Рабочая программа по музыкальному развитию (старшая группа) 5-6 лет
рабочая программа по музыке (старшая группа) на тему
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._starsh.gr_.docx | 100.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Светлячок»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Заведующий МАДОУ «Светлячок»
Протокол № __ от ________г ______________ С.В. Тесакова
«____»_____________201__ г.
Рабочая программа
по музыкальному развитию
(старшая группа)
5-6 лет
Исполнитель:
Музыкальный руководитель МАДОУ
Кузнецова Ирина Анатольевна
г. Москва, г.о. Троицк
2014г.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Музыкальное воспитание в ДОУ реализуется посредством основной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), текущими нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании»
- Национальной доктриной образования в РФ
- Концепцией модернизации российского образования
- Концепцией дошкольного воспитания
- СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564)
- НРКГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетных направлений развития МАДОУ№3 «Светлячок»:
- примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой., И. Новоскольцевой Композитор Санкт-Петербург 2003 год
- «Топ-хлоп малыши» программы музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет Сауко, Буренина А. И. СПб, 2001
- «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.
-Н. Ф Сорокина «Играем в кукольный театр», программа «Театр – творчество - дети» пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Москва 2004 год
- «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной
- «Танцевальная ритмика» Т. И, Суворовой
- Н.А. Метлов «Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
- «Камертон» - программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина.
- Авторской программы и методических рекомендаций О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» Издательство Гном Москва 2000 год
- «Музыкальная ритмика» учебно-методического пособия Т.А. Затяминой, Л. В. Стрепетовой - М. Издательство Глобус 2009 год (Уроки мастерства)
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной.
Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- приобщение к музыкальному искусству;
- формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
- развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального
- слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
- формирование песенного, музыкального вкуса.
- воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
- развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
- удовлетворение потребности в самовыражении.
Рабочая программа по музыкальному развитию, опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», предполагает проведение НОД 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на НОД, будет равняться 68-72 часам для каждой возрастной группы.
Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
Реализация задача по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана:
Форма музыкальной деятельности | Подготовительная группа | ||
Продолжительность. | Количество | ||
В неделю | В год | ||
Организованная образовательная деятельность эстетической направленности | 25 | 2 | 68-72 |
Праздники и развлечения: Досуги Утренники | 30-35 30-40 | 1 |
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) состоит из трех частей:
- Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
- Основная часть.
Слушание музыки.
Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть НОД включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
- Заключительная часть.
Игра или пляска.
Основные задачи реализации музыкально-художественной деятельности:
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Раздел «СЛУШАНИЕ»
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»
-формирование у детей певческих умений и навыков
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла
-развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Связь с другими образовательными областями.
«Физическое развитие» | развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Социально-коммуникативное развитие» | развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
«Познавательное развитие» | расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества; Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); |
«Художественно-эстетическое развитие» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); закрепления результатов восприятия музыки; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Речевое развитие» | использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений; практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; способствование развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания; формирование умения пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса; |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Возрастные и индивидуальные особенности
детей старшего возраста (5-6 лет)
У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только более заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях.
Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, тем, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.
Интенсивно развиваются музыкальные способности - ладовое чувство, чувство ритма, музыкально - слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы - до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно с взрослым, сверстниками и индивидуально.
В музыкально – ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений, гимнастическими, танцевальными, образно - игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх - дети способны выразительно передавать музыкальный образ.
В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.
По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы. Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.
Содержание работы по музыкальному воспитанию детей
старшей группы.
Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 25 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Слушание
Развитие у детей интереса и любви к музыке, музыкальной отзывчивости на нее. Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3- частного музыкального произведения. Продолжение знакомства с композиторами. Воспитание культуры поведения при посещении концертных залов. Продолжение знакомства с жанрами музыкальных произведений. Развитие музыкальной памяти через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствование навыка различия звуков по высоте в пределах квинты, звучание музыкальных инструментов.
Пение
Формирование певческих навыков, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь умеренно, громко и тихо. Развивать песенный музыкальный слух. Поощрять самостоятельность, творческое исполнение песен разного характера.
Песенное творчество
Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально-ритмические движения
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.
Развитие танцевально-игрового творчества
Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах
Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных
инструментах, знакомые песенки: индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы:
- Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
- Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
- Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
- Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
- Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПО ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел «СЛУШАНИЕ»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях |
-Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов |
|
|
Раздел «ПЕНИЕ»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности |
|
|
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением -Инсценирование песен -Формирование танцевального творчества, -Импровизация образов сказочных животных и птиц - Празднование дней рождения |
-подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений, -подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирование песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО
|
|
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения |
|
|
Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые
| Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях |
-Театрализованная деятельность -Игры - Празднование дней рождения |
|
|
Содержание психолого-педагогической работы по освоению музыкально-художественного развития в подготовительной группе.
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;
- развитие музыкально-художественной деятельности.
Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально - ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.
Задачи психолого-педагогической работы:
Общие:
развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками;
развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами;
формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки;
стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний;
способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры);
учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий;
Слушание:
развитие и обогащение слушательского опыта, слуховой сосредоточенности, умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр;
Исполнительство:
развитие и обогащение звукового сенсорного опыта, опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения, умений сравнивать разные по звучанию предметы, двигательно-активных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр, игры в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения;
Творчество:
развитие и обогащение умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей
Продуктивная деятельность.
- Развивать продуктивную деятельность, организовывать презентацию ее результатов.
- Формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, то есть об авторстве продукта.
Слушание
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Знакомство с творчеством П.И.Чайковского. Рассказать детям о «Детском альбоме». Дать понятие о трехчастной форме. | «Марш деревянных солдатиков» Муз. П.Чайковского | Беседа о творчестве П.И.Чайковского. Иллюстрации с изображением гусар или солдат. Элементы костюма гусара (кивер). Чтение стихотворения: «Солдатики». Театрализованный этюд «Кот и кошка». Дидактическая игра «Угадай сколько частей» | Игры с игрушечными солдатиками, движения под музыку «Марша…» Театрализованные игры «Мы – гусары», «Кошка и кот». | Прослушивание музыки П.И.Чайковского в записи. Беседа о композиторе, «Детском альбоме». Манипуляции с игрушечными солдатиками под музыкальное сопровождение. |
Октябрь | Продолжать знакомить детей с танцевальными жанрами и трехчастной формой музыкального произведения. | «Полька» Муз. П.Чайковского «На слонах в Индии» Муз. А.Гедике | Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку». Чтение притчи «Мудрецы и слон». Малая скульптурная форма (статуэтка слона). | Музыкально-дидактическая игра «Сколько частей». Танцевальные импровизации под музыку «Польки». Динамическое упражнение «Ходим как слоны». | Чтение рассказов о слонах, рассматривание иллюстраций. |
Ноябрь | Познакомить детей с плавной лиричной, напевной музыкой. Обратить их внимание на трехчастную неконтрастную форму. | «Сладкая греза» Муз. П.Чайковского «Мышки» Муз. А. Жилинского | Игрушки или шапочки мышек. Чтение стихотворения: Мышки – серые воришки Сыр нашли в кладовке мышки. Но не спит хозяйский кот. Кот кладовку стережет. За подобные делишки Может он порвать штанишки. | Придумывание рассказа о своих мечтах, впечатлениях. Чтение сказок с персонажем «мышка» Драматизация сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». Динамическое упражнение «Веселые мышата». | Просмотр мультфильмов «Том и Джерри», «Приключения кота Леопольда». |
Декабрь | Учить детей сопереживать. Закрепить понятие о трехчастной форме. | «Болезнь куклы» Муз. П.Чайковского «Клоуны» Муз. Д.Кабалевского | Чтение стихотворения Т.Волгиной: «Кукла заболела»
| Дидактическая игра «Болезнь куклы». Чтение стихотворения: Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна. Просит музыки она. Спойте, что ей нравится, И она поправится. | Театрализованная игра «Цирк», «Клоуны». |
Январь | Учить самостоятельно, определять характер музыкального произведения. Учить соотносить характер произведения с изображением на рисунке. | «Новая кукла» Муз. П.Чайковского «Страшилище» Муз. В.Витлина | Придумывание рассказа о новой кукле. Музыкально-дидактическая игра «Весело-грустно» Рисунки с изображением персонажа произведения. Дидактическая игра «Подбери рисунок» Чтение стихотворения Л.Кэррола: Варкалось. Хливкие шорьки… | Заучивание стихотворения Л.Кэррола «Варкалось...». Чтение его с различными интонациями. Рисование на тему впечатлений от услышанного музыкального произведения («Новая кукла», «Страшилище»). | Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского («Болезнь куклы» и «Новая кукла» в аудиозаписи). Беседа о чувствах, вызываемых этими произведениями, их настроении. |
Февраль | Продолжать учить детей самостоятельно определять жанр, характер и построение произведения. | «Утренняя молитва» Муз. П.Чайковского «Детская полька» Муз. А. Жилинского | Рассказ о храме, богослужении, молитве. Иллюстрации с изображениями храмов. | Экскурсия к местному храму, беседа о православных праздниках и традициях. | Беседы на духовные темы. |
Март | Учить различать музыкальные оттенки в начале и конце произведения. Закрепить понятие о вальсе. | «Баба Яга» Муз. П.Чайковского «Вальс» Муз. Д.Кабалевского | Костюм Бабы Яги. Музыкальная пьеса М.Мусорского «Баба Яга». Чтение отрывков из книги А.Усачева «Про Бабу Ягу». Рассказ о вальсе. Чтение стихотворения: Начинается программа! Два ручных гиппопотама, Разделивших первый приз, Исполняют вальс-каприз! | Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и др., рассматривание иллюстраций, изображающих Бабу Ягу. Прослушивание песен о Бабе Яге («Частушки Бабок Ежек», «Баба Яга» - в исполнении группы На-На».) | Просмотр мультфильмов, художественных фильмов («Гуси-лебеди», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Морозко», «Летучий корабль» и др.) |
Апрель | Учить самостоятельно придумывать название произведения в соответствии с его характером. | «Игра в лошадки» Муз. П.Чайковского «Две гусеницы разговаривают» Муз. Д.Жученко | Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку» Рассказывание сказки «Про гусениц Машу и Дашу». Придумывание рассказа «О чем беседуют гусеницы». Игрушки. | Динамическое упражнение «Лошадки» П./игра «Всадники». Театрализованная игра «Две гусеницы разговаривают». | Наблюдение за гусеницами в природе. Придумывание рассказа о беседе между двумя гусеницами. Рисование по теме |
Май | Продолжить знакомство с «Детским альбомом» П.И.Чайковского. Закрепить понятие о трехчастной форме. | «Вальс» Муз. П.Чайковского «Утки идут на речку» Муз. Д. Львова-Компанейца | Придумывание небольшого сюжета под музыку Вальса и изображение его в движении. Показ красочной иллюстрации, придумывание рассказа. Запись с кряканьем уток. Чтение стихотворения И.Михайловой «Четыре утенка погожим деньком…» | Заучивание и инсценирование стихотворения И.Михайловой «Четыре утенка погожим деньком…» Рисование или аппликация на тему «Утята». Дидактическая игра «На бабушкином дворе» | Чтение рассказов и сказок об уточках «Серая шейка», «Храбрый утенок» и др. |
Исполнительство (Пение)
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Дать детям понятие о русской народной песне. Учить их петь выразительно, протягивая звуки. | «Бай, качи, качи» русская народная песня «Куда летишь, кукушечка». Русская народная песня «К нам гости пришли» муз. А.Александрова | Импровизировать концерт, выбрать солистов, зрителей. Чтение стихотворения «Мы печем, пшеничим». Стр.6 | Рассказ о народной песне самарского региона. Знакомство с песней Игра «Плетень» муз. В.Калинникова | Повторение песен, выученных на занятии. Прослушивание русских народных песен в аудиозаписи. |
