Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы
статья (старшая группа) на тему
Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 64.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Логинова
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 5»
«Светлячок» г.Няндома
Развитие певческих навыков
у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.
Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.
Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:
Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.
Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.
А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).
Также детям нравится упражнение “Пружинки”: по моей команде “вверх” - поднимаются на носочки, “вниз” - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги).
Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются.
Выработке певческой постановки также способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В.В. Емельянова.
Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);
“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);
“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);
“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);
“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);
“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);
“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
“Улыбка” (улыбнуться).
Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.
В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Для этого использую в работе различные образы, например:
• играет ветер с листвой;
• звучат пчела, жук, комар;
• спустился воздух из колеса машины;
• сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”).
Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом “танцуют” вальс. (см.фото)
С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.
Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.
Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:
• почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
• снять усталость и утомление;
• развивать интонационный и фонематический слух;
• формировать правильное звукообразование.
В своей работе я использую видеопроекты [7], с игровыми упражнениями «Пчёлка», «Жук», «Самолёт», «Снежинка», где дети учатся воспроизводить своим голосом направление мелодии на определенные звуки: «з», «ж», «у» и т.д. (Рисунки 1,2,3)
Рис.1 Рис.2 Рис.3
В результате таких игровых упражнений у детей закрепляются интонационный слух и дикция.
Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:
• человеческому голосу (крик, смех, плач),
• голосам животных (мяукать, куковать и т.д.),
• “голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.
Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, “Здравствуйте!”), названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем использую словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т.д.). Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.).
Варианты заданий в играх даю разнообразные:
• произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;
• изменяем регистр голоса: высоко, низко;
• изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.
Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.
Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.). Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.
Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.
С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Шла веселая собака” Е.Попляновой и другие песни-игры.
Большое внимание в работе с детьми уделяю распеванию. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на основе методического пособия «Учимся петь, играя» А.А. Евтодьевой. [3, с.5]
ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. ( «Маша и медведь», «Лиса и воробей», «Карабас Барабас и куклы» и др.)
Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком. Пение сопровождается наглядными приёмами: иллюстрациями с заданными сюжетами.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.
Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.
Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?
Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Список литературы
- Абелян Л., Как Рыжик научился петь – М.: Советский композитор, 1989. – 33с.
- Битус А.Ф., Битус С.В., Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007. – 96с
- Евтодьева А.А., Учите петь, играя
- Емельянов В.В, Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.- 192c
- Картушина М.Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду – М.: 2010 – 176с
- Кацер О.В., Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005. – 52с
- Музыкальный сад - Форум // http://www.musical-sad.ru/forum/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...
Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...
«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру»
laquo;Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру» Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос (от лат. vox). И уникальность его заклю...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ
Мастер – класс «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....
Статья на тему : Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы
Статья поможет музыкальным руководителям решить проблемы постановки певческого навыка (голоса) у ребенка-дошкольника. В игровой форме, через различные виды детской музыкально...
Методическое пособие по формированию певческих навыков у детей дошкольного возраста через хоровое пение. Из опыта педагогической работы.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Наша задача научить дете петь правильно и кравсив...
Статья «Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы в образовательном процессе».
Статья "Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы в образовательном процессе "...
- Мне нравится (1)