Программа для подготовительной группы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического развития"
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) по теме

Наталья Николаевна Петрова

Музыкальное воспитания является одним из средств формирования личности ребенка. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности.

Программа предназначена для обучения детей 6-7 лет и содержит задачи обучения, перечень тем для занятий, подробный учебно-тематический план и список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-programma_po_slushaniyu_podg_gr.doc73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа  для подготовительной группы

Классическая музыка как фактор художественно-эстетического развития

Пояснительная записка

        Музыкальное воспитания является одним из средств формирования личности ребенка. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности.

Восприятие музыка является ведущим видом деятельности. Исполнительство и творчество дошкольников основывается на  ярких музыкальных впечатлениях. Через восприятие музыки дети знакомятся с различными видами, жанрами музыки, узнают тембры музыкальных инструментов и учатся различать голоса, знакомятся с композиторами, музыкальными профессиями, таким образом обогащая свои впечатления.

Основной целью развития музыкального восприятия является формирование у детей эмоциональной отзывчивости, привитие интереса и любви к ней.

Задачи:

  1. Поддерживать возникающий у детей эмоциональный отклик на музыку, формировать потребность в ее слушании и запас музыкальных впечатлений.
  2. Постепенно развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, слышать его общий характер и настроение контрастных частей.
  3. Определять элементарный жанр пьесы.
  4. Учить детей слышать тембр различных инструментов группы ударных, духовых, струнных, клавишных (барабан, литавры, труба, валторна, флейта, скрипка, виолончель, арфа, контрабас, фортепиано, аккордеон)
  5. Развивать желание детей воплощать характер музыки, музыкальные образы в творческих движениях.
  6. Знакомить детей с композиторами, средствами музыкальной выразительности (лад, темп, регистр, динамика), обогащение словаря эпитетами характеризующими настроение музыкального произведения (музыка задумчивая, взволнованная, ласковая, нежная, торжественная).

К концу учебного года дети  эмоционально откликаются на произведение; определяют ее настроение, жанр, характер; выражают желание поделиться своими музыкальными впечатлениями в движениях, рисунках; имеют представление о творчестве некоторых композиторов (П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков и др.), свободно владеют музыкальной терминологией (средства музыкальной выразительности), музыкальными профессиями (композитор, скрипач, дирижер и др.)

Данная программа предназначена для обучения детей 6-7- лет.

Формы работы: занятия (фронтальные, индивидуальные, подгрупповые), доминантные, комплексны занятия, беседы.

Краткое содержание программы:

Тема 1.  «Колыбельная. Марш. Танец»

Прослушивание маршей разного настроения, контрастного характера. Композиторы П.Чайковский, Д. Шостакович, Д. Кабалевский.

Прослушивание колыбельных песен композитор Г. Свиридов.

Прослушивание вальсов контрастного характера. Композиторы: С.Майкапар, А.Гречанинов, П.Чайковский, Ф.Шуберт, И.Брамс

Прослушивание произведений плясовой тематики композиторов И.Стравинского, Г.Свиридова, П.Чайковского

Прослушивание русских народных хороводов «Со вьюном я хожу», Во поле береза стояла» и др.

Тема 2. «Детский альбом» П.И. Чайковского

Повторение произведений П.И.Чайковского, написанных для детей и объединенных в «Детский альбом», знакомство с новыми, беседа о композиторе.

Тема 3. «Бирюльки» С.Майкапар

Повторение произведений С.Майкапара, написанных для детей и объединенных в цикл «Бирюльки», беседа о композиторе. Знакомство с новыми произведениями из альбома.

Тема 4. «Сказка в музыке»

Беседа о композиторе Н.А.Римском-Корсакове (фрагменты сказки-оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), П.И. Чайковском (фрагменты балета «Щелкунчик», «Спящая красавица»)

Знакомство с композитором С.Плехановым (сюита «Кощей Бессмертный»), А.Лядовым («Баба Яга»)

Тема 5. «Природа и музыка»

Знакомство и повторение ярко изобразительной музыкой, показывающей образы природы композиторов, С.Майкапара, Г.Свиридова,  Э.Грига, С.Прокофьева, П. Чайковского, А.Гречанинова, Л.Бетховена, А.Вивальди

Тема 6. «Музыка о животных»

Прослушивание произведений из цикла К. Сен-Санса «Карнавал животных», беседы и произведениях. Прослушивание произведений, показывающих образы животных композиторов Э.Грига, Н.Римского-Корсакова

Тема 7. «Народные музыкальные инструменты»

Беседы о группах музыкальных инструментов в народно оркестре, об особенностях оркестра народных музыкальных инструментов. Прослушивание одноименных произведений в сольном исполнении инструмента и в оркестровом звучании.

Тема 8. «Симфонический оркестр»

Беседа о композиторе С.Прокофьеве, прослушивание симфонической сказки «Петя и волк». Беседы о группах музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Прослушивание произведений Ф.Пуленка, А.Вивальди, К.Сен-Санса, В.А.Моцарта, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, Э.Грига

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Тема 1.  «Колыбельная. Марш. Танец»

  • Беседа о композиторе Г.Свиридове;
  • Прослушивание, беседы о произведениях:

Колыбельная Г.Свиридов, Колыбельная А.Лядов, Колыбельная из оперы «Садко» Н.Римский-Корсаков;

  • Беседа о композиторе Д.Шостаковиче;
  • Беседа о композиторе Д.Кабалевском;
  • Беседа о композиторе П.Чайковском;
  • Прослушивание, беседы о произведениях:

Марш Д.Кабалевский, Марш деревянных солдатиков П.Чайковский, Марш Д.Шостакович, Солдатский марш Р.Шуман;

  • Прослушивание, беседы о произведениях:

Камаринская П.Чайковский, Парень с гармошкой Г.Свиридов, Мужик на гармонике играет П.Чайковский, И.Стравинский Русская Песня, Русская песня П.Чайковский;

  • Прослушивание, беседы о произведениях:

Вальс С.Майкапар, Вальс А.Гречанинов, Вальс снежных хлопьев П.Чайковский, Вальс Ф.Шуберт, Вальс И.Брамс, М.Глинка Вальс-фантазия;

  • Прослушивание, беседы о произведениях:

Со вьюном я хожу, Ходила младешенька по борочку, Во поле береза стояла, Веснянка.

2

3

5

Тема 2. «Детский альбом» П.И. Чайковского

  • Беседа о композиторе П.Чайковском;
  • Прослушивание, беседы о произведениях из «Детского альбома»: Мама, Камаринская, Игра в лошадки, Сладкая грёза, Баба-яга, Болезнь куклы, Новая кукла, Неаполитанская песенка, Шарманщик, Немецкая песенка, Старинная Французская песенка.

1

4

5

Тема 3. «Бирюльки» С.Майкапар

  • Беседа о композиторе С.Майкапаре;
  • Прослушивание, беседы о произведениях из «Бирюлек»: Мотылек, Колыбельная, В садике, Осень, Вальс, Музыкальная шкатулка, Семимильные сапоги, Сказочка, Маленький командир, Менуэт.

1

2

3

Тема 4. «Сказка в музыке»

  • Беседа о сказках, о писателе А.Пушкине, композиторе Н.Римском-Корсакове
  • Прослушивание и беседы о произведениях: Сказка о царе Салтане, Три чуда, Море, Полет шмеля; Песни и пляски птиц, С подружками по ягоду ходить, Туча со громом сговаривалась Н.Римский-Корсаков, Марш Черномора М.Глинка, Танец феи Драже, Вальс, Интродукция, Баба-Яга П.Чайковский,   Баба Яга А.Лядов, В пещере горного короля, Шествие гномов Э.Григ
  • Просушивание сюиты С.Плеханова «Кощей Бессмертный»

2

4

6

Тема 5. «Природа и музыка»

  • Прослушивание, беседы о произведениях: Облака плывут С.Майкапар, Дождик, Весна и осень Г.Свиридов, Утро, Ручеек  Э.Григ, Дождь и радуга, Вечер С.Прокофьев, Осень, На тройке, Подснежник, Песнь жаворонка П. Чайковский, Подснежник А.Гречанинов, Ходит месяц над лугами С.Прокофьев, «Гроза» Л.Бетховен, А.Вивальди «Времена года» Зима, Лето.