Октябрь | Учить петь песню, сопровождая ее импровизационными движениями. Продолжать знакомить детей с русскими народными и уральскими традициями. Учить детей петь протяжно, спокойным, естественным голосом. Петь соло, подгруппой, цепочкой и т.д. | «Падают листья» муз. М.Красева «Как пошли наши подружки» русская народная песня. «Урожайная» муз. А.Филиппенко «Еж» муз. Ф.Лещинской | Принести репродукции с осенними пейзажами, прочитать стихи об осени Беседа об урожае. Загадки про овощи. Предложить детям аккомпанировать на любимом музыкальном инструменте. Загадка: «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. На спине иголки длинные и колкие. А свернется он в клубок, Нет ни головы, ни ног (ежик). | Чтение и инсценирование шуточного стихотворения: «Раз один садовод» стр.9 Театрализованная игра «Мы ходим в огород». Слушание песни «Овощи». Рисование на тему «Листопад», «Овощи». | Наблюдение за осенним пейзажем. Рисование на тему «Листопад», «Овощи» под муз. сопровождение. Повторение песен, выученных на занятии. |
Ноябрь | Учить детей петь спокойным, естественным голосом, в интонациях передавать характер песни. | «Жил-был у бабушки серенький козлик». Русская народная песня «От носика до хвостика» муз. М.Парцхаладзе. «Котенька-коток» русская народная колыбельная. | Иллюстрации или игрушка козлика. Предложить детям инсценировать песню, проявляя свое творчество. Чтение потешки «Как у нашего кота» Изобразить в движении образ котика. | Инсценирование песни «Жил-был у бабушки серенький козлик». Предложить детям придумать еще какие-нибудь приключения щенка, сочинить небольшой рассказ. Чтение потешек, пение колыбельных песенок (Самарский фольклор) | Сочинить несколько куплетов про щенка, дать ему кличку. Нарисовать его портрет. |
Декабрь | Учить детей петь спокойным, естественным голосом, различать припев и куплет, начинать пение после вступления. Учить сочетать пение с движением. | «Наша елка» Муз. А.Островского. «Саночки» муз. А.Филиппенко. «Елочка» муз. Е.Тиличковой «Дед Мороз» муз. В.Витлина «Сею-вею снежок» рус. народная песня. | Показать иллюстрации с изображением украшенной елки, принести несколько елочных игрушек, игрушечного Деда Мороза. Чтение потешки: «Как по снегу…». | Повторение песен, выученных на занятии. Придумывание движений, сочетать пение с движением. Зимние подвижные игры, забавы. Заучивание стихов к Новому году. | Подготовка к Новому году, изготовление игрушек, украшений для елки. Повторение песен, выученных на занятии. Изготовление подарков, разучивание стихов про Новый Год, елку, Деда Мороза. |
Январь | Учить детей петь, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. Петь, согласовывая движения с текстом. Познакомить детей с русскими народными зимними и рождественскими песнями. | «Голубые саночки» муз. М.Иорданского. «Ой, ты, зимушка-сударушка» русская народная песня. «Веселое Рождество» английская народная песня. | Предложить детям аккомпанировать себе на музыкальных инструментах (колокольчиках, треугольниках). Придумать движения к песне, согласовывать с текстом. Рассказ о Рождестве (во всем мире, в России). | Познакомить с рождественскими песнями Уральского региона. Рассказать об обряде колядования. Колядки | Разучивание рождественских песенок, колядок. |
Февраль | Учить петь, передавая задорный и веселый характер песни. | «Блины» русская народная песня. «Перед весной» русская народная песня. «Песенка друзей» муз. В.Герчик. «А мы Масленицу дожидаем» русская народная песня «Мамин праздник» муз. Ю.Гурьева | Рассказать о традициях печь блины на Масленицу, о масленичной неделе. Рассмотреть репродукцию картины В.Сурикова «Взятие снежного городка». Чтение стихотворения: «Мое солнце – Мамочка моя!» | Предложить вниманию детей мультфильма «Веснянка», фрагмент из мультфильма «Снегурочка». Заучивание закличек, песенок | Просмотр мультфильмов «Веснянка», «Снегурочка». Посещение культурно-массовых мероприятий, посвященных празднованию Масленицы. |
Март | Продолжать учить детей петь слаженно, спокойным, естественным голосом, передавая в пении характер песен. Познакомить детей с гаммой, учить ее пропевать интонационно правильно. | «Мама» муз.А.Бакалова «Про козлика» муз. Г.Струве. «Песенка-чудесенка» муз. А.Берлина «Песенка о гамме» муз.Г.Струве. «Ой, бежит ручьем вода» украинская народная песня. Частушки. «У меня ль во садочке» русская народная песня. | Принести иллюстрации с изображением мамы и ребенка. Стихи о маме. Предложить ребенку сыграть гамму на металлофоне, согласовывая исполнение с пением детей. Чтение стихотворения о весне: «Отшумела злая вьюга…» | Разучивание стихов о маме, повторение выученных песен. Музыкально-дидактическая игра «Лесенка» (металлофон). Рассматривание иллюстраций, изображающих хоровод украинских девушек в национальных костюмах. | Повторение песен, выученных на занятии. Самостоятельное исполнение гаммы на любом музыкальном инструменте. |
Апрель | Учить передавать в пении веселый, задорный характер песни, придумывать движения, проявлять творчество. Петь соло, по цепочке, дуэтом и т.д. | «Где был, Иванушка?» Русская народная песня. «Прибаутка» «По деревне идет Ваня-пастушок» русская народная песня. «Так уж получилось» муз. Г.Струве. | Придумать движения, характерные для героев песни, проявлять свое творчество. Совершенствовать игру на ложках. Инсценирование песни (элементы костюмов). Придумать образные движения, выполнять их выразительно, пластично. | Продолжать работу по инсценированию песен, привлекая к инсценировке поочередно всех детей. | Повторение выученных песен, импровизационные танцевальные движения. |
