мой дом заходил?

МАША. Это я ,Маша

(плачет)

МЕДВЕДЬ (подходит, рассматривает) Маленькая…

МАША. Маленькая…

МЕДВЕДЬ. Красивенькая…

МАША. Красивенькая…Заблудилась я…

(плачет)

МЕДВЕДЬ. А крикучая какая! Перестань реветь!

МАША. Пожалей меня, Михайло Иваныч!

МЕДВЕДЬ. Да что случилось-то?

МАША. В лес по ягоды пошла, да в лесу и заблудилась. Дорожку

              домой не нашла, вот к тебе пришла. Что делать, подскажи?!

МЕДВЕДЬ. А что делать? Жить у меня будешь! Кашу томить умеешь?

МАША. Умею..

МЕДВЕДЬ.  А пироги печь?

МАША. И это я умею…

МЕДВЕДЬ. Ну, что ж , тогда принимайся за дело, а я пока отдохну.

( Медведь уходит за деревья, они сошлись)

                                                       

ФОНОГРАММА «Деревенька, веселиться»  обр П.Панчаевой

МАША. Мышка, миленькая, помоги! Пироги печь научи!

МЫШКА. Это можно, это не сложно!

ТАНЕЦ /беспредметные действия/  «Деревенька, веселиться»  обр П.Панчаевой

МЫШКА. Нам для теста надо: яйца – раз, мука- два ,   молоко- три

                  соль и сахар!

( выбегает за дверь. приносит поднос, подает Маше)

                   Берем яйцо- разбиваем, муку- высыпаем, молоко-    

                   Выливаем.

МАША.  Добавляем соль и сахар...

МЫШКА. Да, да, только немного! Неси-ка сюда ягодки!

(Маша несет ягоды в корзине)

                  Ягодки в тесточко добавляем…И тесточко ставим в печку! 

(В избушке загорается свет « печка»)

(уносит за дверь, выходит)

МАША.И все?!

МЫШКА. И все! И немного подождем!

МЕДВЕДЬ. /нюхает из леса/ Это чудо, так уж чудо!

МЫШКА. Выходи, Михайло Иваныч, пирога отведать!

МАША/плачет/: Михайло Иваныч пирогом пообедает, а бабушка с

                               дедушкой пирога и не отведают!

МЕДВЕДЬ. Не отведают ,говоришь?

МАША . Не отведают…

МЫШКА. А что же делать?

МЕДВЕДЬ. Так и быть снесу бабушке с дедушкой гостинцы, да привет

                    передам.

МАША. МЫШКА. И то верно!

МАША. Только ты, Михайло Иваныч, не садись на пенек, не ешь

              пирожок!

              А я на дубок повыше заберусь  и следить за тобой буду!

 

                                                           

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ФОНОГРАММА « Млада» (№ 7 -русские народные песни)

( Мышка выносит короб, помогает надеть Медведю)

МЫШКА. Вот корзиночка тебе с пирожками!

МАША. Да помни: на дубок заберусь , следить за тобой стану!

(МАША и Мышка машут рукой )

(Медведь имитирует  движения. Медленно впереди)

(Лес друг  за другом проходят  перед Машей)

(Маша встает в седину леса)

(Мышка уходит за дверь)

МЕДВЕДЬ. Надо же какая шустрая: на дубок заберусь , следить за

                    мной будет! А я вот сяду на пенек и съем пирожок!

МАША. Высоко сижу, далеко гляжу! Вижу -вижу, слышу- слышу!

(Медведь оглядывается, топает на месте дальше)

(Лес с Машей перемещаются перед Медведем, присаживаются принимают позы)

МЕДВЕДЬ. Сяду на пенек, да и съем пирожок!

МАША. Высоко сижу, далеко гляжу! Вижу -вижу, слышу- слышу!

МЕДВЕДЬ. Видит, видит.. .Слышит, слышит…

(Медведь топает)

(Лес и Маша проходят в деревню и встают как в начале спектакля)

(Маша прячется за дерево)

МЕДВЕДЬ. Ну вот и добрался до Бабушки с Дедеушкой ….

(оглядывается)

                    Только не  встречает никто.

(стучит)

                    Есть тут кто- нибудь?  Никого…Эй, дверь отоприте,

                    Михайло Иваныча пустите!

( появляются Дед и Бабушка)

ДЕД. Слышим, слышим….

БАБ. Идем, идем…

ДЕД. Ах, батюшки, сам М.И. пожаловал!

БАБ. Проходи, проходи, гостем дорогим будешь!

МЕД. Некогда мне у вас гостить, привет от Машеньки вам принес ,да

          Пирожки с ягодками !

Д. Б. А где же Машенька?

МАША. А вот и я!

ДЕД. Здравствуй, внученька!

МАША. Здравствуй, дедушка!

БАБ. Вернулась, умница!

МАША. Вернулась, бабушка!

БАБ. А пирожков-то сколько испекла!

ВМЕСТЕ. Вот уважила!

МАША. Да это все Михайло Иваныч! Самой бы мне и из леса не

                Выбраться и пирогами вас не угостить!

МАША. ДЕД. БАБ. Спасибо, тебе, Михайло Иваныч!

МЕДВЕДЬ. Да не за что!

ДЕД. Бабушка, ставь самовар!

БАБ. Разводи сильнее жар!

МАША. Чай пить будем вместе!

               Да сказки рассказывать!

ФОНОГРАММА  « Млада» (№ 4 - русские народные песни) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТАНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь" в старшей группе "Радуга".

Задачи поставлены в соответствии с темой образовательной деятельности и старшим возрастом детей:- Развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в театрализованное представ...

Сказка-драматизация по мотивам русской народной сказки "Маша и Медведь"

Сценарий сказки "Маша и Медведь" в прозе для детей старшего дошкольного возраста....

НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему "В гостях у сказки"(по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь")

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Основная цель деятельности: развитие эмоционально-личностной сферы и коммуникативной деятельности дошкольников ...

Конспект культурно-досуговой деятельности с привлечением родителей воспитанников I младшей группы «Колобок» по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»

Конспект культурно-досуговой деятельности с привлечением родителей воспитанников  I  младшей группы «Колобок»   по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»...

Физкультурное развлечение для детей 2 группы раннего возраста по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»

Физкультура в детском саду — важная часть образовательного процесса, которая помогает детям развивать физическую форму, координацию движений, выносливость и силу. Занятия спортом ...