Доклад "Как влияет тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя на развитие творческих способностей и музыкальности у детей дошкольного возраста"
материал на тему
Совместная согласованная деятельность музыкальног руководителя и воспитателя- результат достижения поставленных целей программы развития ребёнка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_vospitatelya_i_muzykalnogo_rukovoditelya_v_razvitii_muzykalnosti_detey.docx | 23.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад «Как влияет тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя на развитие творческих способностей и музыкальности у детей дошкольного возраста»
В последнее время наблюдается проблема творческого взаимодействия воспитателей и специалистов. Эта проблема - одна из самых важных. Успех процесса музыкального и эстетического развития дошкольников зависит от её решения. Каждому музыкальному руководителю, хочется видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок наблюдает за воспитателем, который с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим желанием. Ведь воспитатель для него авторитет. Ребёнок будет постоянно ориентироваться на действия воспитателя. Музыкальная деятельность играет важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма. Конечно же всё это способствует подготовке к обучению в школе. Планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей основано на этих показателях.
Творческая работа коллектива нашего детского сада показывает, что без помощи и поддержки воспитателя, продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Процесс музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как отношения, имеющие единую цель, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Чтобы воспитатель был первым помощником музыкального руководителя с ним надо регулярно проводить консультации, практические занятия. Опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач по музыкальной деятельности.
Воспитывая ребенка средствами музыки, мы, педагоги, должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Проведение музыкальных занятий является частью педагогической работы, которую ведет воспитатель. Воспитателю необходимо понять, что он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку и делаете это с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать. Участие воспитателя в музыкальной деятельности зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач.
Большая роль воспитателю отводится в образовательных ситуациях, которые связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры. Меньшая – в процессе слушания музыки, пения музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, должен проконсультироваться с музыкальным руководителем.
Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в каждой из возрастных групп различно, а степень его активности обусловлена не только возрастом детей, но и теми конкретными задачами, которые ставит музыкальный руководитель.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.
В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.
В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли.
Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только в музыкальной деятельности, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей. Умения, полученные в общеобразовательной деятельности по музыкальному развитию, обязательно должны закрепляться и развиваться также в течение всего дня. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне.
В музыкальной деятельности сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в разные виды деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Игра, безусловно, является основной самостоятельной деятельностью ребенка вне организованной деятельности. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».
Музыка может входить как составная часть и в организованную деятельность, помогает более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содержательность. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. Поэтому ещё раз хочется подчеркнуть, что воспитателю необходимо владеть определённым объёмом музыкально-эстетических знаний.
Театрализованные игры и игры-драматизации являются средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, музыке, театру. С этой целью в группе оборудуется мини-сцена/ ширма, используются разные виды кукольного театра, ткань, костюмы для ряжения.
В результате создания благоприятной обстановки и умелого руководства взрослых, начинается самообразование детей.
В заключение своего доклада, мне бы хотелось подвести итог того, что только в совместной согласованной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, можно достигнуть поставленных целей программы развития ребёнка:
-развитие музыкально-художественной деятельности,
-способности эмоционально воспринимать музыку;
- приобщение воспитанников к музыкальному искусству.
Для развития музыкальности детей педагогу-воспитателю необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному развитию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю в музыкальной ООД.
3. Организовывать регулярно совместную музыкальную деятельность с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
4. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
5. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .
6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
7. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
8. Проводить индивидуальную работу по музыкальному развитию с отстающими детьми.
9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр в организованной деятельности, на прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Включать музыкальное сопровождение в организацию режимных моментов.
14. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
15. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
16.Быть артистичным, изобретательным, эмоционально отзывчивым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».
Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...
«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги».
«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»....
Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста»
Материал из опыта работы по нетрадиционному рисованию с детьми дошкольного возраста...
Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...
Конспект НОД .Развитие творческих способностей и воображение у детей дошкольного возраста.
Развивать творческое воображение детей ,создавать условия для развития творческих способностей. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форм...
Доклад "Создание условий для развития творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста"
Из опыта работы по развитию творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста...
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...