Май | Учить передавать в пении характер песни: веселый, шуточный, озорной, грустный, ласковый, спокойный и т.д. Исполнять песни легким звуком, без напряжения, в оживленном или медленном темпе | «Веселые путешественники» муз. М.Старокадомского «Колобок» муз. Г.Струве. «Про лягушек и комара» муз. А.Филиппенко | Упражнения на дыхание, артикуляцию. Музыкально-дидактическая игра «Телефон». | Инсценирование выученных песен (атрибуты, костюмы, музыкальные инструменты). Музыкально-дидактическая игра «Веселый поезд». | Повторение песен, выученных за год, исполнение и инсценирование любимых песен. |
Работа над развитием чувства ритма. Музицирование
Месяц | Задачи | Репертуар | Музыкальная среда развития | ||
На занятиях | В группе | В семье | |||
Сентябрь | Учить различать длинные и короткие звуки, уметь пропевать их. Прохлопывать ритмический рисунок уже знакомых песенок. Развивать ритмический рисунок и координации. | «Андрей-воробей» русская народная песенка. «Я иду с цветами» муз. Е.Тиличеевой Игра «Музыкальный квадрат» (любая веселая мелодия). | Фланелеграф. Ритмические карточки. Графические изображения длинных и коротких звуков. | Ритмические карточки. Графические изображения длинных и коротких звуков. Музыкально-дидактическая игра «Узнай песенку». Аудиозапись. | Аудиозапись. |
Октябрь | Познакомить детей с изображением длинных и коротких звуков в нотной записи. | «Андрей-воробей» русская народная песенка. «Я иду с цветами» муз. Е.Тиличеевой «Музыкальный квадрат» (любая веселая мелодия). | Фланелеграф. Ноты. Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. | Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. Образцы нотной записи (нотные сборники, записи песен). | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Образцы нотной записи. |
Ноябрь | Дать понятие о паузе. Поощрять творческие проявления в придумывании рассказов и сочинении на них музыки. | «Гармошка» муз. Е.Тиличеевой игра «Музыкальный квадрат». | Ритмические карточки. Картинки с изображениями ракеты, слона, птички (низкие и высокие звуки). Фланелеграф. | Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Прогулка». | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Ритмические карточки. |
Декабрь | Продолжать работу над развитием чувства ритма у детей: прохлопывать и пропевать ритмические цепочки, определять высоту звучания. | «Ручеек-журчалочка» «Музыкальный квадрат» | Ритмические карточки. Ритмическая цепочка. Музыкально-дидактическая игра «Наше путешествие». | Ритмические карточки. Музыкально-дидактическая игра «Наше путешествие». | Ритмические карточки. |
Январь | Продолжать учить детей прохлопывать ритм, выкладывать ритмический рисунок на фланелеграфе, определять высоту звучания. | Упражнения на звуковысотность «Сирена», «Кукушка» «Сел комарик на дубочек» русская народная песенка. «Музыкальный квадрат» | Иллюстрации с изображением машин, имеющим сирену («скорая помощь», «пожарная» и др.) и кукушки. Фланелеграф, карточки с изображениями длинных и коротких звуков. Музыкальные инструменты. | Иллюстрации. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму». Пение песни «Артистка» муз. Д.Кабалевского | Иллюстрации. Музыкальные инструменты. Сюжетно-ролевая игра «Водители» («скорая помощь», «пожарная машина»). Игрушки-машины. |
Февраль | Учить произносить текст, варьируя динамику, темп, тембр и регистр голоса. | «Скок-скок» русская народная попевка. «Музыкальный квадрат». | Ритмические цепочки. Ритмические карточки. Загадка: «Сидит Яшка, красная рубашка». | Музыкально-дидактическая игра «Выполни задание» | Музыкально-дидактическая игра «Выполни задание». |
Март | Учить произносить текст страшным, жалобным, угрожающим, нежным и т.д. голосом, прохлопывать текст различным ритмическим рисунком. | «Сонная тетеря» (ритмизированный текст). «Музыкальный квадрат». | Пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний. Музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок». | Музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок». | Музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок». |
Апрель | Учить произносить текст, меняя динамику, регистр, темп; проигрывать вариации на разных инструментах. | «На гору бегом, а с горы кувырком». «Музыкальный квадрат». | Ритмические цепочки. Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент». | Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент». | Музыкальные инструменты. Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент». |
Май | Продолжать учить детей узнавать песню, выложенную на фланелеграфе, самостоятельно выложить и сыграть ритмический рисунок, исполнять простейшие импровизации на знакомые тексты. | Знакомые песенки и упражнения. | Ритмические цепочки. Ритмические карточки. Музыкальные инструменты. Фланелеграф, графическое изображение длинных и коротких звуков. Картинки, иллюстрации. | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Ритмические карточки. | Аудиозапись. Музыкальные инструменты. Ритмические карточки. |
Музыкально-ритмические движения
Месяц | Задачи | Содержание | Музыкальная среда развития | ||
Оборудование и наглядный материал | Художественное слово | Музыкальный репертуар | |||
Сентябрь | Знакомить детей со способом парного взаимодействия, при котором ведущий («скульптор») видоизменяет телоположение партнера («глины») так, будто лепит какую-либо фигуру. Развивать у детей способность чутко воспринимать, чувствовать партнера в парном образно-пластическом взаимодействии. Подводить детей к поиску собственных «решений» при выполнении творческого задания (лепки из глины), к детальному изображению процесса «приготовления теста». Развивать выразительность исполнения образного движения всем телом. | Разминка. Упражнение: «Лепим из глины». Творческое задание «Слепи по-своему» Игра «Угадай, что слепил скульптор». Цикл упражнений «Приготовление теста». а) Бабка по сусекам скребет; б) Бабка заводит тесто; в) Бабка месит тесто; г) Бабка катает колобок. | Магнитофон | Сказка «Колобок» | Сюита старинных танцев «Алемандо» «Контрданс» «Англез» «Шутка» «Вальс» «Контрданс-экосез» В.Нестеров «В хороводе» Н.Вязьмин «Полька-кадриль» Русская народная плясовая «Как у наших у ворот». |
