Система работы с талантливыми детьми "Мир танца"
проект

Намруева Татьяна Сергеевна

«Уже в дошкольном учреждении дети должны получить возможность раскрыть свои способности». Поэтому становится активным создание системы поддержки одаренных детей в дошкольных организациях. Весомое значение приобретают вокальные кружки, хореографические секции, различного рода творческие занятия.

Поэтому, возникла идея организации работы по развитию хореографических данных детей в детском саду. Для реализации данной работы и был разработан проект «Мир танца».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Система  работы с талантливыми  детьми «Мир танца»

Ведущие педагоги и психологи считают, что важной задачей педагогики в наши дни является обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка: «Уже в дошкольном учреждении дети должны получить возможность раскрыть свои способности». Поэтому становится активным создание системы поддержки одаренных детей в дошкольных организациях. Весомое значение приобретают вокальные кружки, хореографические секции, различного рода творческие занятия.

Поэтому, возникла идея организации работы по развитию хореографических данных детей в детском саду. Для реализации данной работы и был разработан проект «Мир танца».

Цель: Создать условия для развития хореографических способностей одаренных детей.

Задачи:

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

3. Выявить детей с выраженной музыкальностью;

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми;

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитико-диагностический:

  • Изучение проблемы, постановка цели и задач.
  • Подбор и изучение методической литературы и интернет - ресурсов;
  • Определение первоначального уровня сформированности  музыкально – ритмических и хореографических  способностей старших дошкольников;
  • Разработка форм и методов работы.

2 этап – Организационно – практический:

  • Организация и проведение разнообразных форм и видов музыкально-ритмической деятельности  с учетом возрастных особенностей старших дошкольников.
  1. этап – Итогово – аналитический:
  • Проведение повторного среза уровня сформированности

музыкально-ритмических и хореографических  способностей старших дошкольников, подведение итогов;

  • Анализ проекта и разработка перспективы развития проекта;
  • Творческий отчет по проекту в виде проведения праздников

«Страна детства» в старшей группе и «Выпуск  в школу» в подготовительной группе;

  • Выступление на районныхконкурсах и фестивалях

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети  старшей и подготовительной группы, родители.

Ожидаемые результаты

  • выявление задатков и развитие способностей детей к танцевальной деятельности;
  • переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, с использованием которых, можно продолжать развитие детского творчества в танце.
  • проявление самостоятельности и творческой инициативы у старших дошкольников.
  • самореализация детей через участие в конкурсах, фестивалях.

Принципы реализации проекта

  • Целенаправленность
  • Систематичность, последовательность
  • Развивающий характер обучения в соответствии со способностями и

возможностями ребенка

  • Доступность
  • Успешность

Критерии и методы оценки эффективности реализации проекта:

  • выявление детей с признаками одаренности (создание и пополнение

банка данных – анализ);

  • создание оптимальных условий для развития и реализации

потенциальных возможностей и способностей детей;

  • реализация программы индивидуального развития одаренных детей

(создания хореографического студии «Мир танцев», кружковая робота) – оценка объема и разнообразия спектра предлагаемых образовательных услуг;

  • внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми

(анализ);

  • увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях,

смотрах художественной самодеятельности различного уровня, достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д. (сравнительный анализ);

  • увеличение количества детей, по окончанию ДОО зачисленных в

хореографическое отделение ДШИ, творческие коллективы, (сравнительный анализ);

  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в

вопросе работе с одаренными детьми (сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич “Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? ” до и после информационного этапа);

  • увеличение количества педагогов, транслирующих положительный

опыт своей профессиональной деятельности путем участия в профессиональных и творческих конкурсах, конференциях, семинарах и других мероприятиях различного уровня (сравнительный анализ);

  • удовлетворенность родителей выполнением социального заказа

(анкетирование).

