Система работы с талантливыми детьми "Мир танца"
проект
«Уже в дошкольном учреждении дети должны получить возможность раскрыть свои способности». Поэтому становится активным создание системы поддержки одаренных детей в дошкольных организациях. Весомое значение приобретают вокальные кружки, хореографические секции, различного рода творческие занятия.
Поэтому, возникла идея организации работы по развитию хореографических данных детей в детском саду. Для реализации данной работы и был разработан проект «Мир танца».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Система работы с талантливыми детьми "Мир танца" | 33.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Система работы с талантливыми детьми «Мир танца»
Ведущие педагоги и психологи считают, что важной задачей педагогики в наши дни является обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка: «Уже в дошкольном учреждении дети должны получить возможность раскрыть свои способности». Поэтому становится активным создание системы поддержки одаренных детей в дошкольных организациях. Весомое значение приобретают вокальные кружки, хореографические секции, различного рода творческие занятия.
Поэтому, возникла идея организации работы по развитию хореографических данных детей в детском саду. Для реализации данной работы и был разработан проект «Мир танца».
Цель: Создать условия для развития хореографических способностей одаренных детей.
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью;
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми;
Этапы реализации проекта:
1 этап – аналитико-диагностический:
- Изучение проблемы, постановка цели и задач.
- Подбор и изучение методической литературы и интернет - ресурсов;
- Определение первоначального уровня сформированности музыкально – ритмических и хореографических способностей старших дошкольников;
- Разработка форм и методов работы.
2 этап – Организационно – практический:
- Организация и проведение разнообразных форм и видов музыкально-ритмической деятельности с учетом возрастных особенностей старших дошкольников.
- этап – Итогово – аналитический:
- Проведение повторного среза уровня сформированности
музыкально-ритмических и хореографических способностей старших дошкольников, подведение итогов;
- Анализ проекта и разработка перспективы развития проекта;
- Творческий отчет по проекту в виде проведения праздников
«Страна детства» в старшей группе и «Выпуск в школу» в подготовительной группе;
- Выступление на районныхконкурсах и фестивалях
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.
Ожидаемые результаты
- выявление задатков и развитие способностей детей к танцевальной деятельности;
- переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, с использованием которых, можно продолжать развитие детского творчества в танце.
- проявление самостоятельности и творческой инициативы у старших дошкольников.
- самореализация детей через участие в конкурсах, фестивалях.
Принципы реализации проекта
- Целенаправленность
- Систематичность, последовательность
- Развивающий характер обучения в соответствии со способностями и
возможностями ребенка
- Доступность
- Успешность
Критерии и методы оценки эффективности реализации проекта:
- выявление детей с признаками одаренности (создание и пополнение
банка данных – анализ);
- создание оптимальных условий для развития и реализации
потенциальных возможностей и способностей детей;
- реализация программы индивидуального развития одаренных детей
(создания хореографического студии «Мир танцев», кружковая робота) – оценка объема и разнообразия спектра предлагаемых образовательных услуг;
- внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми
(анализ);
- увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях,
смотрах художественной самодеятельности различного уровня, достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д. (сравнительный анализ);
- увеличение количества детей, по окончанию ДОО зачисленных в
хореографическое отделение ДШИ, творческие коллективы, (сравнительный анализ);
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в
вопросе работе с одаренными детьми (сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич “Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? ” до и после информационного этапа);
- увеличение количества педагогов, транслирующих положительный
опыт своей профессиональной деятельности путем участия в профессиональных и творческих конкурсах, конференциях, семинарах и других мероприятиях различного уровня (сравнительный анализ);
- удовлетворенность родителей выполнением социального заказа
(анкетирование).
Необходимые условия для реализации проекта:
- Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОО по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности;
- Наличие в ДОО педагогов с высокой профессиональной квалификацией, обладающих профессионально значимыми личностными качествами;
- Оснащенность ДОО необходимым диагностическим, методическим инструментарием;
- Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Готовность педагогов к внедрению проекта;
- Тесное взаимодействие с родителями детей – участников проекта, с социокультурными учреждениями города, района.
Перспективы проекта:
- Обмен и передача опыта педагогам других ДОО.
- Цикличность этапов работы с талантливыми детьми предполагает
ежегодное обновление содержания каждого из этапов.
- Расширение содержания проекта путем включения работы с детьми
раннего возраста в систему психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных детей.
Модель реализации проекта:
Работа с детьми:
1. Музыкальные занятия
2. Самостоятельна музыкальная деятельность
3. Праздники и развлечения
4. Танцевальный кружок
Работа с педагогами
1. Индивидуальные консультации
2. Педагогические советы
3. Изготовление атрибутов и пособий
Работа с родителями:
1. Открытые занятия и утренники
2. Индивидуальные консультации
3. Родительский уголок
4. Организация подготовки костюмов
Содержание проекта:
На первом этапе проекта проводилось изучение проблемы, постановка цели и задач, подбор методического материала. Основная задача первого этапа – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей: при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения
музыкально – ритмической деятельности).
Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей старших дошкольников:
Музыкально-ритмические движения:
- Высокий: знает словесное обозначение движений,
самостоятельно выполняет движения.
- Средний: путается в словесных обозначениях, выполняет
движения частично с педагогом.
- Низкий: не называет движения, выполняет их только с
педагогом.
Танцевальные движения:
- Высокий: самостоятельное исполнение, движения яркие,
выразительные.
- Средний: знает движения, движения невыразительные.
- Низкий: выполняет движения только с педагогом.
Артистизм/творчество:
- Высокий: самостоятельно придумывает движения,
оригинальность движений, активно участвует в совместных обсуждениях решений в поисках выразительности.
- Средний: придумывает новые движения, меняет их при помощи
педагога.
- Низкий: действует на установку педагога (найди, измени,
придумай).
Выводы:
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что уровень музыкально- ритмической и танцевальной деятельности на первом этапе, соответствует критическому. На основании полученных результатов диагностики, было принято решение организовать работу танцевального кружка «Воробушки», для развития осознанного отношения у детей к средствам танцевальной выразительности, овладения танцевальными движениями, а следовательно развития творческих способностей у старших дошкольников.
Беря за основу уникальность дошкольного возраста, мы попытались разработать цикл занятий, способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений; развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом, расширять знания детей об истории возникновения танцев. Кроме того, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности.
Программа танцевального кружка «Воробушки» ставит своей целью – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников через танцевальную и музыкально – ритмическую деятельность.
Отличительные особенности программы кружка «Воробушки»
1. Ориентация на совершенствование профессиональных педагогических умений в области хореографических и ритмопластических движений.
2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков, как это принято в музыкальном сопровождении упражнений.
3. Акцентирование внимания педагога на анализе психических и эмоциональных процессов, их благотворном изменении в психике детей, под воздействием музыкально-ритмических движений (а не на внешней стороне обучения) .
Принципы педагогической деятельности в работе детьми
• принцип создания комфортных условий для совместной работы детей и педагога;
• принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой личности;
• принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.
Содержание работы кружка
В программе кружка представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами ритмики, раскрывающая один из видов дополнительного образования в условиях ДОО.
Программа кружка ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников.
На каждом этапе обучения материал распределен по основным четырем разделам хореографического искусства:
• азбука музыкального движения;
• элементы классического танца;
• элементы народного танца;
• элементы историко-бытового танца.
Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет своей целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей обучающихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Воспитанники должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям воспитанников, но и учитывать их возрастную психологию. В конце обучения необходимо использовать небольшой законченный танец, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувств ансамбля в создании сценического образа. Обучение должно опираться на дифференцированный подход к детям, от степени их способности, физических возможностей и технических навыков к восприятию предлагаемого материала.
Реализация практической части программы планируется в процессе ритмических занятий. Кроме того, работа программы предполагает методическую работу с педагогами ДОУ и семьями воспитанников.
В процессе работы с детьми предполагается использование наглядного, практического, игрового методов.
Главными условиями развития детей на занятиях кружка являются:
- поддержка интереса и желания заниматься;
- сочетание игровых и творческих моментов;
-доброжелательная обстановка.
В программу входят средства по музыкально – ритмическому воспитанию детей: хореографические постановки танцев, танцевально – ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры, игровой самомассаж. В основе специально – разработанного репертуара - классическая народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.
Занятия ритмикой делятся на несколько видов:
Обучающие занятия, где разбираются движения в медленном темпе, объясняются приемы исполнения движений.
Закрепляющие занятия – где следует повтор движений вместе с педагогом, либо с солистом.
Итоговые занятия – самостоятельное исполнение движения, танцевальной композиции.
Импровизированная работа – сочинения детей, развивающие фантазию, творчество, вызывающие интерес.
Занятия проводятся в игровой форме, зачастую, в сюжетной. Каждое занятие строится по определенной схеме: разминка, основная часть (разбор танцевальных движений, заключительная часть (дыхательные упражнения) .
Кроме того, каждое занятие включает в себя переменки – элементы психогимнастики, творческие занятия, пальчиковые игры. При планировании занятий учитывается их развивающий характер, самостоятельность, творчество, развитие индивидуального материала и выступление с ним на концертах, родительских собраниях, утренниках, развлечениях.
Структура и содержание занятия в танцевальном кружке «Воробушки»
Занятие танцевального кружка
Вводная часть:
1. Ритуал приветствия
2. Ритмопластика (разминка, упражнение на ориентировку пространства)
Основная часть:
1. Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов)
2. Разучивание танца (композиция)
3. Игра (музыкально-двигательный этюд, творческие задания)
Заключительная часть:
1. Упражнение на расслабление мышц, укрепление осанки. Дыхательная, пальчиковая гимнастика
2. Ритуал прощания
Интеграция образовательных областей
Художественно-эстетическое творчество
- Развитие детского творчества.
- Приобщение к танцевальному искусству.
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Физическое развитие
- Развитие физических качеств для музыкально- ритмической деятельности.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- Релаксация.
Социально-коммуникативное развитие
- Формирование представлений о танцевальной культуре и искусстве.
- Развитие игровой деятельности.
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности к окружающему сообществу.
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Познание
- Расширение кругозора детей.
- Сенсорное развитие.
- Формирование целостной картины мира в сфере творчества.
Ресурсное обеспечение проекта
Программа танцевального кружка «Воробушки»: направленность программы, ее принципы, цель и задачи, перспективное планирование, календарное планирование и т.д.
Методическая литература:
- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012.
- Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.
- С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006.
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.
- Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002.
- С.И.Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей 5-6, 6-7 лет. – М., 1984.
- М.А.Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль «Академия развития», 2004.
- Н.В.Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2005.
Дидактический и наглядный материал:
Костюмы, атрибуты к сюжетным, народным танцам, учебно-методические
пособия (картотека музыкальных игр, ритмические карточки, копилкадвижений «Танцующие человечки», копилка пальчиковых игр,).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
Стендовый доклад: " Работа с талантливыми детьми"
Одарённые дети – ценная и хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура. Особо подчёрки...
Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми
В данной публикации представлен опыт работы по выявлению детской одаренности и работе с родителями талантливых детей. Материал опубликован в сборнике "Организация развивающего пространства для развити...
Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей
дошкольный возраст...
Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста
Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...
Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей
Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей дошкольного возраста...
Мастер–класс «Танцевальная деятельность как средство художественно-эстетического развития дошкольников.Система работы над постановкой танца
Танцевальная деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжен...