Досуг: «Народные песни, заклички, прибаутки»
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему

Широкова Любовь Егоровна
  1. Знакомить детей с произведениями устного народного творчества – песенками, прибаутками, хоровыми играми.
  2. Дать возможность почувствовать мелодику, плавность, ритмичность, красоту народной речи.
  3. Формировать первые представления о понятии «народное».
  4. Развивать эмоциональный отклик на звучащее слово, желание стать активным участником восприятия содержания произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d_poteshki_pribautki.docx19.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Досуг: «Народные песни, заклички, прибаутки»

Задачи:

  1. Знакомить детей с произведениями устного народного творчества – песенками, прибаутками, хоровыми играми.
  2. Дать возможность почувствовать мелодику, плавность, ритмичность, красоту народной речи.
  3. Формировать первые представления о понятии «народное».
  4. Развивать эмоциональный отклик на звучащее слово, желание стать активным участником восприятия содержания произведения.

Воспитатель: Ребята, откуда берутся стихи, рассказы, сказки? Кто их придумывает? (ответы детей)

Давайте с вами вспомним, каких авторов детских книг вы знаете. (Ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что есть такие сказки, у которых авторов нет.

Их когда-то кто-то рассказал своим детям, а те запомнили и когда выросли пересказали их своим детям, а те своим детям и так далее – эти сказки называют НАРОДНЫЕ. А еще НАРОДНЫЕ бывают песенки, потешки, прибаутки.

Сегодня ребята я хочу вам почитать несколько таких народных стихотворений, песенок, прибауток. Их сочинили очень давно.  Тогда ребята, люди жили не в высоких домах, как сейчас, а в очень маленьких деревянных избах, носили сшитые своими руками платья и рубахи. Из этих песенок и прибауток можно было сразу узнать как жили и что делали эти люди. Например, если стояла плохая погода, люди обращались к солнцу и дождю; просили, чтобы солнышко обогрело своими лучами все вокруг, а дождик промочил землю для урожая. Люди читали закличку.

Солнышко-ведрышко

Прогляни, просвети!

На яблоню высокую,

На веточку зеленую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую.

Так люди просили у весны дождя, чтобы полить цветы и деревья, чтобы они росли и распускались, зачитывали закличку:

Дождик – дождик, припусти!

Чтобы житу подрасти,

Травке напиться,

Цветам раскрыться.

Ребята, давайте поиграем в подвижную игру «Солнышко и дождик».

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Для игры потребуется зонтик. Под него малыш будет прятаться во время команды: «Дождик». Перед игрой объясняем ребенку: «Когда светит солнышко, все весело гуляют, но вдруг, подует холодный ветер, солнышко спрячется за тучи и пойдет дождь. Он сначала будет капать потихоньку, а потом все сильнее и сильнее. Где же можно спрятаться нашему малышу от дождя? Конечно, под зонтиком!» После объяснения даем малышу команду: «Солнышко ярко светит». Ребенок произвольно бегает или ходит по комнате. По команде: «Закапал дождик» взрослый с ребенком выставляют вперед ладошки, ловя дождь, и медленно проговаривая: «Кап – кап – кап». «Пошел сильный дождь!». Взрослый раскрывает зонт и малыш под него прячется. Взрослый барабанит сверху по зонтику пальцами и быстро произносит: «Кап – кап – кап!» Малыш в том же ритме повторяет за ним. «Прошел дождик, снова выглянуло солнышко, можно идти гулять». Игра повторяется.

А еще люди рассказывали прибаутки. Прибаутки – это короткие истории про людей и животных в стихах. Послушайте:

Рано-рано поутру

Пастушок: ту-ру-ру-ру!

А коровки ему в лад

Затянули «Му-му, му!»

Ты коровушка, ступай,

В чисто поле погуляй

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком…

Ребята, давайте эту прибаутку по кажем пальчиками.

(Проводится пальчиковая гимнастика)

Рано-рано поутру

(Потянуться, развести руки в стороны)

Пастушок: ту-ру-ру-ру!

(указательный и большой палец смыкаются и размыкаются)

А коровки ему в лад

(Кулачки сжаты, указательный и средний пальцы идут по столу)

Затянули «Му-му, му!»

(Кончики пальцев сводятся и разводятся в стороны)

Ты коровушка, ступай,

(Кулачки сжаты, указательный и средний пальцы идут по столу)

В чисто поле погуляй

(Поглаживание круговыми движениями ладоней)

А вернешься вечерком,

(Две руки сложить вместе, положить под щечку)

Нас напоишь молочком…

(Имитация питья  молока из стаканчика)

Молодцы, ребята, у вас прекрасно получается «рассказывать» стихи руками.

Наедятся коровушки травки на лугу и домой возвращаются сытые и довольные. А дома их уже хозяева дожидаются. И пока доят коров, поют им песенки, коровки тоже любят ласку.

(Прослушивание аудиозаписи

русских нар. песня «Коровушка»

Музыка: русская народна. Слова: Красев М.)

Уж как яль мою коровушку люблю!

Уж как яль то ей крапивушки нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как яль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью!

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

И коней тоже пасли в чистом поле и про них рассказывали так:

(Прослушивание аудиозаписи

русских нар. песня «Конь»

Музыка, слова: русская народная песня.)

Ходит конь по бережку

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки-то - бряк-бряк-бряк!

Золотые они – звяк, звяк, звяк!

А когда выводили пастись козлика, то говорили так:

(Прослушивание аудиозаписи

русских нар. песня «Козлик»

Музыка, слова: русская народная песня в обработке О.Коловский, 1 куплет)

Привяжу я козлика к беленькой березоньке,

Привяжу рогатого к белой березке.

Стой, не бодайся!

Белая березка, стой не качайся!

Ребята,  знаю интересную игру про волка и козлят. В этой игре есть волк и козочки. В начале я прочитаю вам прибаутку:

Козушка-белоногушка

По лесу ходила

Волка дразнил:

- А я волка не боюсь!

Я серого не страшусь!

Я от серого волка

Под березкой схоронюсь.

Когда текст заканчивается «волк» пытается поймать «козочек», пока они не спрятались от волка под березкой (стул, обруч).

(Проводится подвижная игра «Волк и козы»)

 В старину для игр и забав выбирали красивые полянки с березками и там веселились, пели песни, играли в игры, водили хороводы вокруг берез. Давайте и мы с вами хоровод поводим вокруг березки (искусственное дерево)

(Хоровод «Во поле береза стояла»

Музыка, слова: русская народная песня.)

Ну а теперь присядем за столы и нарисуем, то что вам больше всего запомнилось на нашем развлечении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИБАУТКИ?

Подготовка ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры....

Колыбельные песни. Заклички. Приговорки. Прибаутки. Перевертыши.

Устное народное творчество в закличках, приговорках....

Потешки, прибаутки и народные песни. 

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебн...

ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ И НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

ПОТЕШКИ,  ПРИБАУТКИ И НАРОДНЫЕ ПЕСНИ...

для детей 4-5 лет цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни"

Цикл занятий по ознакомлению с русской народной песней: "Виды русской народной песни" для детей 4-5 лет - "Колыбельная песенка".-"Козлик и дудочка".-"Как у...