Рабочая программа. Кружок - инструментальный ансамбль "Веселые ребята".
рабочая программа по музыке на тему
Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_microsoft_word.doc | 138 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»
Рабочая программа
Кружок - инструментальный ансамбль
«Весёлые ребята».
Музыкальный руководитель: Сердюк Лариса Николаевна.
Пояснительная записка:
Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки. Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки. Игра на инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив. Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Классификация музыкальных инструментов
Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевых играх. Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения. С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов: Не озвученные (лишь изображающие инструменты) - предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах. Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:
Игрушки - инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты - погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;
Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки и т. д.;
Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом - металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.
Группа клавишно-язычковых - баян, аккордеон, гармоника и т. д.; Группа ударных - бубен, барабан, тарелки, металлофон и т. д.
Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона - тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебания металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка.
Применение в работе различных музыкальных игрушек - инструментов дает возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего - когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов. Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, имеет еще одно преимущество. Игра на них предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности - начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта — все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству. Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми. Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя ее звеньями.
Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в этот процесс. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека). Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии. Звучание оркестра более разнообразно и интересно, если инструменты играют не только все вместе, но поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на народных инструментах позволяет решать, как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения.
Цель: Развитие творческого потенциала и активности дошкольника в инструментальном исполнительстве.
Задачи:
1.Заложить основы гармонического развития (слуха, внимания, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей детей).
2.Приобщить детей к русской народно– традиционной и мировой музыкальной культуре.
3.Воздействовать на опорно-двигательный аппарат ребенка его дыхательную и нервную систему.
4.Развить чувственно-эмоциональную сферу ребенка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной.
Педагогические условия для реализации программы:
- списочный состав коллектива – 9 человек;
- создание музыкально – развивающей среды (музыкальный зал);
- подбор музыкального репертуара для развития музыкально-ритмических способностей участников ансамбля;
Программа рассчитана на один год обучения детей подготовительной группы в составе 9 человек. Периодичность занятий 3 раза в месяц, количество занятий в год – 27. Длительность музыкально – исполнительской деятельности – 25 минут.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, концерты, участие в праздниках, в развлечениях и в театрализованной деятельности.
Материальное обеспечение:
- магнитофон, баян, металлофон, треугольники, маракасы, барабаны, бубны, погремушки, деревянные ложки, трещотки, рубель и др.;
- фонотека с записями шумовых ансамблей;
- Мини – музей «Музыкальных инструментов»;
- русские народные костюмы;
- компьютер для просмотра концертов.
Тематическое планирование кружка «Весёлые ребята» | ||
№ занятия | Тема | Цель |
Сентябрь 1 | Вводное занятие «Волшебные звуки» | Познакомить детей с музыкальными инструментами - металлофоном, маракасами, треугольниками, трещотками, деревянными ложками, бубном. |
2 | «Во кузнеце молодые кузнецы» | Разучить с детьми р.н.п. «Во кузнеце». Распределить функции каждого участника ансамбля (на каком инструменте будет играть ребёнок) |
3 | «Они, они куют, приговаривают, молотами приколачивают» | Репетировать партию каждого инструменталиста, Добиваться ритмической слаженности и своевременного вступления участников ансамбля. |
Октябрь 4 | «Светит месяц, светит ясный» | Познакомить детей с р.н.п. «Светит месяц». Репетировать усложнённую партию металлофона, разучить более простые партии других инструменталистов. |
5 | «Светит месяц, светит ясный» | Продолжить работу над р.н.п. «Светит месяц», соединить отдельные группы инструментов в исполнении произведения целиком. |
