Народные песни, потешки, прибаутки
консультация
Предварительный просмотр:
[Введите подзаголовок документа] |
Консультация для родителей
Народные песни, потешки,
прибаутки.
|
Русские народные детские песенки |
Страничка "Котенька-коток", взятая из одноименной книги Г. Науменко, приглашает в мир детства, в мир, с которым соприкасается каждый человек с первых дней своей жизни. Там живут народные детские песенки, и составляют их самые ласковые, нежные, поэтичные слова, которые есть в языке русского народа. Но ребенок может быть и обделенным, может не услышать эти песенки и стишки; только от мамы зависит - сумеет ли она ввести его в этот чудесный мир поэзии и музыки, сможет ли терпеливо и ненавязчиво донести до него интонации доброты и нежности. |
В колыбельных песнях, пестушках, потешках и прибаутках ребенок слышит родные мотивы, через них познает окружающий мир, с ними он засыпает и просыпается, под них весело играет; они не только развлекают, но и воспитывают духовно, нравственно и физически.
Азбука народного воспитания
Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок был музыкальным, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Все родители желают видеть своих детей такими, но подчас не знают, какими средствами этого достигнуть.
Гениальный опыт воспитания ребенка с первых дней его жизни, накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков, дает нам народная педагогика. В творчестве народных исполнителей мы встречаем великолепные песни и хороводы, сказки и загадки, пословицы и приметы.
Знание произведений народного творчества, дарование и мастерство не рождались сами собой, а воспитывались с колыбели. Опыт воспитания детей передавался по наследству. Родители знали, что нужно вложить в ребенка, как ухаживать за ним, какую создать вокруг него обстановку. Каждому понятно, что если с малышом не "общаться, не разговаривать, не играть, не обучать движениям, то будет расти бессловесный, слабый, медленно развивающийся ребенок. В первую очередь детей старались приучить к родному языку, научить двигаться, активно воспринимать окружающий мир.
Страничка состоит из четырех разделов: "Колыбельные песни", "Пестушки", "Потешки", "Прибаутки".
Колыбельные песни
Главное назначение этих песен - влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив, в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляюще. Нередко приходится наблюдать, что грудные дети прекрасно узнают мотив колыбельной, для них эта мелодия является сигналом ко сну.
Колыбельные песни исполняются детям уже в первые дни появления их на свет. Эти произведения - первая для них музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение их ребенку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики.
У каждой матери мотив колыбельной на слуху, достаточно выбрать из книжки понравившийся текст. Колыбельную нужно петь без каких-либо усилий голосового аппарата, тихо и размеренно, с теплотой в голосе и естественной интонацией, покачивая в такт песне детскую кроватку.
| Ой баю, баю, баю | |
А баю, баю, баю, | ||
Ой ты котенька-коток, |
Пестушки - потягушки
Термин "пестушка" произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребенка, цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т. д.
Для того чтобы вызвать у ребенка радость, улыбку, двигательное возбуждение, веселый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек. Исполняя их, мать излучает на своего ребенка нежность, заботу, радость, любовь, теплоту, которые она переживает сама, тем самым формируя у ребенка опыт положительных эмоций, а также регулирует его настроение и эмоционально-психическое состояние.
Пестушки нужно петь естественно и просто, интонацией передавать содержание и характер поэтического текста, при этом сохраняя натуральный тембр голоса, теплоту, нежность.
| Чтобы успокоить плачущего ребенка ему припевают: | |
Не плачь, детка, | ||
Чтобы ребенка развеселить, рассмешить, поют: | ||
Тра-та-та, тра-та-та, | ||
Если ребенок ушибется и плачет, то потирают ушибленное место и поют: | ||
У волка боли, | ||
Купая ребенка напевают: | ||
С гуся вода, | ||
Лаская ребенка припевают: | ||
Ой, мой маленький, | ||
Пеленая ребенка, его развлекают песней: | ||
Сова-совушка, | ||
При кормлении малыша стараются отвлечь песней: | ||
Гу-ту-ту, гу-ту-ту, |
Потешки
Потешки - это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком.
Как известно, малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для ребенка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информативного опыта. Удовлетворение этих потребностей ребенок и получает через посредство играющего с ним взрослого. Ребенка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой; в процессе таких игр у него и формируется внимание, воображение, произвольное управление своим телом, тренируются мышцы.
В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребенка. Так, например, при исполнении потешки "Сорока" водят круговыми движениями пальцев по ладошке ребенка, такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи; легкие поглаживания животика, спинки, пяточек в потешке "Ласочка" - один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация; разминание ножек, движения ручек, головки, приседания, наклоны во многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии; несильное постукивание по тельцу малыша, хлопки в ладоши, удары локотками в потешках "Идет Бай по стене", "Ладушки" тонизируют обмен веществ и т. д. При этом маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их.
Ценность потешек состоит еще и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии.
| Берут ручки ребенка в свои и в такт песни хлопают в ладоши, со словами "шуг-шуг, полетели" ручки поднимают вверх и кладут на головку: | |
Ладушки, ладушки, | ||
Малыша сажают на колени и, придерживая за плечики или ручки, подбрасывают в такт песне: | ||
Скок, скок, поскок, | ||
Исполняя подтешку, водят по ладошке ребенка пальцем - "варят кашку", затем начиная с большого пальца сгибают каждый пальчик детской ручки, оставляя несогнутым только мизинец - он изображает мальчика, который не помогал, не работал и остается без кашки: | ||
Сорока, сорока, | ||
Вытягивают два пальца руки, изображая "козу" и словно рогами щекочут: | ||
Идет коза рогатая | ||
Ребенка качают на коленях, словно он едет по кочкам, при словах "В ямку бух" - колени раздвигают и придерживая малыша за ручки сбрасывают с колен: | ||
Ехали мы, ехали | ||
Ползают по полу, катая малыша на спине, при этом припевают: | ||
Чики, чики, чикалочки, |
Прибаутки
Главное назначение прибауток - развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток - от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Оригинальны песни состоящие из вопросов и ответов, причем ответ, оканчивающий строку, дает повод
к новому вопросу в следующей строке, образуя таким образом как бы непрерывную цепь; такие песни созданы как бы специально для исполнения детям, которые задают родителям бесконечные вопросы.
В прибаутках большая воспитательная ценность - ребенок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен знакомится окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребенка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.
Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма - становления речи, тренировки памяти, информативного запаса.
| Ой дуду, дуду, дуду, | |
Совушка-сова, | ||
Тили-бом, тили-бом, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству: потешки, песни, прибаутки.
Потешки, песни, прибаутки....
Досуг: «Народные песни, заклички, прибаутки»
Знакомить детей с произведениями устного народного творчества – песенками, прибаутками, хоровыми играми.Дать возможность почувствовать мелодику, плавность, ритмичность, красоту народной речи.Формирова...
ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.Детский фольклор ру...
Проект «Устное народное творчество: потешки, прибаутки, колыбельные песни» во второй младшей группе
Проектная работа....
Потешки, прибаутки и народные песни.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебн...
ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ И НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ И НАРОДНЫЕ ПЕСНИ...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству через колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки и сказки.»
До сих пор в некоторых деревнях и сѐлах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель – люлька или зыбка....