Мониторинг для индивидуальных карт
методическая разработка по музыке на тему
Инструментарий для диагностики освоения детьми образовательной программы музыкального развития (к программе "От рождения до школы")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_dlya_indiv.kart_.doc | 279 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мониторинг
освоения образовательной программы
дошкольного образования
музыкального развития дошкольников
подготовила музыкальный руководитель
Кирилина Светлана Валерьевна
2014 г.
Диагностические задания для второй младшей группы
Что изучается? | Дидактические игры, задания, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Слушание | |||
1.Способность слушать музыкальное произведение до конца | Прослушивание музыкальных композиций разного характера. Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колыбельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И.Михайловой | Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту: • плясовая (хлопки в ладоши, притоп носком ноги); • колыбельная (покачать куклу, закрыть глаза); • марш (марширование на месте). Вопросы: - Вам понравилась эта музыка? - Какая это музыка по настроению - веселая или грустная? | 3 балла – ребенок слушает музыкальное произведение до конца, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно отвечает на вопрос 2 балла - ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, но не дослушивает до конца произведение, отвлекается, затрудняется ответить на вопрос 1 балл - ребенок не проявляет эмоциональной отзывчивости, интереса, желания включиться в музыкальную деятельность, отказывается отвечать, молчит. |
2.Способность различать звуки по высоте | Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Птицы и птенчики». Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е.Тиличеевой; иллюстрации с изображением птичек | Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение «Птицы и птенчики». Вопросы: - Всегда ли музыка звучит одинаково? - Как чирикают птенчики? (Высоко или низко.) - Как чирикают птички? | 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
3.Способность замечать изменения в звучании (тихо-громко) | Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Громко - тихо». Материал: «Громко - тихо», музыка Г.Левкодимова | Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а когда тихо. Вопрос: - Всегда ли музыка звучит одинаково? Затем предлагает еще раз прослушать музыкальное произведение, прохлопать в ладоши «тихо», когда музыка звучит тихо, и «громко», когда музыка звучит «громко» | 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопрос. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Пение | |||
4.Способность узнавать знакомые песни | Дидактическая игра «Узнай и спой песенку по картинке» Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы | Педагог предлагает ребенку разглядеть карточки-песенки, выбрать из них понравившуюся, рассказать, о чем будет петь, и спеть песенку, которой подходит эта картинка. | 3 балла – ребенок выбирает картинку, называет песенку, поет 1 куплет или припев 2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога 1 балл – не может и/или не хочет выполнить задание |
5.Умение петь, не отставая и не опережая других. | Исполнение знакомой песни. Материал: «Петушок», русская народная песня | Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вместе с ним. Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, которую он знает | 3 балла - ребенок исполняет предлагаемую педагогом песню, не отставая и не опережая других 2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением. 1 балл – ребенок затрудняется исполнить песню, которую предлагает сам; отказывается выполнять задание |
Музыкально-ритмические движения | |||
6.Умение выполнять танцевальные движения. | Выполнение движений под музыку разного характера. Материал: русские народные плясовые мелодии («Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т.п.) | Педагог побуждает детей под музыку выполнять движения по показу: кружиться по одному и в парах, притопывать попеременно ногами, выполнять вращение кистями рук | 3 балла – ребенок двигается ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, правильно и с удовольствием выполняет танцевальные движения 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается его выполнять |
7.Умение двигаться с предметами. | Пляска и игра с погремушками Материал: «Пляска и игра с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой, погремушки по количеству детей | Педагог раздает погремушки и приглашает детей потанцевать. Педагог марширует, звеня погремушкой, кружится, прячет погремушку за спиной, бегает по кругу, отстукивает ритм ножкой погремушки, сидя на корточках | 3 балла – ребенок увлеченно танцует, точно повторяя за педагогом движения 2 балла - ребенок без остановки бегает и звенит погремушкой, не меняет движений вместе с педагогом. 1 балл - ребенок отказывается выполнять задание |
Игра на детских музыкальных инструментах | |||
8.Способность различать и называть ДМИ | Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Кого встретил колобок?» Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки-картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, барабан | Педагог вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Педагог предлагает прослушать, кто идет по лесу, при этом образ колобка передает металлофон (колобок перекатывается – мелодия постепенно то поднимается, то опускается), зайчика– барабан (идет по лесу зайчик, бьет в барабанчик), волка – погремушка (волк по лесу бежит, погремушкою гремит), медведя – бубен (медведь идет, в бубен лапой бьет), лисичку – дудочка (лисичка хитрая, ласковым голоском говорит, будто дудочка поет) После того, как педагог сыграет на инструменте, ребенок определяет, какой персонаж был озвучен, и вставляет в окошечко картинку с данным персонажем | 3 балла – ребенок правильно определяет персонажа и называет музыкальные инструменты 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Диагностическая карта младшей группы
№ п/п | Ф. И. ребенка | Слушание | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Среднее количество баллов | Уровень | |||||
Способность слушать музыкальное произведение до конца | Способность различать звуки по высоте | Способность замечать изменения в звучании (тихо-громко) | Способность узнавать знакомые песни | Умение петь, не отставая и не опережая других | Умение выполнять танцевальные движения. | Умение двигаться с предметами | Способность различать и называть ДМИ | |||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
% |
Диагностические задания для средней группы
Что изучается? | Дидактические игры, задания, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Слушание | |||
1.Умение различать характер музыки, жанры музыкальных произведений. | Дидактическая игра «Что делает кукла?» Материал: «Колыбельная», муз. А.Гречанинова; «Марш», муз. Л.Шульгина, «Ах ты, береза», рус. нар. песня Карточки: «кукла спит», «кукла танцует», «кукла марширует» | Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делает кукла, и поднять соответствующую карточку Вопросы: - Вам понравилась музыка? - Какая это музыка по настроению - веселая или грустная? Тихая или громкая? Быстрая или медленная? - Что делала кукла под эту музыку? | 3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца, правильно отвечает на вопрос 2 балла – ребенок к концу начинает отвлекаться и слушать невнимательно, выполняет задание с помощью педагога 1 балл – ребенок слушает невнимательно, не отвечает на вопрос |
2.Способность узнавать песни по мелодии | Прослушивание мелодий знакомых песен Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Мы запели песенку», муз. М.Рустамова, сл. Л.Мироновой | Педагог играет на металлофоне или фортепиано мелодию знакомой песни: В начале года – «Улыбка», в конце года – «Мы запели песенку» | 3 балла – ребенок узнает песенку, оживляется, подпевает, самостоятельно вспоминает название песни 2 балла – ребенок слушает песенку, эмоционально откликается, с помощью педагога вспоминает название или слова из песенки 1 балл – равнодушен к исполнению песенки, отказывается выполнять задание |
3.Способность различать звуки по высоте | Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Качели» (восприятие и различение звуков септимы). Материал: «Качели» муз. Е.Тиличеевой; карточка с изображением качелей в верхнем и нижнем положении, цветная карточка, закрывающая изображение, металлофон, ширма. | Педагог исполняет детям песенку Е.Тиличеевой «Качели». А затем предлагает детям спеть песню вместе и на слова «вверх» поднимать руку вверх, а на слова «вниз» опускать её. После этого педагог играет на металлофоне верхний звук (до2), показывая картинку «качели вверху», а затем играет нижний звук (ре1) | 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Пение | |||
4.Умение петь протяжно, чётко произнося слова; вместе с другими детьми начинать и заканчивать пение | Исполнение знакомой песни. Материал: в начале года «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой | Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним. | 3 балла - ребенок вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение, поет протяжно, четко произносит слова 2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, не внятно, но старательно произносит слова, не тянет долгие звуки. 1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит. |
Музыкально-ритмические движения | |||