Октябрь | Знакомить детей со способом образно-пластического взаимодействия трех партнеров, участвующих в игровой ситуации. Побуждать детей к поиску и выразительному исполнению движений, к использованию Детализации характера (поведения) персонажа. Развивать умение «играть роль по-своему», включать в движение все тело. | Разминка. Эпизоды: «Бабка катает колобок, а дед наблюдает» «Бабка зовет деда помогать». «Колобок испекается» «Колобок остужается». Эпизоды: «Дед просит бабу испечь колобок» «Бабка готовит тесто» «Дед помогает бабке» «Колобок остужается». Эпизоды: «Колобок встречай зайца» «Колобок уходит от зайца и встречает волка» «Колобок встречает медведя» «Колобок встречает лису». | Магнитофон 2-3 больших гимнастических стула и гимнастические скамейки; длинные веревки. | Сказка «Колобок» | В.Нестеров «В хороводе» Н.Вязьмин «Полька-кадриль» Русская народная песня «Как у наших ворот», обработка А.Курченко |
Ноябрь | Развивать у детей выразительность образно-пластического взаимодействия, обусловленного ролями и сюжетом. Развивать умение медленно «постепенно переходить» от одного движения к другому из позы в позу – как способ трансформации образа, знакомить со способами изображения «волшебного превращения». Подводить детей к самостоятельному нахождению новых способов для воплощения образов (птицы и утки). Развивать выразительность исполнения образов птиц. | Разминка. Сюжет «Колобок» Упражнение «Облака» Цикл упражнений: «Птичка» «Большая птица» «Утка» | Магнитофон Две гимнастические скамейки. Большой стул. | Сказка «Колобок» Сюжет «Петя и Волк» | П.Чайковский «Щелкунчик» Марш Танец Сцена А.Адан «Жизель» Вариации Финал Коза К.Дебюсси «Облака» П.Чайковский «Спящая красавица» Вариация Выход С.Прокофьев «Утка» |
Декабрь | Продолжать помогать детям осваивать способы изображения постепенного «превращения» (в утку). Развивать выразительность исполнения образа утки с использованием детализации поведения персонажа. Повторить способы образно-пластического взаимодействия, передающих спор (двух петушков) | Разминка. Упражнения: «Превращение в утку «Утка ходит» «Утка плавает». Индивидуальные выступления детей (по желанию). | Магнитофон | Сюжет «Петя и Волк» | А.Адан «Жизель» С.Прокофьев «Утка» Сюита «Русские узоры». «Барыня», обработка Е.Кузнецова |
Январь | Продолжать освоение способов пластического изображения, как один персонаж наблюдает за другим. Подводить детей к нахождению вариантов парного образно-пластического взаимодействия, передающего спор (утка и птичка). Развивать у детей мягкость и пластичность движений, передающих характер кошки – в индивидуальном исполнении и во взаимодействии с парнером. Побуждать детей придумывать варианты отдельных выразительных движений и импровизировать этюд в целом. | Разминка. Упражнения: «Птичка» «Утка» «Утка с птичкой спорят». Индивидуальные выступления Творческое задание «Кошка» | Магнитофон Длинные веревки Большие кубики (по 3-4 на каждую пару детей). | Сюжет «Петя и Волк» | П.Чайковский «Спящая красавица» Сюита старинных танцев С.Прокофьев «Утка» С.Прокофьев «Птичка» |
Февраль | Развивать выразительность взаимодействия трех персонажей в единой игровой ситуации. Развивать у детей умение организовывать игровое пространство, используя «декорации» - заместители. Продолжать развивать у детей выразительность исполнения, в том числе использование метода простейшего словесного анализа детьми выступлений друг друга. Подводить детей к целостному разыгрыванию сюжета (с участием 4-х персонажей), побуждать к выразительности образно-пластического взаимодействия и перевоплощения. | Разминка. Эпизоды: «Утка и птичка спорят» «Кошка подкрадывается к птичке» «Птичка спасается» «Утка, птичка и кошка». Эпизоды: «Волк приближается» «Кошка спасается» «Волк гонится за уткой» «Утка спасается». | Магнитофон. Большой стул, гимнастическая скамейка, длинная веревка, 3-4 больших кубика. | «Шаг высокий, шаг высокий, выше шагаем, колени поднимаем: Шаг-шаг-шаг-шаг, быстро-быстро, шаг, шаг, Тянем носок, шаг-шаг, длинные ноги, шаг-шаг». Сюжет «Петя и Волк» | П.Чайковский «Щелкунчик» Марш Танец Сцена С.Прокофьев «Петя и Волк» (фрагменты) |
Март | Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих «переход», изменение образа (цветка) из одного состояния в другое (расцветание, увядание, оживание). Подводить детей к творческому «решению» танца волшебного цветка при индивидуальной импровизации. Развивать выразительность исполнения образа в целом. Подводить детей к использованию условно-игрового взаимодействия, воссоздающего иллюзию воздействия на расстоянии: цветы качаются и увядают под порывами холодного ветра. | Разминка. Этюд «Расцветание» Этюд «Танец волшебных цветов». Этюд «Цветы увядают» «Увядшие цветы оживают». | Магнитофон | П.Чайковский «Щелкунчик» Марш Танец Сцена Вальс цветов «Спящая красавица» финал 1-ого действия. | |
Апрель | Знакомить детей со способом пластического изображения процесса «волшебного превращения»; со способом, воссоздающим «сценическую» иллюзию воздействия: условный жест вызывает «волшебное превращение» на расстоянии. Развивать пластическую выразительность, умение включать в образное движение «все тело». Подводить к поиску способов воплощения образов Бабы Яги, Доброй волшебницы. | Упражнения: «Жесты волшебника» «Волшебные превращения» игра «Превращения» этюд «Баба Яга» индивидуальные выступления Творческие задания: «Добрая фея» «Добрая фея вершит волшебство | Магнитофон | П.Чайковский «Спящая красавица» танец фрейлин. Выход фей П.Дюка «Ученик Чародея» (фрагмент) П.Чайковский «Детский альбом» (Баба Яга) | |
