Развитие музыкальных и творческих способностей посредством русского народного фольклора (из опыта работы)
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему
Представлен мой опыт работы по музыкальному фольклору. Основная цель развить способности детей посредством фольклора. Для детей это простой игровой материал в котором им легче перевоплащаться, раскрыться и творить. Так же я рассказываю сдесь о своей работе в кружке "Россияночка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_avtosohranennyy.docx | 43.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗНАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОТДЕЛЕНИЕ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ №3
ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сообщение из опыта работы
на тему:
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора»
Подготовила и выступила на РМО
для музыкальных руководителей
в отделении по дошкольному образованию №3
МБОУ ЗСОШ (май 2012г)
Музыкальный руководитель: Смелянская Л.С.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-другому, многое заново понимаем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Обратиться к его истокам помогает фольклор, ведь в его содержании жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека. Музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры: песни, былины, плачи. И инструментальные жанры: танцевальные, наигрыши, пастушьи сигналы. Причина долговечности лежит в самой природе фольклора. Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку и была для него естественной необходимостью. Народная музыка жила в действии, в игре, в обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. М.Горький писал: «Ребенок до 10- летнего возраста требует забав и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем, он познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, с игрой. Этим требованием забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора».
Таким образом, можно сделать вывод, что детский музыкальный фольклор играет важную роль в развитии музыкальности детей.
Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн – в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон – в 5 лет. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Многочисленные исследования показали, что музыкальный фольклор является видом деятельности, интересным для детей дошкольного возраста. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает общеинтересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Музыкальный фольклор, применяемый в обучении детей.. многообразен. анализ произведений показывает, какие конкретные средств музыкальной выразительности оказывают наиболее сильное влияние на процесс восприятия. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей .В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Все это говорит о том, что музыкальный фольклор может быть одной из основ музыкального репертуара в детском саду.
Первое знакомство ребенка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. От того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, народные игрушки. Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах.
Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов. Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения. Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, ритмики, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее). С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трех лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребенка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребенка. Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”, “Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты береза”, “Я на горку шла”, “Я рассею свое горе”. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.
Народные хороводные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и т.д. Музыкально – игровые приемы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если у меня в руках кошка, то сначала обязательно читаю стихотворение о ней, дети поют песню, затем кошечка танцует под музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, погремушке), а в конце занятия она обязательно поиграет с детьми в прятки, догонялки. Та же структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой, зайкой. Детские песни поддерживают в дошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц, животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление к повторам и звукоподражаниям, что способствует развитию голосового аппарата и музыкального слуха . Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой песне или потешке. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
Знакомиться и играть на музыкальных инструментах я уже начинаю в 1 младшей группе. Этот вид деятельности является для детей очень интересным и увлекательным, но гораздо интереснее и качественнее он проходит, если создана игровая ситуация. Например, к малышам на занятие пришла куколка, которая “послушала” колыбельную песенку, спетую детьми, и заснула. Для того чтобы ее разбудить я предлагаю детям поиграть на ложках. Так проходит наше первое знакомство с музыкальными инструментами. С детьми постарше для знакомства с другими инструментами можно использовать “Веселый кубик”. На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, ложки, колокольчик, треугольник. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:
Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет!
Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. Остальные дети ему хлопают. Игра повторяется несколько раз.
В рамках инновационной деятельности приобщаю детей к фольклору через непосредственно-образовательную деятельность, кружковую работу, через праздники и развлечения. Опыт работы помог конкретизировать следующие задачи:
1.Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
2.Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
3.Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
4.Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей;
Интерес и любовь к народному фольклору нужно воспитывать, поэтому с детьми использую следующие методы:
1. Исполнение и разучивание произведений русского фольклора;
2. Слушание народной музыки;
3. Чтение книг и сказок как путь накопления знаний о народном творчестве;
4. Пение различных упражнений, песенок, попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы;
5. Музыкальные-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.
Приобщаю детей к участию в календарных обрядовых праздниках, где происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.
Основной формой работы для меня являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора.
Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные ...и т.д.
Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям и использовании нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.
В своей работе использую доминантный вид музыкальных занятий, на которых ведущей формой проведения – игровая. Занятия строятся по 2 этапам:
1 этап – развивающий, направленные на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков. Занятия проходят в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.
2 этап – репродуктивно-творческий. Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
Весь используемый мною фольклор распределен:
1)календарный фольклор
2) потешный фольклор;
3) игровой фольклор
Календарный фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. А также детские гадания и заговоры, у детей они являются элементами игры. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички., обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.
Потешный фольклор
Потешный фольклор-прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека .Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Основываясь на своем опыте, могу сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.
Особенно ценными для музыкального развития детей являются музыкальные праздники, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, духовно обогащают детей. Праздники – это не только своеобразный итог проведенной с детьми работы по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Фольклорные праздники - возможность для детей проявить свои музыкальные творческие способности в любом виде деятельности.
