конспект НОД "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Маркова Наталья Петровна

Презентация к занятию https://yadi.sk/i/p9mLzlykep2BJ

Репертуар:

Ю.  Верижникова «Что такое зима» https://yadi.sk/d/tl58ykBjep2mW

"Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной https://yadi.sk/i/MfqHMsk6ep2vo

П.И. Чайковский «Зимние грезы» https://yadi.sk/d/u9QIYra2ep2rm

«Зимушка хрустальная», слова и музыка А.Филипенко  https://yadi.sk/d/a47DGwZDep2tF

«Снежинка» https://yadi.sk/i/wWaCusWnep2wr

“Ледяные фигуры”, слова и музыка М. Картушиной https://yadi.sk/d/atzIT8Wtep2xD

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка)

Тема: «Зимушка-зима»

Цель: На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.

Задачи.

Образовательные:

Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце.

Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Расширить словарный запас детей.

Развивающие:

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.

Развивать фантазию, умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, танцевальной импровизации, рассказе, рисовании).

Развивать эстетические суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.

Воспитательные:

Воспитывать  у детей эмоциональное отношение к живописи, поэзии, классической музыке, танцу, искусству слова.

Формировать эмоционально-целостное отношение к окружающему миру нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

Репертуар:

"Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной, Ю.  Верижникова «Что такое зима», "Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной, П.И. Чайковский «Зимние грезы»

«Зимушка хрустальная», слова и музыка А.Филипенко , «Снежинка» сл., муз., Е. Шадриной, “Ледяные фигуры”, слова и музыка М. Картушиной.

Оборудование: компьютер, телевизор для показа презентации, презентация, игрушка слона, деревянная палочка, снежинка.

Виды детской деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, танцевальное творчество.

Словарная работа  на занятии: белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая, хмурень, лютовей, снеговей.

Предшествующая работа:

Разучивание песен и попевок:

«Зимушка хрустальная», слова и музыка А.Филипенко

«Снежинка» сл., муз., Е. Шадриной

“Ледяные фигуры”, слова и музыка М. Картушиной

"Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной

Планируемый результат.

Дети:

различают оттенки настроений и смену характера музыки.

передают настроение, характер музыки в пении, в движении, танце.

знают признаки зимы узнают произведения искусства о зиме.

используют в речи эстетические суждения о зиме.

самостоятельно воплощают свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, танцевальной импровизации, рассказе, рисовании).

Ход занятия и методика.

Под песню Юрия Верижникова «Что такое зима» дети свободно входят в зал становятся в круг.

Приветствие «Здравствуйте!»

В этот чудесный день

одна рука на пояс, затем другая

Добрый день

хлопают в ладоши и по коленям

Дружно здороваться

одна рука на пояс, затем другая

Нам не лень

притопывают ногами

Руки протягивай

одна рука вперёд, затем другая

Не зевай.

руки протянуты, головой качают вправо-влево

Песню весёлую

руки перед собой сложены в замок, качают

Запевай

хлопают

А теперь продолжаем петь с ускорением

Поют ещё раз

Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Дети, отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Ответ: зима)

Слайд 1 «Зима»

Музыкальный руководитель: Правильно зима. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Сегодня у нас необычное занятие. А знаете почему? К нам на занятие пришёл слоненок (Слайд 2 «Слоненок»), он живет в теплой стране и не знает какая бывает настоящая зима. Давайте ему расскажем.

Игра «Какая бывает Зима?» 
Ход игры:
В центре круга на детском стуле сидит игрушечный слон, рядом со стулом лежит деревянная палочка. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу и исполняют попевку "Какая бывает Зима?" сл. Г. И. Анисимовой , муз. Е. Шадриной

Слон совсем не знает,
Какой зима бывает.
К кому палочка придет,
Тот ответ ему даёт.
К кому палочка придет,
Тот ответ ему даёт.

Ребёнок, остановившийся напротив игрушки слона, берёт палочку и передаёт её по кругу, на ком остановится музыка тот называет прилагательное к слову зима (белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая).
Игра повторяется 4-5 раз.

Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим. У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Музыкальный руководитель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку. Зима всё вокруг заморозила, льдом сковала, снегом засыпала.… и вся природа вокруг таинственная, сказочная. Зимой у нас на улице очень свежо, морозно. Давайте поиграем в игру «Зимние приметы».

Игра «Зимние приметы»

Музыкальный руководитель:

Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Музыкальный руководитель:

Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …

Дети:

Жди метели.

Музыкальный руководитель:

Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …

Дети:

Ждите потепления.

Музыкальный руководитель:

Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …

Дети:

Будет ясно и морозно.

Музыкальный руководитель:Молодцы ребята. А теперь…

Тихо, тихо рядом сядем,

Входит музыка к нам в дом.

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном.

Льется музыка рекой,

Льется нотною строкой,

Снова звуков половодье

Захлестнуло все вокруг

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.

Слушание П.И. Чайковский «Зимние грезы»

Слайд 3 П.И. Чайковский «Зимние грезы»

Музыкальный руководитель: Неправда ли сказочная мелодия? Что вы представили себе, когда звучала эта музыка? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Подходит ли эта мелодия по смыслу к картине художника Жуковского «Зима»?

Слайд 4 репродукция картины  художника С.Ю. Жуковского «Зима»

Музыкальный руководитель: Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Стало немного грустно, печально)

Музыкальный руководитель: Композитор и художник одинаково грустят. Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес. Его ветки прикрыты пушистыми белоснежными шапками. Как музыка смогла передать грусть и тоску в картине? Как она звучала? (спокойно, печально, тихо, грустно). Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Это произведение написал композитор П.И. Чайковский. Посмотрите на его портрет.

Музыкальный руководитель: А сейчас рассмотрим картину о зиме, которую нарисовал художник Иван Иванович Шишкин.

Слайд 5 педагог выставляет детям картину И.И.Шишкина «Зима»).

Музыкальный руководитель: Так о чем же нам рассказал художник? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: Что покорило и удивило художника? (красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

Музыкальный руководитель: Какой же это лес? (Старый дремучий, непроходимый, еще говорят «еловый бор»)

Музыкальный руководитель: Почему вы решили что это старый лес? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? (огромные с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху; это лесные богатыри).

Музыкальный руководитель: А чуть дальше, что мы видим? (частый лес, чащобу, не пробраться сквозь нее)

Музыкальный руководитель: А есть ли тут маленькие  елочки и кусты? (да они чуть виднеются из-под снежных шубок).

Музыкальный руководитель: Посмотрите на цвет снега. Он необыкновенный, коричнево-беловатый – это от коричневых стволов деревьев. Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Музыкальный руководитель: Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот: громкая звонкая или нет? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Да, картина тихая, спокойная, не громкая. Художник использовал немного цветовых тонов, поэтому картина вызывает ощущение тишины, умиротворенности, и спокойствия морозного дня, заснеженного и как будто уснувшего леса. А вот еще одна  картина.

Слайд 6 картина В.Янова «Зима».

Музыкальный руководитель: На этой картине художник Виктор Янов изобразил совсем другую зиму. Рано утром он выглянул в окно и ахнул! Что за сказочная картина открылась перед ним! Расскажите, что так порадовало художника. (Ответы 2-3 детей)

Музыкальный руководитель: Какая по настроению эта картина? (яркая, громкая, светлая, веселая).

Музыкальный руководитель: Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины.

Музыкальный руководитель: А давай те споем песню про Зимушку. Встали ровненько, плечи расправили, вдохнули носиком!

Исполняется песня «Зимушка хрустальная», слова и музыка А.Филипенко

Зимушка хрустальная вся белым-бела

Сколько ты искристого снега намела

Весело и радостно нашей детворе

Выросла высокая горка во дворе

Зимушка хрустальная, ясные деньки

Сели мы на саночки, взяли мы коньки

Санки с горки катятся, снег-снежок хрустит

Зимушка хрустальная деток веселит

Музыкальный руководитель: И чтобы не замерзнуть, давайте потанцуем, у вас  хорошее настроение, да? (Да!) Приглашаю на весёлую разминку «Снежинка». Слайд7 «Снежинка»

Ход игры:
Дети встают в хоровод, один ребёнок берёт Снежинку в руки, передаёт её по кругу. И все ребята исполняют попевку «Снежинка» сл., муз., Е. Шадриной

Полетит моя снежинка.
Вместе с музыкой вперёд.
А коснется детских ручек
Танцевать ты с ней начнёшь.
А коснется детских ручек
Танцевать ты с ней начнёшь.
Ребёнок у кого после завершения попевки осталась Снежинка, выходит в круг и танцует со Снежинкой в руках под музыку «Попури».

Молодцы, а в конце нашего занятия как обычно игра, игра сегодня будет зимняя «Ледяные фигуры» (слайд 9)

Игра “Ледяные фигуры”, слова и музыка М. Картушиной

Выходите в круг скорей,

Поиграем веселей!

Хлопнем раз, хлопнем два,

Начинается игра!

Снегом заметает всё

Ветер ледяной,

Дети идут по залу врассыпную вращая кулачками перед грудью.

В круговерти кружимся

Даже мы с тобой.

Кружатся на месте.

А мороз ударит как -

Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны. На слово “как” ударяют кулаками друг о друга.

Всё скует на раз.

Вытягивают руки вперед.

И фигурой ледяной,

Станем мы сейчас.

Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе.

Мороз ударил – раз!

Мороз ударил – два!

Мороз ударил – три!

Хлопают в ладоши (3 раза)

Ледяная фигура,

На месте замри!

Принимают различные позы на сильную долю такта и замирают на последнее слово. Пошевелившиеся выбывают из игры.

Игру повторить по желанию детей 2-3 раза.

Музыкальный руководитель:  (Слайд 10). Вот подходит к концу наше занятие нам удалось рассказать слоненку о зиме. Скоро мы будем попрощаться с зимой, придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников и с их произведениями мы с вами тоже будем знакомиться. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....