6 | Участие ансамбля в празднике «Осенний бал» | Подготовить детей к концертному выступлению. Способствовать приобретению навыков поведения на эстраде. |
Ноябрь 7 | «Во поле берёза стояла» | Познакомить детей с р.н.п. «Во поле берёза стояла». Разучить партию с каждым участником ансамбля. Повторить ранее выученные произведения. |
8 | «Носи Дуня сарафан, по праздникам одевай» | Накопление музыкального репертуара ансамбля. Повторение р.н.п. «Во кузнеце», «Светит месяц». Работа над р.н.п. «Во поле берёза стояла». |
9 | Участие в театрализованном представлении «Теремок» | Формирование навыков эстрадного выступления. |
Декабрь 10 | Концерт для малышей. | Инструментальный коллектив исполняет: 1.Р.н.п. «Во кузнеце», 2. Р.н.п. «Светит месяц», 3. «Во поле берёза стояла». |
11 | «Калинка, малинка моя, в саду ягода малинка, моя» | Разучить с детьми р.н.п. «Калинка» 1 часть. Повторение ранее выученного музыкального материала. |
12 | «Под сосною, под зелёной» | Продолжить работу над р.н.п. «Калинка» 2 часть. Работать над динамикой в р.н.п. «Светит месяц». |
Январь 13 | «Эх, зима, ты зима, зима снежная пришла» | Разучить новое произведение (1 часть). Работать над динамикой в «Калинке» и р.н.п. «Во поле берёза стояла». |
14 | «Эх, зима…» | Репетировать 2 часть произведения. Соединить 1 и 2 части, работать над динамикой. |
15 | «Новогодняя полька» | Разучивание произведения с солистом (Исполнитель на металлофоне). Работать над темпом р.н.п. «Эх, зима». |
Февраль 16 | «Эх, зима, ты зима, зима снежная пришла», «Новогодняя полька» | Работать над «Новогодней полькой» и р.н.п. «Эх, зима…». |
17 | «Солдатушки, браво ребятушки» | Разобрать новое произведение. Повторить 1. «Светит месяц», 2. «Новогодняя полька» |
18 | Участие в концерте, посвящённому дню «Защитника Отечества» | Исполнение ансамблем музыкального номера «Солдатушки, браво, ребятушки…» |
Март 19 | «Весенняя шуточная» | Разбор произведения Д.Трубачёва «Весенняя шуточная». Повторение ранее выученного музыкального материала. |
20 | «Весенняя шуточная» | Работа над «Весенней шуточной». Репетировать р.н.п. «Солдатушки» (слаженность, ритмическая точность, точное начало исполнения на музыкальном инструменте) |
21 | «Дуня- тонкопряха» | Репетировать партию каждого инструменталиста, Добиваться ритмической слаженности и своевременного вступления участников ансамбля. |
Апрель 22 | «Дуня- тонкопряха» | Работать над темпом и замедлением во 2 части. Репетировать слаженность в игре среднего и малого треугольников. |
23 | «Во саду ли, в огороде» | Разобрать ритмический рисунок нового произведения, разучить партию с исполнителем на металлофоне. Повторить ранее выученные произведения. |
24 | «Во саду ли, в огороде» | Репетировать партию каждого инструменталиста, Добиваться ритмической слаженности и своевременного вступления участников ансамбля. |
Май 25 | «Весенняя шуточная», «Дуня тонкопряха». | Подготовка к выступлению на выпускном вечере. |
26 | «Весенняя шуточная» | Повторение накопленного музыкального репертуара ансамбля. |
27 | Участие в выпускном бале ансамбля «Весёлые ребята». | Исполняемые произведения: «Светит месяц», «Полька». |
|
Динамика формирования интегративного качества «Овладевший начальными навыками игры на детских музыкальных инструментах»
Дата проведения с 01.05 по 12. 05.
Кружковцы – «Весёлые ребята» дети подготовительной группы.
Музыкальный руководитель: Сердюк Лариса Николаевна.
Фамилия имя ребёнка | Стартовая диагностика | Итоговая диагностика | Итог |
Критерии оценки уровня развития навыков игры на детских музыкальных инструментах.
Высокий: Воспроизведение сложного ритмического рисунка мелодии на музыкальном инструменте, умение выполнять динамические оттенки во время исполнения самостоятельно.
Средний: Воспроизведение простого ритмического рисунка мелодии с помощью взрослого. Не может во время исполнения выполнять динамические оттенки.
Низкий: Не может воспроизводить простой ритмический рисунок мелодии (нет мелкой моторики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружок ИЗО
Рабочая программа по кружковой работе вторая младшая,средняя группы....
рабочая программа кружок ИЗО
Рабочая программа по кружковой работе вторая младшая,средняя группы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Кружок «Подготовка к школе»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка «Подготовка к школе»(наименование учебного предмета, курса дисциплины, модуля) средняя (группа) 2013 – 2014 учебный год(срок реализац...
Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».
Муниципальное дошкольное образовательное...
рабочая программа кружок "Волшебный завиток" для старшей группы доу
рабочая программв по ФГОС кружок "Волшебный завиток" для детей 5-6 лет (старшая группа) . В программу включены методические разработки в помощь педагогу, работающему по данной программе....
Рабочая программа музыкально - инструментального кружка "Звенящий колокольчик"
Рабочая программа музыкально - инструментального кружка "Звенящий колокольчик"...
Рабочая программа дополнительного образования «Дружные ребята»
Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)