Необходимые условия для реализации проекта:

  1. Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОО по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности;
  2. Наличие в ДОО педагогов с высокой профессиональной квалификацией, обладающих профессионально значимыми личностными качествами;
  3. Оснащенность ДОО необходимым диагностическим, методическим инструментарием;
  4. Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  5. Готовность педагогов к внедрению проекта;
  6. Тесное взаимодействие с родителями детей – участников проекта, с социокультурными учреждениями города, района.

Перспективы проекта:

  • Обмен и передача опыта педагогам других ДОО.
  • Цикличность этапов работы с талантливыми детьми предполагает

ежегодное обновление содержания каждого из этапов.

  • Расширение содержания проекта путем включения работы с детьми

раннего возраста в систему психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных детей.

Модель реализации проекта:

Работа с детьми:

1. Музыкальные занятия

2. Самостоятельна музыкальная деятельность

3. Праздники и развлечения

4. Танцевальный кружок

Работа с педагогами

 1. Индивидуальные консультации

 2. Педагогические советы

 3. Изготовление атрибутов и пособий        

Работа с родителями:

  1. Открытые занятия и утренники

  2. Индивидуальные консультации

  3. Родительский уголок

  4. Организация подготовки костюмов

Содержание проекта:

На первом этапе проекта проводилось изучение проблемы,   постановка цели и задач, подбор методического материала.  Основная задача первого этапа – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных   способностей: при помощи таких методов исследования как    наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения

музыкально – ритмической деятельности).

Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей старших дошкольников:

Музыкально-ритмические движения:

  • Высокий: знает словесное обозначение движений,

самостоятельно выполняет движения.

  • Средний: путается в словесных обозначениях, выполняет

движения частично с педагогом.

  • Низкий: не называет движения, выполняет их только с

педагогом.  

Танцевальные  движения:

  • Высокий: самостоятельное исполнение, движения яркие,

выразительные.

  • Средний: знает движения, движения невыразительные.
  • Низкий: выполняет движения только с педагогом.

Артистизм/творчество:

  • Высокий: самостоятельно придумывает движения,

оригинальность движений, активно участвует в совместных обсуждениях решений в поисках выразительности.

  • Средний: придумывает новые движения, меняет их при помощи

педагога.

  • Низкий: действует на установку педагога (найди, измени,

придумай).

Выводы:

 Результаты диагностики свидетельствуют о том, что уровень музыкально- ритмической и танцевальной деятельности на первом этапе, соответствует    критическому. На основании полученных результатов диагностики, было    принято решение организовать работу танцевального кружка «Воробушки»,    для развития осознанного отношения у детей к средствам танцевальной    выразительности, овладения танцевальными движениями, а следовательно         развития творческих способностей у старших дошкольников.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, мы попытались разработать цикл занятий, способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений; развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом, расширять знания детей об истории возникновения танцев. Кроме того, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности.

Программа танцевального кружка «Воробушки» ставит своей целью –  приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать развитию   творческих способностей старших дошкольников через танцевальную и    музыкально – ритмическую деятельность.

Отличительные особенности программы кружка «Воробушки»

1. Ориентация на совершенствование профессиональных педагогических умений в области хореографических и ритмопластических движений.

2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков, как это принято в музыкальном сопровождении упражнений.

3. Акцентирование внимания педагога на анализе психических и эмоциональных процессов, их благотворном изменении в психике детей, под воздействием музыкально-ритмических движений (а не на внешней стороне обучения) .

Принципы педагогической деятельности в работе детьми

• принцип создания комфортных условий для совместной работы детей и педагога;

• принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой личности;

• принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.

Содержание работы кружка

В программе кружка представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами ритмики, раскрывающая один из видов дополнительного образования в условиях ДОО.

Программа кружка  ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников.

На каждом этапе обучения материал распределен по основным четырем разделам хореографического искусства:

• азбука музыкального движения;

• элементы классического танца;

• элементы народного танца;

• элементы историко-бытового танца.

Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет своей целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей обучающихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Воспитанники должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям воспитанников, но и учитывать их возрастную психологию. В конце обучения необходимо использовать небольшой законченный танец, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувств ансамбля в создании сценического образа. Обучение должно опираться на дифференцированный подход к детям, от степени их способности, физических возможностей и технических навыков к восприятию предлагаемого материала.

Реализация практической части программы планируется в процессе ритмических занятий. Кроме того, работа программы предполагает методическую работу с педагогами ДОУ и семьями воспитанников.

В процессе работы с детьми предполагается использование наглядного, практического, игрового методов.

Главными условиями развития детей на занятиях кружка являются:

 - поддержка интереса и желания заниматься;

 - сочетание игровых и творческих моментов;

 -доброжелательная обстановка.

В программу входят средства по музыкально – ритмическому воспитанию детей: хореографические постановки танцев, танцевально – ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры, игровой самомассаж. В основе специально – разработанного репертуара - классическая народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.

Занятия ритмикой делятся на несколько видов:

Обучающие занятия, где разбираются движения в медленном темпе, объясняются приемы исполнения движений.

Закрепляющие занятия – где следует повтор движений вместе с педагогом, либо с солистом.

Итоговые занятия – самостоятельное исполнение движения, танцевальной композиции.

Импровизированная работа – сочинения детей, развивающие фантазию, творчество, вызывающие интерес.

Занятия проводятся в игровой форме, зачастую, в сюжетной. Каждое занятие строится по определенной схеме: разминка, основная часть (разбор танцевальных движений, заключительная часть (дыхательные упражнения) .

Кроме того, каждое занятие включает в себя переменки – элементы психогимнастики, творческие занятия, пальчиковые игры. При планировании занятий учитывается их развивающий характер, самостоятельность, творчество, развитие индивидуального материала и выступление с ним на концертах, родительских собраниях, утренниках, развлечениях.

Структура и содержание занятия в танцевальном кружке «Воробушки»

Занятие танцевального кружка

Вводная часть:

1. Ритуал приветствия

2. Ритмопластика (разминка, упражнение на ориентировку пространства)  

Основная часть:

1. Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов)

2. Разучивание танца (композиция)

3. Игра (музыкально-двигательный этюд, творческие задания)

Заключительная часть:

1. Упражнение на расслабление мышц, укрепление осанки. Дыхательная, пальчиковая гимнастика

2. Ритуал прощания

Интеграция образовательных областей

Художественно-эстетическое  творчество

  • Развитие детского творчества.
  • Приобщение к танцевальному искусству.
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Физическое развитие

  • Развитие физических качеств для музыкально- ритмической деятельности.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  • Релаксация.

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование представлений о танцевальной культуре и искусстве.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности к окружающему сообществу.
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Познание

  • Расширение кругозора детей.
  • Сенсорное развитие.
  • Формирование целостной картины мира в сфере творчества.

Ресурсное обеспечение проекта

Программа танцевального кружка «Воробушки»: направленность программы, ее принципы, цель и задачи, перспективное планирование, календарное планирование и т.д.

Методическая литература:

       - Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред.   Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012.

      - Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.

      - С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006.

      - А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей  дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.

      - Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002.

      - С.И.Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей    5-6, 6-7 лет. – М., 1984.

      - М.А.Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль  «Академия развития», 2004.

      - Н.В.Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для  практических  работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2005.

Дидактический и наглядный материал:

 Костюмы, атрибуты к сюжетным, народным танцам, учебно-методические

пособия (картотека музыкальных игр, ритмические карточки, копилкадвижений «Танцующие человечки», копилка пальчиковых игр,).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Стендовый доклад: " Работа с талантливыми детьми"

Одарённые дети – ценная и хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура. Особо подчёрки...

Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми

В данной публикации представлен опыт работы по выявлению детской одаренности и работе с родителями талантливых детей. Материал опубликован в сборнике "Организация развивающего пространства для развити...

Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста

Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...

Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей

Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей дошкольного возраста...

Мастер–класс «Танцевальная деятельность как средство художественно-эстетического развития дошкольников.Система работы над постановкой танца

Танцевальная деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжен...