«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства»
статья на тему

Балыкина Елена Петровна

Развитие дошкольника осуществляется в тесном взаимодействии с окружающим миром на уровне микросистемы – семья; мезосистемы – детский сад, соседи; экзосистемы – родственники, социальные службы; макросистемы – ценности и нормы общественности. Одной из проблем современного ребенка является то, что в отличие от ребенка предыдущего поколения, когда он развивался в условиях микросистемы, т.е. только большинство в семье, в данный период времени на ребенка влияют все системы сразу, которые не имеют связей между собой и поток информации хаотичен. Из всего этого беспорядочного потока информации ребенок выбирает для себя в большинстве случаев не нужную или вредную .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balykina_e._p.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В настоящее время в системе образования разработан Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из основных направлений в нем является художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность является важной частью в этом направлении. Но художественно – эстетическое развитие взаимосвязана с другими направлениями: ознакомление с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии. А так же с разными видами искусства – как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же с разнообразными видами деятельности детей. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Согласно ФГОС ДО  художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает  восприятие и понимание произведений изобразительного искусства. Особую актуальность эта проблема приобретает у детей к 6-7 годам жизни, когда с одной стороны, ребенок уже эмоционален,  отзывчив и впечатлителен, а, с другой стороны его эстетические переживания и чувства  невостребованные – он пока не понимает как научиться воспринимать произведения искусства и как выражать свои чувства от увиденного.

Культурное общество – это развитие будущего цивилизованного и высоконравственного общества.

Многочисленные психолого-педагогические источники трактуют понятие «восприятие» с разных позиций:

– восприятие представляет собой процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств (В. А. Ганзен);

– восприятие выступает как синтез ощущений и формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимодействий с предметами (Б. М. Бим-Бад);

– эстетическое восприятие выражается в творческом характере, выражающемся в субъективно-пристрастном и активно-преобразующемся отношении ребёнка к художественному произведению (Т. Алиева);

– эстетическое восприятие – это познание эстетического предмета - полное и содержательное его освоение (А. И. Буров);

– своеобразие художественного восприятия состоит в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значении эмоций (Ю. С. Шапошников);

– художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности (О. А. Соломенникова, Т. Г. Казакова, З. А. Богатеева и др.)

Развитие дошкольника осуществляется в тесном взаимодействии с окружающим миром на уровне микросистемы – семья; мезосистемы – детский сад, соседи; экзосистемы – родственники, социальные службы; макросистемы – ценности и нормы общественности. Одной из проблем современного ребенка является то, что в отличие от ребенка предыдущего поколения, когда он развивался в условиях микросистемы, т.е. только большинство в семье, в данный период времени на ребенка влияют все системы сразу, которые не имеют связей между собой и поток информации хаотичен. Из всего этого беспорядочного потока информации ребенок выбирает для себя в большинстве случаев не нужную или вредную информацию.

Противоречие заключается в следующем, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной целью дошкольного учреждения  является создание условий для обеспечения полноценного развития личности ребёнка, а именно восприятие  и понимание произведений искусства ребенком дошкольного возраста, но на данном этапе во многих садах наблюдается нехватка квалифицированных специалистов по изобразительному искусству, которые в свою очередь не способны создать комфортные условия для восприятия произведений искусства. Ко всему прочему бесчисленный и хаотичный поток информации, который давит на ребенка со всех сторон не дает ему нужных знаний о современном изобразительном искусстве.

Недостатки в результатах:

- эстетические переживания, эмоции и чувства у детей невостребованы;

-у детей недостаточно знаний о произведениях изобразительного искусства;

-дети мало осведомлены о жанрах  и видах изобразительного искусства;

-дети не знают имен известных художников разных жанров;

- дети не проявляют самостоятельность в творческой деятельности.

Недостатки в процессе:

-   в содержании программ недостаточно информации, способствующей формированию у детей начальных представлений о произведениях  изобразительного искусства;

- отсутствие системности во взаимодействии воспитателя педагогов дополнительного образования;

-недостаток в поддержке со стороны малого социума у ребенка;

Недостатки в условиях:

- отсутствие специалистов в ДОО по изобразительной деятельности.

-недостаток наглядного материала, на основе которого формируется интерес к изобразительному искусству;

-недостаток методической литературы, позволяющей знакомить детей с изобразительным искусством;

- проблема в посещении выставок и музеев.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

В данный период времени существует множество программ по формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений об изобразительном искусстве. При всей значимости программ можно отметить, что решаются не все проблемы и задачи образовательной области «художественно-эстетическое развитие», выделенные в ФГОС ДО. Для решения данной  проблемы предлагается дополнить основное содержание воспитательно-образовательного процесса  системной работы.  Основное назначение данной педагогической системы состоит в том, что она направлена на процесс формирования у детей дошкольного возраста восприятия изобразительного искусства на основе взаимодействия ДОО и семьи.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Согласно ФГОС ДО  художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает  восприятие и понимание произведений изобразительного искусства, ребенок владеет предпосылками эстетического восприятия (эмоциональная  отзывчивость, впечатлительность) и его эстетические переживания и чувства становятся востребованными. Культурное общество – это развитие будущего цивилизованного и высоконравственного общества.

Целевые ориентиры

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества и действий и речи ребенка

ребенок овладевает основными  способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, участников по совместной деятельности

в подготовительной группе дети могут проявлять самостоятельность в выборе творческой деятельности и участников по совместной деятельности

хорошо рисует, играет, общается со сверстниками.

ребенок адекватно проявляет свои чувства.

ребенок  уверен в себе

Уверенно рассказывает о видах и жанрах изобразительного искусства

ребенок обладает развитым воображением и фантазией,  которое реализуется в разных видах деятельности

в подготовительной группе довольно хорошо развито воображение, которое помогает им в самостоятельном творчестве

Рисует самостоятельно, проявляет фантазию, и индивидуальность, предлагает свои идеи реализации цели

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выразить свое отношение к произведению искусства

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью

сопровождает комментарием свои работы

склонен к наблюдению, способен к принятию собственного решения, любознательный

ребенок любознательный, наблюдательный

задает много вопросов, интересуется произведениями искусства, знает имена и названия известных художников.

Так же в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок развивает фантазию и  воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в творческой деятельности. Ребенок приобретает навыки владения разными видами творческой деятельности, получает новые эмоции, формируется уверенность в своих возможностях в достижениях больших результатов. В будущем хорошо развитое воображение у детей позволяет  им предлагать свои идеи реализации целей, поставленных в образовательной деятельности.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

 Система представляет собой целенаправленный, планируемый процесс. По мнению  В.Н. Топорова, «система работы – это совокупность элементов, организованных таким образом, что изменения, исключения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах».

В эту систему по восприятию дошкольниками изобразительного искусства входят: дети, воспитатель, специалисты дополнительного образования и родители. Система рассчитывается на один учебный год и предполагает положительные результаты.

Важной задачей является знакомство и восприятие  детьми разных техник в изобразительном искусстве, умение распознавать вид и жанр в изобразительном искусстве. Развитие активности и самостоятельности детей стимулирует их на то, что бы  они хотели стремиться создавать, что-то полезное для других, радовали других детей и взрослых, формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Все это является основами развития будущего культурного общества. Развитие фантазии, я считаю, это будущее наших технологий. Но нужно начинать с малого – это создание комфортной социальной ситуации в семье и предпосылок у родителей, при которой будут обеспечены психолого –педагогические условия для ориентации на  интересы и возможности каждого ребёнка по процессу восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.

Многие родители уверены, что знания по изобразительному искусству и развитию творческих способностей должны давать только специально подготовленные профессионалы. Но эти родители не могут понять того, что те знания, которые дают в детском саду – это лишь вершина айсберга всего процесса. Основное развитие личности ребенка идет из семьи и именно оттуда он черпает основной багаж знаний и умений для будущей жизни.

Система работы по формированию восприятия изобразительного искусства.

№п/п

Направление деятельности воспитателя

Вид деятельности

Форма

На что направлено

1

Работа с детьми

Игровая

Дидактическая игра «Подбери палитру»

Приобретение детьми знаний о новых оттенках и цветах

1.1

Сюжетно – ролевая игра «Город»

Активизирует творческую фантазию

1.2.

Подвижная игра «Краски»

Закрепление знаний о новых цветах  и оттенков палитры

1.3

Театрализованная игра «Гномы»

Развитие эмоциональной отзывчивости

2

Коммуникативная

Беседа на тему «Какого цвета настроение?»

Закрепляем знания о цветах. Развиваем фантазию.

3

Познавательно-исследовательская

Исследование объектов окружающего мира. Наблюдение за деревьями на участке сада в течение всего года.

Развиваем умения делать аналогии одних и тех же деревьев, но в разное время года. Сравнительный анализ по картинам.

4

Восприятие художественной литературы.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

    .

Вызывать у детей эмоциональный отклик об услышанном. Закрепляем умение пересказывать отдельные отрывки.

4.1.

Заучивание отрывка А. С. Пушкина «Евгений Онегин: Уж небо осенью дышало» с наглядным материалом

Развитие фантазии и зрительных образов у детей. Донести до них как можно почувствовать осень через стихи.

5

Изобразительная

Создание творческих работ «Рисуем осень»

Развитие самостоятельности в выборе сюжета для рисунка и палитры красок.

5.1.

Создание коллективной работы «Помогаем Федоре с горем»

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в рисовании, демонстрирует умение самостоятельно находить интересное для себя.

6

Музыкальная

Слушание мелодии на пианино «Времена года»

Развиваем фантазии – умении грамотно формулировать свой рассказ об услышанном.

6.1.

Коммуникативная

Фантазировать на тему «Звуки красок»

Закрепляем умение составлять свой рассказ. Развиваем воображение.

7

Продуктивная

Сбор материала для организации мини-выставки «Наша природа»

Воспитывать бережное отношение к природе, умение систематизировать и классифицировать

7.1

Посещение выставки «Художники родного края»

Прививать любознательность и желание узнать больше об увиденных картинах.

Для того  чтобы работа по приобщению детей к восприятию и пониманию произведений изобразительного искусства была плодотворной, целесообразно использовать  следующие методы и приемы:

- метод «проектов» по интересным темам, близким опыту детей (пример: «Времена года»). Целесообразно здесь включать работу с родителями – их непосредственное участие в процессе;

- наблюдение процесса создания картины (показ познавательного видео по данной тематике, рассматривание изобразительных инструментов, демонстрация этапов появления рисунка);

- выставка альбомов с произведениями изобразительного искусства;

- выставка детских рисунков по временам года.

Но без непосредственного участия в жизни ребенка родителей не стоит ожидать высоких результатов по восприятию детей изобразительного искусства. Большинство детей воспринимают только то, что им говорят и показывают родители. Родители в первую очередь должны начать приобщение своих детей к миру искусства.

Для того, чтобы понять как дети начали воспринимать изобразительное искусство, а именно, знать имена известных художников и их картины, отличать виды и жанры изобразительного искусства и самостоятельно переносить свои фантазии на лист бумаги не копируя работы других детей, нужно всесторонняя продуктивная беседа и наблюдение за детьми во время образовательной деятельности. В этом заключается диагностическая часть воспитателя.

5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые условия:

-прохождение воспитателями курсов по повышению квалификации, посещение семинаров городского и районного уровня по вопросам художественно – эстетического развития;

-привлечение к работе педагога по изобразительному искусству, музыкального работника и психолога.

Научно-методические условия;

- подбор новых программ по художественно – эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО ;

- разработка комплексных занятий по  изобразительной деятельности;

- подбор художественной литературы для проведения комплексных занятий по изобразительному искусству

Материально-технические условия:

- Оснащенность группы проектором и интерактивной доской, покупка нового музыкального проигрывателя;

- приобретение дополнительного оборудования для детского творчества (мольберты, краски, кисти, раскраски, трафареты)

- обновление комплекса художественных инструментов. Приобретение оборудования для показа детям познавательных видеофильмов и первичных представлений об искусстве.

 Информационные условия:

- дистанционное общение с коллегами с целью обмена опытом и информацией по теме изобразительная деятельность.

 -создание мультимедийных дидактических пособий, интерактивных игр, электронных презентаций для повышения развития у детей;

Организационные условия:

Периодичность смены игр по художественно – эстетическому развитию, стимулирующих познавательную деятельность детей.

Нормативно-правовые условия:

Заключение договоров:

- с центром дополнительного образования;

-  с экскурсионными агентствами города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Методическая разработка в помощь музыкальным руководителям о работе над восприятием музыки детьми старшего дошкольного возраста....

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)»

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

«Система работы по восприятию детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»

В современном обществе происходят социальные и экономическиеперемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательным...

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

"Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства

.«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный з...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.Важнейшей целью дошкольного образовани...