"У самовара не скучаем"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Шахова Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_samovara_ne_skuchaem.docx34.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «У самовара не скучаем»

Возраст: дети подготовительной группы

Место проведения: музыкальный зал

Словесное описание оформления зала: зал оформлен в стиле русской избы, в углу печь, утварь, на центральной стене нарисован самовар, рядом стоят лавки, сундук, стол для чаепития

Программное содержание

  1.  Способствовать у детей формированию устойчивого интереса к русскому крестьянскому быту.
  2.  Активизировать память детей, обогащать яркими впечатлениями, создавать радостное настроение.
  3.  Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности, формировать певческие, танцевальные навыки и навыки игры на детских музыкальных инструментах. Развивать у детей артистизм, уверенность в себе
  4.  Развивать желание детей выступать перед  родителями и сотрудниками детского сада
  5.  Прививать любовь к Родине, родному краю.

Предварительная работа: оформление музыкального зала, подбор музыкального материала, изготовление костюмов, работа над постановкой танцев, разучивание песен, обучение игре на детских музыкальных инструментах, разработка сценария.

Индивидуальная работа: Разучивание частушек, обучение игре на музыкальных инструментах, Куракову Элину на металлофоне

Материалы и атрибуты: атрибуты для игр на музыкальных инструментах, русские костюмы, посуда для чаепития, самовар.

Репертуар:

  1.  Песня «Прялица»
  2.  Песня «Рябинушка» муз.и сл. А. Рождественского
  3.  Танец «Кремена» Бурениной
  4.  « Танец с осенними листьями»
  5.  Русский народный танец
  6.  Частушки
  7.  Оркестр «К нам гости пришли»

Литература:

1.3.Роот «Песенки для малышей»

2.«Веселая ярмарка» Н.В.Бердникова

3. Дошкольное воспитание

4.Осенние праздники в детском саду Е.И.Морозов

1 хозяйка      

 Дорогих гостей встречаем

                      Круглым, пышным караваем.

                      Он на блюде расписном

                    С белоснежным рушником  

                      Каравай мы вам подносим.

                      Поклоняясь, отведать

просим

2 хозяйка      

В гости всех мы к вам зовем,

                      И чайку мы всем нальем.

                      Сверху пар и снизу пар,

                      Вот он, русский самовар!

Ставят каравай и самовар на стол

1 хозяйка

В старые         времена был па Руси такой обычай: как заканчивал

                      крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на

посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей  

                      поглядеть, да себя показать.

Песня «Осенняя рябинушка»

А какие же посиделки без чайку самоварного, горячего,

бодрящего! Чаепитие на Руси всегда

было доброй традицией. Вез него не обходились ни одни

посиделки!

2 хозяйка        

                       Вот         и мы собрались сегодня в нашей хате на веселые,  

                       «чайные» посиделки!

                       Милости просим на чашечку чая!

                       Рады всех мы пригласить,

                       Чаем вволю напоить!

1-й ребенок  

Тары, бары  растабары.

Выпьем чай из самовара

С сухарями, с сушками.

Со сладкими ватрушками,

 С бубликами вкусными,

С пирогами русскими!

2-й ребенок  

                        Чай с вареньем и с лимоном.

                        С кренделями и с поклоном.

                        Завари, и крепкий чай

                        Добрым молодцам подай!

3-й ребенок    

                        И внакладку, и вприкуску,

                        Пейте чай, друзья, по русски!

                        Напился чаю от души.

                        Веселись тогда, пляши!

4-й ребенок        

Мы веселые ребята,

                           Мы нигде не пропадем,

Если надо, то станцуем

                       Если надо, то споем

Песня «Прялица»

5-й ребенок

                        Мы за чаем не скучаем.

                        Мы частушки сочиняем.

                        Частушки не случайные,

                        Частушки тоже «чайные»!

6-й ребенок

                       Сейчас частушки пропоем,

                       Потом еще чайку попьем!

Дети исполняют «чайные» частушки

1 хозяйка

                      Хорошо частушки пели,

                      Милые ребятки.

                      Отгадать теперь прошу

                      Все мои загадки

                      Был листок зеленым,

                      Черным стал, томленным.

                      Был листочек зубчатым-

                      Стал листочек трубчатым.

