"Развитие творческих способностей детей посредством музыкально- ритмических и танцевальных движений"
методическая разработка по музыке на тему

Елена Ивановна Майбога

В разработке описывается об опыте работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических и танцевальных движений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических и танцевальных движений

 

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, развивают умственные способности, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

На музыкальных занятиях  ребенок занимается ритмическими движениями в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

     Танцевальная деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения и, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

     Танцевальная деятельность доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др.  Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.

     Танцевальная деятельность и игры не дублируют раздел, посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с дошкольниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка

Создавая свою работу, я руководствовалась задачами, поставленными программой «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).  Программа соответствует средним возможностям детей. На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство развития способностей ребенка.

Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве.

Цель: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами ритмопластики.

Для достижения этой цели определила задачи:

1.РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ

2.РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ  КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ

3.РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССВ

4.РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

5.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРОЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ ПОД МУЗЫКУ )

 

Свою работу я построила на общепринятых педагогических принципах:

ПРИНЦИПЫ

1.Систематичности и последовательности.

Для полноценного физического совершенства я  соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях.

2.Оздоровительной направленности.

При проведении занятий учитываю возраст детей, их физическую подготовку и обеспечиваю рациональную двигательную нагрузку

3.Доступности и индивидуализации

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например:  музыка изобразительного характера — "Танец осеннего дождя", "Снежный вальс", «Весёлый зоопарк».

      Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.)..

 Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

4.Гуманизации.

Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.

5.Творческой направленности,

 результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

6.Наглядности

Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

Работу по ритмопластике  я провожу  на музыкальных занятиях по этапам:

Этапы:

I этап - подготовительный (1 квартал).

Воспитываю у детей интерес, потребность в движениях. Показ движений педагога должен быть выразительным и красивым, вызывая сначала у детей желание подражать, потом выполнять самостоятельно, а затем творчески интерпретировать.

       Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, при этом и я получаю удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой настрой способствует эмоциональному «заражению», установлению тёплой, дружеской атмосферы на занятиях, снятию психических комплексов, чувства неуверенности.

       Использую такие методические приемы, как словесные указания, привлечение внимания к звучанию характера вступления и заключения, зрительные и слуховые сигналы.

      Репертуар подбираю так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка: плясовые, современные детские песни, плавные танцевальные мелодии. По характеру: веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.

 На 1 этапе  развиваю динамическую сторону детского общения: легкость вступления в контакт с партнером,  инициативность.

Для решения этой задачи использую коммуникативные танцы и игры: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение»,танец «Всё мы делим пополам» и др.

          Свои занятия я стараюсь построить так, чтобы с первых дней дети приучались чувствовать связь между музыкой и движением, развивалось желание двигаться, когда звучит музыка, получать радость и эмоциональный отклик на музыку и движение. Чтобы развить музыкальность я предлагаю движение, игру, задаю вопросы о характере и темпе музыки, предлагаю двигаться в соответствии с характером музыки. Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах  использую дидактические игры, направленной тематики:

- «Танец, песня, марш»

Участником раздаются карточки с изображением детей, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих .Дети слушают небольшие фрагменты музыки и отгадав, показывают карточку и исполняют творческую пляску.

- «Весело и грустно»

Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции

 

    Обучаю  детей  элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.

      Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во  время пения, где  дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «Листопад» М. Красева,  «Есть у зимушки ковёр», р.н.п.,«Мальчишкины мечты» и др.

      Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике «Капустная вечеринка» (участие детей в свободном переплясе на р. н. мелодию - в танце «Солнышки-подсолнушки») и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», «Новогодние игрушки» и др.

2 этап (основной)- 2 квартал

       К этому моменту дети подготовительной группы, стали способны к целостному восприятию музыкального образа, различению наиболее ярких средств «музыкального языка», что позволяло им выразительно, ритмично передавать характер музыки, изменять характер движения в соответствии с формой произведения, его частями, музыкальными фразами.

      С этого этапа начинаю работу с детьми по развитию творческих способностей, корректировке методов и средств достижения поставленных задач.

 Развиваю у детей  способность «видеть» музыку, передавая в пластике ее характер музыки, образ, тончайшие нюансы.

         Перед тем как начать работу с новым танцем или образом, я предлагаю детям прослушать музыкальное произведение и сделать простейший анализ выразительных особенностей. Это позволяет помочь детям осмыслить содержание музыкального произведения и на этой основе побуждать к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

На этом этапе учу детей импровизировать под незнакомую музыку, танцуя вместе с педагогом.

Сначала  это несложные этюды и образы.(Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.).Затем –это импровизации в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).

 Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений,  отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении

 В ход занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку:

(«Солнечные лучики», «В стране цветов», «Аквариум» и другие)

На этом этапе работы развиваю образное воображение и потребность к самовыражению под музыку, пластическую выразительность, способность воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

Работа над выразительностью исполнения начинаю еще до того, как дети полностью овладеют двигательными навыками, сразу же после их первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.

Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Моряки и стюардессы», «Модница» и др.)

     В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («Фигурный вальс», «Танец с розами», «Капитан», «Весна пришла»   и т.д.  отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.

Совершенствуя нравственно – коммуникативные качества личности детей, развиваю умение сопереживать другим людям и животным;  умение вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с друзьями и взрослыми,

Все мои танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение детей друг к другу. Они производят положительные, радостные эмоции и на этапах разучивания и во время выступлений перед зрителями. А простота и доступность движений позволяют ребятам не комплексовать при их выполнении, и подчеркнуто, выразительно передавать танцевальный образ.

       В результате проведённой работы у детей появился определенный запас овладения разнообразными  танцевальными движениями, но не все дети могли быстро их вспомнить. Возникла идея посмотреть с детьми видео -презентации с изображениями отдельных движений. Для ребят это было очень интересно и познавательно. Такая зрительная подсказка помогла многим из них успешно выполнять творческие задания (на Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок», дети выходили и не стесняясь исполняли творческое задание - станцевать танец под разную музыку: р.н.п., современную, восточную)

Творческое исполнение движений, под музыку всегда способствует созданию приподнятого настроения на занятиях, регулирует психофизические процессы.

3этап – (заключительный)-3 квартал

На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности (Итоговый мониторинг).

На этом этапе стараюсь не только работать над выразительностью движений, но и легкостью, точностью их исполнения, координацией. Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:

«Кот Мурлыка», «Волшебные кисточки», «Прогулка по сказочному лесу» и другие.

Я продолжаю работу по совершенствованию умения свободно  импровизировать под незнакомую музыку, умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, предоставляя детям больше самостоятельности.

Прослушав музыку, мы беседуем о ней, учимся словесному описанию музыкальных образов, а затем «пробуем» пластические импровизации.

 Продолжаю развивать  воображение и творческие способности ребенка, фантазию, способность к импровизации: в движении.

         Способность к пластической импровизации  побуждает детей танцевать все, что вызывает восхищение красотой движения: тихо падающие на землю желтые листья, плывущие в небе белые облака, нежное покачивание прекрасного цветка и т.д. 

Особое внимание уделяется освоению образно-игровых движений, с помощью которых закрепляются двигательные качества: пластичность, ловкость, пружинность и плавность движений.

Основная направленность развитяе самостоятельности и творческого самовыражения заключается в том, чтобы дети не только повторяли показанные мною движения, но и самостоятельно придумывали новые их варианты и сочетания. Этому способствовало включение движений в игровое взаимодействие партнеров. («Я хочу танцевать», «Кошки-мышки», «Русский перепляс» и др.)

Обучение детей приемам образного перевоплощения продолжалось на материале танцевального спектакля по мотивам народной сказки «Теремок». В качестве подготовки к нему я предлагала некоторые этюды, в которых дети представляли себя в определенном образе. Для его воплощения детям необходимо было самостоятельно найти соответствующую выразительную пластику, используя, главным образом, пантомимические движения, изобразительные приемы.

  Дети исполняли танцевальные движения в характере того или иного персонажа стараясь придать им, то медвежью тяжеловесность и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность и т. п.

  С целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений широко использовались игрушки, атрибуты, элементы костюмов, шумовые музыкальные инструменты,  дидактические игры.

Практика показала, что регулярное включение танцевальных элементов  в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию музыкальности и творческих способностей, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. А самое главное, детям эти занятия доставляют огромное удовольствие разнообразием подбора танцевально-ритмического материала.

Благодаря системе танцевальной деятельности у моих  воспитанников: происходит укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развиваются  органы  дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма. Для ребят характерна правильная осанка, высокая работоспособность, повышение жизненного тонуса организма.

Движение под музыку  приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развивает творческие способности.

 

                                      «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир,

                                        знания такой души перекошены на один бок»

                                                                                                И. М. Сеченов 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Развитие творческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности"

Предлагаю свой опыт работы по теме " Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности"...

«Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду»

Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проя...

Доклад "Как влияет тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя на развитие творческих способностей и музыкальности у детей дошкольного возраста"

Совместная согласованная деятельность музыкальног руководителя и воспитателя- результат достижения поставленных целей программы развития ребёнка дошкольного возраста....

"Развитие творческих способностей в музыкальном развитии детей".

Развитие творческих способностей детей происходит через музыку. У детей развиваются музыкальные способности в процессе музыкальной деятельности....

Конспект мастер-класса городского семинара «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая деятельность: танцевальные движения (старшая группа)»

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  был дан 22.11.2018 г. на базе ГБОУ Школа 1596 г.Москвы. В конспекте предс...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами танцевального искусства»

Индивидуальный план работы на межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняШайхутдиновой Алсу Айратовны,музыкальный руководительМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреж...