«Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду»
консультация по теме
Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1razvitie_tvorch_sposob_politova_v.v.docx | 21.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду »
Подготовила: музыкальный руководитель Политова Вера Витальевна
"Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них"
В.Г.Белинский
Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ребёнок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении детей к делу, их непосредственном участии в "создании" музыки пробуждается интерес к искусству. Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в музыкальном зале различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей детей Дети в процессе обучения непринужденно учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцами, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.
Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения, так как основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость.
Выразительное исполнение музыкального произведения вызывает у ребёнка переживание, эмоциональный отклик, помогает найти дорогу к сердцу и уму, чем слова, которые ребёнок воспринимает в силу своего диагноза.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир детей, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности детей. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, образы. Её уникальность в тех развивающих возможностях, которые её восприятие обеспечивает как в плане творческого, так и общего психического развития ребенка. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, речь становится содержательной и выразительной. Воплощая свой впечатления от музыки в художественной деятельности, он становится более свободным и творческим.
Воспитание детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.
Музыка, рисование, лепка, художественно-изобразительная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.
В работе использую методическое пособие «Музыка и чудеса», авторы Каплунова И. и Новоскольцева И. Музыкально-двигательные фантазии, пособие для музыкальных руководителей.
Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую музыку в конце занятия. Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие. Чтобы подвести детей к данному виду деятельности, необходима постепенная, целенаправленная, поэтапная работа, которая включает в себя:
- этюды;
-двигательную импровизацию с предметами;
-двигательную импровизацию с речевым сопровождением
-свободную импровизацию.
В детском саду создается благоприятная среда для творчества детей. Но не все дети одинаково талантливы. И задача педагога, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и выявить его способности в разных видах деятельности и помочь реализовать их. Сказки – подражалки помогают ребенку проявить элементарные творческие способности. Аудиопособия из серии "Музыка с мамой", разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям и музыкальным руководителям. Новые сказочки для подражательных движений помогут обеспечить весёлый игровой досуг для малышей, а также будут способствовать развитию внимания, памяти, речи, социальных навыков.
Каждую сказку можно инсценировать, озвучивать или проводить в форме игрового массажа. Для музицирования рекомендуется использовать учебный вариант сказок с паузами, а для инсценировок, театрализации и праздничных выступлений - подборку музыкальных заставок в конце фонограммы. Выразительные голоса детей-артистов, красивая музыка и забавные звуковые иллюстрации позволяют проводить увлекательные занятия в дошкольных учреждениях.
На НОД в области Музыка использую различные игровые приёмы, для организации творческой деятельности воспитанников, в том числе и песенной. Песня А. Усачева «Как кричит крокодил» вызвала у детей творческий отклик. М.Ю. Картушина делясь опытом работы в своих книгах «Вокально-хоровая работа в детском саду» и «Мы играем, рисуем и поем» предлагает различные песенные игры и упражнения на развитие вокальных способностей дошкольников и песенного творчества.
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. У некоторых проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, иные легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Другим свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности.
Этому способствуют подвижные музыкальные игры «Всем, Надюша, расскажи», «Было у матушки 7 детей» и т.д.
Для педагогов. Упражнения для рук без музыкального сопровождения:
- Бегать пальчиками по краю ширмы, наступая на пальцы других исполнителей;
- Медленно поднимать растопыренные пальцы над ширмой, пошевелить ими;
- Положить запястье одной руки на запястье другой, раздвинуть широко пальцы и пошевелить ими;
- Покачивать из стороны в сторону кистями с расставленными пальцами, потом собранными в щепотку;
- По подсказке педагога на счет 1,2 – руки танцуют, на счет 3,4- замирают;
- Исполняется то же самое с музыкальным сопровождением.
Все движения можно исполнять в разноцветных перчатках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческой личности на музыкальных занятиях в детском саду»
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию ...
Консультация для родителей: «Развитие творческих способностей детей в семье и детском саду»
Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развития детей являет...
Развитие творческих способностей ребенка. Взаимодействие семьи и детского сада.
Активизация творческого потенциала родителей, осознание важности и необходимости совместной творческой деятельности родителей со своими детьми....
Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду
Статья на тему важности развития творческих способностей у детей на музыкальных занятиях....
«Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Развитие творчески...
Выступление по теме: Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях в детском саду при помощи игровых технологий"
Выступление по теме: Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях в детском саду при помощи игровых технологий"...