                      Был он на лозине-  

                      Стал он в магазине (чай)

(В.Волина)

Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал-

                     Там и пропал (сахар)

Четыре ноги,

Два уха,

Один нос да брюхо (самовар)

                       Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит (самовар)

Как начнет

Говорть- разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать.

(чайник)

(Е. Данько)

2 хозяйка

                      Ай, да молодцы, ребятки,

                      Разгадали все загадки!

                      А теперь пора сплясать,

Свою удаль показать!

7-й ребенок        

                     Мы         танцев много знаем,

Их мы любим танцевать,

                     На «чайных» посиделках

                     Хотели мы сплясать!

8-й ребенок

Эй,друзья,идитевкруг,

Смело, без опаски.

Нам сегодня лучший друг-

Тот, кто любит пляски!

Танец с осенними листьями

1 хозяйка        

А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар? Хотите, расскажу?  

Изобрели и изготовили первый самовар в Туле, более 300 лет назад.

Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро

                     закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые

                     щепочки, палочки, шишки

2 хозяйка

Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из

фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки,

краники, ручки делали в виде рыб,львов, петухов и других

животных. Делали на самоваре и надписи типа: «Самовар

кипит, уходить не велит», «Где есть самовар, там и под

елью рай».По красоте и украшениям самовара можно было

судить о достатке в семье. Чем больше доход у семьи, тем

богаче был украшен самовар.

1 хозяйка

У многих людей есть самовары и сегодня. Правда,

пользуютсясейчас в основном электрическими

самоварами. Ребята, у кого из вас дома есть самовар? Вам

нравится пить из него чай?

2 хозяйка

Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто

трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который объединяет

людей занеспешным разговором.

Мы за чаем не скучаем –

 Разговор едем за чаем,

Самовар за стол несем,

Говорим о том, о сем...

1 хозяйка

           Обычно к чаю подавались мушки, сухарики, бублики, варенье

ароматное, удивительно приятное, мед, сахар. Чай, наши

предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами,

а наливали егов блюдце, которое держали за донце.

Хозяйка наливает чай в блюдце и показывает, как его держали, как пили чай из блюдца

Дети рассказывают по очереди

2 хозяйка

А кто из вас, ребята, знает, как надо правильно заваривать чай?

  •  Сначала надо сполоснуть чайничек кипятком.
  • Потом положить несколько ложечек сухой заварки.

  • Залить заварку крутым кипятком и накрыть чайничек специальной куклой- барышней

Хозяйка показывает куклу с ватным подолом

  • А если нет такой куклы, можно накрыть просто полотенцем.
  • Чай         должен постоять некоторое время, чтобы хорошо настояться

2 хозяйка        

Все- то вы знаете! А вот какой бывает чай

Дети рассказывают по очереди

  • Чай бывает черным и зеленым.
  • Он бывает гранулированным и листовым.
  • Листочки в чае могут быть средними и крупными.
  • А еще есть чай в пакетиках.
  • Из полезных растений гоже заваривают чай

  • 1 хозяйка
  • Правильно! С давних времен на Руси любили и умели

вкуснозаваривать травяной чай. Для этого

использовали особенно душистые, целебные травы.

Чай из трав - бальзам от всех болезней,

И напитка нет, друзья, полезней. Кто здоровым хочет быть,

Должен чай из травок пить! Кто из вас, ребята, знает, из каких

Растенийможно приготовить полезный, бодрящий,

целительный напиток?

Дети по очереди отвечают

  • Из цветков липы заваривают чай от простуды и кашля
  • Из мяты - успокаивающий чай, помогающий при головной боли.
  • Ароматный чай получается из донника, душицы, мелиссы
  • Чай из листьев и побегов малины- прекрасное средство от простуды, снижает температуру у больного
  •  Чай из плодов шиповника и боярышника полезен при болезнях сердца
  • Из шалфея и малины получается чай от ангины

  1. хозяйка

        Милый друг, не позабудь:

Коль беда случиться.

Вполне можно вкусным чаем

С травами лечиться!

Сейчас я налью вам по чашечке чая, а вы попробуйте

определить, какие травы придают            

                            особенный аромат и вкус этому чаю.

