"Проект как форма работы по ознакомлению детей с народным творчеством"
проект по музыке (подготовительная группа) на тему
Разработан для подготовительной группы, с целью воспитания высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_deshevitsinoy.russkie_uzory.doc | 65.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект как форма работы по ознакомлению детей с народным творчеством.
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце и
в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность проекта
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, произведения декоративно-прикладного искусства, музыку. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного - оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического и патриотического воспитания. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Цель проекта:
Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Задачи:
- знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
- учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции;
- воспитывать интерес к народной песне, пляскам, хороводам, прибауткам, играм;
- приобщать детей к истории и культуре русского народа на примере разных жанров народного искусства.
Участники проекта:
дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта:
2месяца (февраль - март)
Гипотеза: включение ребенка в традиционную народную культуру, происходящее посредством специально организованной педагогической деятельности на основе интеграции образовательных областей должно привести к формированию устойчивых знаний о культуре и искусстве своего народа, воспитанию любви к своей Родине, формированию чувства патриотизма.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировать его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Этапы работы над проектом
- подготовительный
- практический
- заключительный
1этап.
Разработка проекта:
- Поиск, анализ, систематизация литературы по декоративно-прикладному искусству, музыкальному народному творчеству.
- Организация работы по ознакомлению участников проекта с актуальностью данной проблемы.
- Создание предметно – развивающей среды по теме проекта, подбор и подготовка наглядного материала.
- Подбор музыкального материала и материалов для изобразительной деятельности детей.
- Разработка плана мероприятий по реализации проекта, конспектов НОД.
- Оформление серии выставок для родителей по русским народным промыслам.
2этап.
Практический:
План мероприятий
Образовательная область | Мероприятие | Задачи |
Художественно - эстетическая | Слушание музыкальных произведений: «Камаринская», «Барыня». Распевки: «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду», «Лиса по лесу ходила». Пение, хороводы: «Во кузнице», «Где был Иванушка?», «На горе-то калина», «А я по лугу». Танцы: «Танец скоморохов», «Калинка», Игра на музыкальных инструментах: «Частушки» | Знакомить с русскими народными плясовыми. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять умение петь напевно с музыкальным сопровождением и без, способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений. Способствовать дальнейшему развитию умения выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание. Учить играть на русских народных инструментах. |
Художественно - эстетическая | Хохломская роспись:
Городецкая роспись:
Гжель:
| Учить рисовать простейшие элементы травного орнамента; Постепенно, методом от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травный орнамент; Учить детей рисовать листочки, используя для этого кроме красного и черного цвета, еще зеленый и желтый; Учить детей рисовать узоры кистью и печаткой-тычком; Роспись солонки кистью и печаткой-тычком, используя знакомые приемы росписи. Освоить простейшие элементы городецкой росписи: дуги, капельки, спиральки. Штрихи, точки и скобочки; Познакомить с традиционным элементом городецкой росписи – «розаном»; Познакомить с традиционным элементом городецкой росписи – «листочком»; Познакомить с традиционным элементом городецкой росписи – «купавкой»; Познакомить с декоративным изображением розы в городецкой росписи. Познакомить с развитием гжельского промысла; с характерными деталями гжельских орнаментов (линии, точки, капельки, усики, решетки, цветы). Повторить элементы гжельской росписи, Роспись рыбы, используя знакомые приемы росписи. Роспись барышни знакомыми элементами гжельской росписи. |
Физическое развитие | Игры: «Плетень», «Ручеек», «Гори, гори ясно». | Способствовать развитию творческой активности детей. |
Социально - коммуникативная | Заучивание стихов о народных промыслах, отгадывание загадок. | |
Организация работы с родителями | Информирование в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию в работе. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и костюмов. Совместное посещение выставки народных промыслов. | Размещение справочной информации по тематике занятий. |
3 этап.
Заключительный.
Мониторинг знаний детей проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы задавались индивидуально, в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время. Предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Какие русские народные инструменты ты знаешь?
- Из чего они сделаны?
- Какие русские народные движения можешь передать в пляске?
- Чем русская народная песня отличается от хоровода?
- Какие виды росписи знаешь?
- Какие цвета используются в хохломской, гжельской, городецкой росписи?
- Какие изделия народных промыслов знаешь?
- Какие русские народные игры знаешь?
Результаты диагностики выявили, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 5 детей (26,4%), на среднем уровне были знания у 6 детей (31,6%), низкий уровень был установлен у 8 детей (42%). Знания были поверхностными, дети затруднялись в названии изделий народных промыслов, материалов, из которых они сделаны, путали виды росписи. Знания детей о народной музыке, народных инструментах были отрывочными и поверхностными. Выяснилось, что весьма ограничено количество народных игр, в которые ребята играют.
После внедрения проекта высокий уровень знаний был диагностирован у 60% , средний – у 40% детей, низкого уровня выявлено не было.
Дети свободно ориентируются в жанрах народного искусства, называют отличительные признаки и элементы городецкой, хохломской, гжельской росписи, знают элементы народных танцев, народные музыкальные инструменты, с удовольствием играют в народные игры и исполняют фольклорные песни.
Презентацией проекта стал весенний утренник «Весёлая ярмарка». Ребята исполнили народные песни, хороводы, народные танцы, инсценировки. Дети представили свои работы: доски и платочки, расписанные по мотивам народного прикладного искусства, подарили подарки, изготовленные в народных техниках, родителям. Материалы проекта были представлены на педагогическом совете ДОУ.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Включение ребенка в традиционную народную культуру, происходящее посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов, привело к формированию устойчивых знаний о культуре и искусстве своего народа, что способствовало воспитанию любви к своей Родине, формированию чувства патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по ознакомлению детей подготовительной группы творчеством С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.С. Пушкина.
В данном документе представлен план мероприятий по ознакомлению с творчеством С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.С.Пушкина.Дети знакомятся с творчеством писателей с их произведениями.Знания закрепля...
Ознакомление детей с народным творчеством
Проект"Ознакомление детей с народными традициями средствами игровых технологий" Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовны...
Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки».
Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки»....
Проект по ознакомлению детей с народным творчеством.
этот проект можно использовать как в работе для всего доу , так и в рамках единого образовательного пространства доу и школы....
Методическая разработка для педагогов "Новые формы работы при ознакомлении детей с родным краем"
Знакомить детей с культурой, природным богатством нашего края, заинтересовать их в изучении истории своей Малой Родины эффективно через использование новых форм работы – инновационных технологий...
Презентация " Средства, методы, формы работы по ознакомлению детей с социальным миром"
Знакомим дошкольников в социальным миром...
Средства, методы, формы работы по ознакомлению детей с социальным миром
Методическая рекомендация...