Программа кратковременных образовательных практик для детей 5-6 лет "Дружные музыканты"
рабочая программа по музыке (старшая группа) на тему
Представлена программа КОПов, реализуемых в Пермском крае, для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015.03_publikatsiya_kop.docx | 35.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа кратковременных образовательных практик
для детей 5-6 лет « Дружные музыканты»
Руководитель: Платунова Т.С.
Музыкальный руководитель
Первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность: систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, память, развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность в повседневной жизни, но и обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие творческих способностей, формирует музыкально-эстетический вкус.
Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволит детям успешно применять полученные знания на праздниках, развлечениях, и, конечно, в занятиях самостоятельной музыкальной деятельностью.
Научившись играть на детских музыкальных инструментах, дети, становятся более уверенными, а умения, которые они получат на занятиях, они смогут применять и в быту. Например, игра «в семью» станет намного интересней, если «хозяйка» принимая гостей, играет на металлофоне или пианино.
В процессе совместной деятельности у детей развивается чувство товарищества и взаимопомощи, они лучше адаптируются в детском социуме, становятся примером для остальных детей, вызывая у них стремление тоже быть активными.
Кроме того, играя на детских музыкальных инструментах, дети учатся преодолевать трудности, что, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни.
Цель: Обучение детей старшего дошкольного возраста игре
на детских музыкальных инструментах
Задачи на учебный год:
1.Развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народной, классической, современной музыки, исполненной на детских музыкальных инструментах, пополняя запас музыкальных впечатлений.
2.Развивать музыкально- эстетическое сознание в процессе слушания музыкальных произведений, сыгранных на детских музыкальных инструментах.
3. Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие произведений двух – трехчастной музыки, в которых может передаваться развитие и взаимодействие музыкальных образов, развивать умение при слушании пьес воспринимать, чувствовать выразительность музыки, сыгранной на детских музыкальных инструментах, различать смену характера, понимать процесс развития музыкальных образов.
4.Знакомить с исполнением музыкальной пьесы на одном инструменте и в исполнении оркестра детских музыкальных инструментов.
5. Развивать тонкое музыкально – сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков:
- звуковысотных (три звука, различные по высоте – звуки трезвучия,
поступенные звуки)
- ритмических (различать по ритмическим рисункам знакомые
русские народные песни, польку, вальс, марш);
- тембровых ( различать смену тембров инструментов оркестра
детских музыкальных инструментов);
- динамических (пиано- меццо-пиано- (форте ), а также усиление и ослабление звуков;
- темповых изменений (от очень медленного до очень быстрого, а также
ускорение темпа).
6.Развивать восприятие способов игры на различных детских музыкальных инструментах.
7. Развивать умение давать оценку, выражать свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, в творческой исполнительской деятельности.
8. Сформировать репертуар из музыкальных произведений, исполняемых оркестром.
9. Освоить азбуку игры на детских музыкальных инструментах:
- обучить способам игры на различных инструментах детского оркестра (металлофонах, ксилофонах, бубнах, погремушках, ложках);
- отрабатывать слаженность и выразительность исполнения простых пьес в оркестре.
10. Побуждать играть на инструментах в самостоятельной деятельности в
детском саду, в семье.
11. Побуждать эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях; выражать свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыки, исполненной оркестром.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
«Игра на детских музыкальных инструментах»
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, детским музыкальным инструментам отводится особая роль. Они вызывают у детей большой интерес. Ими широко пользуются в детских садах, помогая развитию творческих способностей детей.
Существует много разнообразных возможностей использования детских музыкальных инструментов в ДОУ. Это индивидуальное музицирование в часы досуга и коллективное исполнение в детском оркестре.
На занятиях педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь, подыгрывать себе и т.д.
Детские музыкальные инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они очень упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу звукоизвлечения.
ВИДЫ ИНСТРУМЕНТОВ:
Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т.д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации.
Звучащие. 1.Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2.Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью
Которого можно воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, баяны, губные гармоники, колокольчики, домры, балалайки. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах дети развиваются интеллектуально: они знакомятся с творчеством композиторов, приобретают элементарные навыки игры на д.м.и., у детей развивается звуковысотный,, динамический слух, улучшается чувство ритма, музыкальная память. Все это поможет детям в их дальнейшей жизни стать образованными, интеллектуально развитыми людьми .
-5-
Перспективный план кратковременной образовательной
практики для детей 5-6 лет
Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Октябрь
1 –я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
«Небо синее» муз.Е.Тиличее- вой – разучить с детьми попевку, построенную на одном звуке, точно передавать ритмический рисунок. | «Небо синее»муз.Е.Тиличеевой – закрепление, выкладывание карточками на фланелеграфе ритмического рисунка, исполнение на металлофоне | «Смелый пилот» муз.Е.Тиличеевой разучить новую попевку, построенную на одном звуке, точно передавать ритмический рисунок попевки на кубиках, деревянных палочках | «Смелый пилот»муз.Е. Тиличеевой – закрепление, выкладывание карточками на фланелеграфе, Передавать ритмический рисунок попевки на кубиках, деревянных палочках. Продукт: испол-нение на металлофоне двух попевок «Небо синее» и «Смелый пилот»муз.Е.Ти- личеевой |
НОЯБРЬ:
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
1.Повторение музыкального репертуара за предыдущий месяц, Закрепление полученных знаний Исполнение попевок «Смелый пилот» и «Небо синее» Е.Тиличеевой – закрепление навыков игры на металлофоне | «Бодрость»муз.Д.Тюрк – учить детей играть на различных ударных музыкальных инструментах (кубиках, бубнах, треугольниках, погремушках) | .«Бодрость»Д. Тюрк – точно передавать ритмический рисунок, учить правильным приемам звукоизвлечения, вовремя вступать и заканчивать исполнение | «Бодрость» Д.Тюрк – обращать внимание детей на необходимость слышать друг друга и музыкальное сопровождениеПервоначальноисполнить муз.произведе ние поочередно, а затем всем вместе. Продукт: Исполнение произведения «Бодрость» |
Декабрь
1-неделя | 2-я неделя | 3 неделя | 4-я неделя |
Повторение пройденного репертуара: формировать у детей желание исполнять полюбившиеся музыкальные произведения, воспитывать дружеские взаимоотношения («Небо синее», Смелый пилот»Е.Тиличее-вой, «Бодрость» Д.Тюрк) | «Детская полька» муз.А.Жилинского – учить детей применять «звуковые жесты»: хлопки, шлепки, щелчки, притопы, которые используются для работы над ритмическим рисунком (развитие чувства ритма) | «Детская полька» муз.А.Жилинского – учить детей применять «звуковые жесты»: хлопки, шлепки, щелчки, притопы, которые используются для работы над ритмическим рисунком (развитие чувства ритма) | «Детская полька»муз. А.Жилинского – закреплять ранее полученные знания . Продукт: «Детская полька» муз.А.Жилинско го –исполнение детей . |
Январь
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Повторение пройденного материала, исполнение по желанию детей. Познакомить с новым муз. произв-нием «Шарманка» Д.Шостако- вича | .«Шарманка» муз.Д.Шостаковича – познакомить с новым приемом игры на металлофоне – глиссандо, а также закреплять навыки игры на колокольчиках, кубиках, треугольниках. | «Шарманка» Д.Шостакови- ча - отрабатывать приемы игры на металлофонах, бубнах, кубиках, колокольчиках. | .-«Шарманка» муз.Д.Шостаковича – закрепление ранее получен- ных знаний по игре на различных музыкальных инструментах. Продукт: «Шарманка» муз.Д.Шостаковича – исполнение детей |
Февраль
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Повторение знакомых произведений по желанию детей. «Степная кавалерийская» Л.Книппер – познакомить с новым муз про- изведением | «Степная кавалерийская» муз.Л.Книппер – продолжать обучать детей игре на д.м.и. (металлофонах, треугольниках, бубнах) | «Степная кавалерийская» муз.Л.Книппер – осваивать навыки игры на металлофоне, бубне, треугольнике. | «Степная кавалерийская» муз.Л.Книппер – продолжать учить детей играть в ансамбле, осваивать навыки совместной игры. Продукт: «Степная кавалерийская» |
Март
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Повторение пройденного музыкального репертуара. Познакомить с новым муз. произведении- ем «Итальянская полька» С.Рахма- нинова | .«Итальянская полька» муз.С.Рахманинова – познакомить детей с новым муз. произведением, вызвать интерес к его исполнению, начать его разучивание | «Итальянская полька» Учить детей пра- вильному звукоизвлечению на металлофонах. игре на ударных инструментах (бубнах, колокольчиках, треугольниках) | Продукт: Исполнение «Итальянской польки» |
Апрель
1-я неделя | 2-я неделя | 3-неделя | 4-я неделя |
Повторение пройденного муз. репертуара; познакомить детей с отрывком из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, вызвать интерес, начать разучивание | Отрывок из б-та «Лебединое озеро» П.И.Чайковского | Отрывок из балета «Лебединое озеро» П.Чайковского | Продукт: Исполнение отрывка из балета «Лебединое озеро» детьми |
-8-
Май
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
-Повторение ранее пройденных муз. произведений - р.нар.мел. «Я на горку шла» | « Я на горку шла» Учить детей играть на различных детских музыкальных инструментах: металлофонах, ложках, бубнах. | «Я на горку шла» - добиваться слаженности исполнения муз. произведения, ансамбля, соблюдать динамические оттенки, работать над звуковедением | Продукт: Исполнение р.н.мел.«Я на горку шла» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду». Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией В.В.Гербовой, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. Москва, «Мозаика – синтез» 2005г.
- Ветлугина Н., И.Комиссарова Л. «Музыка в детском саду» (старшая группа) М. «Музыка» 1988г.
- Н.Ветлугина «Музыкальный букварь» Издательство «Музыка» 1987 г.
- Журналы «Музыкальный руководитель» за 2003 – 2014 г.
- Журналы «Музыкальная палитра» под редакцией А.И.Бурениной 2005 – 2014г.
- Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» М. «Просвещение» 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кратковременные образовательные практики "Гостиная природы" для детей 4-5 лет
В материале представлены 9 кратковременных образовательных практик по экологическому воспитанию для детей средней группы....
Программа кратковременных образовательных практик «Фантазёры»
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии и поэтому перед системой образования ставится основная цель - воспитание у подрастающего поколения творче...
кратковременная образовательная практика
Дерево с сердечками...
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «Классики (простые)». (Физическая культура). Возраст детей: 4-5 лет.
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА«Классики (простые)».(Физическая культура).Возраст детей: 4-5 лет. Актуальность: Данная краткосрочная образовательная практика «Классики...
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА «Весёлые мячи». Возраст детей: 4-5 лет.
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА«Весёлые мячи».Возраст детей: 4-5 лет. Актуальность: Данная краткосрочная образовательная практика «Весёлые мячи» направлена на овл...
Кратковременная Образовательная Практика "Удивительные палочки". Направление: техническое. Возраст детей: 4-5 лет.
КОП "Удивительные палочки". Направление: техническое. Возраст детей: 4-5 лет....
Программа краткосрочной образовательной практики для детей младшего дошкольного возраста «Первые снег на дереве» 2019-2020 уч.год
Программа краткосрочной образовательной практики для детей младшего дошкольного возраста...