"У самовара не скучаем"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Возраст: дети подготовительной группы
Место проведения: музыкальный зал
Словесное описание оформления зала: зал оформлен в стиле русской избы, в углу печь, утварь, на центральной стене нарисован самовар, рядом стоят лавки, сундук, стол для чаепития
Программное содержание
- Способствовать у детей формированию устойчивого интереса к русскому крестьянскому быту.
- Активизировать память детей, обогащать яркими впечатлениями, создавать радостное настроение.
- Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности, формировать певческие, танцевальные навыки и навыки игры на детских музыкальных инструментах. Развивать у детей артистизм, уверенность в себе
- Развивать желание детей выступать перед родителями и сотрудниками детского сада
- Прививать любовь к Родине, родному краю.
Предварительная работа: оформление музыкального зала, подбор музыкального материала, изготовление костюмов, работа над постановкой танцев, разучивание песен, обучение игре на детских музыкальных инструментах, разработка сценария.
Индивидуальная работа: Разучивание частушек, обучение игре на музыкальных инструментах, Куракову Элину на металлофоне
Материалы и атрибуты: атрибуты для игр на музыкальных инструментах, русские костюмы, посуда для чаепития, самовар.
Репертуар:
- Песня «Прялица»
- Песня «Рябинушка» муз.и сл. А. Рождественского
- Танец «Кремена» Бурениной
- « Танец с осенними листьями»
- Русский народный танец
- Частушки
- Оркестр «К нам гости пришли»
Литература:
1.3.Роот «Песенки для малышей»
2.«Веселая ярмарка» Н.В.Бердникова
3. Дошкольное воспитание
4.Осенние праздники в детском саду Е.И.Морозов
1 хозяйка
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим.
Поклоняясь, отведать
просим
2 хозяйка
В гости всех мы к вам зовем,
И чайку мы всем нальем.
Сверху пар и снизу пар,
Вот он, русский самовар!
Ставят каравай и самовар на стол
1 хозяйка
В старые времена был па Руси такой обычай: как заканчивал
крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на
посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей
поглядеть, да себя показать.
Песня «Осенняя рябинушка»
А какие же посиделки без чайку самоварного, горячего,
бодрящего! Чаепитие на Руси всегда
было доброй традицией. Вез него не обходились ни одни
посиделки!
2 хозяйка
Вот и мы собрались сегодня в нашей хате на веселые,
«чайные» посиделки!
Милости просим на чашечку чая!
Рады всех мы пригласить,
Чаем вволю напоить!
1-й ребенок
Тары, бары растабары.
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками.
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
2-й ребенок
Чай с вареньем и с лимоном.
С кренделями и с поклоном.
Завари, и крепкий чай
Добрым молодцам подай!
3-й ребенок
И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по русски!
Напился чаю от души.
Веселись тогда, пляши!
4-й ребенок
Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем,
Если надо, то станцуем
Если надо, то споем
Песня «Прялица»
5-й ребенок
Мы за чаем не скучаем.
Мы частушки сочиняем.
Частушки не случайные,
Частушки тоже «чайные»!
6-й ребенок
Сейчас частушки пропоем,
Потом еще чайку попьем!
Дети исполняют «чайные» частушки
1 хозяйка
Хорошо частушки пели,
Милые ребятки.
Отгадать теперь прошу
Все мои загадки
Был листок зеленым,
Черным стал, томленным.
Был листочек зубчатым-
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине-
Стал он в магазине (чай)
(В.Волина)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал-
Там и пропал (сахар)
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос да брюхо (самовар)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит (самовар)
Как начнет
Говорть- разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать.
(чайник)
(Е. Данько)
2 хозяйка
Ай, да молодцы, ребятки,
Разгадали все загадки!
А теперь пора сплясать,
Свою удаль показать!
7-й ребенок
Мы танцев много знаем,
Их мы любим танцевать,
На «чайных» посиделках
Хотели мы сплясать!
8-й ребенок
Эй,друзья,идитевкруг,
Смело, без опаски.
Нам сегодня лучший друг-
Тот, кто любит пляски!
Танец с осенними листьями
1 хозяйка
А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар? Хотите, расскажу?
Изобрели и изготовили первый самовар в Туле, более 300 лет назад.
Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро
закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые
щепочки, палочки, шишки
2 хозяйка
Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из
фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки,
краники, ручки делали в виде рыб,львов, петухов и других
животных. Делали на самоваре и надписи типа: «Самовар
кипит, уходить не велит», «Где есть самовар, там и под
елью рай».По красоте и украшениям самовара можно было
судить о достатке в семье. Чем больше доход у семьи, тем
богаче был украшен самовар.
1 хозяйка
У многих людей есть самовары и сегодня. Правда,
пользуютсясейчас в основном электрическими
самоварами. Ребята, у кого из вас дома есть самовар? Вам
нравится пить из него чай?
2 хозяйка
Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто
трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который объединяет
людей занеспешным разговором.
Мы за чаем не скучаем –
Разговор едем за чаем,
Самовар за стол несем,
Говорим о том, о сем...
1 хозяйка
Обычно к чаю подавались мушки, сухарики, бублики, варенье
ароматное, удивительно приятное, мед, сахар. Чай, наши
предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами,
а наливали егов блюдце, которое держали за донце.
Хозяйка наливает чай в блюдце и показывает, как его держали, как пили чай из блюдца
Дети рассказывают по очереди
2 хозяйка
А кто из вас, ребята, знает, как надо правильно заваривать чай?
- Сначала надо сполоснуть чайничек кипятком.
- Потом положить несколько ложечек сухой заварки.
- Залить заварку крутым кипятком и накрыть чайничек специальной куклой- барышней
Хозяйка показывает куклу с ватным подолом
- А если нет такой куклы, можно накрыть просто полотенцем.
- Чай должен постоять некоторое время, чтобы хорошо настояться
2 хозяйка
Все- то вы знаете! А вот какой бывает чай
Дети рассказывают по очереди
- Чай бывает черным и зеленым.
- Он бывает гранулированным и листовым.
- Листочки в чае могут быть средними и крупными.
- А еще есть чай в пакетиках.
- Из полезных растений гоже заваривают чай
- 1 хозяйка
- Правильно! С давних времен на Руси любили и умели
вкуснозаваривать травяной чай. Для этого
использовали особенно душистые, целебные травы.
Чай из трав - бальзам от всех болезней,
И напитка нет, друзья, полезней. Кто здоровым хочет быть,
Должен чай из травок пить! Кто из вас, ребята, знает, из каких
Растенийможно приготовить полезный, бодрящий,
целительный напиток?
Дети по очереди отвечают
- Из цветков липы заваривают чай от простуды и кашля
- Из мяты - успокаивающий чай, помогающий при головной боли.
- Ароматный чай получается из донника, душицы, мелиссы
- Чай из листьев и побегов малины- прекрасное средство от простуды, снижает температуру у больного
- Чай из плодов шиповника и боярышника полезен при болезнях сердца
- Из шалфея и малины получается чай от ангины
- хозяйка
Милый друг, не позабудь:
Коль беда случиться.
Вполне можно вкусным чаем
С травами лечиться!
Сейчас я налью вам по чашечке чая, а вы попробуйте
определить, какие травы придают
особенный аромат и вкус этому чаю.
Для приготовления чая используются мята, душица, мелисса, смородина
2 хозяйка
Да, чай из трав, несомненно, очень полезный и вкусный напиток. Но многие предпочитают настоящий чай, выращенный и собранный на чайных плантациях. Сегодня чай выращивают в Китае, Индии, на Кавказе, Цейлоне, в Краснодарском крае. А вообще родиной чай считаются Индия и Китай. В России чай впервые появился в 1638 году, когда русский посол Василий Старков привез его в подарок русскому царю. Чай всем понравился. С той поры он получил широкое распространение. Вот и мы с вами любим чайком обаловаться!
1 хозяйка
Чай- это вечнозеленое растение.
Он растет на кустах и небольших деревьях.
Собирают чай вручную
8-й ребенок
Хорошо чайку попить,
О пользе чая говорить.
Теперь пора сплясать!
Свою удаль показать!
9-й ребенок
Эх, топни, нога,
Топни, правенькая,
Я сейчас плясать пойду.
Хоть и маленькая!
1 хозяйка
Да, ребята, чай, без сомнения, вкусный и полезный напиток. В нем есть много витаминов идругих полезных веществ. Но не надо забывать: пить следует только свеже заваренный чай. Не зря восточная мудрость гласит: «Свежезаваренный чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее». Старую вчерашнюю заварку лучше использовать для полива домашних цветов. Цветам он не повредит. Но мы с вами не цветы, мы будем нить только свежеприготовленный чай.
2 хозяйка
Русский народ про чай сложил поговорки. Вы их знаете?
10-й ребенок
Чай пить - не дрова рубить.
И вспотеешь, не устанешь
1 хозяйка
Что-то гости заскучали, праздник надо продолжать.
Чтоб народ поразвлекать.
Не пора ли поиграть?
11-й ребенок
Эй народ, не зевай,
Вместе с нами поиграй!
Кто в веселый наш оркестр?
Поспеши, не хватит мест!
1 хозяйка
А теперь, детвора,
Нас ждет веселая игра!
Игра «Кто быстрее накроет стол для чая»
В игре участвуют двое детей. Они переносят на стол по одному предмету, необходимому для чаепития. Приготовьте парные предметы: чашки, блюдца, ложечки, сахар, тарелочки с бутафорской выпечкой, конфетами, печеньем, салфетками. Для веселья можно подложить предметы, не имеющие никакого отношения к чаепитию: луковицы, вилки.соль и т.п.
2 хозяйка
А теперь, друзья, внимание!
Командное соревнование:
Кто тут сильный? Кто тут ловкий?
Покажи свою сноровку!
Победителям - сюрприз.
Ждет их всех отличный приз
Для игры необходимо приготовить два поварских колпака, два передника. На столе- две кастрюльки, ложки, детские ведерки с водой. Дети делятся на две команды. По сигналу надо надеть колпак, завязать передник, добежать до стола, зачерпнуть ложкой воды в ведерке и вылить в кастрюльку. Затем вернуться в команду, быстро раздеться, передать колпак и передник следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит кастрюльку водой.
1 хозяйка
Молодцы! Все быстро и аккуратно сделали.
Настоящие поварята!
Что ж, воды наносили, можно и за чаек приниматься
Дети чаевничают
2 хозяйка
Хорошо чайку попить,
О том, о сем поговорить.
А не пора ли нам сплясать,
Свою удаль показать!
Общая пляска
Чай мы пили, танцевали,
Очень весело играли.
О чае многое узнали.
Но, по-моему, устали.
Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: «До свидания!
До приятных, новых встреч!»
Звучат русские народные мелодии в записи, дети спокойно выходят из зала. Хозяйки, прощаясь, машут им рукой и в свободной форме приглашают заходить в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""
Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...
семейные посиделки "У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем"
Развлечение, проведённое с участием родителей на основе русской народной музыки и русской традиции чаепития....
У самовара не скучаем
Конспект музыкально-тематического развлечения о русских традициях чаепития....
У самовара не скучаем
Конспект музыкально-тематического развлечения о русских традициях чаепития....
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »
Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...
Посиделки: "У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем!"
Продолжать знакомство детей с негласными символами России....
конспект занятия «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по приобщению к русскому фольклору«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»...