Для приготовления чая используются мята, душица, мелисса, смородина

    2  хозяйка

                         Да, чай из трав, несомненно, очень полезный и вкусный напиток. Но многие предпочитают настоящий чай, выращенный и собранный на чайных плантациях. Сегодня чай выращивают в                      Китае, Индии, на Кавказе, Цейлоне, в Краснодарском крае. А вообще родиной чай считаются Индия и Китай. В России чай впервые появился в 1638 году, когда русский посол Василий Старков привез его в подарок русскому царю. Чай всем понравился. С той поры он получил                        широкое распространение. Вот и мы с вами любим чайком обаловаться!

1 хозяйка

                        Чай- это вечнозеленое растение.

                        Он растет на кустах и небольших деревьях.

                        Собирают чай вручную

8-й ребенок

Хорошо чайку попить,

                        О пользе чая говорить.

                        Теперь пора сплясать!

                        Свою удаль показать!

9-й ребенок

                        Эх, топни, нога,

                        Топни, правенькая,

Я сейчас плясать пойду.

                        Хоть и маленькая!

Русский танец

1 хозяйка

                     Да, ребята, чай, без сомнения, вкусный и полезный напиток. В нем есть много витаминов идругих полезных веществ. Но не надо забывать: пить следует только свеже заваренный чай. Не зря восточная мудрость гласит: «Свежезаваренный чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее». Старую вчерашнюю заварку лучше использовать для полива домашних цветов. Цветам он не повредит. Но мы с вами не цветы, мы будем нить только свежеприготовленный чай.

2 хозяйка

Русский народ про чай сложил поговорки. Вы их знаете?

10-й ребенок

                     Чай пить - не дрова рубить.

                     И вспотеешь, не устанешь

1 хозяйка

                      Что-то гости заскучали, праздник надо продолжать.

                      Чтоб народ поразвлекать.

                      Не пора ли поиграть?

11-й ребенок

Эй народ, не зевай,

                      Вместе с нами поиграй!

                      Кто в веселый наш оркестр?

                      Поспеши, не хватит мест!

Оркестр «К нам гости пришли»

1 хозяйка

                      А теперь, детвора,

                      Нас ждет веселая игра!

Игра «Кто быстрее накроет стол для чая»

В игре участвуют двое детей. Они переносят на стол по одному предмету, необходимому для чаепития. Приготовьте парные предметы: чашки, блюдца, ложечки, сахар, тарелочки с бутафорской выпечкой, конфетами, печеньем, салфетками. Для веселья можно подложить предметы, не имеющие никакого отношения к чаепитию: луковицы, вилки.соль и т.п.

2 хозяйка

                       А теперь, друзья, внимание!

                       Командное соревнование:

                       Кто тут сильный? Кто тут ловкий?

                       Покажи свою сноровку!

                       Победителям - сюрприз.

                       Ждет их всех отличный приз

Для игры необходимо приготовить два поварских колпака, два передника. На столе- две кастрюльки, ложки, детские ведерки с водой. Дети делятся на две команды. По сигналу надо надеть колпак, завязать передник, добежать до стола, зачерпнуть ложкой воды в ведерке и вылить в кастрюльку. Затем вернуться в команду, быстро раздеться, передать колпак и передник следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит кастрюльку водой.

1 хозяйка

Молодцы! Все быстро и аккуратно сделали.

Настоящие поварята!

Что ж, воды наносили, можно и за чаек приниматься

Дети чаевничают

2 хозяйка

                      Хорошо чайку попить,

                     О том, о сем поговорить.

                     А не пора ли нам сплясать,

                     Свою удаль показать!

Общая пляска

                     Чай мы пили, танцевали,

                     Очень весело играли.

                     О чае многое узнали.

                     Но, по-моему, устали.

                      Наступает час прощанья,

                      Будет краткой наша речь.

                      Говорим вам: «До свидания!

                      До приятных, новых встреч!»

Звучат русские народные мелодии в записи, дети спокойно выходят из зала. Хозяйки, прощаясь, машут им рукой и в свободной форме приглашают заходить в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

семейные посиделки "У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем"

Развлечение, проведённое с участием родителей на основе русской народной музыки и русской традиции чаепития....

У самовара не скучаем

Конспект музыкально-тематического развлечения о русских традициях чаепития....

У самовара не скучаем

Конспект музыкально-тематического развлечения о русских традициях чаепития....

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

Посиделки: "У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем!"

Продолжать знакомство детей  с негласными символами России....

конспект занятия «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по приобщению к русскому фольклору«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»...