Посиделки: "У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем!"
методическая разработка по теме
Продолжать знакомство детей с негласными символами России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_samovara_ne_skuchaem_razgovor_vedyom_za_chaem.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Посиделки:
«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем».
Цель: продолжить знакомство с негласными символами России;
Развивать речь, творческие способности, смекалку учащихся;
Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
- углублять и систематизировать знания о русских народных традициях, в частности - гостеприимстве;
- развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры;
Методы и приемы:
Наглядный (демонстрация);
Практический (опыты, эксперементирование);
Игровой (дидактическая игра, воображаемая ситуация);
Словесный (беседа, рассказ)
Ход мероприятия
Зал оформлен как русская горница. Звучит русская народная музыка. В окошечке сидит рассказчица.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас на наших чайных посиделках.
Стук в дверь.
Ведущий: В гости всех мы к нам зовём,
И чайку мы всем нальём,
Сверху пар и снизу пар-
Вот он, русский самовар.
Звучит русская народная песня «САМОВАР»
Ведущий: Ребята! Мы продолжаем путешествие в мир русской народной культуры. На наших занятиях знакомились с символами России.
Какие символы вы знаете ? (герб, гимн, флаг)
Каждое государство имеет свои символы. Но, кроме главных символов, есть еще и негласные символы.
Назовите их. (березка, матрешка, самовар). Итак, наша встреча посвящена одному из таких негласных символов – самовару.
А какие же посиделки без чайку самоварного, горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси было доброй традицией. Без чая не обходились на одних одни посиделки. К столу подавали множество сладостей и кушаний – и пироги, и пряники, и варенье, и мед, и джемы, и баранки с крендельками, а так же засахаренные фрукты, и конечно комковой сахарок.
А чай-то заваривали так:
« одну чайную ложку чая положить в заварной чайник, долить кипятком и, накрыв полотенцем или поставив на самовар, дать настояться. Через 15 минут, когда чай настоится, его разливают по чашкам, доливая чистый кипяток».
Чай пили не спеша, пытались распробовать вкус, по- любоваться каждой деталью, а чтобы не обжечься, чай из чашки наливали в блюдце, чтобы остыл.
- А как вы думаете, ребята, что нужно поставить на стол, чтобы попить чай? Обязательно на стол ставили самовар, заварной чайник и чайница, молочники, сливочники, сахарницы, вазы для выпечки и сладостей.
Ведущий: А сейчас для вас ребятки
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд,
Вы смекалистый народ.
ЗАГАДКИ
1. Четыре ноги, два уха,
Один краник, да брюхо. (Самовар)
2. Сладкий, белый
В чай попал и пропал. (Сахар)
3.Как начнёт говорить-разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)
4. Маленькое, сдобное, колесо съедобное. (Бублик)
5. Цветом жёлт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
А зовут его? (Лимон)
6.На голове - пуговица, одна рука - и та на спине. (Чайник)
7. Непреступная на вид, подбоченившись стоит.
А внутри-то, посмотри, угощение внутри. (Сахарница)
Ведущий: Да, отгадывать загадки вы все мастера.
Но, наверное, музей наш посетить давно пора.
Ребенок: Когда к истории хотим мы прикоснуться
Иль в мир прекрасного охота окунуться,
В музей пойдем, посмотрим на посуду,
И понимаем чай знаменит повсюду.
Ребенок: Он округлый, но не шар,
Медный — не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди Самоваром!
(несет самовар, ставит на стол)
Ребенок: Вот красивенький поднос.
Он посуду нам принес.
(Несет поднос, и стоящие на нем заварной чайник, чашки с блюдцами, ложки)
Ребенок: Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(снимает чайник с полноса, ставит на стол)
Ребенок: Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(снимает чашки с блюдцами с полноса, ставит на стол)
Ребенок: Вот чайные три ложки,
Голова на тонкой ножке.
(снимает ложки с полноса, ставит на стол)
Ребенок: Сахарница, сахарница –
Ручки Крендельками!
Мы бы эту сахарницу
Подарили маме.
Жалко, что у сахарницы
Ручка отвалилась.
Но зато из сахарницы
Чашка получилась!
(несет сахарницу, ставит на стол)
Ребенок: Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки сочиняем.
Частушки не случайные,
Частушки тоже «чайные».
Дети вместе с воспитателем поют частушки
ЧАСТУШКИ
1.Мы на чайных посиделках
Очень рады побывать.
Только вы не забывайте
Чай нам чаще подливать.
2.Не надо чаю много пить,
Милые подружки,
А то от чая в животе
Заквакают лягушки.
3.Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
4. Много чая я пила-
Самоварничала.
Всю посуду перебила-
На кухарничала!
5. Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай-чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денёчек.
Ведущий: На посиделках любит народ в игры поиграть – не в шумные, но душевные. Предлагаю и вам, ребята, поиграть.
Как музыка начнёт играть, надо ниточку в клубочек намотать.
А как закончит музыка играть, значит, хватит вам мотать.
Понятно ли задание? Начинаем соревнование?
Игра «СМОТАЙ КЛУБОЧЕК»
Ведущий: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее?
(Сравнивает, хвалит победительницу и др. участниц)
Ведущий:Чаепитие стало неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому русский народ сложил пословицы о чае. Давайте вспомним, ребята, народную мудрость о чае – пословицы.
(дети по очереди рассказывают пословицы)
- Чай пить – не дрова рубить.
- У самовара не скучаем – разговор ведём за чаем.
- Чай – бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней.
- Выпей чайку – забудешь тоску.
- Пей чай – не вдавайся в печаль.
- Пей чай – удовольствие получай.
- Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.
- На Руси один зарок,
Кроме всякой пищи:
Утром – чай, в обед – чаёк,
Вечером – чаище.
- Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
Ведущий: Ой, чай, вкусный чай,
Игру другую начинай!
Начинает играть русская народная музыка.
Игра «Солнце и месяц»
Все дети собираются, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.
Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:
Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего, меньшого,
Среднего, большого.
С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.
Ведущий: Однако чай был не только вкусным, но и очень полезным напитком.
Ведущий: Если хворь с кем приключится – чаем можно полечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает.
И сонливость переборит и с усталостью поспорит.
Ведущий: Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!
Хорош чаёк после мороза,
И после баньки он хорош.
За самоваром все вопросы
Решишь, обсудишь, разберёшь.
Хором: И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
Ведущий: Вот и подошли к концу наши посиделки.
И по русской традиции мы завершаем их чаепитием.
К самовару приглашаем!
Вкусным чаем угощаем.
Хором: Приятного чаепития!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семейные посиделки "У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем"
Развлечение, проведённое с участием родителей на основе русской народной музыки и русской традиции чаепития....
Посиделки у самовара
Сценарий развлечения...
У самовара не скучаем
Конспект музыкально-тематического развлечения о русских традициях чаепития....
У самовара не скучаем
Конспект музыкально-тематического развлечения о русских традициях чаепития....
Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...
конспект занятия «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по приобщению к русскому фольклору«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»...