Май | Подводить детей к поиску способов пластического изображения противоборства; к освоению «сценического приема», воссоздающего иллюзию воздействия («волшебной силы») на расстоянии. Развивать выразительность в воплощении образов (Доброй и Злой волшебницы). Выявлять нюансы поведения каждого персонажа. | Творческие задания: «Противоборство Доброй и Злой волшебниц» «Добрая волшебница побеждает злую» Эпизоды: «Злая волшебница» «Появляется Добрая волшебница» «Противоборство Доброй и Злой волшебниц» «Добро торжествует». | Магнитофон | Сказка о доброй и злой волшебницах | П.Чайковский «Спящая красавица» танец фрейлин. Финал пролога. |
Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год
Месяц | Форма работы | Взаимодействие с родителями | Задачи |
Сентябрь | Консультация “Музыка, как средство воспитания", встреча с родителями вновь прибывших детей. Индивидуальные беседы. | Посещение занятий, развлечение для детей и родителей “День знаний”. | Воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье. |
Октябрь | Индивидуальные беседы “По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года” | Участие родителей в подготовке и проведении развлечения “Осень в гости к нам пришла” Изготовление костюмов | Ознакомить родителей с уровнем музыкальных способностей их детей. |
Ноябрь | Беседы “Родителям о склонностях, способностях”, пожелания. | Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал. | Помочь родителям увидеть в своем ребенке музыкальные способности, развивать их. |
Декабрь | Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, принимать активное участие в проведении праздников. | “В гости елка к нам пришла” приглашение на утренники Изготовление атрибутов, подарков сюрпризов. | Создать сказочную атмосферу и праздничное настроение в кругу семьи. |
Январь | Семинар-практикум “Давайте поговорим о музыке в серьез” | «Рождественские встречи». Участие родителей в подготовке и проведении развлечения. | Побудить родителей приобретать музыкальный материал, соответствующий возрасту ребенка. |
Февраль | Консультация “Развитие творческой деятельности на основе русского фольклора”. Открытая НОД по желанию родителей. | Развлечение “День защитников Отечества”, принятие в нем участия. | Воспитание нравственно-патриотических чувств. |
Март | “День открытых дверей” | Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников. Праздничный утренник “Слушай нашу песенку мамочка любимая” Подбор аудиозаписей детских песен. Активное участие мам и бабушек на праздничном утреннике. | Стимулировать эмоционально-положительное состояние детей посредством совместной с родителями музыкальной деятельности. Побудить родителей к совместной с детьми деятельности |
Апрель | Принять участие в проведении групповых родительских собраний: по результатам работы за год во всех группах, с показом музыкального занятия. | Провести день смеха “Хохотунчики” Провести индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития дошкольников. | Познакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей. |
Май | Консультация “О домашней фонотеке” Подготовка и проведение открытого мероприятия «Фронтовые письма», посвященного 70-лет Великой Победы | Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-профилактической поддержке. | Итоги учебного года, советы, пожелания родителям. Повышать педагогическую компетентность по вопросу эмоционального развития через разные формы работы. Воспитание нравственно-патриотических чувств. |
Июнь | Практикум “Приобщение детей к музыкальной деятельности средствами русского народного творчества” | Практические занятия совместно с детьми, разучивание народных хороводов, игр, знакомство с народными музыкальными инструментами. | Побуждать родителей сохранять и прививать детям любовь к традициям нашего народа. Подготовка к новому учебному году |
План работы с педагогическим коллективом
по музыкальному развитию детей 6-7 лет.
№ п/п | Тема | Формы организации | Элементы основного содержания | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Осеннее развлечение | Групповая консультация | Обсуждение сценария, распределение ролей, костюмы, оформление зала, песенный и ритмический материал для заучивания с детьми* | сентябрь | |
2 | Новогодние праздники | Групповая консультация | Обсуждение сценария новогоднего утренника, распределение музыкального материала* между группами, время. Оформление интерьера | ноябрь | |
3 | Особенности характеров персонажей | Индивидуальные консультации, эскизы костюмов, | Подбор костюмов. Обсуждение характеров персонажей, разучивание ролей, мизансцен | Декабрь | |
4 | Анализ новогодних утренников | Совещание при заведующей | Достоинства и недостатки, работа над ошибками, поведение родителей, детей, педагогов | январь | |
5 | 23 февраля | консультация | песенный и ритмический материал для заучивания с детьми (март) | февраль | |
6 | «Женский день 8 марта» | Групповая консультация | Обсуждение сценария, распределение ролей, обсуждение и подбор игр, эскизы атрибутов; песенный материал для заучивания с детьми (январь) | февраль. | |
7 | «Развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности». | Доклад на пед. совете | Анализ музыкальной развивающей среды ДОУ. проблемы и перспективы. | март | |
8 | «Выпускной бал» | Групповая консультация | Обсуждение сценария, распределение ролей, обсуждение и подбор игр, эскизы атрибутов; песенный материал для заучивания с детьми | апрель | |
*Обновление муз. материала в тетради воспитателя для заучивания с детьми осуществляется систематически по мере необходимости в течение года. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способности и индивидуальности каждого ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.