5.Умение выполнять движения в соответствие с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой произведения. | Выполнение движений под музыку разного характера. Материал: «Летчики, на аэродром» муз. М. Раухвергера | Педагог играет детям музыкальное произведение, обращает внимание на средства музыкальной выразительности (как летчики заводят мотор, как летят самолеты, как летчики маршируют на параде). Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Летчики, на аэродром!» | 3 балла – ребенок двигается согласно музыке 2 балла - ребенок включается в игру, ориентируется на других детей и подсказки педагога 1 балл - ребенок не слышит изменений в музыке, не меняет движений |
6.Умение выполнять танцев. движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах . | Выполнение танцевальных движений под музыку. Материал: «Барыня», русская народная мелодия, «Полька», муз. М. Глинки, «Пляска парами», латыш, нар. мелодия | Педагог предлагает детям выполнять танцевальные движения под музыку:
Педагог просит детей построиться парами и под музыку «Пляска парами»:
| 3 балла – ребенок правильно выполняет все задания 2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 задания 1 балл – ребенок не держит круг, не справляется с подскоками, наклоняется, выполняя «пружинку», не выполняет задания |
7.Умение выполнять движения с предметами | Выполнение танцевальных движений с куклами по показу Материал: «Калинка», русская народная мелодия кукла Марина и игрушки по количеству детей | Педагог показывает детям куклу: - Ребята, к нам в гости пришла кукла Марина и привела с собой своих друзей – игрушечных зайчиков, медвежат, собачек (делает вид, словно кукла что-то шепчет на ушко). Марина очень любит танцевать и приглашает всех вас на танец. Берите игрушки и вставайте в кружок. | 3 балла – ребенок увлеченно танцует, точно повторяя за педагогом движения 2 балла - ребенок с удовольствием танцует, но меняет движения только после подсказки педагога. 1 балл - ребенок занят игрушкой, не обращает внимание на танцующих, двигается сам по себе |
Игра на детских музыкальных инструментах | |||
8.Умение играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке | Игра на металлофоне Материал: «Мы идем с флажками», «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова Металлофон, ритмокарты | Предварительно дети разучивают попевку, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм, знакомятся с ритмокартами. Затем индивидуально каждому ребенку предлагается прохлопать ритм песенки по ритмокарте, а затем повторить на металлофоне знакомую попевку. | 3 балла – ребенок исполняет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Диагностическая карта средней группы
№ п/п | Ф. И. ребенка | Слушание | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Среднее количество баллов | Уровень | |||||
Умение различать жанры музыкальных произведений | Способность узнавать песни по мелодии | Способность различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты). | Умение петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении муз. инструмента | Умение выполнять танцевальные движения. | Умение двигаться с предметами | Умение выполнять движения в соответствие с характером музыки | Умение играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке | |||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
% |
Диагностические задания для старшей группы
Что изучается? | Дидактические игры, задания, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Слушание | |||
1.Умение различать жанры музыкальных произведений. (марш, танец, песня) | Дидактическая игра на определение жанра «Что делают в домике?» Материал: «В церкви» П.Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д.Шостаковича. Домик с открывающимися ставнями, в окошко которого вставляются рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш. | Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делают дети, и для проверки открыть окошко в домике. Вопросы: - Как называется эта музыкальная пьеса? (Что делали дети под эту музыку?) - Какая это музыка по настроению (по характеру)? | 3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца, правильно отвечает на вопрос 2 балла – ребенок внимательно слушает, выполняет задание с помощью педагога 1 балл – ребенок слушает невнимательно, неправильно отвечает на вопросы |
2.Умение различать музыкальные инструменты по звучанию. | Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Музыкальные загадки» Материал: Ширма, металлофон, треугольник, колокольчик, бубен, барабан, маракас, дудочка, ложки, арфа. Карточки с изображениями детских музыкальных инструментов, фишки. | Педагог устанавливает на столе ширму, за которой раскладывает музыкальные инструменты и игрушки. Затем педагог проигрывает подгруппе детей мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают - называют инструмент и показывают карточку с изображением этого инструмента. За правильный ответ ребёнок получает фишку. | 3 балла – ребенок узнает звучание и называет более семи музыкальных инструментов 2 балла – ребенок получает не менее 4 фишек 1 балл – ребенок плохо различает звучание, 3 фишки и менее. |
