Конспект открытого занятия по теме: «Эх, зимушка-зима!» для детей подготовительной группы с коментариями
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Алексеенко Андрей Анатольевич

Восприятие  (слушание) музыки – один  из  наиболее  развивающих  и  в  то  же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Музыкальная беседа для детей старшего дошкольного возраста, направленную на формирование основ  музыкальной культуры  у дошкольников с применением разнообразных методов и приемов формирования музыкально-эстетического сознания личности и реализацией принципа интеграции искусств и художественно-эстетических  видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zadanie_2.docx40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Конспект  открытого  занятия  по  теме:

«Эх, зимушка-зима!»

для  детей  подготовительной  группы

 

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»

В.А.Сухомлинский

 Пояснительная записка

«

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Воспитание слушателя, способного отличить        подлинную  красоту

высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие  (слушание) музыки – один  из  наиболее  развивающих  и  в  то  же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

«Эх, зимушка-зима….»

  Цель:

Эстетическое развитие старших дошкольников через эмоциональное восприятие музыки и осознание ими средств музыкальной выразительности при передаче великолепия и многообразия зимней природы.

Задачи:

Обучающие: учить детей различать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, способность к импровизации, двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки

Развивающие:   развивать навыки коммуникации , самоорганизации и контроля, создать у детей эмоциональный отклик на музыку, продолжить формирование ритмических и певческих навыков.

 Воспитательные: воспитать грамотного и заинтересованного слушателя.

 Реализовать такие психологические характеристики детей, как      воображение, ясность речи, коммуникативность, эмпатию  (сопереживание).

Предварительная работа: консультация с педагогом-психологом по теме «Особенности восприятия контрастных образов в дошкольный период», тесное сотрудничество с  педагогом подготовительной группы в процессе

подготовки открытого занятия.

Беседа с ребятами подготовительной группы о зиме, её проявлениях и образах.

Оборудование: мультимедийный центр, компьютер, оркестратор, проектор либо телевизор.

Ход беседы

Дети входят в зал, и рассаживаются на стульчики по обе стороны зала.

Установление эмоционального контакта.

Педагог. Сегодня, ребята, у нас не совсем обычная встреча, мы поговорим с  вами  о красоте. А поможет нам в этом особая гостья, а кто она- вы узнаете, отгадав загадку.

Запорошила дорожки,

 Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети:  - Зима!

Педагог:

Правильно, зима.  Сегодня мы увидим её в разном свете, мы будем  петь о ней, танцевать, слушать музыку,  играть, делиться своими наблюдениям, впечатлениями, искать образы, сравнения.  А назовём мы нашу вчтречу- «Эх зимушка-зима!»  

 Для начала – весёлая разминка!

Музыкально – ритмические разминка.

Детская песня - Игра- «А на улице мороз».

(по окончании разминки ребята садятся на свои места)

Педагог: Славно согрелись ребята?... Хотите больше узнать о зиме?....

Развитие чувства ритма.

Педагог: Хорошо! Тогда вперёд! Послушайте ритмическое  упражнение, я прочитаю вам зимнее четверостишие, которое состоит из чередования коротких и длинных хлопков. Определите, пожалуйста, количество длинных хлопков.

Педагог  прохлопывает в ладоши ритмический рисунок упражнения.

На полянку, на лужок,

Тихо падает снежок, Улеглись   пушинки

Белые   снежинки.

Педагог: Ребята, сколько длинных хлопков вы услышали?

Дети: шесть (иные ответы детей)

Педагог: Правильно ребята? (варианты прихода к истине в процессе общения)

А сейчас мы усложним задание.

Педагог делит детей на две группы: одна группа детей прохлопывает в ладоши  первую фразу, другая по коленям вторую фразу. Затем группы  меняются. По окончании педагог предлагает прохлопать ритмический рисунок всем вместе.

Педагог: А теперь – музыка!

Слушание музыки.

Педагог:

(звучит музыкальная зарисовка А. Стоянова «Снежинки»)

Снежинки кружатся, на землю ложатся, как тысячи белых ежат.

Шапкой на дерево, шубкой на землю - От холода пусть не дрожат.

- Землю укрою,- скажет снежинка.- Пусть ей будет тепло!

И под сугробом выживет кустик -Всем морозам назло!

Создавать эмоциональный отклик на музыку, развивать способность, анализировать переживания,  развивать воображение.

  Педагог: Прозвучала музыка, ребята, скажите, что вы представляли себе, когда слушали её? (ответы детей…направление - звонкая,  музыка- признак лёгкости и покоя, «образ падающих снежинок»).

А какими вы их увидели?

Дети: Мерцающими, светящимися, падающими!

Педагог: «Назовите мне знакомые инструменты, звучание  которых вы услышали?»

Дети: - Металлофон, треугольник, колокольчики.

Педагог: Правильно! Эти музыкальные инструменты очень точно передают образ мягкой, сказочной, застывшей зимней природы.

- «Посмотрите и послушайте, пожалуйста, эту зимнюю зарисовку, (Слушают и смотрят зарисовку на музыку М. Таривердиева)

Педагог: Вам понравилось, ребята? А скажи-ка (обращение к одному ребёнку), какое настроение природы ты почувствовал? А что ты увидел ? (к другому ребёнку)

Дети: (возможные ответы детей)- Мечтательное, спокойное, загадочное, зачарованное!

Педагог:

 Верно, и музыка передаёт это настроение, это волшебство и сказку?

А у нас свами ребята есть замечательная песня, передающая то же настроение и называется она…Зимняя сказка…. Давайте споём её.

Пение.

(исполняют «Зимняя сказка» сидя на стульчиках)

  Педагог:

Звучит фонограмма Вивальди – «Времена года»

«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой

Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит. 

-Ребята, скажите, а какой ещё бывает зима?

Дети: - морозная, студёная, ледяная, страшная и могучая (иные ответы детей).

Педагог: Правильно, ребята, зима бывает и такой (используется видеозарисовка «Лучшая короткометражка», особенностью которой является сочетание характерного «тревожного» аудиоряда с могуществом и мощью зимней природы).

(возможные реплики и возгласы, поддержка и развитие впечатлений и эмоций на уровне короткой беседы)

Очень хорошо! Все ваши впечатления были интересными, оригинальными.

Педагог:

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Игра 

Танец-зарисовка «Что нам нравится зимой?»

Развитие эмпатии: ориентации на  эмоциональное состояние и поведение другого,  у детей  посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта. Развитие способности общаться с помощью пантомимики, мимики, жестов. Развитие  внимания.

Подведение итогов через общение с детьми о прошедшем занятии.

Педагог: 

Наше занятие подходит к концу

(направление беседы и возможные наводящие вопросы) 

Какой бывает зима?

Скажите пожалуйста, какая музыка вам больше понравилась и чем она вам запомнилась?

Какие музыкальные инструменты наиболее точно отображают загадочность и мягкую красоту природы? А звучание каких вызывают тревогу и ощущение опасности?

Анализ беседы

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее при применении педагогической модели, в которой возможна интеграция разных видов деятельности.

Список используемой литературы.

1.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 -6 лет. -ТЦ Сфера.2008

 2. Минина Е. А. Праздники, развлечения и игровые занятия  для детей с детском саду для детей 5

-7 лет. Ярославль:  Академия развития, 2009.

3.Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990.

4.И. Каплунова, И. Новоскольцева .Праздник каждый день(подготовительная группа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...