В МАДОУ №3»Светлячок» осуществляется педагогический мониторинг 2 раза в год (в начале и конце учебного года), позволяющий выявить и проанализировать:
- уровень овладение ребенком программным материалом;
- выявление затруднений у ребенка и установление их причин.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1. Слушание музыки:
Воспринимать музыку целостно и дифференцированно; осознавать эмоционально-образное содержание музыки, средств музыкальной выразительности.
Воспринимать и понимать ценность высокохудожественных образцов. Давать осознанную оценку музыкальным произведениям различных жанров, видов, стилей.
Иметь представление о вокальной и инструментальной музыке (русские народные песни, песни разных народов, песни из мультфильмов, арии из опер, программная музыка, пьесы - настроения, оркестровые сочинения).
Высказывать предпочтения, давать эстетическую оценку воспринимаемой музыке, различать жанровые признаки произведений (песня, танец, марш, полька, вальс, народная пляска), части произведения (вступление, заключение, запев, припев), используя специальную терминологию.
2. Исполнительство:
Пение:
Проявлять интерес к пению, желанию петь совместно с взрослыми, со сверстниками и самостоятельно.
Петь выразительно, передавать в пении разный характер звучания (напевный, ласковый, бодрый, веселый, грустный).
Точно воспроизводить мелодию, правильно выговаривать слова песни.
Проявлять элементарные певческие навыки (чистоту интонации, правильное дыхание, точную дикцию, правильное звукообразование) и навыки хорового пения.
Воспринимать знакомые песни, узнавать их и самостоятельно исполнять.
Импровизировать простейшие интонации.
Музыкально-ритмические движения:
Уметь чувствовать выразительные особенности музыки, музыкальный образ и передавать его в движении: отражать в движении умеренный, быстрый и медленный темп, ритмический рисунок, паузы, динамику звучания (громко, тихо, громче, тише), менять движения в соответствии с двух и трехчастной формой произведения, различать и отмечать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш).
Пользоваться лексикой танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, присядка, вальсообразные движения, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, перестроения из круга врассыпную и обратно, овладеть движениями с предметами (лентами, цветами, обручами).
В музыкальных играх – инструментальных (сюжетных и несюжетных) и под пение уметь чувствовать музыку, ее выразительные особенности, согласовывать с ней движения, проявлять четкость, координированность, ритмичность, выразительность движений.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Овладеть приемами и способами игры на простейших инструментах ударной группы (бубен, барабан, треугольник, маракасы, металлофон, ксилофон, ложки, трещотка, коробочка).
Иметь представление о тембровой выразительности и образными возможностями разных инструментов (звонкий и нежный у треугольника; четкий, активный у бубна; звонкий и протяжный у металлофона; стучащий, глуховатый у барабана.
Овладеть и применять выразительные приемы игры (глиссандо, стаккато, легато, усиление и ослабление звука).
Иметь представление о различных инструментах симфонического и народного оркестров. Различать на слух их звучание.
3. Творческая деятельность:
Передавать свои впечатления вербально (сочинение маленькой сказки, рассказа под впечатлением от услышанной музыки, подбирать яркие эпитеты, характеризующие музыкальный образ), рисовать, отражая характер звучания музыкального произведения, в процессе отображения образного содержания музыки с помощью выразительных движений, мимики, жестов.
Стремиться проявлять творчество в пении. Участвовать в игровых ситуациях для певческих импровизаций путем сочинения музыкальных вопросов и ответов, простейших мелодий на готовый текст (знакомые считалки, потешки, стихи, загадки), сочинять мелодии в разных жанрах (марш, колыбельная, полька, вальс), сочинение песенок сказочных персонажей для драматизаций.
Стремиться к творческим проявлениям в танцевальной и музыкально-игровой деятельности. Самостоятельно комбинировать знакомые танцевальные движения в свободной пляске, придумывать движения для характерных танцев, инсценировать знакомые песни, сказки, создавать сценки, используя образно-выразительные движения, жесты, пантомиму.
Проявлять интерес к творческому музицирование на простейших музыкальных инструментах (созданию образов птиц, животных с помощью выразительных возможностей инструментов, сочинению ритмических рисунков, подбору соответствующих музыкальных инструментов для составления оркестровой партитуры).
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ 5 - 6 ЛЕТ
Параметры диагностирования
Слушание музыки:
Проявляет интерес к музыке, эмоционально отзывается на музыку разного характера; осознанно относится к восприятию музыкальных произведений.
Целостно и дифференцированно воспринимает музыкальное произведение, выделяя в нем отдельные средства выразительности (изменение динамики, темпа, ритма).
Воспринимает доступные произведения русской и зарубежной классической, народной и современной музыки.
Воспринимает и различает контрастные по характеру инструментальные музыкальные произведения изобразительного характера.
Сравнивает музыкальные произведения по контрасту, по сходству характера звучания, дает им собственную оценку.
В музыкально-дидактических играх проявляет музыкально-сенсорные способности (воспринимает по слуху и воспроизводить голосом или движением звуки, разные по высоте, длительности, динамике, тембру).
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после показа и вместе с педагогом.
Пение:
Проявлять интерес к пению, желанию петь совместно с взрослыми, со сверстниками и самостоятельно.
Петь выразительно, передавать в пении разный характер звучания (напевный, ласковый, бодрый, веселый, грустный).
Точно воспроизводить мелодию, правильно выговаривать слова песни.
Проявлять элементарные певческие навыки (чистоту интонации, правильное дыхание, точную дикцию, правильное звукообразование) и навыки хорового пения.
Воспринимать знакомые песни, узнавать их и самостоятельно исполнять.
Импровизировать простейшие интонации.
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после показа и вместе с педагогом.
Музыкально-ритмические движения:
Двигаться под музыку четко, ритмично, согласуя свои движения с ее характерными особенностями, реагируя на изменения темпа, ритма, динамики, смену частей музыкального произведения; выразительно передавать музыкальный образ.
Различать жанры музыки (полька, плясовая, марш, колыбельная)
Овладевать навыками гимнастических, танцевальных и образно-игровых движений.
Знать лексику танцевальных движений (пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу).
Двигаться в музыкальных играх по инструментальную музыку и под пение, согласуя образные движения с характером выразительными особенностями звучания музыки.
Двигаться с предметами: цветами, султанчиками.
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после показа и вместе с педагогом.
Игра на музыкальных инструментах:
Проявлять интерес к игре на музыкальных инструментах.
Демонстрировать с помощью музыкальных инструментов чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах.
Иметь расширенное представление о музыкальных инструментах ударной группы, симфонического и народного оркестров.
Уметь играть на элементарных музыкальных инструментах детского оркестра (бубен, барабан, треугольник, маракасы, тарелки, металлофон).
С помощью творческих заданий передавать с помощью инструментов звукоподражания, создавать игровые образы (зайка скачет, мышка бежит, дождик идет)
Высокий: Выполняет сразу после показа педагога самостоятельно.
Средний: Выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: Не выполняет после показа и вместе с педагогом.
Творческая деятельность:
В процессе восприятия музыки передавать свои впечатления вербально (сочинение маленьких сказок, рассказов), в рисунках, в образных движениях под музыку.
В пении совместно с взрослыми сочинять «музыкальные ответы» на «музыкальные вопросы» педагога, на основе предложенного образца в той же тональности.
В свободных танцах использовать знакомые танцевальные движения, соответствующие жанру танцевальной музыки (плясовая, полька).
В музыкальных играх передавать простейшими игровыми движениями образы разных персонажей.
Высокий: выполняет вместе с педагогом и самостоятельно.
Средний: выполняет после показа и вместе с педагогом.
Низкий: не выполняет после неоднократного показа и вместе с педагогом.
КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Вид музыкальной деятельности | Учебно-методический комплекс |
1. Восприятие: | 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999. 2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000. 3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет. 4. Портреты русских и зарубежных композиторов 5. Наглядно - иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года); - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»). 6. Музыкальный центр «Soni» |
2. Пение: музыкально-слуховые представления | «Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай, какой инструмент» |
- ладовое чувство | «Грустно-весело»; «Выполни задание»; «Слушаем внимательно» |
- чувство ритма | «Ритмическое эхо»; «Наше путешествие; «Определи по ритму» |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой «Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000. 2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков. 3. Разноцветные шарфы - 25 штук. 4. Разноцветны платочки – 50 штук. 5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. 6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. 7. Косынки (желтые, красные) – 33 штуки. |
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень комплексных программ | Программы:
|
Перечень парциальных программ и технологий |
|
Перечень пособий | 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада). 3. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты. 5. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 6. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003. 7. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с. 8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001. 9. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей) 10. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994. Методическое обеспечение программы Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»: 11. Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты. Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»: В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998. «Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А. Петрова). – М.: Центр «Гармония», 1995. Пособия для педагогов Аудиокассеты с записями музыкальных произведений (сост. В. А. Петрова). – М.: ГДРЗ, 1995. Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997. Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Синтез»: «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993. «Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. Пособия для педагогов Тютюнникова Т.Э., «Элементарное музицирование с дошкольниками». Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»: Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998. Методическое обеспечение технологии Е.Железновой |
Перечень дидактических игр и пособий
«Весело, грустно», «Узнай инструмент», «Высоко, низко», «Тихо, громко», «Выполни задание», «Музыкальные башмачки», «Цветомузыка», «Сложи песенку», «Музыкальная лесенка», «На чем играю?», «Музыкальное лото», «Русские и зарубежные композиторы» лото, «Музыкальный словарик», «Симфонический оркестр», «Музыкальная копилка», «Кубик эмоций».
Пособия:
- Графические модели мелодических линий.
- Графические модели по ориентации в пространстве.
- Напольное пианино.
- Кот Музик
- Музыкальные палочки
- Деревянные Д.М.И.
- Металлические Д.М.И.
- Шумовые Д.М.И.
- Набор для рисования (кисточки, краски, альбомы)
СД и аудиокассеты, цифровые файлы с музыкой
Рабочая программа предусматривает использование в процессе образовательной деятельности интересного и яркого наглядного материала:
- иллюстрации и репродукции;
- дидактический материал;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- аудио- и видеоматериалы;
- «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- компьютерные «презентации».
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию старшая группа.
Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию ст. гр....
Рабочая программа по музыкальному развитию (вторая младшая группа) 3-4 года
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....
Рабочая программа по музыкальному развитию (средняя группа) 4-5 лет
В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....
Рабочая программа по музыкальному развитию (средняя группа) 4-5 лет Исполнитель:
Рабочая программа по музыкальному развитию дошкольников...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ (СТАРШАЯ ГРУППА)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ТУТТИ" (ПОД РЕДАКЦИЕЙ А. БУРЕНИНОЙ, Т. ТЮТЮННИКОВОЙ)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «РОМАШКА» на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «РОМАШКА» на 2022-2023 учебный год...