3.Способность различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты). | Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха в пределах квинты «Лесенка» Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон | Педагог исполняет на металлофоне мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. | 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Пение | |||
4.Умение петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении муз. инструмента. | Исполнение знакомой песни. Материал: «Песенка друзей» сл. Я.Акима, муз. В.Герчик | Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним. | 3 балла - ребенок поет естественным звуком, без напряжения, начинает и заканчивает вместе с другими детьми, пропевает долгие звуки, четко произносит слова 2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, вялая, не четкая дикция, не тянет долгие звуки. 1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит. |
Музыкально-ритмические движения | |||
5.Умение выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, притопы | Музыкальная игра «Веселый бубен» Материал: «Полька» муз. М.Красева, бубен. | Педагог встает с детьми в круг, передавая бубен по кругу, дети говорят: Ты беги веселый бубен. Быстро-быстро по рукам! У кого веселый бубен, Тот в кругу станцует нам! Ребенок с бубном выходит и танцует, дети повторяют за ним танцевальные движения. Если педагог выходит в круг, то проверяет умение детей выполнять следующие движения:
| 3 балла – ребенок самостоятельно придумывает движения, не повторяет за другими детьми 2 балла - ребенок повторяет движения за другими детьми, затрудняется сам придумать движения, но выполняет движения правильно 1 балл - ребенок не придумывает движения сам, по показу не может выполнить движения, или выполняет неправильно |
6.Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки. | Танец «Приглашение» Материал: «Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия | Педагог объявляет знакомый детям танец «Приглашение» и начинает его с одним ребенком, постепенно вовлекая в пляску всех | 3 балла – ребенок ритмично двигается в соответствии с различным характером и темпом музыки, умеет пригласить и поблагодарить за танец жестом (кивок, реверанс) 2 балла – ребенок забывает сделать реверанс, кивок, но при повторении исправляется, не дослушивает смену частей в музыке, раньше начиная кружиться, неритмично притопывает 1 балл – ребенок не делает реверанс (кивок) в начале и в конце танца, не ритмично притопывает, наклоняя корпус вперед |
Игра на детских музыкальных инструментах | |||
7.Умение играть на металлофоне по одному и в небольшой группе. | Игра на металлофонах в ансамбле Материал: «Часики», муз. С.Вольфензона | Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми. | 3 балла – ребенок играет ритмично и с динамическими оттенками 2 балла - ребенок мелодию играет верно, но не ритмично, либо напротив – ритмично, но не по тем звукам, выбиваясь из ансамбля, но подстраиваясь к другим исполнителям к концу пьесы 1 балл - ребенок много ошибается, не может играть в ансамбле, не прислушивается к другим |
Творчество | |||
8.Умение самостоятельно инсценировать содержание песни, способность действовать , не подражая другим. | Инсценировка песни Материал: «Про лягушек и комара» сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко | Педагог предлагает детям инсценировать знакомую песенку – выбираются 2 лягушки и комарик. | 3 балла – ребенок эмоционален, поет («квакает», играет на скрипочке «дили-дили») и двигается соответственно своей роли 2 балла – ребенок с помощью педагога изображает персонажей песенки 1 балл – у ребенка не получается импровизировать танец лягушек, не выходит «игра на скрипке», отказ |
Диагностическая карта старшей группы
№ п/п | Ф. И. ребенка | Слушание | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Творчество | Среднее количество баллов | Уровень | |||
Умение различать жанры музыкальных произведений. | Умение различать музыкальные инструменты по звучанию | Способность различать высокие и низкие звуки | Умение петь без напряжения, плавно, лёгким звуком | Умение выполнять танцевальные движения | Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки. | Умение играть на металлофоне по одному и в небольшой группе | Умение самостоятельно инсценировать содержание песни, | ||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
Итого | |||||||||||
% |
Диагностические задания для подготовительной к школе группы
Что изучается? | Дидактические игры, задания, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Слушание | |||
1.Знание Государственного гимна РФ | Слушание Государственного гимна РФ Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ | Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом | 3 балла – ребенок узнает мелодию Государственного гимна РФ, называет авторов, может спеть куплет с припевом 2 балла – ребенок узнает мелодию гимна, но не знает авторов, слов куплета (припева) 1 балл – ребенок не узнает мелодию гимна |