3

3

Тема 6. «Музыка о животных»

  • Прослушивание и беседы о произведениях: Королевский марш льва, Кенгуру, Антилопы,  Кукушка в чаще леса, Лебедь, Слон, Аквариум К.Сен-санс, Птичка, Бабочки Э.Григ, Полет шмеля Н.Римский-Корсаков, Кукушка Л.Дакен, Песнь жаворонка П.Чайковский, Кузнечики и стрекозы С.Прокофьев

3

3

Тема 7. «Народные музыкальные инструменты»

  • Беседа о народных музыкальных инструментах
  • Беседа о духовых инструментах в народном оркестре (рожок, жалейка, свирель)
  • Беседа о струнных инструментах народного оркестра (гусли, цитра)
  • Беседа об ударных инструментах (шумовые)
  • Беседа о клавишных инструментах (гармонь, баян, аккордеон)
  •  Прослушивание музыкальных произведений: Ю.Вострелов (баян) Танец матрешек,  Веснянка (гусли) белорусская мелодия,  Валенки, Светит месяц,  (оркестр народных инструментов), С.Плеханов сюита «Кощей Бессмертный» (фрагменты)

2

5

7

Тема 8. «Симфонический оркестр»

  • Беседа о музыкальных инструментах симфонического оркестра
  • Беседа о композиторе С.Прокофьеве
  • Прослушивание, беседы о симфонической сказке «Петя и Волк»
  • Беседа о духовых инструментах (деревянные и медные)
  • Беседа о струнных инструментах (струнные-смычковые и струнные-шипковые)
  • Беседа об ударных инструментах(литавры, гонг, ксилофон..)
  • Беседа о клавишных инструментах (фортепиано, рояль)
  • Прослушивание произведений: Сицилиана А.Корнеев (флейта и ф-но), Соната для флейты Ф.Пуленк, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для флейты с оркестром Концерт для фагота с оркестром А.Вивальди, Слон, Лебедь К.Сен-Санс, Утро Э.Григ, Черномора М.Глинка, Полет шмеля Н.Римский-Корсаков, Симфония №40 В.А. Моцарт

2

6

8

10

30

40

Список используемой литературы:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: "Просвещение", 1984.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.

4. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. / Ред. О.П.Радынова – М.: Просвещение, Владос, 1994.

5. Радынова О. Слушаем музыку: Книга для воспитателя и музыкального руководителя. - М., 1990.

6.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке, Сфера, 2010г.

7. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Песня, танец. марш, Сфера, 2010г.

8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке, Сфера, 2010г.

9. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты, Сфера, 2010г.

10. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Народные колыбельные песни, учебное пособие, Сфера, 2010г.

11. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации, Сфера, 2010г.

12. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии Р.А.Н., 1997г.

13. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989г.

14.Выготский Л.С. Детская психология. М.: «Педагогика», 1987г.

15.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль.: Академия развития, 1997г.

16.Нетопина С.А. Воспитывая интерес. М.: Знание. 1998г.

17.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....

"Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в ДОУ"

Художественнно-эстетическое воспитание старших дошкольниковчерез восприятие классической музыки...

Программа для старшей группы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического развития"

Музыкальное воспитания является одним из средств формирования личности ребенка. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие, исполнительст...

"Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников"

Консультация для музыкальных руководителей  "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников"...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка)

Рабочая программамузыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Музыка) составлена, основываясь на общеобразовательную прогр...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей с ТНР

Рабочая программа музыкального руководителя (далее Программа) для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности для детей с ТНР разработана и утверждена в структуре Адаптированной основной образов...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей с РАС

Рабочая программа обеспечивает  развитие детей с РАС с учетом их индивидуальных особенностей по направлению развития: музыкально-эстетическому.  Настоящая рабочая учебная программа составлен...