В течение года в рамках инновационной работы мною организуются различные фольклорные праздники, развлечения, встречи с интересными людьми. Это «Осенние ярмарки». Они проходили с веселыми скоморохами, песнями, играми. На «Осенних посиделках» из рассказа долгожительницы прабабушки Димы А. – Анны Ивановны дети узнали, чем русский народ занимался в старину долгими осенними вечерами: молодые люди пряли, вязали, вышивали, и вс это сопровождалось пением народных песен. На наши посиделки была приглашена бабушка Арсения С. - участница народного хора «Орловские Зори» Гончарова В.И. Она была в русском народном костюме и пела ласково, нежно, старинно, русские песни и своим пением заворожила детей и всех присутствующих на празднике. Дети пригласили её еще в гости и она с удовольствием разучивала с ними частушки, которые в дальнейшем были использованы на наших праздниках.
Не менее трогательно проходил народный праздник «Рождественские святки», где дети узнали много нового, интересного, выступали с гаданием, русскими народными хороводами, колядками с пожеланием добра и здоровья.
Проводили и другие праздники: На празднике «Масленица» дети играли в народные игры «Гори гори ясно», «Горелки», «Пятнашки», «Карусель», участвовали в разнообразных конкурсах. Веселые хороводы, игры привлекали даже самых малоактивных, застенчивых детей, которые вступали в игры и забывали о своих комплексах. Заканчивался праздник сжиганием соломенного чучела и угощением блинами.
Праздники – это не только своеобразный итог проведенной с детьми работы по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Но не все дети в группе одинаковы. Встречаются малоактивные, робкие, застенчивые, неуверенные в себе дети. Например, Полина Б., Даша Л, Настя Ф. и др. Этих детей я включила в свой кружок «Россияночка», цель которого развитие музыкально-творческих способностей малоактивных детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Кружок проводится 1 раз в неделю по четвергам во 2 половине дня по 25-30 минут. На каждом занятии я создаю условия для развития активности детей: оформляю зал в русском народном стиле, на центральной стене вывешиваю русские народные платки, кружева, на следующем занятии вывешиваю иллюстрации русских народных инструменты, вношу элементы русских народных костюмов: кокошники, картузики, фартуки, веночки, ленточки, подбираю соответствующее музыкальное сопровождение (звон колоколов, звуки деревни, русские народные песни). Всё это сразу повышает интерес детей, настраивает на совместную деятельность. Успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости, выразительности в пении и движениях;
2. Развитие творческой активности во всех видах деятельности: импровизация маленьких песен, попевок, колыбельных, передача характерных образов в играх и хороводах;
3. Формирование самостоятельности, инициативы, активности, инициативности, стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать;
4. Воспитание интереса к музыке, к фольклору путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха.
Форма работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Все занятия проходят в форме игры: инсценировка и драматизация попевок, прибауток, небылиц, чудес, сказок, импровизация, работа над сценической выразительностью: действия, движения, жесты, мимика персонажа, интонация. Большую помощь в разучивании текста, подготовке декорации, изготовлении костюмов оказывают родители воспитанников.
В кружке «Россияночка» при проведении занятий я сочетаю следующие образовательные области познания детей.
1. Познавательное развитие (игры и упражнения, разучивание пословиц, потешек, закличек, считалочек, загадок, основанных на русском фольклоре)
2. Художественно-эстетическое развитие (знакомство с русскими народными песнями, хороводами, частушками, попевками, народными танцами и играми)
3. Речевое развитие (знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в спектаклях, сказках, играх, занятиях, праздниках)
4. Физическое развитие (формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх, танцах)
5. Социально-коммуникативное (формирование гендерной принадлежности, формирование доброжелательных взаимоотношений)
В процессе занятий в кружке «Россияночка» дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства, так как взаимодействие ребенка с различными формами народного фольклора (обрядовые песни, игры, танцы, хороводы, сказки, малые фольклорные жанры) – это всё неоценимое богатство, которое помогает ребенку преодолеть скованность, застенчивость. Фольклор обогащает их опыт, способствует формированию и развитию музыкальных творческих способностей.
Вся моя работа дала положительный результат. Дети стали намного активней, выразительней, артистичней в пении, в движении, в сценических действиях. Это особо отмечается в выступлениях детей на детских праздниках, концертах, на большой сцене в школе, ДК. Всё это подтверждается грамотами, дипломами Всероссийских, областных, районных конкурсов, заметками в газетах.
Так, постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно, влияние музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей будет способствовать успешному развитию в будущем и стать нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
В перспективе планирую продолжать работу в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)
Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....
Обобщение опыта по теме "Формирование диалогической речи дошкольников посредством русского народного фольклора"
Данный материал рекомендован воспитателям детского сада разновозрастных групп. Данная работа направлена на формирование диалогической речи дошкольников....
Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016
Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"
в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....
Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества" (из опыта работы)
Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества(из опыта работы) В раннем возрасте ребенок о...
«Развитие музыкальных и творческих способностей посредством музыкальных игр».
Статья о развитии музыкальных и творческих способностей посредством музыкальных игр....
Статья. Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности.
Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности....