«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства»
статья на тему
Развитие дошкольника осуществляется в тесном взаимодействии с окружающим миром на уровне микросистемы – семья; мезосистемы – детский сад, соседи; экзосистемы – родственники, социальные службы; макросистемы – ценности и нормы общественности. Одной из проблем современного ребенка является то, что в отличие от ребенка предыдущего поколения, когда он развивался в условиях микросистемы, т.е. только большинство в семье, в данный период времени на ребенка влияют все системы сразу, которые не имеют связей между собой и поток информации хаотичен. Из всего этого беспорядочного потока информации ребенок выбирает для себя в большинстве случаев не нужную или вредную .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balykina_e._p.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
В настоящее время в системе образования разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из основных направлений в нем является художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность является важной частью в этом направлении. Но художественно – эстетическое развитие взаимосвязана с другими направлениями: ознакомление с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии. А так же с разными видами искусства – как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же с разнообразными видами деятельности детей. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает восприятие и понимание произведений изобразительного искусства. Особую актуальность эта проблема приобретает у детей к 6-7 годам жизни, когда с одной стороны, ребенок уже эмоционален, отзывчив и впечатлителен, а, с другой стороны его эстетические переживания и чувства невостребованные – он пока не понимает как научиться воспринимать произведения искусства и как выражать свои чувства от увиденного.
Культурное общество – это развитие будущего цивилизованного и высоконравственного общества.
Многочисленные психолого-педагогические источники трактуют понятие «восприятие» с разных позиций:
– восприятие представляет собой процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств (В. А. Ганзен);
– восприятие выступает как синтез ощущений и формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимодействий с предметами (Б. М. Бим-Бад);
– эстетическое восприятие выражается в творческом характере, выражающемся в субъективно-пристрастном и активно-преобразующемся отношении ребёнка к художественному произведению (Т. Алиева);
– эстетическое восприятие – это познание эстетического предмета - полное и содержательное его освоение (А. И. Буров);
– своеобразие художественного восприятия состоит в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значении эмоций (Ю. С. Шапошников);
– художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности (О. А. Соломенникова, Т. Г. Казакова, З. А. Богатеева и др.)
Развитие дошкольника осуществляется в тесном взаимодействии с окружающим миром на уровне микросистемы – семья; мезосистемы – детский сад, соседи; экзосистемы – родственники, социальные службы; макросистемы – ценности и нормы общественности. Одной из проблем современного ребенка является то, что в отличие от ребенка предыдущего поколения, когда он развивался в условиях микросистемы, т.е. только большинство в семье, в данный период времени на ребенка влияют все системы сразу, которые не имеют связей между собой и поток информации хаотичен. Из всего этого беспорядочного потока информации ребенок выбирает для себя в большинстве случаев не нужную или вредную информацию.
Противоречие заключается в следующем, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной целью дошкольного учреждения является создание условий для обеспечения полноценного развития личности ребёнка, а именно восприятие и понимание произведений искусства ребенком дошкольного возраста, но на данном этапе во многих садах наблюдается нехватка квалифицированных специалистов по изобразительному искусству, которые в свою очередь не способны создать комфортные условия для восприятия произведений искусства. Ко всему прочему бесчисленный и хаотичный поток информации, который давит на ребенка со всех сторон не дает ему нужных знаний о современном изобразительном искусстве.
Недостатки в результатах:
- эстетические переживания, эмоции и чувства у детей невостребованы;
-у детей недостаточно знаний о произведениях изобразительного искусства;
-дети мало осведомлены о жанрах и видах изобразительного искусства;
-дети не знают имен известных художников разных жанров;
- дети не проявляют самостоятельность в творческой деятельности.
Недостатки в процессе:
- в содержании программ недостаточно информации, способствующей формированию у детей начальных представлений о произведениях изобразительного искусства;
- отсутствие системности во взаимодействии воспитателя педагогов дополнительного образования;
-недостаток в поддержке со стороны малого социума у ребенка;
Недостатки в условиях:
- отсутствие специалистов в ДОО по изобразительной деятельности.
-недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к изобразительному искусству;
-недостаток методической литературы, позволяющей знакомить детей с изобразительным искусством;
- проблема в посещении выставок и музеев.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
В данный период времени существует множество программ по формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений об изобразительном искусстве. При всей значимости программ можно отметить, что решаются не все проблемы и задачи образовательной области «художественно-эстетическое развитие», выделенные в ФГОС ДО. Для решения данной проблемы предлагается дополнить основное содержание воспитательно-образовательного процесса системной работы. Основное назначение данной педагогической системы состоит в том, что она направлена на процесс формирования у детей дошкольного возраста восприятия изобразительного искусства на основе взаимодействия ДОО и семьи.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает восприятие и понимание произведений изобразительного искусства, ребенок владеет предпосылками эстетического восприятия (эмоциональная отзывчивость, впечатлительность) и его эстетические переживания и чувства становятся востребованными. Культурное общество – это развитие будущего цивилизованного и высоконравственного общества.
Целевые ориентиры | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества и действий и речи ребенка |
ребенок овладевает основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, участников по совместной деятельности | в подготовительной группе дети могут проявлять самостоятельность в выборе творческой деятельности и участников по совместной деятельности | хорошо рисует, играет, общается со сверстниками. |
ребенок адекватно проявляет свои чувства. | ребенок уверен в себе | Уверенно рассказывает о видах и жанрах изобразительного искусства |
ребенок обладает развитым воображением и фантазией, которое реализуется в разных видах деятельности | в подготовительной группе довольно хорошо развито воображение, которое помогает им в самостоятельном творчестве | Рисует самостоятельно, проявляет фантазию, и индивидуальность, предлагает свои идеи реализации цели |
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выразить свое отношение к произведению искусства | ребенок достаточно хорошо владеет устной речью | сопровождает комментарием свои работы |
склонен к наблюдению, способен к принятию собственного решения, любознательный | ребенок любознательный, наблюдательный | задает много вопросов, интересуется произведениями искусства, знает имена и названия известных художников. |
Так же в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок развивает фантазию и воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в творческой деятельности. Ребенок приобретает навыки владения разными видами творческой деятельности, получает новые эмоции, формируется уверенность в своих возможностях в достижениях больших результатов. В будущем хорошо развитое воображение у детей позволяет им предлагать свои идеи реализации целей, поставленных в образовательной деятельности.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Система представляет собой целенаправленный, планируемый процесс. По мнению В.Н. Топорова, «система работы – это совокупность элементов, организованных таким образом, что изменения, исключения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах».
В эту систему по восприятию дошкольниками изобразительного искусства входят: дети, воспитатель, специалисты дополнительного образования и родители. Система рассчитывается на один учебный год и предполагает положительные результаты.
Важной задачей является знакомство и восприятие детьми разных техник в изобразительном искусстве, умение распознавать вид и жанр в изобразительном искусстве. Развитие активности и самостоятельности детей стимулирует их на то, что бы они хотели стремиться создавать, что-то полезное для других, радовали других детей и взрослых, формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Все это является основами развития будущего культурного общества. Развитие фантазии, я считаю, это будущее наших технологий. Но нужно начинать с малого – это создание комфортной социальной ситуации в семье и предпосылок у родителей, при которой будут обеспечены психолого –педагогические условия для ориентации на интересы и возможности каждого ребёнка по процессу восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.
Многие родители уверены, что знания по изобразительному искусству и развитию творческих способностей должны давать только специально подготовленные профессионалы. Но эти родители не могут понять того, что те знания, которые дают в детском саду – это лишь вершина айсберга всего процесса. Основное развитие личности ребенка идет из семьи и именно оттуда он черпает основной багаж знаний и умений для будущей жизни.
Система работы по формированию восприятия изобразительного искусства.
№п/п | Направление деятельности воспитателя | Вид деятельности | Форма | На что направлено | ||
1 | Работа с детьми | Игровая | Дидактическая игра «Подбери палитру» | Приобретение детьми знаний о новых оттенках и цветах | ||
1.1 | Сюжетно – ролевая игра «Город» | Активизирует творческую фантазию | ||||
1.2. | Подвижная игра «Краски» | Закрепление знаний о новых цветах и оттенков палитры | ||||
1.3 | Театрализованная игра «Гномы» | Развитие эмоциональной отзывчивости | ||||
2 | Коммуникативная | Беседа на тему «Какого цвета настроение?» | Закрепляем знания о цветах. Развиваем фантазию. | |||
3 | Познавательно-исследовательская | Исследование объектов окружающего мира. Наблюдение за деревьями на участке сада в течение всего года. | Развиваем умения делать аналогии одних и тех же деревьев, но в разное время года. Сравнительный анализ по картинам. | |||
4 | Восприятие художественной литературы. | Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». . | Вызывать у детей эмоциональный отклик об услышанном. Закрепляем умение пересказывать отдельные отрывки. | |||
4.1. | Заучивание отрывка А. С. Пушкина «Евгений Онегин: Уж небо осенью дышало» с наглядным материалом | Развитие фантазии и зрительных образов у детей. Донести до них как можно почувствовать осень через стихи. | ||||
5 | Изобразительная | Создание творческих работ «Рисуем осень» | Развитие самостоятельности в выборе сюжета для рисунка и палитры красок. | |||
5.1. | Создание коллективной работы «Помогаем Федоре с горем» | Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в рисовании, демонстрирует умение самостоятельно находить интересное для себя. | ||||
6 | Музыкальная | Слушание мелодии на пианино «Времена года» | Развиваем фантазии – умении грамотно формулировать свой рассказ об услышанном. | |||
6.1. | Коммуникативная | Фантазировать на тему «Звуки красок» | Закрепляем умение составлять свой рассказ. Развиваем воображение. | |||
7 | Продуктивная | Сбор материала для организации мини-выставки «Наша природа» | Воспитывать бережное отношение к природе, умение систематизировать и классифицировать | |||
7.1 | Посещение выставки «Художники родного края» | Прививать любознательность и желание узнать больше об увиденных картинах. |
Для того чтобы работа по приобщению детей к восприятию и пониманию произведений изобразительного искусства была плодотворной, целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- метод «проектов» по интересным темам, близким опыту детей (пример: «Времена года»). Целесообразно здесь включать работу с родителями – их непосредственное участие в процессе;
- наблюдение процесса создания картины (показ познавательного видео по данной тематике, рассматривание изобразительных инструментов, демонстрация этапов появления рисунка);
- выставка альбомов с произведениями изобразительного искусства;
- выставка детских рисунков по временам года.
Но без непосредственного участия в жизни ребенка родителей не стоит ожидать высоких результатов по восприятию детей изобразительного искусства. Большинство детей воспринимают только то, что им говорят и показывают родители. Родители в первую очередь должны начать приобщение своих детей к миру искусства.
Для того, чтобы понять как дети начали воспринимать изобразительное искусство, а именно, знать имена известных художников и их картины, отличать виды и жанры изобразительного искусства и самостоятельно переносить свои фантазии на лист бумаги не копируя работы других детей, нужно всесторонняя продуктивная беседа и наблюдение за детьми во время образовательной деятельности. В этом заключается диагностическая часть воспитателя.
5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые условия:
-прохождение воспитателями курсов по повышению квалификации, посещение семинаров городского и районного уровня по вопросам художественно – эстетического развития;
-привлечение к работе педагога по изобразительному искусству, музыкального работника и психолога.
Научно-методические условия;
- подбор новых программ по художественно – эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО ;
- разработка комплексных занятий по изобразительной деятельности;
- подбор художественной литературы для проведения комплексных занятий по изобразительному искусству
Материально-технические условия:
- Оснащенность группы проектором и интерактивной доской, покупка нового музыкального проигрывателя;
- приобретение дополнительного оборудования для детского творчества (мольберты, краски, кисти, раскраски, трафареты)
- обновление комплекса художественных инструментов. Приобретение оборудования для показа детям познавательных видеофильмов и первичных представлений об искусстве.
Информационные условия:
- дистанционное общение с коллегами с целью обмена опытом и информацией по теме изобразительная деятельность.
-создание мультимедийных дидактических пособий, интерактивных игр, электронных презентаций для повышения развития у детей;
Организационные условия:
Периодичность смены игр по художественно – эстетическому развитию, стимулирующих познавательную деятельность детей.
Нормативно-правовые условия:
Заключение договоров:
- с центром дополнительного образования;
- с экскурсионными агентствами города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Методическая разработка в помощь музыкальным руководителям о работе над восприятием музыки детьми старшего дошкольного возраста....
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)»
«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...
«Система работы по восприятию детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
В современном обществе происходят социальные и экономическиеперемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательным...
«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)
«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...
"Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства
.«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный з...
Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.Важнейшей целью дошкольного образовани...