2.Знание жанров музыки. | Дидактическая игра-лото «Три кита в музыке» Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки | Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом, какому жанру принадлежит прослушанный отрывок | 3 балла – ребенок определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец), различает подвиды жанров 2 балла – ребенок определяет только жанр, не различая подвиды 1 балл – ребенок не различает жанры |
3.Умение определять общее настроение, характер муз.произведения. | Дидактическая игра на определение характера музыкального произведения «Море» Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль), легких волн и шторма «Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А.Вивальди («Времена года») | Педагог раздает детям карточки с изображением моря. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки. Чем отличаются картинки, изображающие море? - Сейчас мы послушаем три музыкальных фрагмента, а вы определите, какая карточка больше подходит каждому отрывку: со спокойным морем, с покачивающимися волнами или со штормом. - Скажите, вам понравилась эта музыка? - Какая она по характеру? | 3 балла – ребенок определяет общее настроение, характер музыкального произведения, подбирает оригинальные эпитеты 2 балла - ребенок правильно определяет характер, но при описании музыки повторяет за другими детьми, не оригинален. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
4.Способность различать муз. инструменты, на которых исполняется музыкальное произведение. | Дидактическая игра на определение инструментального тембра Материал: аудиозапись симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», карточки-картинки с изображением персонажей и музыкальных инструментов | Педагог предварительно знакомит детей с симфонической сказкой, персонажами сказки и озвучивающими их инструментами. Педагог: - Ребята, сегодня мы вспомним симфоническую сказку С.Прокофьева «Петя и волк». У меня есть карточки-картинки с изображением персонажей сказки и музыкальных инструментов, с помощью которых композитор изображает этих персонажей. Я буду ставить музыкальные отрывки из сказки вперемешку, кто угадает персонаж и его музыкальный инструмент, поднимает руку. | 3 балла – ребенок различает музыкальные инструменты по слуху, называет их, находит среди иллюстраций соответствующие музыке картинки 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
5.Умение различать части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев. | Дидактическая игра на определение частей песни Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы | Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку | 3 балла – ребенок различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев) 2 балла – ребенок справляется с заданием помощью педагога 1 балла – ребенок не справляется с заданием |
Пение | |||
6.Умение петь в удобном диапазоне, выразительно, правильно передавая мелодию. . | Исполнение знакомой песни. Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко «Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой | Педагог разучивает с детьми песню (в начале года «Листопад», весной – «Моя Россия»). Педагог наблюдает за выразительностью исполнения. | 3 балла – ребенок может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). 2 балла – ребенок знает песню, передает общее направление мелодии, не соблюдает динамических и темповых нюансов 1 балл – равнодушное, ровное исполнение без звуковысотных, динамических и темповых изменений |
7.Умение петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без. | Исполнение знакомой песни. Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко «Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой | Педагог предлагает детям разные варианты исполнения: - Сейчас в нашем хоре солистом будет … - А теперь группа солистов… - Сейчас мы проверим, как вы поете без аккомпанемента… - Начинаем конкурс вокальных ансамблей. Первой выступит ансамбль девочек «Хрустальный голосок» (1 куплет)… Теперь послушаем ансамбль мальчиков «Соловейко» (2 куплет)… | 3 балла - ребенок может петь индивидуально и коллективно, прислушивается к аккомпанементу, при пении a’capella выдерживает мелодическую линию 2 балла - ребенок исполняет песню увлеченно, забывая при этом о ритмическом и динамическом ансамбле, то поет, забегая вперед, то слишком громким голосом 1 балл – ребенок сольно не поет, в ансамбле сильно опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит. |
Музыкально-ритмические движения | |||
8. Умение выразительно и ритмично двигаться в соответствие с разнообразным характером музыки, музыкальными образами | Музыкальная игра «Танцевальная угадай-ка» Материал: «Марш» И.Дунаевского, полька «Добрый жук» А.Спадавеккиа, «Вальс цветов» П.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига | Педагог: - Сейчас мы поиграем в «Танцевальную угадай-ку!» Будет звучать разная музыка, а вы покажете с помощью танца, о чем она, передадите в движении ее характер. Педагог включает танцевальное попурри из названных материалов | 3 балла – ребенок умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами 2 балла – ребенок повторяет за другими, двигается не ритмично, движения не передают характер музыки 1 балл – не слышит и чувствует музыку, танцует сам по себе вне музыки и ритма |
9.Умение выполнять танц. движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг) | Музыкальная игра «Повторяй, не зевай» Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева) | Педагог выстраивает детей в кружок - Мы с вами поиграем в игру «Повторяй, не зевай». Внимательно наблюдайте за моими движениями и повторяйте без ошибок | 3 балла – ребенок умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг) 2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 из вышеперечисленных видов движений 1 балл – ребенок не выполняет более 3 из вышеперечисленных видов движений |
Игра на детских музыкальных инструментах | |||
10.Умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. | Дидактическая игра «Учитесь танцевать» Материал: большая матрешка и маленькие по числу играющих | Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. | 3 балла – ребенок точно передает несложный музыкальный ритмический рисунок 2 балла – ребенок верно простукивает ритм после нескольких повторений 1 балл – ребенок не справляется с заданием |
11.Умение исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. | Игра на детских музыкальных инструментах Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко | Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми. | 3 балла – ребенок исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. 2 балла – ребенок мелодию играет верно, но не ритмично, либо напротив – ритмично, но не по тем звукам, выбиваясь из ансамбля, но подстраиваясь к другим исполнителям к концу пьесы 1 балл - ребенок много ошибается, не может играть сольно и в ансамбле, не прислушивается к другим |
Творчество | |||
12.Способность инсценировать игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах | Игра с пением «Как у деда Трифона» | Дети встают в хоровод, в центр круга считалкой выдирают водящего. Все вместе с педагогом инсценируют песню «Как у деда Трифона» (без сопровождения), выполняя соответствующие тексту песни характерные движения. В конце запева на слова «Разом делали вот так!» водящий придумывает оригинальное движение, которое все остальные дети должны повторить как можно быстрее и четче. | 3 балла – ребенок инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах 2 балла – ребенок инсценирует игровую песню, повторяя за другими, с помощью педагога может показать известное, но не повторяющееся движение 1 балл – ребенок не может придумать свое движение, стесняется повторить за другими движения |
Диагностическая карта подготовительной группы
№ п/п | Ф. И. ребенка | Слушание | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Творчество | Среднее количество баллов | Уровень | |||||||
Знание Государственного гимна РФ | Знание жанров музыки | Умение определять общее настроение, характер муз.произведения. | Умение различать музыкальные инструменты по звучанию | Умение различать части музыкального произведения | Умение петь в удобном диапазоне, выразительно, правильно передавая мелодию | Умение петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без. | Умение выполнять танцевальные движения | Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки. | Умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. | Умение исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. | Способность инсценировать игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах | ||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
16 | |||||||||||||||
17 | |||||||||||||||
18 | |||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||
% |
Диагностическая карта детей старшей группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная траектория развития (индивидуальная карта развития) музыкальных способностей
Оценивание уровня развития музыкальных способностей за 5 лет...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях... - Константин УшинскийМониторинг -постоянное наблюдение за каким...
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...
Аналитическая справка по результатам мониторинга ИКР (индивидуальных карт развития детей) 2023-2024 уч.год
Для формирования представлений о динамике развития воспитанников, в нашем учреждении используются индивидуальные карты развития детей (комплекты бланков для фиксирования результатов наблюдений с переч...
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика индивидуального развития детей младшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познан...