МУЗЫКАНТЫ ГОВОРЯТ ПО "МУЗЫКАНТСКИ"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Елена Юрьевна Аникина

Знакомство с некоторой музыкальной терменологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykanty_govoryat_po-muzykantski.docx17.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАНТЫ  ГОВОРЯТ  ПО – МУЗЫКАНТСКИ.

ЦЕЛЬ. Расширять  кругозор  детей , познакомить с  некоторыми  понятиями  в  музыке, раскрыть  

их  значение.  Развивать  творческую  активность, самостоятельность. Побуждать  к  совместной игре  в  ансамбле  на  шумовых музыкальных  инструментах ,  металлофонах ,  к  коллективному

 исполнению  песен  и  плясок.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ.  Музыканты  говорят по- музыкантски.  Ни  чего  удивительного  в  любом  деле  есть  свои  специальные  слова. В  медицине-медицинские, в  технике-технические, в  спорте-спортивные. Много  ли  музыкантских  слов? Много  на  весь  алфавит  хватит. И ведь  каждое  что то  своё  о  музыке  сообщает, свою  долю  вносит  в  понимание  музыки. Так  путешествуя  от  слова  к  слову  мы  побываем  во  многих  уголках  музыкального  мира. Начнём  с  буквы  «А» -она  упала  и  рассыпалась  цепочкой   слов:  «Ансамбль  арф  аккомпанирует  аккордами  арии альта».

Не  очень  понятно? Давайте  по  порядку.  Первое  слово-ансамбль. Об  ансамбле  говорят  в  архитектуре: «Посмотрите  направо –чудесный  ансамбль  старинных  зданий. Посмотрите  налево  великолепный  ансамбль  современных  зданий.»

Об ансамбле  говорят  на  выставках  модной  одежды:  «Шляпка ,жакет, брюки-оригинальный  ансамбль  предстоящего  осеннего  сезона».

Об  ансамбле  говорят  в  спорте :  «Хорошая  команда  по  настоящему  сыгранный   ансамбль».

А  я , смело  скажу  что  ансамбль-  слово  музыкальное,  а  уж  потом  всякое  другое.  Потому  что ,  ни  где  так  дорого  ни  ценится  всё, что  делается  и  происходит    вместе  в  музыке.  

Ансамбль  по - французски ,  вместе   по-русски. А  если  уж  вместе,  так  давайте  разберёмся.

Первое . Кто  и  чем  занимается  вместе? Второе.  Сколько  их  собралось  вместе?

Вокально-инструментальный  ансамбль. Вокалист-значит  певец. Название  говорит: музыканты  будут  петь  и  на  инструментах  играть.      Послушайте  в исполнении  вокально-инструментального  ансамбля  песню (по  усмотрению  педагога  слушают  и высказывают  о музыке  своё  впечатление).

Педагог. А  сейчас  давайте  сами  создадим  свой  вокально-инструментальный  ансамбль.  Часть  из  вас  будет петь  и  подыгрывать  себе  на  инструментах  , а  часть  детей будут   зрителями ,а потом  поменяемся.

Дети  берут  ложки, маракасы, бубны, треугольники, ксиллафоны,  металлофоны  и подыгрывают  себе  во  время  пения. (любая народная песня по   усмотрению   муз. рук.)

Педагог. Молодцы, какой   у  нас  слаженный  ансамбль  получился  и  благодарные  зрители. Сейчас  познакомимся  ещё  с  одним  ансамблем  ,  а  на  каких  инструментах  он  играет  вы  мне  расскажите  сами , после  прослушивания  музыки.

Звучит  произведение  в  исполнении ансамбля  скрипачей.

Педагог. Какой  инструмент  звучал  в  этом  ансамбле? (ответ детей).

Как  будет  называться  ансамбль  состоящий  из  скрипок? (ответ  детей –скрипачей). А  вы  знаете,  что  есть  ещё  ансамбль  песни  и  пляски?  Как  вы  думаете  ,что  делают  артисты  в  этом  ансамбле? (ответ детей-поют  и  пляшут). Давайте  сейчас  попробуем  ещё  раз  поиграть ,  но  уже  в  ансамбль песни  и  пляски. Разделимся  на  певцов  и танцоров,  а   я  вам  буду  аккомпанировать.

Звучит  «ВЕСЁЛАЯ  КАДРИЛЬ» муз.  Темнова   часть  детей  пляшет ,часть  исполняет  вокальную партию.

Педагог. Я  вижу  вам  понравилось  и петь  и  танцевать, а   теперь прошу  вас  присесть  и  ответить  на  следующий  вопрос. Как  вы  думаете  как  будет  называться  коллектив  музыкантов  играющих  на  бандурах  украинских  народных  инструментах?  (показывает фото  или  слайд- ответ  детей).

Педагог.  А  на  балалайках? (показывает  слайд-ответ  детей).

Педагог. А  на  арфах?(дети- арфистов  или  арфисток-слайд).

Педагог.  Не  очень  хорошо  звучит. Лучше  ансамбль  арф. Если  не  получается  назвать профессию  музыкантов, участников  ансамбля  , то    просто  сообщите  название  инструмента  на  котором  они  играют. Музыканты  играют  на  ударных  инструментах .Как  лучше:  ансамбль ударников или  ансамбль  ударных? (дети-ударных).

У  музыкантов  принято  считать  по  латыни. Латынь-это  язык  древних  римлян. Давайте  сосчитаем  количество  артистов  в  ансамбле. Два музыканта-«доу», ансамбль  из  трёх  -«трио», кварта-это четыре  ансамбль  из  четырёх  музыкантов называется «квартет». Тут  слова-родственники: квартал  - четвёртая  часть  года. Продолжим  ансамблевую  арифметику  для  самых  настойчивых. Ансамбль  из  пяти  человек-«квинтет», 6-секстет,7-септет, 8-октет,9=нонет.

Большее  количество  музыкантов  проще  назвать  оркестром  ,если  они  играют  на  инструментах  или  хором, если   они  поют.  

Педагог. Музыканты  говорят  о  чувстве  ансамбля. Что  это  такое? Наверняка  каждому  из  вас  хочется сделать  для  своих  близких  друзей  что-то  самое  хорошее, самое  приятное, предугадать  их  желания. И  прекрасно  когда  люди  соревнуются  в  это друг  с  другом. Получается  очень  красивая  и  увлекательная  игра  в  чуткость. Так  и  в  музыке  если  вы  понаблюдаете  внимательно  как  музыканты  играют  вместе ,вроде  бы  каждый  занят  своим  делом. Но  с  каким  напряжением  - если  всмотреться  они  взгляды  и  дыхание друг  друга. Та же   самая  игра  в чуткость  только на  языке  музыки.  И  что  интересно,  в  этой  игре  не  бывает  побеждённых- только  победители. А  мы  наслаждаемся  музыкой ,  восхищаемся  красотой  единодушия  , слаженности,  искусством  переживать  вместе.

Что  же  получается: одно  слово  ансамбль,  а  говорит  о  разном?  Как  ни  странно  ,  а  получается  именно  так. Музыканты  в  ансамбле  ценят точность  и  красоту.

Посмотрите  я  для вас  приготовила металлофоны они  расставлены  в  зале . Как  будет называться  такой  ансамбль?(ответ  детей). Давайте  посчитаем сколько  здесь  инструментов? (дети -5).  А как    бы  назвали       музыканты  по  латыни  это  количество  (вспоминают- пересчитывают  2-дуэт,3-трио и т.д.5 –это квинтет).

Педагог. Я  приглашаю   пять  человек  сыграть   в  ансамбле на  металлофонах.  Сейчас  вы  попробуете  поиграть  в  чуткость.  Нужно  будет  сыграть  слаженно,  вместе начать  и  закончить  играть,  придерживаться  единого  темпа  и прислушиваться  друг  к  другу. Итак   в  исполнении  квинтета  металлофонов  мы  послушаем  русскую  народную  мелодию «ВО  САДУ  ЛИ  В  ОГОРОДЕ».    

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект музыкальной сюжетно- ролевой игры "Мы- музыканты"

Эту игру я составила для детей подготовительной к школе группе. Игра нравится детям, т.к. в ней есть стихотворный материал, карточки- схемы, слайды  музыкальных инструментов,картинки, собственно ...

Консультация "Каждый ребёнок - музыкант

Не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах, могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на  специально созданных для этой...

Платковый театр по мотивам сказки братьев Гримм "Бременские музыканты"

Платковый театр по мотивам сказки братьев Гримм "Бременские музыканты". Это совместная работа музыкального руководителя, логопеда и воспитателя. Часть  краткосрочного проекта "Театр в жизни детей...

Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"

Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей  из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...

«Весёлые музыканты». Игровое занятие для младшего возраста

«Весёлые музыканты» Игровое тематическое занятие по ознакомлению детей с русскими народными инструментами. Для младшего возраста....

Музыкальное занятие "Мы - музыканты"

На занятии дети учатся сами изготавливать шумовые инструменты и играть с ними....

Конспект музыкального занятия «Веселые музыканты»

Цели и задачи:- Образовательная: Способствовать расширению музыкального кругозора через слушания песни  «Дудка». Способствовать активному пению через песню «Веселый колокол». Обогащение сло...